Рисунки Гойя

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.

«Черная живопись» изДома глухого

Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Существует версия, что причиной болезни было отравление свинцом, т. к. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством.

Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.

В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. На Christies рисунок Гойи «Комендант Лампиньос, зашитый в лошадиное брюхо» ушел за 769, 2 тысячи фунтов.

В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами. Например, «Семейный портрет короля Карла IV», являющийся настоящим образцовым шедевром направления «романтизм». Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.

В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). «Как скала, — думает он. — Yo el Rey de las Espanas у de Francia», — думает он. — «Очень внушительный портрет». Но эго ей не удастся. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо.

Франсиско де Гойя, 
биография и картины

Франсиско де Гойя, биография и картины

Благородные лица в дорогих костюмах немного бесстрастны, однако держатся очень сплоченно. Несколько офортов, где люди изображены с ослиными головами, говорят о глупости общественных норм. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Пустой взгляд испанского монарха направлен куда-то в сторону, в лице нет ничего привлекательного. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.

Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.

Между ними чувствуется связь. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. Пора бы, кажется, открыть рот этому дуралею и его потаскухе. Кислота разъедает металл вокруг порошка смолы, создавая своеобразную фактуру поверхности.

«Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».

В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В основе рисунка лежит история, произошедшая в Сарагосе в середине XVIII века. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Но ведь у него и в мыслях не было ничего непочтительного, наоборот, он даже чувствовал уважение к благодушному королю и известную симпатию к жадной до жизни женщине, в которой соединились и королева и маха.

В Испании прекратилось проведение либеральных реформ и начался период феодальной реакции. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». У него не осталось ни капли страха перед привидениями. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.

В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. И тем более не будет, когда снимет с себя последние покровы. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.

Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Возможно, вызванное болезнью потрясение, неудовлетворённость своей внезапной изоляцией и борьба с внутренними демонами послужили причиной радикальных перемен в его художественной манере. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Чтобы показать главенствующее положение короля, Гойя немного выдвинул его вперед.

Вселенная испанского живописца пытается постичь такую эфемерную сущность как душа. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. У Гойи начинается депрессия.

Гойя ФрансискоКартины 
и биография

Гойя ФрансискоКартины и биография

Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Паломничество к св. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Во вступлении к серии она характеризуется как «цензура человеческих ошибок и пороков».

Он навсегда остался практически глухим. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».

Плафоны в Сарагосе, 
шпалеры в Мадриде

Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде

В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. Гойя тоже подвергался гонению — сначала ему дали понять, что некоторые из его «Капричос» не нравятся церкви. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции.

Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Картины с описанием будут представлены ниже. 90-е годы были тяжелыми для Гойи и в личном и в профессиональном отношении. Никто не рождается гением.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Раз ей так хочется, пусть так и будет. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.

Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Гойя расставил их в одном из залов дворца. К «черным картинам» мы еще вернемся.

В 1877 году они появились на аукционе «105 рисунков Гойи» в Париже. Молчание длилось долго. Сердито смотрел он на Мигеля.

Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Инквизиция заинтересовалась этими картинами и в 1815 году художник был вызван в Мадридский трибунал, где должен был опознать их и объяснить для кого и с какой целью они были созданы.

Великий романтик: 
биография Франсиско 
Гойя

Великий романтик: биография Франсиско Гойя

Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Жену брата почти полностью заслоняет зять короля. Как замечательно написан его светло-коричневый парадный кафтан — чувствуется, что это бархат и как точно переданы эфес шпаги и орденские звезды и орденские ленты и сам он производит внушительное впечатление, стоит прочно, несокрушимо, сразу видно, какой он крепкий, несмотря на годы и подагру, — кровь с молоком. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Портрет понравился и был благосклонно принят.

Художник больше не работал кистями. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).

Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Но протокол допроса не сохранился. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Например, графическая работа El Si pronuncian y la mano alargan al Primero que llega (Они говорят «да» и протягивают руку первому встречному), на которой изображена молодая красивая девушка, которая выходит замуж за некрасивого мужчину старше её. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.

Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.

«Сатурн, пожирающий 
своего сына»

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Сейчас его офорты выставлены в Музее Прадо и во дворце де Лириа в Мадриде. Как ни старайся, она никогда не будет махой. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Как всем известно, работы были признаны настоящими. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Его хитростью завлекли во Францию. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.

С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Каждый безумствует по-своему. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Именно гнев инквизиции был причиной снятия серии с продажи. Гойя изобразил ее так, так как не знал, как она выглядит на самом деле — ко времени написания картины принц еще не видел свою нареченнойую не имел даже ее портрета.

  • Известные картины Франсиско Гойи
  • Картины — Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де
  • Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
  • Исследователи расположили ведьм Гойи в нужном порядке
  • Последняя работа Франсиско Гойя: Я всё еще учусь

Падавший слева свет вполне годился для одетой махи. Осталось последнее мгновение перед залпом. Родина выдающего живописца, Испания, пережила множество потрясений.

Неизвестно, утверждал это художник для своей защиты или сходство с конкретными личностями объясняется нечаянным заимствованием «черт лица» у известных лиц. Когда кислота достаточно всосётся, пластину обмывают. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис.

  1. Франсиско Гойя ( ) – величайший испанский художник
  2. История любви и женщины художника Франсиско Гойя (1746-1828)
  3. Гойя, офорты: описание, особенности, темы
  4. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес ( ) (477 работ)
  5. Франсиско де Гойя: самые популярные картины (топ 12)

Даже многофигурные сцены на репродукции Франсиско Гойя не лишены этого свойства. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Другой рисунок из этой серии хранится в нью-йоркском музее Метрополитен.

Он писал в той комнате, для которой картины были предназначены. В центре он поставил королеву с детьми.

Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Неужели же и на этот раз не выгорит. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Так он вызвал ненависть Жозефа. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.

Гойя был напуган. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. В них он нанес удар академической школе. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.

  1. Франсиско де Гойя – картины с названиями и описанием по алфавиту
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
  4. «Клятва Горациев» Жака Луи Давида

Одно из ярчайших проявлений такого антропоцентризма – репродукции Франсиско Гойя. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). После того как композиция картины «Портрет семьи короля КарлаIV» была утверждена, КарлIV спохватился, что на картине будет изображено тринадцать человек. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.

Это его серия офортов «Капричос». Вариации слова «капризы, причуды» использовали многие художники – от античного времени до Возрождения в Италии в XV веке, чтобы обозначить победу воображения над реальностью. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Отсутствовала невеста наследника, но поскольку переговоры о будущей свадьбе еще не закончены, ее Гойя изобразил отвернувшейся от зрителя, с анонимным лицом. Проститутка не может сразу раскрыть, кто она такая, так как это сломает романтическую иллюзию и, возможно, оттолкнёт её клиента.

Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.

  1. «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
  2. «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
  3. «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
  4. «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
  5. «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе

Название серии – отклик на работы предшественников – Боттичелли, Дюрера, Тьеполо и Пиранези, однако, в отличие от них, Гойя с помощью воображения не уводит зрителя в другой мир, а высвечивает «причуды» своей эпохи. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Решение назвать серию «Капричос» определённо не было случайным. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.

Рядом стоит супруга зятя — принцесса с маленьким младенцем на руках. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Именно она повелевала своим мужем и всеми членами семьи.

  • «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
  • «Капричос», что переводится как причуды
  • Франсиско Гойя: последние новости
  • Самые известные картины Франсиско Гойя

Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». В работе Ni as la distingue (Он даже так не разглядит её) художник изобразил хорошо одетого мужчину, который через монокль разглядывает проститутку. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.

Большая часть включённых в серию работ создана в период с 1796 по 1797 год, который художник провёл в Мадриде и Андалузии. Он написал ее в этом дорогом ярком наряде и уже тут изобразил нагой под прозрачной тканью. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Каждое из них, мастер трепетно переживал вместе с ней.

Когда она вот так лежит перед ним, уже не он — ее пелеле, а наконец-то она – его игрушка. Отсутствие слуха сделало художника подозрительным в отношении окружающих людей. Все рисунки происходят из знаменитых личных альбомов художника. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Художник в этом месте, чтобы выразить сочувствие молодой девушке, цитируя строчки из стихотворения Гаспара Мельчора де Ховельяноса (Gaspar Melchor de Jovellanos), напоминает, что девушка выходит замуж за старого мужчину только из-за денег.

  1. Депрессия по Гойя – чёрная живопись

Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Между королевской четой стоит младший сын, с любопытством взирающий на зрителя. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.

Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Это решение короля сильно взволновало Гойю — ведь он хотел создать работу, превосходящую «Менины» Веласкеса, чувствуя, что в силах сделать это.

Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.

Известные картины 
Франсиско Гойи

Он писал пейзажи и натюрморты. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.

Теперь, преодолевая страх. А он-то рассчитывал, что портрет поможет ему стать первым королевским живописцем. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).

В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Женщина смотрит в противоположную сторону. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В нем поднималось злорадство.

Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).

В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. На нем изображено, как Лампиньосу делают смертельную инъекцию. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора».

Штрихи его иглы острые, царапающие. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Ей никогда не выбраться.

Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Картина в целом ему нравилась, он сам себе нравился. Самого художника охранял только статус художника королевского двора хотя Гойя в своей серии беспощадно критиковал и королевскую семью и аристократию, хорошие отношения с королевским домом и особый титул «художника короля» (pintor del rey) спас автора от суда инквизиции. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.

Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.

Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.

Гойя часто использовал токсичный белый пигмент свинца. Это 14 картин. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Закономерно, что и сама серия графики не была защищена от лицемерия церкви и инквизиции: в то время, когда «Капричос» были закончены испанская инквизиция ещё по-прежнему активно действовала и столь острая критика церкви была большим риском. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Пороки и распутство мужчин и женщин – офорт Один другого стоит. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника.

Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Вторая картина пользуется мировой известностью. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.

Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Во Франции того времени кипела революция. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.

Любили они также подражать церковным обрядам причастию, миропомазанию, соборованию. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В них царит дух героизма, стойкости и любви к свободе.

Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Многие картины Франсиско Гойя посвящены событиям времен французской оккупации. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. В 1793 году Гойю разбил паралич.

Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Оба героя одинаково втянулись в эту «пантомиму» : мужчина получает новый трофей – жену, а женщина приобретает финансовую стабильность. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.

Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Она отвернула голову от зрителя и смотрит на королеву. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. И тогда Гойя предложил дописать его.

В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. В противном случае, даже самое великое творение пройдет мимо и не оставит никакого следа в вашей жизни. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).

Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Дородный дон Карлос стоял в центре и на картине и в зале. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Это очень известные картины живописца.

«Капричос» – первая из созданных Франсиско Гойей четырёх больших графических серий, она считается одним из важнейших произведений художника. А вокруг стоят ее дети. На заднем плане художник изобразил себя, стоящего за мольбертом. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Грудь его украшена сверкающими орденами, на боку висит шпага.

Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.

В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В 1812 году муж обвинил Леокадию в неверности, они развелись, а в 1814 году у нее родилась дочь Росарио.

В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Жить ей осталось недолго. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. И на полотне у него возникает не маха. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.

Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Быть больше махой, чем Серафина. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Досадно только, что ее Мануэль не попал вместе с ними на полотно. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину.

Картины Гойя рисовал для себя. Рядом стоит его невеста. Мать крепко и властно держит его за руку. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.

Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Под ее одеждой скрыт нож. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.

Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Гойя писал с остервенением. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы.

Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Каэтана изящным пальчиком указывает вниз, где написаны слова повернутыми к ней буквами Гойя-Каэтане Альба и жест этот как бы намекает, что сам Гойя для нее тоже что-то вроде этой смешной собачки.

Однако Гойя изменил название серии и придержал почти все уже напечатанные гравюры серии. В технике акватинты используются металлические пластины (часто медные или цинковые), которые покрываются воском и выдерживающей воздействие кислоты смолой.

В 1793 году Гойя тяжело заболел. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Вместо этого Гойя вспоминал аналогичную работу Веласкеса, где великий мастер показал себя крупным планом, а ФилиппуIV так понравилась его работа, что он своей рукой пририсовал на груди нарисованного художника крест Сантьяго. Последнее полотно изображает расстрел участников восстания французскими войсками. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Привидения любили являться в виде монахов или судей священного трибунала и прелатов.

Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого».

С другого края полотна зритель видит стоящего с гордо поднятой головой кронпринца Фердинанда — наследника. Вторая работа—«Комендант Лампиньос, зашитый в лошадиное брюхо»—происходит из Альбома F, который называется «Образы Испании». Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.

И все же затея была рискованная такого рода дела в конце концов непременно выходят наружу. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.

Узнал также «шептунов и наушников», самых гнусных из всех призраков, не зря носящих те же прозвища, что и шпионы при полиции и священном судилище. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Тем было освещено великое множество. Он испытывал теперь глубокую, презрительно злобную жалость к тем, кто всю жизнь дрожит перед нечистой силой, перед наваждением. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.

В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. На этом фоне произошло усиление влияния церкви. Из-за спины Фердинанда выглядывает его брат. Но тут донья Мария-Луиза открыла рот.

Обстановку осложняло то, что художник примерно в это время создал одну из самых знаменитых своих работ: полотна «Маха обнаженная» и «Маха одетая» (1800–1803), моделью для которых была герцогиня Каэтана Альба. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится.

У этой женщины некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Паломничество к св. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.

Гойя уже начал беспокоиться. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Один из повстанцев уже убит и лежит на земле в луже крови, другой — смуглый испанец в белой рубашке и желтых штанах — раскинул руки крестом и смотрит прямо в лицо солдатам, решив мужественно встретить смерть. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны».

Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Но в картине очень много воздуха и света. Фантастический образ истолковывался по-разному. У Гойи не было любимого жанра.

Видимо, персонажи фрески чувствуют себя незащищёнными от опасностей, которые таит в себе раскинувшийся под ними мир. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Привлекательность этого эскиза для гобелена, предназначенного для отделки кабинета во дворце Эскориал, проявляется в ярких красках, в непринужденности движений персонажей. Художник широко использует контрасты света и тени.