Последний День Помпеи Брюллов

Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». В настоящее время картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118.

Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). В грандиозной работе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова любой неравнодушный зритель находит ответы на многие вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.

В Италии написал грандиозное полотно великий живописец Брюллов – «Последний день Помпеи».

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

Он посещает раскопки. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.

Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», – писали тогда в газетах. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. 1833. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Доминирующий цвет на картине – красный.

Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским».

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Неподалёку от них стоит христианский священник. Эта часть Помпей была в 1820-е гг.

Его мать указала его дяде, Плинию Старшему, на облако необычных размеров и формы, возникшее у вершины горы. После этого художник начал изучать исторические документы. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.

В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника.

25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои. На картине вам не удастся найти главного героя. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro». Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.

В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Что же изображено на картине Карла Брюлловa. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове – с одного его конца до другого. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции».

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В.

Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Критики дружно бранили Брюллова.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

Они заглушают его своею красотою»175. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48.

После этого Вальтер Скотт подошёл к художнику, пожал обе его руки и сказал, что он ожидал увидеть исторический роман, но увидел гораздо больше— целую эпопею73. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.

Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Благодаря его стараниям полотно Брюллова было включено в экспозицию Парижского салона11, открывшегося в марте 1834 года12. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Только к осени 1833 года работа была завершена75. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».

Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Но гибель неизбежна. «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Ж-5081)161162. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. В конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения16. – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.

Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Его там просто нет.

Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Особенно постаралсяуже состарившийся кавалер Камуччини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Стержень этот.

в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.

Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Откликнулся на нее поэтическими строками и А. С. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.

3175)156. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.

Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.

«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Владелец картины, А. Н. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.

Сюжет картины рассказывает о трагическом событии, которое настигло древнеримский город Помпеи в результате извержения вулкана Везувий. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65.

По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Кстати, в середине марта 1828 года, когда художник находился в Риме, Везувий вдруг задымился сильнее обычного, пять дней спустя он выбросил высокий столб пепла и дыма, темно-красные потоки лавы, выплеснувшись из кратера, потекли вниз по склонам, послышался грозный гул, в домах Неаполя задрожали оконные стекла.

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова

Последний день Помпеи Карла Брюллова

Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Им некому помочь. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай.

(Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Но кому именно они молятся. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности. Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. И лишь немногим удалось спастись. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364.

На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой. Сыновья, несущие отца, находятся в быстром движении— об этом свидетельствует то, что ноги одного из них широко расставлены, как при беге. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Пылающий и отдалении Везувий из недр которого растекаются по всем направлениям реки огненной лавы. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Понимая это, матери в последний раз обнимают своих детей, влюбленные пытаются насладиться последним поцелуем, вдыхая последний глоток жизни. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова.

В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Трагически мрачен день катастрофы. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

Самое выдающееся произведение Брюллова в итальянский период— картина «Последний день Помпеи». Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.

Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.

Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Работа над картиной длилась с 1827 по 1833 год. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148.

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Рядом с лошадью расположилась толпа. Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв.

Последний день Помпеи 
– математика и искусство

Последний день Помпеи – математика и искусство

Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Это послужит значительным шагом вперед в сравнении с картиной Брюллова. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи.

Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150.

Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Возникновением интереса к этой теме художник был обязан своему старшему брату, архитектору Александру Брюллову, который подробно ознакомил его с раскопками 1824-1825 годов. Отзывы критиков ошеломляли. М-7267. Г-176)160. Извержение произошло 24 августа 79 года, в результате чего из 20 000 населения города погибло 2 000 человек. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. 1827.

Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Во время посещения он сделал необходимые для картины наброски, после чего приступил к написанию полотна. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников).

Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Толпа беглецов. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии.

У него совсем не такая толпа, как на улице. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». В Петербурге произведение «Великого Карла» было представлено летом 1834 года.

Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Место действия – улица Гробниц. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Сыновья, которые уносят своего отца. Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом. Наиболее значительные среди них— «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Всадница», «Вирсавия», «Пляска перед остерей в Риме», «Гуляние в Альбано».

Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа.

Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Этим он открыл новые пути и возможности в изобразительном искусстве. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Три года велась работа над огромным полотном. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких.

При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. В письме матери Брюллов писал: «Живу меж развалин Помпеи Все заставляет меня переноситься воображением в первый век». Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу.

На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.

Описание настроения картины Последний день Помпеи

В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Брюллов написал почти всё не так как полагалось.

Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд.

Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. В своём рассказе Железнов приводил следующие слова Брюллова: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. 3176).

«Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. В 1822году Брюллов отправился в Италию для усовершенствования в живописи. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь.

Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.

К счастью, они спасаются. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия.

В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». На полотне разворачивается грандиозное стихийное бедствие. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий.

По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Страшная трагедия наступила за считанные секунды – дома рушились на голову жителей, а метровые слои вулканических осадков покрывали всех без исключения.

И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата.

Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Неизвестно, когда и каким будет следующее. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Реставрация картины проходила в Колонном зале корпуса Бенуа, куда полотно было доставлено на валу. Брюллов тщательно собирал материал. Поэт Е. А. Баратынский выразил всеобщее восхищение словами «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем». Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе».

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
  3. На стыке классицизма иромантизма
  4. Брюллов-театральный постановщик
  5. Самое интересное в виде мозаики
  6. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  7. Коллекция Государственного Русского музея

Анны 3-й степени. Конечно, такая работа требовала много времени. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435.

Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Холст, масло.

  1. Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
  2. Центральная и левая часть холста
  3. 20 фотографий дурного вкуса Рианны, от которого и вам станет не по себе
  4. 20 фантастических свадебных платьев от сербского дизайнера, в которых мечтает выйти замуж каждая девушка

Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Его отсветы ложатся на падающие здания и колонны, на людей – мужчин, женщин, детей – придавая еще больший трагизм ситуации и показывая неотвратимую угрозу гибели. Вслед за Брюлловым другой русский художник— А. А. Иванов— приступит к картине «Явление Христа народу», где будет изображен угнетенный народ. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.

Картина принесла Брюллову мировую известность. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Вспышки молний освещают лишь передний план. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

  1. До и после: Вот как выглядит армянская Барби, которую выгоняют из страны
  2. «Выдала все позорные секреты подруги»: Подруга Меган Маркл показала, как она выглядела раньше
  3. Дэнни Трехо — актер, который уже в юности выглядел как старик
  4. Фото, которые можно увидеть только в этом посте
  5. Топ-7 шикарных мужчин из российских мелодрам

По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов.

По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Искусствовед Магдалина Ракова писала, что в группе матери с дочерьми присутствуют и простота пластической конструкции и ясность психологической коллизии. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

  • Девушка на 9-м месяце показала, как надо танцевать танец живота
  • Вот как сейчас выглядят дети из сериала «Клон»
  • Женщина решилась на татуж губ и вот, что из этого вышло
  • Как выглядели самые влиятельные политики до получения власти
  • Лучший подарок на 14 февраля для мужчин по знаку зодиака
  • Топ-4 российских звезд, которые скрывают свои лысины

Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173.

Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Каждый образ на картине уникален. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106.

  • Девушка стала известной благодаря своим растяжкам
  • Пластика и богатые родители: Появилась новая информация о молодой любовнице Цекало
  • Вот что будет, если убрать их жизни женщины всех мужчин
  • ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса.

Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Получившая широкую известность картина, законченная в 1833 году в Риме, была сначала показана на европейских выставках, затем в России. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Оплакивающий ее младенец – это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.

Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Из Рима полотно перевезли в Милан, где оно с успехом экспонировалось на Миланской художественной выставке 1833 года, проходившей в Брерском дворце10.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи.

По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги.

Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Девушка рядом несет светильник. Автопортрет и портреты подруги.

Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов.

В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. В Италии Брюллов создал множество произведений. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Самые известные работы – Всадница, Осада Пскова, Портрет археолога Микеланджело Ланчи и другие.

Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. А где, как ни в Италии этим заниматься. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Сравнивая Брюллова с его знаменитыми предшественниками, Гоголь писал: «Его фигуры, несмотря на ужас всеобщего события и своего положения, не вмещают в себе того дикого ужаса, наводящего содрогание, каким дышат суровые создания Микеля-Анжела. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166.

С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими». По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Кто бы мог продумать, что эта поездка будет иметь значение не только для самого художника, но и для всей мировой живописи. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183.

Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114.

Одна из них сжимает в руках сосуд, тревожно глядя в кровавые отсветы на небе, а другая, в развевающемся ярко-голубом плаще, отвела в сторону приподнятую вверх руку, которой она держала стоящий на голове кувшин148. Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. Вокруг наступила ночь, непохожая набезлунную или облачную: так темно бывает только взапертом помещении при потушенных огнях. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119.

По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Весь город стекался дивиться ей»9. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Особенно его поразили отпечатки человеческих тел в спрессованных вулканических породах. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».

Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Пушкин.

Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Разница между образами сыновей подчёркивает стремление Брюллова наделить каждого из персонажей полотна индивидуальностью. Брюллов впервые изобразил в исторической картине не «героев», не исключительные личности, а народ, его трагическую судьбу. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии. Россия торжествовала. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний.

Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Например, разрушения Содома или египетские казни. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Художник и молодая женщина с кувшином на голове относятся к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127. Казалось, что город скрылся с лица земли.

Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». 456, 5 х 651 смСамым знаменитым созданием русской живописи первой половины XIX века стала картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» – романтическое воплощение трагедии. Сквозь черную мглу и кроваво-алые отблески извергаемой лавы сверкают зигзаги молний.

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. В то же время Брюллов был занят копированием «Афинской школы» Рафаэля и написал множество портретов. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству.

Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Выйдя за город, мы останавливаемся. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Самая левая часть таблички на памятнике была отколота и на ней можно было прочитать только часть имени захороненного— icius Scaurus, а также его должность— дуумвир юстиции. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии.

– лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Почему. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».

Обнадеживающее послание художника читается не на уровне сюжета картины, а на уровне ее пластического решения. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. До Брюллова в исторической живописи народ или отсутствовал или служил лишь фоном для изображения царя, князя, отдельного героя. К безжизненному телу матери тянется ребенок. Последний день Помпеи убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек.

Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.

Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Извержение Везувия. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.

Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».

Вокруг рушатся здания. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.

Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Он (К. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.

Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель.