Последний День Картина

Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях.

Картина Карла Брюллова Последний день Помпеи: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» имеющая в своей основе реальные исторические факты. Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.

Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот. «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118.

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Анны 3-й степени. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий.

Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме.

Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179.

В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие. Можно сказать, что 19 век есть век эффектов. Но у Брюлова, напротив, все предметы от великих до малых для него драгоценны. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.

Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Вокруг рушатся здания.

С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Кисть его можно назвать сверкающею, прозрачною. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов.

Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Там, если они будут ложны и неуместны, то их ложность и неуместность тотчас видна всякому. Почему.

Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.

И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.

На картине почти каждый пытается кого-то спасти, ободрить, поддержать. Вот таким образом для картины позировали итальянцы, прямые потомки древних помпеян. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Картина Брюлова может назваться полным, всемирным созданием. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Трагически мрачен день катастрофы.

К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания.

3175)156. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Мать, обнявшая двоих дочерей молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, – все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.

Его там просто нет. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Он постигнул во всей силе эту мысль. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. Им некому помочь.

Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй.

Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Благодаря его стараниям полотно Брюллова было включено в экспозицию Парижского салона11, открывшегося в марте 1834 года12. Они заглушают его своею красотою»175.

Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Я прежде видел одну только его картину: семейство Витгенштейна.

О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Общее выражение этих картин поразительно и исполнено необыкновенного единства.

Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. На картине вам не удастся найти главного героя.

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную».

Это его характер. Никогда не были для него так хорошо приготовлены материалы, как в 19 веке. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Ж-5081)161162.

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Например, разрушения Содома или египетские казни.

И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Однако смелый замысел столкнулся с традиционными правилами Брюллов, сделав шаг вперед в поисках новых изобразительных средств испугался своей смелости и остановился на полпути.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Конечно, такая работа требовала много времени. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Кроме того, художник создавал все новые и новые эскизы, писал различные группы людей, менял композицию. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110.

По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.

Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Она распалась на бесчисленные атомы и части. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.

Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. С этим связана и забота художника об исторической верности архитектуры, одежд, деталей и, разумеется, о национальном облике героев «Помпеи». Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Брюлов первый из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165.

какое смелое, какое дерзкое употребление теней там, где прежде вовсе их не подозревали. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Автопортрет и портреты подруги. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей.

1827. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Его кисть остается навеки в памяти. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Те помпеяне, которые пытались спастись под крышей усыпальницы, пытаются выбраться обратно испуганные видом того, как рушатся от ударов стихии здания на противоположной стороне улицы. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Оттого-то персонажи его картины разбиты на семейные группы.

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Обмеры терм были закончены в 1826 году37.

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». собр. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Сыновья, которые уносят своего отца.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Создание и обстановку своей мысли произвел он необыкновенным и дерзким образом: он схватил молнию и бросил ее целым потопом на свою картину. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.

Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Каждый образ на картине уникален.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались.

Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей.

«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.

Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Слезы испуг, рыдание — всё в ней прекрасно.

Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Рассматривая их, кажется, боишься дохнуть на них.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Но в них вообще только одна идея этой мысли. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Оттого на всем у него разлита необыкновенная яркость. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.

Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. После этого художник начал изучать исторические документы.

В мире науки (историки-декабристы и представители буржуазной исторической школы) все, после 1812 года, говорили о народе. Оттого вся картина упруга и роскошна. Они заглушают его своею красотою.

Заметили такие тайные явления, каких прежде никто не подозревал. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Картина Брюлова — одно из ярких явлений 19 века. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150.

Только к осени 1833 года работа была завершена75. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии.

Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Каждый из этих атомов развит и постигнут несравненно глубже, нежели в прежние времена. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло.

В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.

Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое – ящик с красками. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.

Толпа беглецов. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».

Критики дружно бранили Брюллова. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили.

в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов.

В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. И его шаги уже верно будут исполински и видимы всеми от мала до велика. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник имеющий высшее развитие вкуса и не знающий, что такое художество. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты.

Но всё это однако ж не относится к нынешнему делу. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона).

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова

Последний день Помпеи Карла Брюллова

На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Оттого-то его произведения, может быть, первые, которые живостью, чистым зеркалом природы, доступны всякому. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции».

Но в произведениях, подверженных духовному оку, абсолютно другое дело. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Доминирующий цвет на картине – красный. А где, как ни в Италии этим заниматься. Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.

Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183.

Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. и вместе, при всей этой резкости, какая роскошная нежность, какая подмечена тайная музыка в предметах обыкновенных, бесчувственных.

К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

«Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. «У Брюллова, – говорил Гоголь, – является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы» (Гоголь Н. В. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80.

Последний день Помпеи – математика и искусство

Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.

Каждый большой художник нарушает существующие правила. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139.

картина, Последний 
день Помпеи, Карл 
Брюллов обои (фото,

картина, Последний день Помпеи, Карл Брюллов обои (фото, картинки)

У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. В каждом взгляде образов людей можно увидеть страх будущих страданий и неизбежного хода событий. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.

Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева. Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники.

После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Отзывы критиков ошеломляли. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Три года велась работа над огромным полотном. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190.

В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.

Картина Последний 
день Помпеи Карла 
Брюллова

Картина Последний день Помпеи Карла Брюллова

По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72.

Упавших затаптывали идущие следом. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93).

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Его фигуры, несмотря на ужас всеобщего события и своего положения, не вмещают в себе того дикого ужаса, наводящего содрогание, каким дышат суровые создания Микеля-Анжела. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.

Напротив: никогда полет гения не будет так ярок, как в нынешние времена. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro».

Неподалёку от них стоит христианский священник. У него совсем не такая толпа, как на улице. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год.

Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Все другие великие художники, настроенные высокостью религиозною или высокостью страстей, небрегли об окружающем и второстепенном в их картинах. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Колорит, употребляемый 19 веком, показывает великий шаг в знании природы. – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Россия торжествовала.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди.

Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». В его картинах целое море блеска. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94.

Свет у него так нежен, что кажется фосфорическим. И если верный эффект оказывался большею частию только в мелком, то этому виною безлюдие крупных гениев, а не огромное раздробление жизни и познаний, которым обыкновенно приписывают. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Этим обязаны мы 19 веку. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно.

Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Его восторженно встретили в Италии, Франции, России.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. К счастью, они спасаются. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. В сущности, художник совершил то, чему давно полагалось быть в исторической живописи и что было уже достигнуто в родственном жанре – в бытовой живописи (у А. Г. Венецианова) и в смежном искусстве – в литературе (в творчестве Пушкина и декабристов).

Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Описывая эту группу, в письме к своему брату Фёдору художник писал: «я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обременённая летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь её с собой.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364.

Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».

Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. М-7267. Г-176)160.

Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Они похожи на отдаленные виды в них только общее выражение.

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Люди и их реакция на происходящее показаны довольно однообразно.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Когда я шел смотреть картину: Разрушение Помпеи, у меня прежняя вовсе вышла из головы. – М., 1952. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119.

По некоторым предположениям именно Александр мог подсказать своему брату сюжет для его будущей картины изображающей гибель Помпей37. Они у него так же, как в природе — незаметны. Извержение Везувия. Весь город стекался дивиться ей»9.

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Все наперерыв старались заметить тот живой колорит, которым дышит природа. Вспышки молний освещают лишь передний план. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95.

В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Ее глаза светлые как звезды, ее дышащая негою и силою грудь обещают роскошь блаженства. Девушка рядом несет светильник. Но кому именно они молятся.

Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Пусть и хорошо рассказанная, эта история не смогла бы остаться в сердцах поклонников, не смогла бы стать апогеем эпохи русского классицизма, без других особенностей. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Третий рисунок из ГТГ, также описанный как эскиз-вариант, был приобретён П. М. Третьяковым не позднее 1893 года (бумага на картоне, сепия, тушь, перо, графитный карандаш, 51 71, 9см инв. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.

15734, также из собрания Остроухова)156157. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. По некоторым данным, при написании лежащей женщины Брюллов использовал образ графини Юлии Самойловой129. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. И лишь немногим удалось спастись. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».

Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Он силится обхватить все предметы и на всех разлить могучую печать своего таланта.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь.

Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.

Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Т. 18. Выйдя за город, мы останавливаемся. Самые известные работы – Всадница, Осада Пскова, Портрет археолога Микеланджело Ланчи и другие. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Тени его резки, сильны, но в общей массе тонут и исчезают в свете.

Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Но главный признак и что выше всего в Брюлове, так это необыкновенная многосторонность и обширность гения. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180.

Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. как сквозит освещенная вода, как дышит она в сумраке ветвей. соч.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц.

Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. В ней всё заключилось. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Драматизма и напряжённости Брюллов достиг при помощи игры светотени и элементов романтизма, которые наблюдаются в позах и поведении людей. Он посещает раскопки.

Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

Внутри каждой царят любовь, верность, долг, великодушие. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Извержение произошло 24 августа 79 года, в результате чего из 20 000 населения города погибло 2 000 человек.

В Вечном городе он плодотворно работает, пишет портреты и картины, которые восхищают публику, критиков и венценосных особ. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата.

Эта мысль у него разрослась огромно и как будто нас самих захватила в свой мир. 3176). Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31.

С. 111. ). Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты гипс, был изобретен только в 1870.

Казалось, что город скрылся с лица земли. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Стержень этот. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее с страстью любовника. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Картина принесла Брюллову мировую известность.

Так, нарушив их и отказавшись от одного героя в центре картины, Брюллов сохранил все остальные: фронтальность и замкнутый характер композиции, ее деление в глубину на три плана, распределение действующих лиц по группам, скомпонованным в виде «академических треугольников». Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.

Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским».

Рядом с лошадью расположилась толпа. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. Попробуй Знания Плюс – 1 неделя бесплатно
  3. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  4. На стыке классицизма иромантизма
  5. Брюллов-театральный постановщик

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738.

Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. я узнал его. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • 20 фотографий дурного вкуса Рианны, от которого и вам станет не по себе
  • 20 фантастических свадебных платьев от сербского дизайнера, в которых мечтает выйти замуж каждая девушка
  • До и после: Вот как выглядит армянская Барби, которую выгоняют из страны
  • «Выдала все позорные секреты подруги»: Подруга Меган Маркл показала, как она выглядела раньше

Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Полн. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века».