Портреты Бакста

Семейные портреты: супруги Любови Гриценко, ее дочери от первого брака, сестры Марии, племянницы, сюда же примыкает и портрет сына Андрея, родившегося уже после расставания Бакста с женой. Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто и др. Журнал «Мир искусства» просуществовал недолго – всего четыре года, в 1904 году он закрылся и Бакст сотрудничал уже с другими журналами, размещая там свои картины, портреты и иллюстрации. В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.

В последующем Л. Бакст как станковист не создал ничего равнозначного ранним портретам, «Элизиуму» и «Античному ужасу».

Штрихи к портрету: 8 историй из бурной жизни Леона Бакста

В обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики, столь привычной в работах Константина Андреевича Сомова (1862—1939). Выступал с лекциями «Искусство одежды», «Театр завтра», «Новые формы классического танца» в Америке. Именно историзованную, а не историческую в узком смысле слова.

Затем был поставлен балет Фея кукол (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Недаром же он был другом Серова, честного и правдивого художника и человека. В 1927 году все 33 эскиза были выставлены в Центре искусств в Нью-Йорке. В это же время была опубликована первая в США монография о художнике — книга Андре Левинсона «История жизни Леона Бакста» с иллюстрациями работ художника. Повторяю, это слишком сильно сказано, но момент созерцательности в «Античном ужасе» преобладает.

  1. Лев Самойлович Бакст – биография и картины
  2. Лев Бакст — художник изменивший мировую моду
  3. Бакст Лев СамойловичКартины и биография
  4. Картины — Бакст, Лев Самойлович
  5. Он сводил с ума Париж Художник Леон Бакст / Лев Розенберг
  6. Русский сценический художник Бакст Лев Самуилович
  7. Лев Бакст – художник с золотыми руками

Ошеломляющее впечатление исходило от всех спектаклей. В декорациях и картинах всегда склонный к архаике художник великолепно передал «грандиозную и священную красоту Древнего Египта». «Это прямое, сладострастное, яркое, как ткани Востока и самоцветные камни, раздушенное ароматами Востока творчество Бакста» выплеснулось за пределы театра. Чуждый чванства и слепого упрямства, Бакст был очень искренним и простым человеком». Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства». Бенуа и Л. С. Фокина, непосредственного свидетеля происходящих событий, Баксту принадлежала мысль использовать вступление к «1001 ночи» и основная идея сюжета. Серов принципиально дистанцировался от всеобщего увлечения фотографией.

Острота видения людей позволяет ему в образованном, веселом, остроумном В. Ф. Нувеле (1895 г. ) одновременно показать «паршивого сноба» и позера. Чудно. Следующее пересечение творческих интересов Серова и Бакста относится к началу эпохи «Русских сезонов» С. П.

  1. Леон Бакст: самые популярные картины (топ 12)
  2. Леон Бакст – картины с названиями и описанием по алфавиту
  3. Краткая информация о художнике и его картинах
  4. Учитель рисования в императорской семье
  5. Модный дизайнер известный всему миру
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

«Он — художник в душе» — это слова Александра Николаевича Бенуа из той главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст»1. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Судя по рукописи книги Шагала «Моя жизнь», Бакст попросту обругал своего ученика. Бенуа: «Слышал, что собираешься с Бакстэсом в Элладу» 34. Затем (1893-1896 гг. ) занимался в парижских студиях Ж. -Л. Написанный Бакстом портрет В. В.

Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. Что сближало этих столь не похожих художников. «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Охотно покупал картины. каждый занавес сопровождался громом аплодисментов».

  1. 90 лет со дня смерти Леона Бакста
  2. Что такое воксели и их значение в компьютерной графике

Симонович-Ефимовой и ее мужем художником И. С. Ответ прост и сложен одновременно: в глубине души они мечтали о чем-то неуловимо схожем. По всей своей концепции контрастен «А. Газеты назвали ее главным художественным событием сезона. Картина катастрофы написана с каким-то странным спокойствием.

В мае Селиг пригласил Бакста отобедать вместе с ним в Нью-Йорке. Подробностей я еще не знаю. Это и не описание Греции, увиденной глазами двух художников. Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Званцевой (правда, один – в Москве, другой – в Петербурге), где дело было поставлено иначе, чем в казенных учреждениях, чем-то напоминая парижские студии. Четко, образно, не без юмора.

Лев Самойлович Бакст 
– биография и картины

А главное – оба рисовали. Затем был поставлен балет «Фея кукол» (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Публику же больше интересовал современный костюм. Он же придумал для журнала марку с орлом, «царящим надменно, таинственно и одиноко на вершине снеговой».

Настроение его участников художник выразил в письмах к той же Л. П. Начало ХХ века прошло в Европепод знаком Русских сезонов Сергея Павловича Дягилева из которых позже (c 1909 г. по 1929 г. ) выросла его же балетная антреприза Русский балет С. Дягилева. Однако личное счастье было недолгим. Именно этих черт недоставало в жизни Баксту.

Именно благодаря им он стал всемирно известным художником. Зато цвет, чистый, свежий цвет в некоторых его вещах бодрит и радует» 74. В 1909 г. Бакст принял приглашение С. Дягилева стать художником-сценографом в его антрепризе и оформил балет «Клеопатра». Пожалуй, книга действительно немного необычная. Ее спокойно-загадочная красота (Вячеслав Иванов трактовал ее как воплощение «бессмертной женственности») венчает древнюю цивилизацию и предвещает сложение новых художественных идеалов. Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников.

А впереди, у самого края картины, возвышается недвижная полуфигура архаической богини с блуждающей улыбкой на устах и тихим голубем в руке. И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Его самоуверенной фигуре художник противопоставляет фигурку доброй старенькой няни, сидящей в дальнем углу («С. Гриценко9: «Но со мною скандал. И как коммерсант.

Вальтер Нувель был постоянным спутником поэта Михаила Кузьмина (еще один известный гомосексуалист русского Серебряного века) по регулярным поездкам в Таврический сад для поисков партнера на ночь. «Мир искусства» совершил, можно сказать, бескровную революцию в искусстве оформления русской книги. Ужас. В монастыре хорошо работалось, было тихо, красиво и спокойно.

Оба считали, что надо учиться грамотно рисовать, что школа важна для настоящего мастера. Разумеется, Русский музей не откажет себе в удовольствии показать Автопортрет Портрет Сергея Дягилева с няней и Ужин. Он и раньше поддерживал Шагала материально. В 1902 г. Лев Самойлович познакомился со вдовой художника H. Н. Грищенко, Любовью Павловной (дочерью П. М. Третьякова).

Т. Карсавина. Был он человек "гордый", независимый» 30. У Серова – восхищение сдержанное, прикрытое скепсисом: «В общем, да и в частностях, доволен поездкой. Властно-небрежным жестом засунув руку в карман.

То ли окончательно разуверившись. Художник часто жаловался, что вынужден выполнять неинтересные заказы только ради материального благополучия (копия с портрета царя – поездка в Испанию заказ Военно-морского министерства – обучение в Париже преподавал рисование детям великого князя Владимира и писал портреты всего его семейства). Но таким фабульным моментом смысл картины, конечно же, не ограничивается. В это же время Серов писал жене: «Бедняга Бенуа совсем истерическая женщина – не люблю. Тот согласился и в переписке в дальнейшем стал называть Селига своим другом. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Синтез музыкальных, ритмических и художественных достижений позволял создавать неповторимые зрелища, потрясая зрителей от спектакля к спектаклю («Карнавал», 1910 г. «Нарцисс», «Видение розы», «Пери», все в 1911 г. «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Послеполуденный отдых фавна», все в XII г. ). Туда попали к вечеру, прямо неописуемо» 37.

Предложение поступило как раз после разрыва отношений Бакста с Дягилевым. Здесь только я первый раз его увидел и он сразу произвел (и до сих пор производит) двойное впечатление. Серов не утерпел – посмотрел-таки без меня портрет Сережи – ему очень нравится – Ура. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов.

Для Бакста, привыкшего к журнальной работе и любившего ее, закрытие «Мира искусства» было неприятным событием. В 1909 году Бакст уходит из семьи, навсегда сохранив теплую дружбу с женой и сыном. Весь свой живописный темперамент, полный чувства театральности, Бакст выплеснул, оформляя балет «Шахеразада» (1910 г. ). Валентин Александрович вскоре создал небольшой чудесный портрет Дягилева29. А это было не так-то просто. Настоящее имя Бакста — Лев Самойлович Розенберг2.

С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст стал его активным участником. Все у них просто, без затей и сам Антоша мне очень по сердцу посреди своей мирной семьи. Занятие живописью считалось малоприбыльным. И Серов и Бакст были остановлены на пороге новых свершений.

Помимо театральных работ он создал великолепные панно на тему «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне. Но летом 1903 года никто еще не предвидел такого развития событий. Незадолго до этого Серов был привлечен В. Д. Время от времени он приезжал в Петербург. И шум морской волны мне донельзя приятен и будит все хорошее, широкое, серьезное во мне.

Через четыре года в семье родился сын Андрей (впоследствии стал известным театральным декоратором в Париже), которого отец горячо любил, впрочем, как и свою приемную дочь Марину Грищенко. В июле Бакст сообщал жене: «Серов в одном со мной монастыре – мастерской» 59. А. Н. В целом стиль работы великого импресарио вызывал у Серова недоумение, чтобы не сказать больше.

Дом бывшего известного парижского портного больше напоминал парижский салон. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Путешествие проходило интересно и весело. С той же силой непосредственного художественного впечатления и мастерством исполнены более поздние портреты И. Рубинштейн (1921 г. ), Ж. Кокто (1911 г. ), М. Казата (1912 г. ), Л. Мясина (1914 г. ), В. Цукини (1917 г. ). Л. Бакст вообще был одним из самых крупных и разносторонних русских мастеров модерна. Надо сказать, что она хорошо написана. Интересно, что позиции обоих художников по отношению к новому выставочному объединению, получившему, как и журнал имя «Мир искусства», во многом оказались сходными. Он их читал, подражая интонации и манере говорить Бакста.

То ли в знак протеста. В январе 1911-го Валентин Александрович уже имел готовое решение, о чем сообщал жене: «. Имя Льва Бакста неотделимо от этого театрального взрыва. Бенуа отмечал: «У Бакста "золотые руки", удивительная техническая способность, много вкуса» 68. Валентин Александрович вместе с двоюродной сестрой Н. Я. Общая работа над «Шехеразадой» еще больше сблизила художников. Все пункты оказались абсолютно разными и интереснее, чем мне представлялось (впрочем, тут может быть виною мое плохое воображение)» 38. Привлекая декоративный материал искусства классической Греции, он создавал орнаментальные узоры идеально компонуя их с мифологическими мотивами и трансформируя в линейную изощренность модерна.

Фамилия бабушки была Бакстер. «Сад, птички поют – очень хорошо» 60, – отмечал немногословный Серов. Трагически звучит контрастный графический «Портрет И. И. Левитана» (1899 г. ).

Примечательно, что первые его самостоятельные шаги в искусстве были связаны с книгой. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. 5. Д. В. В журнальной графике Бакст раскрылся как превосходный стилист.

Оформленная подобным образом «Выставка русского искусства», организованная Дягилевым, пользовалась неизменным успехом в Париже, Берлине и Венеции. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения Мир искусства (1898). Сами же Гэрреты хотели, чтобы Бакст оформил помещение для театра в их фамильном поместье Эвегрин Хаус («Вечнозеленый дом»). Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового.

«Как не полюбить, — восклицает Бакст в своем трактате, — солнце, спорт, танцы, мускулы, греческий идеал искусства — Одиссею, Илиаду, где герои были здоровы и прекрасны». Впрочем и его коллеги предпочитали разговоры о немецком Возрождении. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Что имел в виду Бакст и почему обращался с таким странным предложением к приятелю.

Мастер работал много и тяжело. А. С. Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно). В письме в Нью-Йорк своему секретарю Гришковскому он написал: «.

Это путешествие сделало в нем перелом и он уже оставлял свой несколько "надушенный" XVIii век (Эллада так же сильно подействовала и на Серова – его "Похищение Европы")» 51. Обложки, рисунки, шрифт — мелко, сухо и тощо — невыразительно. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться.

Такая трактовка для жюри была просто немыслима. Охотничий костюм героини интересует художника гораздо больше, нежели все остальное. В то же время интерес к поездке проявил Серов, о чем мы знаем из письма А. Н. Сергей Павлович решил не включать работу в экспозицию. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы.

Ведущий художник дягилевской антрепризы в годы «Русских сезонов», создатель декораций к знаменитым постановкам балета «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, «Жар-птица» Стравинского, «Карнавал» Шумана, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и многих других автор костюмов, в которых танцевали А. Павлова. Кроме того, были внесены изменения и в интерьер гостиной самого дома. После этого случая отношение Бенуа к Льву Самойловичу становилось все хуже. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом ЛебедеМ. М. Фокина (1907).

Кто бы подумал. По возвращении Бакст начинает преподавательскую деятельность в школе E. Н. Званцевой (1906-1910 гг. ). Начал заниматься живописью самостоятельно изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер).

Манерная, вызывающая поза, рассчитанный на внешний эффект костюм, презрительный взгляд, злые губы тонкой изящной женщины – таков портрет 3. С чего это. В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и некоторые другие художники искусствоведы и литераторы, образовавшие со временем, знаменитое художественное объединения «Мир искусства». С Львом Самойловичем Бакстом мы встречаемся в четвертом номере «Золотого руна» за 1906 год. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Мне жаль его» 22. Никто до него не уделял костюму такого внимания. Сложнее оказалась история с творческим наследием Бакста в США. Сильное впечатление оставляют «огромные широко разверстые глаза, бушующие костры на бледном изможденном лице» А. Белого (1905 г. ).

Дягилева в Париже. Лекция «Цвет и костюм» в Торонто собрала 3000 человек. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства12. Выступая перед аудиторией более чем в 1500 человек, Бакст сравнил создание костюма с работой архитектора. И Сидоров вспоминает об обложке Константина Сомова к книге «Театр. Предельная честность Серова послужила причиной единственной серьезной ссоры. Мыслей определенных никаких, сумбур испуг перед "настоящей" Грецией, растерянность.

Дмитрий Владимирович писал: «Я близко знал и дружил с обоими художниками, как раз в период их бунтарства, когда они завоевывали себе место на солнце и, по мере сил, честно боролись с трясиной русской Академии Художеств и с благочестием благонамеренного передвижничества, абсолютно забывшего о живописных задачах живописи» 4. Впрочем, в станковых произведениях художника такие стыки редки— «Ужин» представляет собой в этом плане крайнюю точку. Лекция имела большой резонанс. Гане Гольбейне Младшеи и Лукас Кранахе Старшем, а также о барбизонцах и прерафаэлитах.

Самый сюжет картины имеет немало различных толкований. Таким образом, достаточно просто отношения между ними наладились. Нити жемчуга, золотые браслеты и другие украшения усиливали сверкание.

На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. Имя Леон Бакст стало звучать как парижское. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». В театре работали художники К. Коровин и Н. Рерих, А. Бенуа и Н. Гончарова. Художник дает полную и сладостную волю своему воображению. Орловой продолжил линию подобных исканий. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои».

Глубоко психологичны портреты К. А. Соловьева (1906 г. ), М. А. Балакирева (1907 г. ). Интересно, что именно Серов поддержал Бакста, когда его картина «Ужин» в 1903 году вызвала неоднозначную реакцию даже среди друзей. Что-то скажет Греция. » 35.

Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Жилось Баксту в Париже трудно. Этот восхитительный художник пользовался репутацией хрустально чистой души. Но особенно удаются художнику портреты друзей. Это книга впечатлений – ярких точек, врезавшихся в память на всю жизнь. Дети Серова славные, загорелые, целый день босиком, полощутся в море.

В Петербурге открывалась последняя выставка объединения «Мир искусства». Бакст делал для этого журнала обложки, рисовал иллюстрации и виньетки. С 1909 по 1914 гг. Валентин Александрович отмечал в одном из писем: «Бакст – приятный спутник, но ужасный неженка и боится все время всевозможных простуд и еле ходит, боится переутомления – кушает ничего себе» 47. Серова привлекали иные сюжеты. Полотно перечеркнули крест-накрест. Наиболее известен среди таких «силуэтных» вещей Бакста «Ужин» 1902 года.

Однажды он признался своей невесте: «Я боюсь пошлых людей, Люба. По свидетельству М. В. В 1914 году его назначили представителем Госдепа США при американском после во Франции.

Медленно текут часы. Его неудержимо тянуло в Европу. Лев Самойлович с ужасом писал невесте Л. П. Определенный, хотя и небольшой заработок в начале 1890-х годов давала работа в журналах «Художник» и «Петербургская жизнь». А вот как-то — бог весть как. настолько напорист, остер и блистателен герой второго из этих портретов. Второй номер был отдан Константину Сомову, а третий — Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову (1870—1905).

Смущало приятелей пристрастие Бакста к академической школе, к творчеству передвижников. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Знаковыми можно считать мужской костюм и свободную, даже вызывающую позу Зинаиды Гиппиус, независимость и победную улыбку героини «Ужина» и, наконец, образ женщины прекрасной, вечной и незыблемой как архаичная статуя из «Античного ужаса», которой единственной суждено уцелеть посреди вселенской катастрофы и сохранить хотя бы маленькую надежду на жизнь после хаоса. И все в едином ансамбле. А еще он находил время участвовать во всех начинаниях «мирискуссников», ведь этот «нежный Бакст с розовой улыбкой» долго был одинок. Бакст был против.

Он постоянно говорил и писал о нем и даже читал лекции. Д. В. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство.

Решение этот милый друг-судья вынес в пользу Бакста» 65. » 28. Он был в центре художественной жизни Парижа. Бенуа, описывая предысторию создания общества, отмечал, что в 1897 году Дягилеву «не удалось устроить настоящего общества и в этом были Стоявший у истоков «Мира искусства» Д. В.

Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907). Он учился в студии Жерома и в «Академии Жюльена». Но я решил писать с Вами персидский занавес для "Шехеразады". Письма написаны очень блестяще, остроумно, смешно. »11. Появился даже стиль одежды и убранства домов а la Bakst. Картина, созданная по мифу о гибели Атлантиды, принесла Баксту большой успех на выставке в Париже (1909 г. ). Сохранилось несколько альбомов с их путевыми зарисовками40.

Она была, по признанию критики и публики, лучше самого балета. Композиционно портрет очень похож на раннюю акварель Бакста «У туалета», а, по сути, главным здесь, так же как и в заказных парадных портретах, является не балерина, а ее костюм. Сделанная в ноябре операция спасла Валентина Александровича. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Картина Бакста имеет широкий филосюфский характер.

В конце концов при всей выразительности позы Дягилева никакого поражающего воображения сюжетного «хода» тут нет. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это как бы «русский тыл» его жизни и натуры. И слава обязывала – Бакст уже должен был оставаться Бакстом. Ещё, в качестве причины называют «отёк легких».

Упрощение, схематизм, неожиданные комбинации форм и цвета, далекие от принятых догм, увлекли его на новые пути» 73. Последний интересовался судьбой картины у В. Ф. Словно «черный жук, завалившийся в глубокое кресло» изображен погруженный в чтение А. Н. Бенуа (1898 г. ).

Художник сам предложил ее в Русский музей, считая этапной для своего творчества. «Елизавета» Бакста, пожалуй, любопытна тем, что она получилась совершенно неженственной. Это – не связный рассказ с каким-то художественным или археологическим аппаратом. Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. Серов говорит, "плакать и молиться" хочет.

Ели за четверых, возились, гуляли, бродили по морскому берегу при всеужасающем ветре, бодром, славном. Бакст, которого часто упрекали в «похожести на других живописцев», виртуозно использовал это качество для создания исторически достоверных костюмов и декораций, органично соединяя его с требованиями зарождающегося модерна. Учился Бакст не слишком усердно. Точнее этюдов.

Бакст в 1908 году создал панно «Terror antique», где попытался изобразить трагедию гибнущей Атлантиды. Сам Бакст говорил: «Я всегда ставил своей задачей, освободившись от пут археологии, хронологии, быта, передать музыку изображаемого». Сказывалось многолетнее переутомление. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Бакстом был спор о том, кому принадлежит первая идея постановки этого балета.

Н. Гиппиус (1906 г. ). Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Многие побьются месяц, два, три и бросят. Что-то пикантное и милое мы находили в его говоре, в его произношении.

От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Рисовал силуэты надвигающейся Греции. Все чаще и чаще его нервная система давала сбои.

Безусловно, у Селига остался неприятный осадок от случившегося. Бенуа изображен в небрежно наброшенной домашней куртке, мятых брюках. Отойдя от дягилевской антрепризы, Бакст остался не у дел.

Но не всегда талант художника был востребован. Впрочем, его дед был «эксклюзивным» портным, который до переезда в Петербург некоторое время работал в Париже, а позднее оформил свою квартиру на Невском в стиле парижской салонной моды. Он весь состоит из сменяющихся, четко очерченных планов.

Пойманные с поличным, сорокалетние проказники отделались взяткой музейному служителю. А представленную художником на выставке «Современное искусство» (1903 г. ) изящную мебель для будуара в стиле модерн приобрел барон фон Мекк. Шура, Дягил, Серов, Философов и я, более дружны, чем когда-либо. » 21. Сарабьянов причисляет обоих мастеров к мировой элите «художников стиля», которые «все вместе Серов раньше многих оценил творческие успехи Бакста.

По мнению режиссера-постановщика, хореографа М. М. Удивительное соединение понимания высокой декоративности, граничащей с пафосом даже, – с уютностью, говорю о постройке античного народа (афинян)» 36. Вскоре они переехали в Петербург. Когда Валентин Александрович понял, что приятель и не помышляет о свидании, он обвинил его в обмане девушки и фактически перестал разговаривать. Молодые художники изучали искусство прошедших эпох и новые течения в искусстве Европы. Интересно, что оба некоторое время преподавали в частной художественной школе Е. Н.

В начале лета 1910 года он писал жене из Парижа: «Был здесь на русском балете – хорошо и очень И хотя, как метко Серов заметил, что даже спокойное состояние напоминает automobile, который стоя пыхтит и стучит немолчно, несмотря на скорострельность жизни, здесь все располагает к работе и усердной» 57. Гертруда родилась в семье Вандербильтов, одной из самых богатых в США и вышла замуж за совладельца «Стандард Ойл», миллионера Гарри Пэйн Уитни. Дягилевым в рамках парижского осеннего салона в 1906 году.

В 1898 году вышел в свет первый номер журнала «Мир Искусства» — орган художественного объединения и группы писателей-символистов. Выставка художника и декоратора Льва Бакста взбудоражила Москву. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. В письме к приятелю Леон Бакст горько сетовал: «До сих пор я бьюсь из-за того, чтобы не покинуть Париж Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды». Однако молодые люди одеты совсем не по-зимнему.

Дмитрий Философов, кузен Дягилева, видимо был бисексуален (с учетом его дружбы с четой Гиппиус-Мережсковского), то же можно сказать и Нуроке. Есть и несколько удачно подмеченных в Серове черточек» 43. После чего ушел из Академии.

Бакст продолжал работать с удвоенной силой. Людно, бойко, ветерок с моря все время свежит распаленные лица. Бакст буквально бредил предстоящим вояжем, о чем восторженно сообщал поэту В. И. На втором была представлена Жанна дАрк на костре. Не случайно А. Н. Гриценко: «Общее несчастие нас и мы, т. е. Под рисунками стояла подпись «Л. Бакст».

Все ему и неладно, невпопад. Он всегда был полон замыслов и исканий. Еврей — еще, куда ни шло. Обычно сдержанный Серов сообщал по приезде в Афины: «Акрополь (Кремль афинский) нечто прямо невероятное. Лев Самойлович нередко помогал друзьям в подобных ситуациях. Яркий, неожиданный, чуть смешной в своем дендизме Бакст.

Им стала Алиса Уордер Гэррет — наследница крупного состояния семьи Уордеров. Через шестьдесят лет несколько эскизов из собрания были представлены на выставке «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекций Балтимора» в Балтиморском музее искусства. Оба до конца своих дней были озабочены зарабатыванием на жизнь и содержанием семьи (у Серова было шестеро детей, Бакст содержал кроме своей семью сестры с четырьмя детьми), оба отличались предельной честностью по отношению к искусству и не позволяли себе халтурить, даже став знаменитыми. Там он заболел, о чем сам сообщал друзьям: «У Бакста было русское воспаление легких, а у меня римско-финляндская лихорадка» 24. Об этом свидетельствует письмо Бакста из поездки в Грецию: «Серов меня не хочет снять, упрямый и себя не дает. » 26. Теперь в свои приезды в Петербург Серов останавливался у Бакста50.

Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Серов.

Первый номер иллюстрировал Михаил Александрович Врубель (1858—1910). После возвращения дягилевской антрепризы (1917 г. ) Бакст с горечью осознает, что его место отдано другим художникам, а старый друг ведет себя более чем некорректно – то поручает оформление спектаклей, то отдает работу другим. Интересное замечание – обменяться мыслями не как «художники», а как простые ремесленники. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907).

Мастерство и изысканный вкус Бакста проявились в портретных работах, пейзажах и графике. Ценил его как художника. В действительности, «веселая Елисавет» любила носить мужские костюмы, особенно на маскарадах. Балеты в постановке Бакста еще долгое время шли в Париже. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же «картиномания» его смущали. Первая часть ее играется при закрытом занавесе, который и надлежит нам расписать» 62.

Она была организована с участием главного редактора «Вэнити фэа» и проходила в фешенебельном отеле «Плаза». Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. Гриценко-Бакст ждет ребенка и никак не может составить компанию мужу. Лев Самойлович был не только постоянным участником выставок «Мир искусства», но и художником их интерьеров. Журнал издавал и редактировал Н. П. Рябушинский.

Оба будущих путешественника были полны творческих замыслов. Кустодиева " Групповой портрет членов объединения Мир искусства Бакста нет – там изображены слева направо: Грабарь, Рерих, Лансере, сам Кустодиев (сидит на переднем плане), Билибин (стоит на заднем плане), Остроумова-Лебедева, Бенуа, Нарбут (стоит сзади) Петров-Водкин (стоит на переднем плане, держится за стул), Милиоти, Сомов, Добужинский. «С одной стороны, — пишет по этому поводу Алексей Алексеевич Сидоров, — в годы разочарования и пессимизма после временной победы реакции образы смерти чем дальше, тем больше стали входить как тема в русскую графику с другой — «маскарадность», театральность возникла из убеждения, что внешняя видимость мнимого благополучия, официально провозглашаемого, есть обман, что задачей искусства является преодоление его»8.

В 1883 г. Лев стал вольнослушателем Академии художеств. Серов обомлел, все бы ему сидеть, слушать, смотреть. » 39. С 1883 года Лев Розенберг состоял вольнослушателем при Академии художеств. Об этом свидетельствует история с портретом Е. С. А как он всю жизнь боялся смерти. »10. Это было симптомом времени: синтетичность культуры того периода, связанная с распространением стиля «модерн», вызывала стремление пробовать себя в самых разных видах творчества.

Фокин писал: «Много позже я узнал, что между А. Н. Но вот женские лица среди его героев попадаются гораздо реже. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Результаты работы очень понравились хозяйке.

Бакст, конечно, далеко не дал всего, что мог дать его исключительный художественный дар. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

К тому же один из первых участников собраний «невских пиквикианцев», Дмитрий Философом был близким другом семьи Гиппиус- Мережковского, настолько близким, что в определенный момент своих отношений они составили то, что сейчас называют «шведской семьей, в которой Философов одновременно был партнером обоих супругов. Вероятно, все женские портреты работы Льва Бакста можно перечислить по пальцам: Зинаида Гиппиус, Любовь Гриценко, Елизавета Петровна на охоте, Ида Рубинштейн, няня Сергея Дягилева, написанная как эскиз сугубо для композиционного равновесия полотна, героиня картины «Ужин», моделью для которой послужила жена Александра Бенуа Анна Карловна и античная статуя из «Terror antiquus». Летом 1911 года на репетиции балета «Петрушка» Александр Николаевич увидел переписанный Бакстом портрет фокусника, пострадавший при перевозке декорации, что послужило причиной серьезного инцидента.

На одном из них был изображен проповедник и религиозный писатель отец Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908), пользовавшийся в ту пору колоссальной популярностью. Принадлежность к богатейшей московской семье позволяла ему не ограничивать себя в средствах. Его волновало совсем иное: на материале древности строить широкие философско-исторические концепции, как-то служащие уроком или идеалом для современности Бакст написал по этому поводу обширную теоретическую декларацию «Пути классицизма в искусстве», которая была опубликована на страницах журнала «Аполлон» (2—3 за 1909 год). Вот среда, обстановка, которые окружали «Мир искусства» с его огромным кругом интересов интеллектуальной утонченностью. Костюм становится как бы одушевленным и активно участвует в спектакле.

Серов пишет отличную вещь из жизни Петра I. Интересно, как пойдет у него. Это никак не параллель, скажем, брюлловскому полотну «Последний день Помпеи». Эта работа не приносила особых доходов и Бакст преподавал рисование детям Великого князя Владимира, а в 1902-м году получив заказ от Государя — изобразить встречу русских моряков в Париже. Париж был подлинно пьян Бакстом», – писал А. Левинсон в журнале «Жар-птица». Бакст оформил 12 спектаклей в «Русских балетах» Дягилева, а также несколько постановок для И. Рубинштейн и А. Павловой.

В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. Единственной преградой между ними было различие в вероисповедании. Как справедливо заметил в своей книге Лев Самойлович, оба они «искали современную манеру изображения греческого мифа» 52.

Лев Самойлович также стремился к упрощению, приветствуя возврат к первоистокам. После возвращения на родину друзья стали общаться еще теснее. В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь. Графика Бакста «населена» не цветами, листьями и бутонами, а людьми или вполне очеловеченными образами неземных существ. Ефимовым занимали молельную залу. «Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия. «Завтра приедет Серов – это меня так радует, точно брат приезжает» 20, – писал Бакст невесте в начале 1903 года.

Бакст вторил приятелю: «Море всюду дивное, как зеркало. Все это – желтое, оранжевое, красное, зеленое. Сегодня Акрополь – такой сплошной восторг. И Серов и Бакст до конца своих дней писали портреты, тратя на них уйму времени.

Лев родился в Гродно в большой еврейской семье. В 2016 году на постсоветском пространстве пройдут три выставки Бакста: кроме Русского музея, в ГМИИ им. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Соглашаясь с этим высказыванием, я бы, однако, вместо «в 1900-х годах» написал «к 1900-м годам», да еще изменил бы порядок имен, поставив на первое место Бакста, — хотя бы для того, чтобы соблюсти хронологию, принимая во внимание время, когда эти мастера пришли в книжное искусство.

Серов уехал за город, в Ино23 (где у него был дом на берегу моря), чтобы отдохнуть от забот и набраться сил в кругу семьи. Но уже к концу 1900-х гг. — Е. Н. ) обведены карандашным контуром, в ряде мест рисунка трактованы как кружево. Бенуа удобно и непринужденно расположился в «вольтеровском» кресле, он самозабвенно слегка улыбаясь, читает какую-то книгу. Во время работы над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн с ним случился «нервный припадок». Кстати, на картине Б. М. Хорошо так засыпать на море. » 44. Художника все же ждали.

Восток. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства».

По словам одного из мастеров младшего поколения мирискуссников Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883—1973), «в 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным. впрочем, не только об эстетических, но и о широко человеческих идеалах. Философов вспоминал: «Правдивый до конца – он никогда не скрывал своих мнений. оба видели перед собой недостижимый идеал и шли к нему до конца. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал.

Насколько «тих» и интимен «Бенуа». Как я бы хотел, чтобы это реализовалось. » 33. Лицо дамы закрыто, но современники догадывались, что под маской незнакомки таится Смерть. Третьяков не имел ничего против евреев и лично Бакста иудея по происхождению, но благословить такой союз дочери не смог, ссылаясьна многовековые традиции семьи. Путешествие в Грецию наложило отпечаток на дальнейшее творчество обоих художников. «Бакст изумительный каллиграф русского искусства.

Бенуа познакомил Бакста со своими друзьями — Валентином Нувелем и Дмитрием Философовым. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового.

Лев Самойлович был буквально одержим культурой Древней Греции. Оба обладали тонким вкусом и «подлинным аристократизмом восприятий» 17. Юный художник был вынужден покинуть Академию под предлогом прогрессирующей близорукости.

Гиппиус, как и ее супруг Дмитрий Мережковский были близки кругу мирискусников. За океаном у художника появился свой представитель. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. Художник максимально использовал игру света и цветов.

Не случайно Д. В. В какой-то степени написанный позднее Валентином Александровичем портрет княгини О. К. Он жил и работал в Женеве, хотя труппа с успехом гастролировала по Америке.

Эвергрин Хаус является одной из достопримечательностей Западного побережья США. Серову – лучше. Жил он, в основном за счет продаж своих картин.

Первые впечатления были противоречивыми. В октябре последовала катастрофа, жизнь художника висела на волоске. К лучшим достижениям в жанре портрета относятся ранние: «Уриэль Акоста» (1892 г. ), «Голова араба» (1893 г. ), «Молодой дагомеец» (1895 г. ). Дягилев умел выжимать из подчиненных последние силы. В начале мая друзья отправились в путь.

Именно в этой мастерской ему предстояло работать над занавесом к балету «Шехеразада». Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Замкнутый, серьезный, мрачноватый Серов.

Казалось, что их поиски начали обретать воплощение. Талант Бакста-графика и его опыт иллюстратора был полной мерой востребован, когда он возглавил художественный отдел журнала «Мир искусства» (1898 г. ). Оба художника покупали фотографии местных достопримечательностей и музейных редкостей. В работах над «Ипполитом» и «Эдипом в Колоне» раскрылся талант непревзойденного ретроспективного стилиста.

На ней изображена Анна Бенуа (в девичестве Анна Кид) супруга русского художника историка искусства, основателя и главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа. В отношении этого рисунка Сидоров заметил: «Поражаешься, как графично трактует природу Бакст. В 12 лет он стал победителем конкурса в гимназии, лучше всех нарисовав портрет Жуковского. Впрочем, на все это вскоре перестали обращать внимание. Изящный портрет-рисунок М. Г. Савиной (1899 г. ) является лучшим изображением актрисы.

Плотно накрахмаленный белый воротник обрамляет слегка вскинутую голову. Философов оставил воспоминания об этом периоде жизни, озаглавив свой очерк «Бакст и Серов». Бенуа предъявил свои права на постановку. Речь шла. Здесь я работаю как вол с утра до вечера ибо надо заколачивать деньги: еще 15-й человек приехал в Paris – муж моей сестры, конечно, без гроша а еще все хнычут: франк упал, посылай больше. » Другой причиной были сложные отношения Гришковского с Селигом. Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами.

«Единственно кто имел успех – это Бакст, – вспоминал Мейерхольд, – в зале стоял стон. Благодаря этому часто наживал мелких врагов. Если Серов про себя «постоянно говорил: "Я – язычник", но язычество его было невеселое» 18, то Бакст откровенно признавался: «Люблю жизнь и веселость и всегда склонен прежде к улыбке, чем к сдвинутым бровям» 19. Почему взаимная симпатия, зародившаяся в годы издания журнала «Мир искусства», так окрепла со временем. В ходе лекции Бакст уделил особое внимание влиянию русского народного творчества на современную моду, отметив, что «русский орнамент, почти всегда природный, состоит из элементов, которые окружают крестьянку-вышивальщицу, что является источником бесконечных вариаций».

Самыми яркими впечатлениями мальчика стали встречи и общение с дедом. В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Лев Самойлович горевал не на шутку: «О, нестерпимое одиночество. не глаза, а вообще, что пожухло). » 67. Валечка пришел для того, чтобы прочесть нам письма Бакста к нему. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".

Никакого величия, никакого "terror antiques". Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. В 1901 году он привел в порядок императорский портрет66 работы Серова. Но эта область декоративного искусства особого интереса у Бакста не вызывала. Почти ровесники, Бакст был младше Серова всего на год, они сблизились во второй половине 1890-х, когда было задумано и осуществлено издание художественного журнала, ставившего себе амбициозную задачу «вникнуть в запросы современного искусства» 1, «воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле. » 2.

Однако к весне 1907 года выяснилось, что Л. П. Старик был заядлым театралом и привил эту страсть внуку. На сцене балерина появлялась точно пламя, освещая весь сад, написанный Головиным в глубоких синих тонах. Это не приносило ему творческого удовлетворения. Это был 1890 год.

1893-99 гг. Н. Бенуа» бакстовский портрет энергичнейшего инициатора выставок и журнала «Мир искусства», «Русских сезонов» в Париже, одного из самых выдающихся деятелей культуры России и Запада первой половины XX века Сергея Павловича Дягилева (1906).

Иван Бунин благодарил «за чудесную книгу, где все видишь, все обоняешь, все осязаешь» 42. Баксту самому приходилось иногда «затушевывать» свое происхождение. Покладистый и терпеливый Бакст очень страдал от наполеоновских замашек директора антрепризы от того, что «не позволяют сделать для родины самое лучшее, самое зрелое, самое вдохновенное» от разлуки с сыном. Валентин Александрович, чрезвычайно строгий в оценке собственного творчества, считал портрет Иды Рубинштейн одной из лучших своих картин (при этом многие критики отрицательно отнеслись к этой работе). Успех был потрясающий.

Странное вообще ведение дела. » 64. Разумеется, речь не шла об эпигонском подражании. Обычно товарищи лишь благодарили художника за помощь, редко кто оставался недоволен. Морфей, брат Смерти, ведет нас, крепко взяв за руки, в старые, когда-то виденные страны.

Сарабьянов отмечал: «В основном модерн в русской живописи концентрируется вокруг "Мира искусства"» 6. Аналогия допустима, но говорить о влиянии Сомова на Бакста не приходится, поскольку «Театр» появился примерно на год позднее «Снежной маски». Например, он создал декорации в египетском стиле для «Саломеи» использовал греческие мотивы для «Нарцисса», «Дафниса и Хлои», «Послеполуденного отдыха фавна», яванские – для «Синего Бога», китайские и закавказские – для «Тамары» и, конечно же, арабские — для «Шехеразады». Предисловие к первому номеру было отпечатано золотом. Вы себе представить не можете, как обрушилась печать и публика на мою несчастную "Даму" с апельсинами. Выход воспоминаний в берлинском издательстве «Слово» в 1923 году (с обложкой автора) стал неожиданностью для друзей художника. Это был трудный период в жизни юноши.

В витрине магазина выставили рисунки Бакста. Не обрадует их Бакст похвалой. Оргия завершается печально: никакие мольбы о пощаде не могут спасти провинившихся. Отец, в меру сил, противился.

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Их прикосновение их дешевые вкусы и маленькие идеалы прямо загаживают мне горизонт. Сотрудничали с журналом ведущие художники. В качестве доминирующего стиля Бакст выбрал русский фольклор. Яремича: «Больше всего поражало в Серове нескрываемое недоброжелательство, с примесью даже некоторой брезгливости, по отношению к профессионализму, к художнической среде, самодовольно замкнутой в своих специфических интересах» 16. Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях Русских сезонов, а затем Русского балета С. П. Дягилева.

Вот обетованная земля счастья. Какая боль и затаенное страдание во взгляде обреченного, безнадежно больного художника. Самая известная и выдающаяся картина Леона Бакста "Ужин". Ответ невольно вырисовывается при чтении воспоминаний С. П.

Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с «Невскими пиквикианцами». Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. 3. Растущая популярность сделала художника желанным сотрудником в редакциях многих журналов: «Нива», «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Жупел», «Сатирикон» и др.

В «Золотом руне» печатались Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский. Художник никогда и не намеревался изображать какие-то конкретные события прошлого. глупая, глупая ссора. » 49. Он продолжал заниматься и станковым искусством – исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму «Сердце маркизы». Серов считал, что именно Баксту балет изначально обязан своим успехом. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. Это опасно и заразительно и вот я вот таким образом должен всегда бежать пошлых» 31.

Дед был богатым портным. Сарабьянов обращает внимание на то, что трактовка и понимание древней культуры у обоих художников иные, чем прежде: «Сдержанные формы выражения получило и новое истолкование античности, где вместо буйства дионисийства, которое, кстати, довольно широко обсуждалось как самостоятельная проблема в русской критике, мы находим бакстовский взгляд издалека на безопасную для современности гибель великой культуры ("Древний ужас", 1908, ГРМ) или серовскую попытку соединить (опять соединить. ) живое ощущение сегодняшней Греции с исторической ретроспекцией ("Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы")» 53. Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Яремича: «Незадолго до своей смерти он ощутил потребность в новых формулах. И последний недаром же называл его как-то "гениальным профессором"» 5.

Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Принято считать, что Бакст изобразил в «Античном ужасе» гибель Атлантиды.

Всепроникающий артистизм сочетается в нем с огромной волевой силой. Для него архаическое это только самая обширная зала в музее редкостей». Израиль Розенберг был человеком толерантным. Как талмудист — не еврейское это дело «человечков малевать».

Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. Бакст оформляет «Снежную маску» Блока (1907 г. ) и «Нос» Гоголя (1904 г. ) создает проекты ваз для императорского фарфорового завода. Серов с прохладою, а я почти не вынимаю из рук кисти и карандаша» 48.

От этой поездки сохранилась любительская фотография, сделанная Бакстом. И Баксту пришлось пойти на уступки. В эскизе модель запечатлена в порыве.

Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов», а затем «Русского балета С. П. Дягилева». Он иллюстрировал детские книги. Алиса Гэррет умерла в 1954 году. Предстояло переоборудовать целое крыло здания под домашний театр.

Обтянутые желтым шелком стены, старинная мебель, картины, декоративные растения, позолоченные клетки с канарейками — все здесь было «не как дома», все восхищало эмоционального мальчика. Его вкусу доверяли при оформлении выставок. В Нью-Йорке Бакст снял мастерскую, где писал портреты на заказ. Д. В.

Жерома, Р. Жюльена и А. Эдельфельта. Слава Бакста докатилась до Америки через три года после триумфа «Шехеразады» и «Жар-птицы». Первую картину балета «Дафнис и Хлоя» замыкал панорамный пейзажный задник, рассматривая эскиз которого словно слышишь голос самого художника, впервые увидевшего землю Греции: «С волнением гляжу на незнакомый величественный остров — какая неожиданная Греция. П. Дягилев с няней», 1906 г. ).

Он как-то шепелявил и делал своеобразные ударения. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина Древний ужас (Terror Antiquus) (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале Жупел, потом в журналах Сатирикон, Золотое руно, Аполлон, успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Умер Лев Самойлович Бакст в Париже 27 декабря 1924 года.

Он продолжал заниматься и станковым искусством – исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). Яростные споры критиков вызвала его картина Ужин (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер. Но есть в композиции одна малая деталь, которая связывает «европеизм» картины с национальной почвой. С другой стороны, он активно использовал этнические мотивы в своих сценических работах. За внешне разной оболочкой пряталось от чужого грубого взгляда не устающее верить и искать творческое «я».

Обращение к этой легенде (кстати сказать, нередкое в русской культуре начала XX века) вполне возможно. Кто-то познакомил его с издателем, выпускавшим «книжки для народа».

А вскоре после развода он возвращается в иудаизм. Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) писал: «Рисунок. Как художник он еще не сложился, а ему приходилось искать заработок, чтобы помочь семье после смерти отца (часть расходов взял на себя дед). Первая лекция называлась «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение».

Впечатления сенсуалиста, человека с тонкой кожей. Так, художественное оформление балета «Жар-птица» (музыка Стравинского) взял на себя Головин, но исключительно трудный наряд Жар-птицы создал Бакст. Так что его интимные предпочтения тоже представляются вполне определенными. Это полное жизненной характерности изображение старушки няни на втором плане.

Лев Бакст (этот псевдоним он начал использовать еще с 1889 года, сократив фамилию Бакстер, принадлежавшую его предкам по материнской линии) оказался среди будущих мирискусников в определенном смысле волей случая. Мнение Серова, которого по праву считали арбитром хорошего вкуса, было особенно важным, так как он не умел льстить. В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Результатом поездки стали публикация дорожных записок «Серов и я в Греции» и большое декоративное панно архаико-символического звучания «Terror antiquus» («Древний ужас», 1908 г. ).

Через 15 лет после путешествия Баксту живо вспомнились те времена и он написал первую в своей жизни книгу «Серов и я в Греции». Не участвуя в ее оформлении, он присутствовал при разработке сюжета. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Помочь ему не смогли.

Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. Когда «Золотое руно» прекратило существование, Л. С. Бакст начал сотрудничать в журнале «Аполлон», выходившем в Санкт-Петербурге с октября 1909-го по 1917 год. Но чувство одиночества и тоски изводило этого обаятельнейшего человека.

Рисунок фронтисписа экспрессивен и динамичен. Так что бакстовский «А. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. И только виновник торжества «чувствовал себя постыло равнодушным и почти унылым среди этого успеха». Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным.

Графические работы он еще долгое время подписывал своей фамилией Розенберг, хотя под первыми живописными пробами уже ставил псевдоним Бакст, сократив фамилию бабушки по матери (Бакстер). Серовские портреты Марии Цетлин и княгини Ольги Орловой7, бакстовские портреты Зинаиды Гиппиус и Анны Карловны Бенуа («Ужин») 8, бесспорно, являются одними из лучших образцов модерна. Там же шла подготовка к лекциям. Очень все прозаически. Никакие картины, никакие фотографии (не в силах) передать этого удивительного ощущения от света, легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив, зигзаги холмов. Серов наоборот говорит, что она ему нравится» 10.

Лично я уже посетила её дважды и это не предел. Иванову: «Еду. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства.

Его "знаменитость" была его трагедией. Его называли «арбитром элегантности и хорошего вкуса», с его мнением считались не только художники, но и артисты и музыканты. Скорее всего, этого никогда не случится.

На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. На стене висит портрет XVIII века, рядом— повернутые холсты Богатый и тонкий духовный мир, почти физически ощутимое движение мысли. Публика аплодировала декорациям, лишь только взлетел занавес. Предполагалось, что он выступит с речью. В ноябре 1921 года художник отправился на теплоходе в Америку, где провел всю зиму. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь.

Но, повторяю, – для немногих. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. И. Остроухов говорит, что я погубил всю выставку своею вещью. Художник и искусствовед С. П. Бакст отмечал: «Я чувствовал, что медленно глупею вместе с Матиссом и его последователями. Но все же, отбросив горечь обид и неприязнь к Дягилеву, он создает для этого театра свою лебединую песню – необычайно эффектный спектакль «Спящая красавица» (6 декораций и около 300 костюмов). В нем жило «глубокое и постоянное негодование, неприятие (если не ненависть) этнического неравенства».

Отец его занимался торговлей, мать воспитывала детей и вела хозяйство. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. А. Н. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. По словам С. П. И тем не менее художники сходились во многом.

Ее текст был опубликован в журнале «Вог». Совет возымел действие и 1883 году юный Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств. Я узнал, что судьей в этом деле был избран В. А. В письме Серову Бакст подробно изложил, как было дело, дав свою оценку: «Портрету этому предшествовали слова Сережи и всех художников, а главное "молодых", а их ведь мы именно боимся, как огня и почитаем не по мере, что это лучший и самый "новый" твой портрет. Сюжет актуален как тогда, так и сейчас: Афродита с улыбкой отвернулась от гибнущей античной цивилизации. Непосильный труд подорвал его здоровье. Необычайно зрелищным стал спектакль «Пизанелла», созданный Мейерхольдом для Иды Рубинштейн в 1913 г. Это самая большая, сложная постановка Бакста. На моей памяти так было, когда во цвете лет умер Серов.

Провалил конкурс на серебряную медаль. Д. В. Вот таким образом секретарь сообщил Баксту, что его присутствие на открытии необязательно. Первым делом он начал работы в доме Гэрретов в Балтиморе.

Оформленные Бакстом балеты «Клеопатра» (1909) и «Шехеразада» (1910) буквально сводили публику с ума. Серов хорошо понимал положение Бакста, ведь и сам он создавал занавес к «Шехеразаде» изначально на собственные средства. Но главной остается игра линий. Она запечатлела широчайшие пространства — море, горы, острова, над которыми блистает огромная зигзагообразная молния. Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно.

Это сказывалось в выборе сюжетов картин, близких то ли к Крамскому, то ли к Маковскому. Разумеется, для «Элизиума» не используются никакие натурные прототипы. Люблю морской берег. В своей работе «Богоматерь, оплакивающая Христа» он изобразил мать Иисуса старой измученной женщиной с покрасневшими от слез глазами, а остальные персонажи наделил явно выраженными еврейскими чертами.

А. А. Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций.