Рабочий И Колхозница Скульптор
Скульптура «Рабочий и колхозница»
Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра.
Место было выбрано, прямо скажем, неудачное. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. За эту работу он был удостоен ордена «Ленина».
Бодрый и мощный порыв, легкость и стремительность – все, что она пыталась выразить в движении группы, само собой, с логической последовательностью привело ее к образам молодых рабочего и колхозницы, которые бы олицетворяли комсомол, молодость и надежду Страны Советов. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке.
Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Столь же высокая коррозионная устойчивость. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. Возникло некоторое напряжение, но сроки поджимали и нужно было как можно быстрее приступать к подготовке модели для отливки скульптуры. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит.
«Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». Ведущим научным учреждением проекта – Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, – из углеродистых сталей.
История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»
Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Заместитель председателя Совнаркома Е. К. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там. С января по август 1939 года в столице шла пересборка скульптуры: на этот раз для облицовки использовали более толстые листы стали в 2мм.
Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы.
И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. - Докажете от противного. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Надо отметить, что Мухиной и Иофаном рассматривался и вариант сохранения привычного месторасположения памятника, с переносом скульптурной группы на более высокий пьедестал или восстановленный Парижский павильон. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. Те же каркасные рёбра, стрингеры, нервюры, призванные обеспечить лёгкость и прочность изделия, как и у самолётных фюзеляжей.
Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»
Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. Статую поделили на 44 части. В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения.
Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233. Да и бог с ней, чем бы она там не занималась. Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Андреева.
Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв.
80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике
Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду».
Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. К сожалению, отечественные защитные средства при всех их прекрасных рабочих качествах все цветные, дают оттенки. Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры. В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов.
Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. Иванова и Н. Г. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал».
Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве
Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу. Сталь оказалась удивительно гибкой и ковкой, в ней можно было передать физическое ощущение объема, она не мутнела и не поддавалась коррозии. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической».
Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры. Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились абсолютно одинаково – светом увлечённых своим делом творцов. А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков».
«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница
Консультировавший их профессор Н. С. Это, кроме того, – размышляла Вера Игнатьевна, – лишит меня возможности проверить все ракурсы и сокращения хотя бы в одну пятую натуральной величины. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Длина здания составляет 66м, на фасаде установлен оригинальный сохранившийся герб, созданный для выставки 1937-го13.
Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам. Снова было не до того.
Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур.
Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит. Гитлер лично участвовал в создании проекта павильона Германии, он считал себя талантливым архитектором и лично контролировал ход подготовки к выставке. Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка.
Скульптура "Рабочий и колхозница"
Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. Самой большой мечтой В. И. «Через тридцать лет, – писал французский журналист Филипп Ламур, – когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. Иофан, видимо, опираясь на опыт создания американской статуи Свободы, предполагал сделать скульптуру из дюралюминия ибо статуя ему мыслилась в легком и светлом, но не блестящем металле. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы.
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз.
Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. Левая рука женщины и правая мужчины тоже включались в горизонтальный полет шарфа, вместе с шарфом они укрепляли связь скульптуры с пьедесталом, со всем зданием павильона и невероятно усиливали стремительность движения фигур вперед. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ».
Но перед этим статую нужно было как следует помыть. Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма.
После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх.
Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия – высокотемпературный. Профессор П. Н.
Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь.
Львова. В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Иофану. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. В своих воспоминаниях опериоде работы на заводе Вера Игнатьевна писала: «Надо признать, что гибкость ощущения пластической формы у рабочих была на высоте впервые здесь, когда искусство пришло на завод, пришлось рабочим столкнуться с необычайным для них восприятием предмета.
Чтобы очистить элементы статуи от коррозии использовали созданную в ВИАМе пасту. Они все – единомышленники. 11 ноября 1936 года проект В. Мухиной был окончательно утвержден для исполнения в материале. Наносить её можно губкой, щёткой – как угодно, на конечный результат это не влияет.
Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Особенно интересным стал момент монтажа самой спорной детали композиции – летящего по воздуху шарфа, вырывающегося между двух фигур, в виде огромной дуги, схваченной за край сильной женской рукой.
Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». Внутри – выставочные и лекционные залы, внизу – автомобильные паркинги.
Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»
Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек.
На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Через два месяца состоялся показ. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Горького. Нужно было придумать что-то другое.
Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. После ее окончания строительство не возобновлялось. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку.
Мир, труд, май: как Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу»
Примечательно, что в 1975 году статую предлагали перенести и проектирование нового постамента даже поручили все тому же Борису Иофану. А что сделал Шадр, ее друг. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Только в 1975 году по решению Московского совета депутатов скульптуру было решено установить на высокий павильон, спроектировать который поручили Борису Иофану.
И не зря — один из тросов оказался подпиленным. А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном.
Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827.
Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Сварочные машины П. Н. И тут так было. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден.
Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». По свидетельствам современников, даже гуру изобразительного искусства Пабло Пикассо выразил восхищение удачно выбранным материалом – нержавеющей стали. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. Надо отметить, что Мухиной и Иофаном рассматривался вариант с поднятием скульптурной группы на более высокий пьедестал или восстановленный Парижский павильон. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России.
Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы». Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49.
Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»
Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Наконец спросили: А что думает автор. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. Шпеер против Иофана с Мухиной.
Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Методы «неразрушающего контроля» – оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру – существуют давно. Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев.
Памятник «Рабочий и колхозница» наВДНХ
Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры.
Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели.
Однако строительство прервала Великая Отечественная война. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Его сотрудники с ним согласны.
Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. Но другого выхода не было. Титан – замечательный материал, коррозия и титан – понятия несовместные. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты.
Не потому, что Каблов их начальник. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали.
Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет. Заместитель председателя Совнаркома Е. К.
Рабочий и колхозница вышли на пенсию
Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. Германия против СССР. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств. В итоге П. Н.
Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М.
Адрес монумента «Рабочий и колхозница»
После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Он был понятен каждому и волновал всех. С момента Парижской выставки скульптурная композиция стала национальным признаком советского государства, растиражированным по всему миру в виде почтовых марок, открыток, памятных монет, альбомов с репродукциями.
У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего – уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм». Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой в полтора метра.
Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. Все эти неожиданные для архитектора и жюри нововведения долго мешали принятию окончательного решения.
Скоро его привезут в столицу и начнётся завершающая стадия восстановления. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, в качестве альтернативы предлагали Манежную площадь40.
И не зря. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки. Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян.
Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»
Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для "Мосфильма" уменьшенную модель своих "Рабочего и колхозницы".
Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. Н. П. Мельникова.
Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек».
Рабочий и колхозница – история создания
Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. Ее гордый профиль широко разрезает высокое московское небо, дающее скульптуре в каждое время года свой особый оттенок. Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации.
Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал.
Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»
Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. Никто и не возражал – все были согласны, только денег не давали. Львов, скульпторы З. Г.
Он переехал ближе к проспекту Мира, на специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального творения Иофана, включая такие детали, как горельефы. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора».
Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»
Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака. Проектирование было поручено Б. М.
К тому же в паре титан – нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги. Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы.
Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. Она многократно направляла в правительство письма с соответствующей просьбой, однако повлиять на решение не смогла.
Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца.
«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). Это, пожалуй, единственный случай в работе по реставрации монумента, когда ВИАМ рекомендовал воспользоваться импортным материалом. Главное – воссоздание монумента началось. Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона.
В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь.
- Скульптура Рабочий и Колхозница
- Как реставрировали памятник Рабочий и Колхозница
- Исторические факты возникновения
- Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан
- Рядом расположены достопримечательности
Получилось. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Началась безумная по темпам работа: сначала создание статуи в 1/15 натуральной величины, а затем увеличение и перевод ее в сталь на заводе ЦНИИМАШ. м, три зала отводились для временных выставок. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра.
Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются». Потом снова приходило ее упорство и она опять набрасывалась на модель исправляла, штопала, пришивала до тех пор, пока не оставалось неудачных или приблизительных кусков. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Аврал – с утра до ночи. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения.
Статуя становится неотрывной от ее основания. Орел против серпа с молотом. Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ). После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга.
Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Наконец спросили: «А что думает автор. Скоро мы всё это увидим сами. Один из тросов оказался подпиленным.
Всё как всегда. Антонов резко возражал против шарфа. Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям – то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем.
Антонов резко возражал против шарфа. Есть даже легенда о том, что немцы на какое-то время приостановили процесс строительства своего павильона и выжидали, какой же высоты будет советская постройка. Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы».
за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга».
- Этапы возведения памятника – трудности и достижения
- Где установлен знаменитый советский памятник
- Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
- Второе рождение монументального памятника
- Словари и энциклопедии на Академике
- Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
- Международная выставка 1937 года
- Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы
Кроме вскинутой вверх правой руки с серпом и согнутой в колене правой ноги, обтянутой юбкой, – все остальное пронизано движением летящих форм. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Исследователи характеризуют процесс как варварский: монумент разрезали автогеном на 44 части и погрузили на открытые платформы из-за чего по прибытии в Москву все детали, за исключением головы и одной руки от мужской фигуры, оказались повреждены. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н.
При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. Архитектор стоял на своем. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм».
- Войдите, чтобы добавить комментарий
- Битва идей на всемирной выставке в Париже в1937
- Самое интересное в виде мозаики
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Последние добавленные фотографии
- Самые просматриваемые фотографии
В. А. Кучеренко. Снаружи-то этого не видно. Все сомнения отпали сами собой. При этом нарушений закона в ней не обнаружили.
После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Вторым этапом реконструкции стала очистка.
Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт.
Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. В 1950-е гг. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница».
Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников14. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. Кстати, без малейшей патетики.
Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения.
Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят).
Тоннель надо перекрыть так, чтобы это перекрытие стало полом павильона и на нем воздвигнуть стены, не трогая окаймляющих путепровод платанов. Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз. И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ.
Однако к ее мнению не прислушались. Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Иофану. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.
Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. Удивительна её судьба. Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил абсолютно по-разному. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н.
Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь. Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Не стекает, не капает, не расползается. Наконец настал день окончательного согласования эскиза скульптуры, Вера Игнатьевна волновалась, но держалась твердо.
По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки.
Мухина и Иофан несколько десятилетий пытались добиться переноса монумента или установки на пьедестал оригинального проекта44. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.
Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. Все материалы для него везли из Германии. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им.
«Павильоны СССР и Германии стояли на одной оси, были самыми большими на выставке и одинаковыми по форме, немецкий павильон был выше советского, – рассказывает Аредов. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы. Троцкого. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.
В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина. Упаковали все в ящики, обложили войлоком. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП».
До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Монумент перестаёт быть авторской работой. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. «Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне.
Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи.
Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Самый представительный член комиссии – В. М.
Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. Товарные знаки от государственного патентного бюро были выданы 20 ноября 1975 года и 28 августа 1989 года, срок их действия истёк 10 октября 2005 и 5 апреля 2009 года соответственно57.
И придумали. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ».
В 1979 году скульптуру реставрировали. А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. Однако монумент решили вернуть в СССР. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту.
Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. Но с течением времени ситуация изменилась.
Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Впрочем, были и критические отзывы.