Портреты Никитина
Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И. Н. Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Иван Никитич Никитин (около 1680— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Портретное искусство Никитина – вершина в истории развития русской живописи первой половины XVIII века. Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва. Иван Никитин считается основателем русской портретной школы XVIII в. С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.
Портрет был создан после возвращения Никитина изИталии, где он обучался вофлорентийской Академии художеств. Творчество И. Н. Никитина Иван Никитич Никитин-русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Парадный портрет (на примере Никитина и Антропова)
Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Можно только предполагать. И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников.
Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Подобный портрет находится в Павловском дворце-музее, в ГТГ. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. 39) интересен выразительной характеристикой модели.
В его осанке – чувство собственного достоинства. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди.
88 x 67, 5 см. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Вероятно, он умер где-то на пути к ней.
В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Такого впечатления художник добивается, наращивая красочный слой в освещенных местах все более яркими и густыми мазками, в то время как тени остаются легкими, прозрачными, нежнейших оттенков — так написаны лицо и открытая грудь Анны. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Потом Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-1719). В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки.
«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. После возвращения становится придворным художником. Быстро завоевывает авторитет при дворе. Портрет прост по композиции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.
Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. Парик – по моде того времени.
Этот образ полон обаяния. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Никитина считают основоположником русского портретного жанра.
И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Еще менее осталось от И. Никитина. Портреты впечатляют психологической достоверностью, реалистической убедительностью. 34).
Свет ровный, рассеянный. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению. Иван Никитин.
В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды. При ней воздвигнуты лучшие и роскошнейшие постройки стиля рококо в России: Смольный монастырь, Троицкая пустынь, Андреевский собор в Киеве и многие другие.
А эти качества формы сообщают образу характер волевой, смелый, необычайно живой и колоритный, каким и отличалась славившаяся в молодости красотою, обаятельная и умная наперсница Елизаветы. Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета. Идеологическая направленность диктовала некоторую скованность поз и искусственность сюжета.
Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Строгановой в Академическом музее интересно лишь в костюмном отношении. Сын солдата, он с шестнадцати лет начал учиться у Матвеева, а затем у Вишнякова, вместе с которыми создал ряд декоративных росписей в Петербурге, Москве и других городах. Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Единственное произведение брата его, Романа, портрет М. Я.
Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. В 1716-1720 гг. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра.
Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Холст, масло. способствующее раскрытию образа портрет приобретает ощущение смены явлений и выигрывает в своей непосредственной жизненности. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Лицо царя смуглое и моложавое.
Обстановка предполагала торжественность интерьер был пышным. Все учатся на государственную пенсию. В 1716-20 гг. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Цветные рефлексы отсутствуют. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.
Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. После возвращения становится придворным художником. Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя.
Холст, масло. Ощущение полыхания цвета на мантии создается стремительными оранжевыми и алыми мазками, брошенными поверх красного тона.
В первой четверти XVIII века появились портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Никитин любил царя.
Иван Никитин – первый русский портретист
54 х 43см. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра.
Художнику предстояло ещё многому научиться. А. П. Антропов (1716-1795). Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, «ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Можно предположить, что это определение перешло в название.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Массивная фигура Измайловой помещается на фоне очень темного цвета с зеленым оттенком. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека.
- Картины — Никитин, Иван Никитич
- Иван Никитин: жизнь и творчество художника
- Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
- Описание картины «Портрет Петра »
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
Иван Никитин. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло.
Картины часто были больших размеров, а человек изображался в полный рост, стоя или сидя.
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Братья Никитины – русские художники века
- Коллекция Государственного Русского музея
Пётр очень любил сестру. Лицо имеет условно-любезное выражение, уголки губ слегка приподняты, что обозначает лёгкую улыбку, как и полагалось писать в то время. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена.
Социальный заказ обусловливал манеру художественного исполнения парадного портрета. Иван Никитин становится его учеником. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами.
- Портрет царевны Натальи Алексеевны
- Портрет Никитина Ивана в молодости неизвестного художника
- Портрет Никитина Ивана на смертном одре неизвестного художника
- Любимый художник Петра Великого
- Словари и энциклопедии на Академике
К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Головкина, воплощающего образ государственного деятеля. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Иван и Роман оказались в Тобольске. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Иван и Роман оказались в Тобольске. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726).
Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Проходит много лет. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина.
Вероятно И. Н. Никитин (1680-е – не ранее 1742. ) выполнил портрет до своего отъезда в Италию, куда он был послан Петром I в качестве пенсионера. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
Из вызванных при Елизавете живописцев наибольшего внимания заслуживают: портретист Г. Х. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Граф Гаврила Иванович Головкин – вице-канцлер, сподвижник Петра I, хитрый и ловкий дипломат. У Головкина умный проницательный взгляд, твердая волевая складка губ. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией.
Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714).
В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные художники, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Портрет написан незадолго до её смерти.
У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Повзрослев, царевна Прасковья Ивановна имела в новой столице свой двор. Царевна изображена в живом движении, повороте, на ней алая бархатная мантия, подбитая горностаем, как и подобает знатной особе. Иван Никитин.
А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра.
Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку.
Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Но вглядимся в лицо Петра внимательнее и нам откроются и иные качества этого человека. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели («Цесаревна Анна Петровна», «Царевна Наталья Алексеевна» – оба до 1716).
Замыслы Елизаветы были грандиозны. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство.
Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Родился в семье московского священника. По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Представленный портрет – один из наиболее ранних произведений в отечественном искусстве, написанных русскими художниками в европейской манере. Таким был Иван Петрович Аргунов. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим.
Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход.
Про такие глаза народная поговорка гласит, что они — зеркало души". Необычна его биография. Иван и Роман оказались в Тобольске.
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Никитин запечатлел цесаревну Анну в 6-7-летнем возрасте. К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения.
Возможно, живописью и рисунком начал заниматься в Оружейной палате под руководством А. Шхонебека. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726).
90, 9 x 73, 4 cм. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств.
Его жизнь и творчество менее известны, а его художественные принципы более традиционны и консервативны, чем у брата. Художественное образование Романа Никитина началось под руководством его брата Ивана. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Растрелли. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна.
Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Ее царствование было в художественном отношении для России почти то же, что царствование Людовика XIV для Франции. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
В атом портрете (и вообще в манере Никитина) удивителен цвет — повсюду необычайно интенсивный, вещественный, светящийся изнутри, не оставляющий места серым теням. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Портрет канцлера Г. И.
В 1716-20 гг. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли.
Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). После возвращения становится придворным художником. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Со времени Елизаветы начинается новый период русской живописи.
И этот портрет вполне приличное, но дюжинное для того времени произведение. Ему было тогда двадцать пять лет. Холст, масло. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века. 36).
Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове.
О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. В его спокойном лице с умными проницательными глазами переданы чувства собственного достоинства и гордость русского дипломата, несущего свою миссию на пользу государству. Каравак работал преимущественно портретистом.
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней.
В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный».
Головкина (1720).