Портретный Очерк Ф И Шаляпина
Помогите пожалуйста портретный очерк Фёдора Шаляпина
Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. И краски он выбирал яркие, под стать безудержному народному веселью.
Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы — и за это спасибо». Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку. Это любимая композиция художника. Видно, что его одежда сшита из бобрового меха. Повсюду оживленная толпа. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками.
сочинение – описание портрета Ф И шаляпина картина художника Кустодиева
Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой ориентиров от «знаниецентристского» подхода к «культу росообразному», ориентацией на речевое развитие учащихся и приобщение их к национальной культуре. Это интереснейший памятник Шаляпину и одновременно памятник русскому таланту вообще. На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. 12. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. И все-таки барство это показное и никак не умаляет широты огромной души великого артиста, в которой так явственно и так сильно выражалась творческая натура, столь характерная для русского нрава и русского народа в целом. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Известно, что Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи. В соавторстве они написали картину «Заседание Государственного Совета».
- Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
- Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
- Портрет Федора Ивановича Шаляпина
- Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Сочинение по картине Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
- Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина
- Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи
Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица-зима. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Даже, судя по его воспоминаниям одно время был на Волге грузчиком (крючником). Коровин, И. Е. Но ему чужды экспрессивная манера и трагическое мироощущение, символический драматизм врубелевских портретов.
- Интересные сочинения по картинам
- Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
- Описание настроения картины Портрет Шаляпина
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сочинение по картине "Портрет Федора Шаляпина"
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. На пальце— перстень. Пастернак, К. А.
На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Ощущение праздничности подчеркнуто убранством стола, украшенного букетом роз, живописно сервированной вазой с фруктами, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором, как рубин сверкает вино.
Народ вывалил на улицу для встречи весны. И отчего он, пережив своего владельца, должен был вернуться в Россию. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. При этом важно пробудить воображение и фантазию школьников, ориентировать их на выражение собственного отношения к картине или объектам изображенным на полотне, поощрять поиск необходимых слов и языковых средств образного воплощения в процессе создания текста (написания сочинения). Пастернак, К. А.
А московское училище живописи и ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было 18 лет) и он уехал в Петербург, где поступил в Академию. На ногах — модная блестящая обувь. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом русский город.
Здесь он находил сюжеты, красочно показывающие традиции русского народа — ярмарки, масленичные гуляния и другие праздники и колоритные типажи выходцев из народа — купцов и купчих, дородных красавиц, «русских венер». А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина.
Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Отец его умер, когда Борису было чуть больше года и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева воспитывала четверых детей на пенсию в 30 рублей. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.
На нем подбитая бобровым мехом шуба и такая же меховая шапка с бархатным верхом. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. И над всем этим весельем возвышается статная фигура Фёдора Ивановича Шаляпина в меховой шубе нараспашку. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Чем только в молодости не приходилось заниматься Шаляпину. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. На руках у Марины обезьянка.
Он родился в небогатой семье канцелярского служащего. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Мне несомненно понравилось это произведение.
Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. «Портреты актера-человека с тысячью лиц» это не наслоение масок, скрывающих его душу, а ряд фильтров, через которые частицы его живого образа проходят все более чистыми и определенными. Золотые медали сыплются как из рога изобилия.
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на нее мог «позировать» художнику. решили просить об этом Кустодиева.
Но всё это вдали, внизу, мелким планом. «С удовольствием, – отвечал Кустодиев. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Художник поэтически возвышает личность портретируемого, хотя в портрете и чувствуется ирония и пафос (Шаляпин изображен в центре полотна, крупным планом, он царит над миром). И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Порождением определенной социокультурной ситуации является текст, выступающий в контексте времени и культурного пространства.
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли.
По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Вот отчего так ценил этот портрет сам Шаляпин, отчего портрет этот из интереснейших в «шаляпинской галерее» и из лучших у Кустодиева. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А.
Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Благодаря этому Федора Ивановича сейчас можно не только услышать, но и увидеть.
Это один из наиболее удачных портретов артиста в России. На картине изображена семья, можно предположить, что они остановились для того, чтобы посмотреть на певца. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Глубокий национальный дух отличает работу Кустодиева. Да она такая, может быть и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. Знаменитый русский художник Кустодиев создал «барственный» портрет Шаляпина. Фёдор Иванович Шаляпин – российский певец (бас), народный артист Республики (1918).
Дворищина. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. У Кустодиева краски переливаются, постепенно становятся все ярче, все богаче. В тот же период проявилось мастерство Кустодиева как портретиста.
Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «Вражьей силы»решили просить об этом Кустодиева». Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».
Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. С какой теплотой он смотрит на людей. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.
Недаром Федор Шаляпин говорил:. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63.
Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для "Вражьей силы", . такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Серов, Л. О. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.
Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка. Его Портрет художника И. Я. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. У ног его любимый бульдог Ройка. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
Несмотря на все сходство с жанром и по идейным задачам и по системе исполнения портрет Шаляпина нельзя считать жанровой картиной. Низ имеет большое пространство. По главное, не стерся Человек, Артист. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Одно время пел в архиерейском хоре. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна.
Вот отчего так ценил этот портрет сам Шаляпин, отчего портрет этот из интереснейших в «шаляпинской галерее» и из лучших у Кустодиева. В них Кустодиев воспевал Русь, русскую землю. его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы – вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Операции не избежать. Он только что поднялся сюда: шуба его распахнута, разноцветный вязаный шарф развевается по ветру. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.
Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. А пока что, ну-ка, попозируйте мне в этой шубе». Он изображен на фоне ярмарки, народ веселится, скачет куда-то конь, запряженный в сани, «хвостатый черт» зазывает народ в раёк, на представление, жизнь бурлит всеми красками. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Эти картины монументальны в неистощимом жизнелюбии, восхищении народным бытом. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. При таком подходе язык и культура рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке), а человек — носитель языка, будучи членом общества, в котором язык функционирует, является, с одной стороны, выразителем (творцом) культуры, а с другой — пользователем, влияющим на развитие этой культуры. Все они были куплены Шаляпиным лично у Кустодиева, а на память о знакомстве и совместной работе певец подарил художнику автопортрет и ещё несколько рисунков22. Был учеником сапожника, токаря, переписчиком.
А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Это картина покорила меня своей величественностью и простотой – и подарила надежду. Видно, как группа людей весело катаются на санях. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Его Портрет художника И. Я.
В том же году Кустодиев создал для себя уменьшенную копию-повторение портрета, которая впоследствии активно выставлялась по всему миру, тогда как оригинал хранился в личной квартире Шаляпина в Париже. Его «Портрет художника И. Я. Фоном служит зимний праздник — масленичное гуляние, которое было одним из излюбленных сюжетов Кустодиева. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Первый план картины укрупненный. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Но зима еще цепляется и не хочет уступать ей место. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина.
Первоначальное название картины «Новый город». А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Это интереснейший памятник Шаляпину и одновременно памятник русскому таланту вообще. На отставленном мизинце правой руки — перстень с камнем. Все художники испытывали влияние Шаляпинского творчества. Недаром Федор Шаляпин говорил, «.
Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов31. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Б. М. Кустодиев.
Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью: отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигурыПозади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека – мужчина, заложивший руку за борт пальто и две девочки. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Внизу, под горкой стоит семья, Они явно узнали Шаляпина, но не смеют подойти поближе, это не современные фанаты, готовые разорвать предмет своих увлечений на «сувениры» Ещё ниже ямщик одерживает коня, чтобы полюбоваться на народного любимца. Шаляпин стоит в богатой шубе, опираясь на палку, его лицо повернуто в сторону ярмарки, на руке сияет перстень с рубином. Как и подобает артисту, он в галстуке-бабочке, его рубашка сияет белизной. Композиция в портрете у Кустодиева сложно построенная, портрет можно долго рассматривать. Шаляпина рисовали и писали часто.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Билибина был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене. Работа Кустодиева обильно декорирована.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».
У ног его любимый бульдог Ройка. Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку— под нею виден строгий концертный костюм.
Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной.
Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Таков в его изображении Федор Шаляпин.
Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Пластические качества картины превосходны. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920.
Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Серов, Л. О. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.
Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Вот таким мы сегодня увидели Ф. Шаляпина. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Эти слова служат «опорной сеткой» системы семантических и грамматических отношений в порождении текста.
Таким великолепным голосом природа награждает одного из миллиарда. О портрете Федора Ивановича Шаляпина работы Кустодиева писали и пишут чаще. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.
Основную часть картины занимает фигура Шаляпина, который стоит на заметённом снегом пригорке. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей их темпераменты, типажи и ужимки29. Восхищаясь личностью Шаляпина, художник, однако, не лишает себя возможности выразить некоторую иронию относительно характера и привычек артиста. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Долгожданная весна уже не за горами. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749.
В эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге», «Красавица». На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.
В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
В 5 лет маленький Боря начал рисовать, тогда же, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак.
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Все трое замедляют шаги и с восхищением и любопытством снизу вверх взирают на артиста, как нечто недосягаемое.
Афиша о его концерте внизу холма. Автопортрет Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, вот таким образом на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Коровин, И. Е. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Просто в глубине души русские – это чистые и светлые люди. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто. Это заметно по заснеженным сугробам. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Много выступал вне театра и на благотворительных концертах. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. И он рисовал, рисовал много. В творчестве Кустодиева рано обнаружился интерес к национальному быту и истории.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Перед студентами пел «Дубинушку», которая воспринималась как призыв к свободе. Кустодиев изобразил Шаляпина в момент наивысшего его торжества. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.
Для них, как и для широких демократических кругов России, в целом, жизнь и творчество Шаляпина было явлением глубоко знаменательным (ведь он сам добился этих высот). Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека. А рядом с ним стоит веселый мопс.
Эту картину художник исполнил дважды в 1921г и 1922г. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Все боятся подойти к нему.
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Разве он мог представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу». Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.
Прямое противопоставление серой и скучной жизни. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Художник позволил себе долю лукавства и показал самовлюбленность известного певца. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.