Рабочий И Колхозница
Павильон «Рабочий и колхозница»
Один из тросов оказался подпиленным. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». В 2003 году его демонтировали и приступили к реставрации. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит.
Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. Длина здания составляет 66м, на фасаде установлен оригинальный сохранившийся герб, созданный для выставки 1937-го13. Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. Место было выбрано, прямо скажем, неудачное. Впрочем, были и критические отзывы. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия.
«Мне удалось пробраться в помещение, где хранились в тайне проекты советского павильона. Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. Это было естественно: новый, вышедший на историческую и государственную арену класс должен был освоить культурные богатства свергнутых классов, а не «перепрыгивать» через них. Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. До отправки статуи в Париж оставалось чуть больше полугода, а проект все еще не был утвержден.
Скульптура «Рабочий и колхозница»
«МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах.
Но только Мухиной удивительным образом удалось запечатлеть момент уверенного, но незаконченного движения. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка.
Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»
Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. Все последующие годы, до самой своей смерти, Вера Игнатьевна неоднократно обращаясь в правительство с письмами о необходимости переноса статуи и разрабатывала проекты ее установки в различных местах Москвы. В сооружении такого масштаба и характера, каким был Парижский павильон, главенствующей должна была быть архитектура. Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. В те годы за попытку сбежать от «счастливой жизни» в стране Советов наказание полагалось одно— высшая мера.
Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15. Правда, планируется сделать его повыше и разместить в нём киноконцертный зал— ведь скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику.
«Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, — вспоминала Вера Мухина. — Высшая радость художника— быть понятым». Это искусство не должно было резко рвать с традицией подобно конструктивизму и производственничеству 1920-х годов, но, наоборот, в чем-то опираться на культурное наследие прошлых эпох и на мировой художественный опыт. При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Борис Иофан не только спроектировал постамент для скульптуры, которая должна была представлять Советский Союз в 1937 году на Всемирной выставке в Париже. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану.
Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Здесь и анималистика и видеоинсталляция и живопись и скульптура. В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22.
Проходит инженер— Повернитесь, наклоните голову». Чтобы отснять и проверить каждый из пяти тысяч элементов монумента, понадобилось два полных месяца работы с грубейшими нарушениями трудового законодательства по поводу продолжительности рабочего дня и недели. Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. На самом деле всё было наоборот.
С момента открытия и до ноября 2005 года Музей кино располагался в Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие кинокультуру России, проводились регулярные показы шедевров мирового кино. Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Ощущение, что персонала слишком много. Они высоко вздымают эмблему страны Советов— серп и молот».
А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. У Сталина тоже был свой «личный» архитектор, Борис Захарович Иофан, получивший образование в Высшем институте изящных искусств в Риме и Римской школе инженеров, он пользовался особым покровительством вождя.
Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора». К сожалению, былое величие не вернётся к «Рабочему и колхознице»— от идеи повторить для постамента архитектуру парижского павильона решено было отказаться. Но а этот же конкурс бывший учитель Иофана итальянский рхитектор Армандо Бразини представил проект, где предлагалось все сооружение завершить статуей В. И. Ленина. Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы». Львова.
Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»
Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Тогда была проведена очередная реставрация памятника, продлившаяся на четыре года дольше из-за финансовых трудностей. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств. Тоже шикарно оформлен (только табаком пованивает, -- наверно работники в отсутствие посетителей покуривают), цены оч демократические, кофе отличный, за 60р сделали огромный чайник хорошего чая, пирожки вкусные, официант вежливый. После ее окончания строительство не возобновлялось. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ».
А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям – то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс.
Выставочный зал Рабочий и колхозница (ВДНХ)
Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия – высокотемпературный. «Натурой нам служили все, — рассказывала Вера Игнатьевна. — Проходит пожарный— Постойте немного, нос посмотрю.
Удивительна её судьба. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. Кто именно подпилил трос, так и не выяснили, но с этого момента возле «Рабочего и колхозницы» была установлена круглосуточная охрана, а сборку статуи решили ускорить, чтобы избежать подобных неприятностей. При этом нарушений закона в ней не обнаружили.
Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. Его клиентами были Ворошилов, Молотов, Каганович, «буревестник революции» Максим Горький. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647.
Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве
Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». Снова было не до того.
Никто и не возражал – все были согласны, только денег не давали. Иофану. Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541.
В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. Главное – воссоздание монумента началось. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры.
С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы.
Сопровождавший поезд инженер Рафаэль отрезал автогеном куски статуи, чтобы после приварить их на месте. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей.
Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Б. Иофан писал, что во время работы над конкурсным проектом у него «очень скоро родился образ скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты. ).
Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. Тамбовцев утверждал, что моделью для головы рабочего послужил не кто-нибудь, а «самый главный враг народа» Лев Троцкий (. ), мало того, его профиль скульпторы завуалированно поместили в складки юбки колхозницы (. Столь же высокая коррозионная устойчивость. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Эту женщину называли «каменным оракулом сталинского режима». В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там.
Даже охранник на входе приветлив и улыбчив. Антонов резко возражал против шарфа. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы».
Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, – из углеродистых сталей. А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Тоннель надо перекрыть так, чтобы это перекрытие стало полом павильона и на нем воздвигнуть стены, не трогая окаймляющих путепровод платанов. Все это позволяло Б. М. Иофану, как считает А. В. Рябушин, создать «свой ордер, свой порядок построения и развития архитектурных форм, крупномасштабность и сочная пластика которых сочетались с филигранной профилировкой вертикально устремленных членений».
К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Самой большой мечтой В. И. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс.
Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. - Докажете от противного. Теперь пойду на концерт у них -- музыка барокко в постаменте Рабочего и колхозницы.
80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике
О том, что такое жестокость тиранов, Вера Игнатьевна знала не понаслышке. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги.
А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. Огромный, величественный и кажущийся таким прочным монумент проржавел насквозь.
История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»
Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. Статую поделили на 44 части. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке).
Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу. Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»).
Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Архитектурная перспектива, выполненная на большом листе ватмана цветной акварелью, рисовала образ павильона, длинного и узкого, похожего на гигантский корабль, на вознесенном носу которого поставлена гигантская статуя.
В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. В экспозиции имеются любимые не одним поколением детей иллюстрации Н. Радлова к книге «Рассказы в картинках».
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» является главным произведением В. И. Мухиной. Немного о самом Музейно-выставочном центре Рабочий и колхозница.
«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница
Мощные прожекторы осветили статую, Сталин осмотрел её и, ничего не сказав, уехал. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Наверху посадили орла». А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Говорят, что именно он стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет. Это достаточно большой музейно-выставочный комплекс и рассчитан на 1200 человек. Много лет работавший с Б. М. Иофаном И. Ю. Эйгель, хорошо знакомый со всеми перипетиями проектирования Дворца Советов, писал позже, что «это решение не могло быть сразу воспринято автором проекта, основанного на не-сколько ином приеме композиции, Иофану нелегко было преодолеть самого себя». В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов).
Скульптура "Рабочий и колхозница"
Меркуров в эскизе статуя В. И. Ленина предусматривал ее высоту 100 метров). Создавался этот шедевр по уникальным новым технологиям. В Париже для сборки статуи был установлен специальный кран.
В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем.
Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Профессор П. Н. Попутно можно ознакомиться с жизнью истинного автора проекта – Бориса Иофана, о котором мало кто знает (победитель конкурса на строительство Дома на набережной и не реализованного Дворца Советов), а также со скульптором Верой Мухиной, которая прошла путь от производства кооперативных календарей, обёрток для конфет и этикеток для консервных банок до главного памятника энтузиастам и романтикам страны героев, мечтателей и учёных, автора надежды и молодости, триумфально шагающих в небо. Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака.
Германия против СССР. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. И тут так было. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Да и бог с ней, чем бы она там не занималась.
Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»
Орёл со свастикой на высоте выглядел жалко и неприглядно. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Не получилось, НКВД арестовала их прямо на вокзале. Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона.
Ведущим научным учреждением проекта – Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). От этого нового, небывалого еще искусства ждали понятности и впечатляющей величавой силы. Консультировавший их профессор Н. С.
Как реставрировали «Рабочего и колхозницу» на ВВЦ (ФОТО)
Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы.
«Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил абсолютно по-разному. «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников14. Об истории создания скульптуры и постамента для нее рассказывают экспонаты музея. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки.
Нужно было придумать что-то другое. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Они-то и заступились за арестованного доктора.
Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь.
Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233.
Львов, скульпторы З. Г. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Это подействовало: вскоре выпустили и Веру Игнатьевну. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона.
Статуя становится неотрывной от ее основания. Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им. Аврал – с утра до ночи. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет. Вместо запланированных 25 дней скульптура была смонтирована на две недели быстрее. Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Вот «сухие» цифры габаритов постамента – 21 х 65, 5 м, высота – 34, 5 м, сама скульптура высотой 23, 5 м. Павильон впечатляет и сейчас, несмотря на то, что расположен на оживленной трассе среди многоэтажных домов.
Музейно-выставочный центр Рабочий и колхозница, Москва: отзывы
А вытянутость плана внутри будет преодолена членениями, стенами, лестницами, галереями и иысоким залом-вестибюлем в передней башенной части здания. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Но другого выхода не было. Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Орел против серпа с молотом.
Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан.
Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры.
Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились абсолютно одинаково – светом увлечённых своим делом творцов. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». Для инженеров, которым была поручена постройка почти 24-метровой статуи, это было делом абсолютно новым, не имеющим примеров в истории техники.
Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. Формально немцы победили. В Париже строительная фирма «Горжли», с которой советское правительство заключило контракт, уже заканчивала строительство, а скульптура «Рабочий и колхозница» ещё оставалась в Москве.
Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. Не стекает, не капает, не расползается.
Музейно-выставочный центр Рабочий и колхозница
Народ идёт вяло -- по 2 человека в час. Это были рельефы и отдельные группы па пилонах. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. Однако к ее мнению не прислушались. Скоро его привезут в столицу и начнётся завершающая стадия восстановления. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое.
Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ. Иванова и Н. Г. Появление его было не только художественным, но и политическим событием. Иофану. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н.
Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»
Понятно, что он послужит не только для этой цели – на подъёме монумента импортную технику просто впервые опробуют. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки.
Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными.
Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» – разочарование и надежда
Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. И не зря — один из тросов оказался подпиленным.
Здесь представлены материалы о жизни и творчестве Бориса Иофана и Веры Мухиной: вещи, которые принадлежали этим мастерам, фотографии и документы, макеты различных сооружений, картины и скульптуры. Чтобы очистить элементы статуи от коррозии использовали созданную в ВИАМе пасту. Наносить её можно губкой, щёткой – как угодно, на конечный результат это не влияет. ) и парашютная вышка в ЦПКиО (вероятно, первый экстремальный аттракцион Советского Союза). Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н.
Воронов Васильевич – Рабочий и колхозница
Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Но только формально. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». Немало времени Вера Мухина провела в мастерской, работая с натурщиками.
Архитектор стоял на своем. В качестве моделей привлекались все, кто проходил мимо. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. мало народа, но всё шикарно в стиле советского понимания роскоши. Внутри – выставочные и лекционные залы, внизу – автомобильные паркинги.
Отзывы о музее «Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»»
В 1979 году скульптуру реставрировали. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы.
Титан – замечательный материал, коррозия и титан – понятия несовместные. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. Но Мухина была против застывшей триумфальности фигур.
Древнегреческие скульпторы Критий и Несиот изобразили Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в поднятых к небу руках14. Н. П. Мельникова. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Замысел парной статуи «Рабочий и колхозница», которая должна была увенчать советский павильон на Всемирной парижской выставке в 1937 г., принадлежал архитектору Б. М. Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент (архитекторы А. Мезенцев, Д. Стасюк, Е. Пичурова, Н. Петухова, О. Чмиль, Е. Бубнова, Е. Александрова), в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезаный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.
Выставочный зал Рабочий и колхозница (ВДНХ) – адрес на карте
Бориса Иофана всегда привлекали «крупные формы» именно он проектировал так и не построенный Дворец Советов, который должна была венчать стометровая статуя Ленина. В народе говорили, что рабочего изображал метростроевец, а колхозницу— балерина. После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы. Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Андреева. Шпеер против Иофана с Мухиной. Альберту Шпееру так и не удалось сдержать «напор двух фигур, триумфально шествовавших в сторону немецкого павильона».
Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра.
Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». Потом в помощь им наняли французских рабочих. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла.
Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Собранную статую разобрали на 65 частей и погрузили в 28 вагонов спецпоезда Москва— Париж. Вера Мухина выиграла объявленный конкурс на создание скульптуры. Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. Реставрация такого уровня осуществляется впервые.
Выставочный зал Рабочий и колхозница (ВДНХ) – Фотографии
Такая идея увлекла многих и специально созданный совет строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР после проведения закрытых конкурсов в 1930-х годах, когда проект Иофана был принят за основу, особым постановлением от 10 мая 1933 года утвердил следующее положение: «Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50—75 м с тем, тобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина» (В 1936 г. С. Д. У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего – уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации.
Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком».
Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм». Заместитель председателя Совнаркома Е. К. В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца.
В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. А «колхозницей» была работница московского «Метростроя» по фамилии Мухина. Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются». Здорово рассказано о людях, в обязанности которых входит забота о животных, о правилах составления рациона питания зверей и даже как им даются клички. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле.
И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Кроме вскинутой вверх правой руки с серпом и согнутой в колене правой ноги, обтянутой юбкой, – все остальное пронизано движением летящих форм. Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника.
Первоначально в первых конкурсных проектах Дворца Советов (1931) Иофан использовал скульптуру в здании достаточно традиционно — если не в виде атлантов и кариатид, то, во всяком случае, в целях скорее декоративных. Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Всё как всегда. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы.
Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». Но с течением времени ситуация изменилась. Снаружи-то этого не видно. При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры.
Обратили на себя внимание фотографии двухярусного троллейбуса (где оно – это чудо света. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им.
4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Методы «неразрушающего контроля» – оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру – существуют давно.
Эта работа обессмертила ее имя. В 1950-е гг. И не зря. Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы.
Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». Все эти неожиданные для архитектора и жюри нововведения долго мешали принятию окончательного решения.
Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными.
за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. К тому же в паре титан – нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Поэтом она попросила одного из своих бывших учеников архитектора Бориса Комарова организовать проверку дневного освещения статуи.
Отзывы о «Рабочий и колхозница (ВДНХ)»
Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Выставка «Как построить зоопарк. » посвящена истории зоопарка как части развития большого мегаполиса.
В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Особо хочу похвалить буфет. «Ее все время просили отказаться от этого шарфа. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. По всему миру были выпущены коллекционные серии почтовых марок, значков, открыток и плакатов с изображением монумента35.
Адрес монумента «Рабочий и колхозница»
По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь.
Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Вторым этапом реконструкции стала очистка. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры.
Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»
Но, повторюсь, это создаёт комфортность для просмотра. Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Монумент перестаёт быть авторской работой.
Не потому, что Каблов их начальник. И придумали. 11 ноября 1936 года проект В. Мухиной был окончательно утвержден для исполнения в материале. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы.
Чтобы довезти его до Парижа, памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. А на площадке вокруг будет организована торгово-развлекательная зона. Именно такую архитектуру предложил Б. М. Иофан в конкурсных проектах Дворца Советов и Парижского павильона, смело сочетая ее с пластическими искусствами, в частности со скульптурой, приобретавшей новые «архитектурные» качества.
Рабочий и колхозница – история создания
Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали. Работать приходилось ударными темпами, все понимали, что если ко дню открытия выставки статуи не будет на месте, то тогда Видимо, опасаясь срыва сроков изготовления статуи, директор завода ЦНИИМАШ Тамбовцев решил «подстраховаться» и написал на коллег донос. Высота ее до конца серпа — 23, 5 метра, длина руки рабочего — 8, 5 метра, высота его головы — более 2 метров, общий вес статуи — почти 75 тонн.
Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. Однако монумент решили вернуть в СССР. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. Они все – единомышленники.
Тогда Мухиной и её помощнице З. Г. Ивановой пришлось делать гипсовые головы прямо на заводе. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Всего – 4 этажа и даже есть конференц-зал.
Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Однако фантастическая динамика статуи, подчеркнутая нарастанием архитектурных масс павильона, настолько доминировала в общей панораме берега Сены, что статическая башня перед скульптурами не только не останавливала их стремительного бега, но казалась просто неуместным препятствием. Наконец спросили: «А что думает автор. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Он потребовал, чтобы немецкий павильон был выше советского, после чего на его верхней части началась круглосуточная работа и башня снова полезла вверх. Троцкого.
м, три зала отводились для временных выставок. Правда, Басенко и Мухина послужили моделями только для фигур.
Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. В общем, есть что посмотреть, но все же нет главного – настоящей музейной экспозиции. Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи.
Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки. Скоро мы всё это увидим сами. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду».
Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. Он был автором идеи и самой скульптуры, которую воплотила Вера Мухина. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти.
Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Все материалы для него везли из Германии. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Его сотрудники с ним согласны.
Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»
И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ».
По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. К тому времени два тирана, Гитлер и Сталин, уже начали соревнование «кто кого. » и вот таким образом перед Шпеером стояла задача: немецкий павильон на выставке должен быть обязательно выше советского, пускай немного, но свастика должна возвышаться над серпом и молотом. Но всю свою жизнь Вера Мухина ненавидела этот режим.
Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». В начале 30-х годов она вместе с мужем, доктором Алексеем Замковым, пыталась сбежать в буржуазную тогда Латвию, где она родилась в 1889 году. Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. А что сделал Шадр, ее друг. Стойка могла в любую минуту рухнуть прямо на статую.
Однако строительство прервала Великая Отечественная война. На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. Проектирование было поручено Б. М. Иофану. Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы».
Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Горького. Кстати, без малейшей патетики.
Рабочий и колхозница вышли на пенсию
Что по-своему тоже символично. Экспозиция представляет зоопарк, который скрыт от постороннего взгляда. Чиновность в мозгах паутину не свила. » Поэт явно чувствовал возникающее стремление не столько даже к ненавидимой им «изящной жизни», сколько просто к более спокойному, прочному существованию в капитально построенных домах среди настоящих, крепких, красивых, «дореволюционных» вещей. Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи.
В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50.
«Павильоны СССР и Германии стояли на одной оси, были самыми большими на выставке и одинаковыми по форме, немецкий павильон был выше советского, – рассказывает Аредов. Через два месяца состоялся показ. «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году.
Отзывы о павильоне «Рабочий и колхозница»
Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. В. А. Кучеренко. Интересный музей. Один из них – Николай Васильевич, молодой кузнец, с которого она лепила водолаза, пригодился ей и для образа рабочего он был хорошо сложен: высокий рост, широкие плечи и грудь, атлетическая спина и крепкие ноги.
Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827. Масса всего монумента достигла двухсот тонн52.
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Он пользовался безграничным доверием Гитлера, его даже называли «личным архитектором фюрера». Но перед этим статую нужно было как следует помыть. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), — восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона.