Последний День Помпеи Сюжет Картины
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины. Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85.
Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95.
Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».
Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова.
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
Его там просто нет.
В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе.
Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает».
Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Некоторые мужчины и женщины успели схватить свои сокровища и добежать до ворот, однако здесь их настиг град лапилли и они погибли, зажав в руках свои драгоценности и деньги. "Cave Canem" – "Остерегайся собаки" гласит надпись из мозаики перед дверью одного дома. Казалось, что город скрылся с лица земли. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Вспышки молний освещают лишь передний план.
Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.
Каждый большой художник нарушает существующие правила. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан.
Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Художник родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была связана с искусством. Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. И, кажется, этот сюжет найден.
Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Три года велась работа над огромным полотном. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180.
Описание картины «Последний день Помпеи»
Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие.
Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. «У Брюллова, – говорил Гоголь, – является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы» (Гоголь Н. В. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки.
Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Мать стремится укрыть детей.
Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Внутри каждой царят любовь, верность, долг, великодушие.
Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.
Картина Брюллова «Последний день Помпеи»
Конечно, такая работа требовала много времени. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Так, нарушив их и отказавшись от одного героя в центре картины, Брюллов сохранил все остальные: фронтальность и замкнутый характер композиции, ее деление в глубину на три плана, распределение действующих лиц по группам, скомпонованным в виде «академических треугольников».
Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Когда работа над картиной была окончательно завершена, Карл Брюллов стал показывать её в Риме в своей мастерской на Via di San Claudio.
При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Страстный вулканолог, он был буквально влюблен в Везувий и даже построил на склоне вулкана виллу, чтобы с комфортом любоваться извержениями. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.
И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В.
И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. К счастью, они спасаются. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Т. 18. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.
Нельзя обмануть или притвориться. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Действующие лица в классицистической картине группировались иначе: их объединяла общность реакции на подвиг главного героя.
Тем не менее, по мнению искусствоведа Магдалины Раковой, на полотне эта группа выглядит застывшей и неподвижной136. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.
Почему. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Трагически мрачен день катастрофы. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.
Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Вторая Самойлова изображена помпеянкой с двумя дочерьми, в ужасе прижавшимися к ней.
Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.
История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей.
Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Таким образом, у Брюллова прекрасное заключено не только во внешнем пластическом совершенстве идеально сложенных людей, но и в их этической сущности. Сыновья, которые уносят своего отца. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.
Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». За столом отрешенно водил вилкой по тонкому фарфору. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».
По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Толпа беглецов. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Брюллов учился живописи в Италии.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Противопоставление затенённых и освещённых мест вносило в композицию картины определённую динамику124. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94.
Тогда Брюллов, живший в Италии, пользовался славой лучшего русского живописца. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134.
Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Перед взорами людей предстало монументальное полотно, в полной мере показывающее и бушующую стихию и всю трагичность положения людей и их величие и духовную красоту.
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. С восхищением о картине отзывались Вальтер Скотт, Александр Иванович Тургенев, Александр Сергеевич Пушкин и другие. Эпическая тема, накал эмоций, напряжение вызванное ужасом от предчувствия надвигающейся гибели, пропитали всю картину. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31.
В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. С этим связана и забота художника об исторической верности архитектуры, одежд, деталей и, разумеется, о национальном облике героев «Помпеи». В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел, – мать с дочерьми, упавшая с колесницы женщина, группа молодых супругов. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.
Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.
Последний день Помпеи: хроника событий
После этого художник начал изучать исторические документы. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Князь, как мог, утишал Брюллова, уговаривал остаться поужинать.
Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Вместе с тем, желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к дарованиям сего художника, его величество пожаловал Брюллова кавалером ордена св. Среди них— сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним.
Улица Гробниц была открыта археологами относительно недавно, за десять лет до приезда Брюлловых в Италию31. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.
Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Выйдя за город, мы останавливаемся. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции».
Например, разрушения Содома или египетские казни. Картина принесла Брюллову мировую известность. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением.
Описание картины последний день помпеи
На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое – ящик с красками. Вот таким образом для картины позировали итальянцы, прямые потомки древних помпеян. Тот отказывался, поминутно прикладывая платок к глазам, но в конце концов согласился.
Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.
Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.
Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий.
ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. И был успех. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31.
Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Выехав из Рима в начале 1824 года, Александр посетил Сицилию, а затем поселился в Неаполе, где создал ряд акварельных портретов. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Только к осени 1833 года работа была завершена75.
Ж-5081)161162. Однако сама толпа разбивается на отдельные группы, по которым зритель постепенно считывает литературный замысел художника. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. В письме Анриенна упрекала его в равнодушии.
Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. Популярность «Последнего дня Помпеи» и его автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9.
Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Упавших затаптывали идущие следом. Люди и их реакция на происходящее показаны довольно однообразно. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все верховное, физическое и нравственное совершенство человека. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.
Приходилось все время стряхивать с себя пепел иначе человека моментально засыпало и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Полн. М-7267. Г-176)160. Обмеры терм были закончены в 1826 году37.
Последний день Помпеи – математика и искусство
Несмотря на критические высказывания в прессе, произведение Брюллова получило высокую оценку жюри Салона, которое присудило художнику большую золотую медаль. Молодой художник, уносящий ящик с кистями и испуганная девушка рядом – это Карл и Юлия. Он чувствовал, как впадает в беспросветную тоску. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими.
Искусствоведы полагают, что именно она дала Брюллову импульс для создания первых эскизов и поиска основных фигур будущего полотна62. Дома рушились на головы обезумивших людей. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.
По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». На картине вам не удастся найти главного героя. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.
Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Жених несёт из под града камней уже мертвую невесту, а отец семейства последним в жизни движение пытается укрыть своих близких.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36.
Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72.
Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Россия торжествовала. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше.
С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Засыпавший его пепел как бы снял слепок с его тела ученые залили в эту форму гипс и получили скульптурное изображение погибшего помпеянина. Можно себе представить, какой шум, какой грохот раздавался в засыпанном доме, когда оставленный в нем или отставший от других человек вдруг обнаруживал, что через окна и двери выйти уже нельзя он пытался прорубить топором проход в стене не найдя здесь пути к спасению, он принимался за вторую стену, когда же и из этой стены ему навстречу устремлялся поток, он, обессилев, опускался на пол. Дома, храм Изиды, амфитеатр – все сохранилось в неприкосновенном виде.
Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.
Все более зримым становился ужасающий размах этой катастрофы и ее внезапность: будничная жизнь была прервана настолько стремительно, что поросята остались в духовках, а хлеб в печах. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Девушка рядом несет светильник. В правой части группы на ступенях— там, где движение почти застопорилось, — художник и две молодые женщины по разным сторонам от него.
Создается впечатление, что он балансирует на невидимой грани, то склоняясь в сторону новых романтических изобразительных средств, то озираясь на старые к тому времени довольно рутинные, классицистические правила. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.
Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года.
Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего известного естествоиспытателя и собственных злоключениях. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108.
Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Он был настолько точным, что теперь можно указать место в Помпеях изображенное на полотне. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».
Он посещает раскопки.
Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Для одних его картина опоздала на двадцать лет, другие находили в ней чрезмерную смелость воображения, разрушающую единство стиля.
Эта Самойлова первая. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.
Но поздно. Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло.
В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.
Спасибо Самойловой за этот маршрут: к бирюзовой воде, к навеки умолкнувшим Помпеям. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. К черту головки ясноглазых римлянок, от которых млеют в Петербурге.
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Наступила кромешная тьма. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.
Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Весь город стекался дивиться ей»9. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.
Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями. В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120.
По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. И лишь немногим удалось спастись. Им некому помочь. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г.
Вокруг рушатся здания. Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте.
Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Отзывы критиков ошеломляли. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Он (К.
Люди бессильны перед стихией. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Рядом с лошадью расположилась толпа. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Это принцип условности, с помощью которого художник показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу при его появлении в театрах все вставали у дверей дома, где он жил или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его.
Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Кроме того, художник создавал все новые и новые эскизы, писал различные группы людей, менял композицию. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.
Где находится «Последний день Помпеи»
В последние мгновения жизни всё обнажено. Анны 3-й степени. Душа его была открыта впечатлениям истории искусства и окружающей жизни. Драматизма и напряжённости Брюллов достиг при помощи игры светотени и элементов романтизма, которые наблюдаются в позах и поведении людей. Яркое солнце заливало улицы города.
В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. А где, как ни в Италии этим заниматься.
Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Слышны были женские вопли, детский писк икрик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен истарались узнать ихпоголосам.
Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Карл схватился за голову. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). В сущности, художник совершил то, чему давно полагалось быть в исторической живописи и что было уже достигнуто в родственном жанре – в бытовой живописи (у А. Г. Венецианова) и в смежном искусстве – в литературе (в творчестве Пушкина и декабристов). А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. У него совсем не такая толпа, как на улице.
Поэты посвящали ему стихи. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова.
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата.
Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.
Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Художник стал историком и археологом.
С. 111. ). Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. В Москве Брюллов пробыл до конца мая, после чего в сопровождении Михаила Загоскина отправился в Санкт-Петербург103. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. 3175)156.
Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
И картины и мастера. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Они заглушают его своею красотою»175.
Именно в этот момент застал художник своих героев. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Но гибель неизбежна. – М., 1952. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей.
Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц.
Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Слава художника росла, его картину сравнивали с творениями Рафаэля, Микеланджело и Тициана16. Брюллов почти бежал в дом русского посланника князя Гагарина, выбирая улицы побезлюднее. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви.
Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу.
Описание картины Последний день Помпеи
Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости.
Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. Также, согласно академическим канонам использовалось строгое чередование планов: фигурам на переднем плане имеющим скульптурно-выпуклые формы, противопоставлялась силуэтность фигур изображённых на втором плане. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».
Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Извержение Везувия. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69.
Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.
Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173.
Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Оттого-то персонажи его картины разбиты на семейные группы. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Одежда людей чистая, на ней не видно крови.
Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Кто мог их раскидать. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»128131132. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Неподалёку от них стоит христианский священник.
Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.
Описание настроения картины Последний день Помпеи
Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Вокруг наступила ночь, непохожая набезлунную или облачную: так темно бывает только взапертом помещении при потушенных огнях. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Затем помпеянец был заменён девушкой, но в окончательном варианте осталось только изображение мёртвой матери с ребёнком127. Теперь это трагическое происшествие постепенно вырисовывалось все яснее и сообщения о нем античных писателей облекались в плоть и кровь.
Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.
Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию.
В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
- Самое интересное в виде мозаики
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Центральная и левая часть холста
- Коллекция Государственного Русского музея
Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек.
Работе над ней предшествовали некоторые события. соч. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Жених уносит бесчувственную невесту. Немощная мать – убеждает сына не обременять себя. Каждый образ на картине уникален. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж19, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей)12. Но вот обуреваемый всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая ни кому помочь. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.
Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя.
На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Он показал любовь и благородство, не угасающие перед лицом смерти.
11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.
За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма. Критики дружно бранили Брюллова.
На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46.
Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).
Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061.
25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707.
Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Но кому именно они молятся. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.
3176). В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи.
В мире науки (историки-декабристы и представители буржуазной исторической школы) все, после 1812 года, говорили о народе. Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия».
Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Молодой человек спасает старика отца. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев.
Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. 1827. Так Брюллов оставил потомкам свидетельство своей любви. Нужен сюжет – колоссальный, громоподобный. 24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. Доминирующий цвет на картине – красный. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.
Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. собр. Однако позднее и туда проникали серные пары.
Пепел в несколько метров толщиной покрывал зрелище страшных страданий. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей и особа с мужем и детьми.
А между тем они на столько точны, что тут в пору проводить урок по древнеримской истории. На картине почти каждый пытается кого-то спасти, ободрить, поддержать. Помпеи были так хороши, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. Он столкнёт здесь две вечные темы: добро и зло.
«Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством. Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.
Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Важным источником сведений послужили для него письма очевидца катастрофы Плиния Младшего к римскому историку Тациту, содержавшие подробности катастрофы. Брюллов изучал обычаи древней Италии, несколько раз бывал в Неаполе исследовал разрушенную Помпею, ходил по ее улицам, подробно осматривал дома, сохранившиеся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие».
Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала.