Репродукции Картин Репина

Репродукции картин Репина Ильи, в том числе загадочной Царевны Софьи известных Бурлаков на Волге, Садко, романтичных Отдыха и Осеннего букета вы можете заказать в интернет-магазине картин АртПостерГалерея.

Репродукции картин – Репин Илья

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Третьяков»109. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин дважды подавал прошения об отставке. Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц.

Каталог картин маслом 
– Репин Илья

Каталог картин маслом – Репин Илья

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник приехал в ноябре в Париж и написал И. Н. Крамскому: «я, преодолев трусость, остался в Париже на целый год, взял мастерскую на Rue Vron (фр. ), 13 — квартира, а 31 — мастерская»57. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Л. Н. Толстого». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Оценка, продажа 
и реализация картин 
Репина

Оценка, продажа и реализация картин Репина

Во-первых, непорядочный эксперт может легко занизить истинную ценность картины неопытного продавца. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Сравнение его произведений с аналогичными по темам творениями крупнейших мастеров русского реализма (сравнение с гениальными отечественными академистами вряд ли уместно) показывает, что ключевые картины И. Е. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Общение с прежними друзьями было только заочным. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

«Героем» не менее известного о полотна о запорожцах стал смех во всех его проявлениях — от хихиканья до раскатов хохота. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Возможно, этим чем-то непостижимым является индивидуальность каждого члена ватаги бытовой картины Бурлаки на Волге (1870—1873) или особая напряженность общей сцены полотна Не ждали (1884—1888) или несравненное жизнелюбие персонажей Запорожцев (1880—1891) или повышенная психологичность его портретов.

Картины (репродукции) 
– Репин Илья Ефимович

Картины (репродукции) – Репин Илья Ефимович

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

В его знаменитой картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» отражен момент предельной драматической напряженности. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. «Крестный ход в Курской губернии» стала новым сотрясением устоявшихся традиций в живописи и невиданно смелой социальной сатирой.

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Некоторые из них стали основой для знаменитой картины Ильи Репина «Бурлаки на Волги», которая принесла настоящий успех своему создателю в 1873 году. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

Публике картина понравилась. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.

Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Вегетарианцем стал и сам Репин.

Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Получив первые уроки живописи в своем родном Чугуеве и поработав какое-то время в иконописных артелях, Илья Репин поступает в 1864 году в Академию художеств, которую оканчивает в 1871 году с естественной для его дара золотой медалью (дипломная работа Воскрешение дочери Иаира — уже работа большого мастера). Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Репин никуда не делся. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин встречал их по средам.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репин был очень дружен с Мамонтовым. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»).

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин открывал иностранцам неповторимое искусство русского реализма. М. Бунакову.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Репродукция картины 
"Стрекоза (Портрет 
дочери художника)

Репродукция картины "Стрекоза (Портрет дочери художника) (Илья Ефимович Репин)"

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Последующая жизнь И. Е. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Последние годы жизни великий художник жил в Финляндии на границе со своей родиной. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В картинах, посвященных революционерам из которых наиболее известная «Не ждали», прослеживается характерный для художника взгляд на современность как на события исторического масштаба, точность психологических характеристик героев, тщательное построение композиции. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

7 знаменитых картин Ильи Репина

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.

Если известный русский художник И. И. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Его суждения достаточно ярки и искренни, чтобы не меняться со временем. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Илья Репин: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. О чем эта история.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Она ушла из жизни в 1931 году55.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.

В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

Цены, рекорды продаж 
картин Репина

Цены, рекорды продаж картин Репина

Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В живописи его таланты проявились также широко. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине.

Америка—Франция—Россия. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Во-вторых, старинное на внешний вид полотно может вовсе не являться работой знаменитого русского художника и не иметь такой же ценности, как его картины. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Экспертная оценка 
и скупка картин 
Репина

Экспертная оценка и скупка картин Репина

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В. Поленов.

Каждый персонаж переживает что-то своё. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Купить репродукции 
картинРепина ИльиЕфимовича 
в интернет-магазине

Купить репродукции картинРепина ИльиЕфимовича в интернет-магазине

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В нем пробуждается талант публициста. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Судьбы детей Репина сложились по-разному.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Своими работами на многочисленных выставках в Европе и Америке И. Е. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

Жил в Италии и Франции (1873–1876).