Рисунок Боярыня Морозова

16 символов, зашифрованных в картине "боярыня Морозова"

По указу патриарха церковные тексты стали переписываться по греческим образцам. -XVII век. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Это традиционный персонаж старой Руси. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918).

Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений.

Женщины сочувствуют. Все на картине будто напряглось. «Боярыня Морозова».

  1. История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
  2. Картина «Боярыня Морозова», Суриков
  3. Боярыня Морозова в жизни и в живописи: история мятежной раскольницы
  4. Боярыня Морозова – математика и искусство
  5. Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. Их подвергали пыткам на дыбе «с тряской», по много часов допрашивали их оскорбляли и запугивали.

Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Никон обвинил двуперстников в ереси.

  • История картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  • Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
  • Боярыня Морозова: была ли она святой или сумасшедшей
  • Временно недоступен (техническое обслуживание) Ошибка503
  • Другие картины Василия Ивановича Сурикова
  • Образ женщины на картине, представляющей староверов
  • Слишком много места внизу полотна
  • Создание образа женщины в санях

Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Картина потрясающая. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Морозова была ближайшей его последовательницей.

(11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Главный символ этого дня — трубящий ангел.

Жалкая и величественная. В его картине Избиение младенцев фигуры конных солдат с копьями напоминают голову царя Ирода. Рука – как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены. Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения.

  • Еще один образ, выделенный в произведении
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Описание картины Боярыня Морозова
  • Работа над картиной: центральный образ

Все лицо мелко было. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Она вся в чёрном одеянии, а вокруг неё шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит.

Там, в Преображенском, все меня знали. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. Я с неё написал в садике этюд в два часа.

  1. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  2. Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  3. Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  4. 20 фотографий для новогоднего настроения

Морозову держали под стражей, пока она была жива. Это по большей части подростки. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Это самый жалкий персонаж.

Она почти не смотрит на боярыню. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На шее – огромная цепь. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

(8). Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Вместе с ней была арестована и ее сестра княгиня Евдокия Урусова. Портретный этюд был написан всего за два часа.

Художник мыслит образами. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Оба они – знаки сопричастности христианству. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть.

Боярыня была арестована иотправлена вЧудов монастырь надопрос. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Они подобны знакам с двумя перстами.

  1. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  2. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  3. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  4. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  5. Зимние пейзажи выдающихся художников

Движение темных саней по белому снегу усиливается благодаря общему движению людей в картине. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Дело даже не в том, что на миру смерть красна.

Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.

  1. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  2. Стихотворение Иосифа Бродского «Любовь»: о любви поэта и Марины Басмановой
  3. Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  4. 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
  5. Лучшие фильмы производства студии Довженко

По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Когда из сибирской ссылки вернулся Аввакум, он поселился у своей духовной дочери. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь.

Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. Все резко меняется.

  1. АНУРИСУЙ – Рисуем вместе!ОбсужденияПросмотр темы18
  2. Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
  3. Женщины в картине Боярыня Морозова
  4. Юродивый в картине Боярыня Морозова
  5. Стрелец в картине Боярыня Морозова

Впереди на коленях старая нищенка. Конец жизни сестер был ужасным. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Умирала она отнюдь не как одержимая фанатичка, а как слабая женщина.

Ее глаза полны слез. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). - С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться.

За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. В 1662 году, 30 лет отроду, Феодосия Прокопьевна овдовела.

Ведь сколько времени я его искал. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Очень трудно ее лицо было найти. Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.

Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Нравы того времени вторичного замужества для вдовицы не возбраняли. А теперь давайте вспомним «отправную точку» замысла – ворону на снегу. Наталья, поскольку изучаю историю старообрядчества и своей семьи, то возьму на себя смелость внести уточнения.

Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Ее оставили под стражей и после смерти, которая положила конец ее страданиям в ночь с 1 на 2 ноября 1675 г. В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Сам дух истории живет в его картинах. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически.

  1. Странник в картине Боярыня Морозова
  2. Детали в картине Боярыня Морозова
  3. Мальчишки в картине Боярыня Морозова
  4. Рисунок акварелью собирателя открыток
  5. Галереи, серии картин, портретов

Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание. Композиция полотна сложилась быстро. Естественно, скрытый знак благодаря характерным признакам — S-образным очертаниям — участвует в процессах восприятия картины, включается в ее богатый образ.

Этот образ и вошел в картину. Юродивый благословляет Боярыню. И как вставил её в картину – она всех победила». Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Несмотря на близость ко двору царя, она была схвачена, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре.

Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Зрители не видят птицу в картине. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции.

  1. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. Духовная дщерь протопопа Аввакума
  4. Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. «На снегу писать – все иное получается.

Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. В данном случае вымысел – это глас народа. Она не хотела изменять старой вере. (12) Колорит картины. Была у меня одна знакомая – старушка Степанида Варфоломеева из старообрядок.

Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.

По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать.

История одного шедевра: 
«Боярыня Морозова» 
Сурикова

Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

А потом начнешь колею писать. Люди потянулись к ней взорами. При этом обрядовым расхождениям был придан принципиальный характер – как различиям в вере. Это сама героиня и юродивый. Ведь сколько времени я его искал.

От книги веяло простором русской земли. Этот эскиз 1886 года ныне хранится в Русском музее в Петербурге, в каталогах он назван «Голова женщины в чёрном платке». Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза.

Что было простительно вдове Феодосии Морозой, «приезжей боярыне» царицы, недопустимо и невозможно для инокини Феодоры. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Видимо, в эту пору она и сблизилась с лидером русского старообрядчества протопопом Аввакумом. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985).

Вот пять женщин в правой части картины. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Вторым Римом, как известно, называли Византию, откуда православие пришло на Русь.

Склоняются многие, что староверы – правильнее. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Приглядел для работы соседний переулок. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере.

Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа).

В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Там, в Преображенском, все меня знали. До стрельца вы видите светлые тона одежд.

На картине он изображен сидящим прямо на снегу. На ее лице глубокая скорбь. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Этот врач дала мне рецепт для палочки-выручалочки – Грандаксина.

В этой связи не кажется случайной основная конфигурация формируемая главными движениями и линиями изображения. Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.

Ведь сколько времени я его искал. По преданию, супруги ладили хорошо, несмотря на большую разницу в возрасте. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Сначала умерла княгиня Урусова. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.

Все в рефлексах, лиловых и розовых. В этот жест несёт главный смысл в картине.

". Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой.

В действительности в санях сидели обе сестры. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Врагом Никона был протопоп Аввакум. Однако. И вот приехала к ним начётчица с Урала – Анастасия Михайловна. Во многом, вероятно, благодаря заступничеству царицы и тому, что на людях Морозова продолжает «лицемерится».

Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. Это было трагичное время. Боярыня подняла руку с двумя перстами. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Два поднятых перста боярыни – благословление людей.

Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.

Двуперстие должно напоминать о двойственной природе Христа – божественной и человеческой. Одна против всех. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука.

Глеб Морозов владел 2110 крестьянскими дворами. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Предание сохранило ее трогательный разговор с охранявшим ее стрельцом.

Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Проведенный опрос среди учащихся 9-10 классов показал, что сами зрители в подавляющем большинстве на стороне боярыни Морозовой. Но боярыня отказалась. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

В его подмосковном имении Зюзино был разбит великолепный сад, в котором гуляли павлины. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Однако, в 1669 году Мария Ильинична умерла. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.

Звук трубы возвещает о его наступлении. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Нравилось им, что я казак и не курю.

В толпе терялось. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). В ночь на 16 ноября 1671 года инокиню Феодору взяли под стражу. Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом.

5. Ностав монахиней вконце 1670 года, Морозова начала отказываться отучастия вподобных «светских» мероприятиях. Картина ожила. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Реакция на картину была неоднозначной.

Крестьян было 8000. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами.

До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. А потом их на Преображенском кладбище выселили.

Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу». (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. В. Короленко писал: «Есть нечто великое в человеке идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной.

Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» – эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом.

И как вставил ее в картину- она всех победила. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных.

В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и смысл образа Морозовой. И как вставил ее в картину- она всех победила". (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.

Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Тарабукина. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону.

И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Они отказывались принять причастие от «никониан» и крестились двоеперстно.

А ведь смысл этих символов не слишком различается. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Ради выразительности Суриков решил немного отступить от исторической достоверности. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7).

Инокиня Феодора продержалась до ноября. Сразу после свадьбы Феодосия Прокопьевна Морозова получила звание царициной «приезжей боярыни», то есть, особы имеющей право приезжать к царице на обед и по праздникам по-родственному.

Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Все лицо мелко было. Его лица не видно.

Заметьте: фигура боярыни – черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Этот знак, наиболее существенный для обозначения конфликта старого и нового, получает особенно активное выражение в картине. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Это был раскол из-за убеждений и веры.

Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Это соответствовало вековой традиции. До Никоновских реформ в России были приняты две формы крестного знамения – двуперстное и трехперстное. Нравилось им, что я казак и не курю.

Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Они в Медвежьем переулке жили, у них там молитвенный дом был. Жест юродивого отвечает этому знаку. Эти черты в целом указывают на раненую, распластанную по снегу, агрессивную ворону, предчувствующую гибель.

Контурная линия неоднозначна. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Она бывала на богослужениях у «никониан», крестилась троеперстно, однако, в доме у себя сохраняла старый обряд.

А если вера отцов объявлена ересью, бунт неминуем. Я сразу обратилась к терапевту, терапевт отправила к неврологу. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.

Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Так и моя бабушка говорила. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.

Имущество было конфисковано, адвое братьев сосланы. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода.

Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов».

Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Эта метафора получила развитие в изображении. Но Суриков изобразил не Кремль, а московскую улицу, заполненную пестрой толпой. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.

Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Феодосия Прокопьевна жила в роскоши и почете, которые были сопоставимы с царскими.

Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни – церковь. Аввакум писал о рачительной хозяйке, которая печется о том, чтобы оставить сыну отцовские вотчины в полном порядке, о «жене веселообразной и любезной», хоть иной раз и скуповатой. Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни.

Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Она к старой вере стала склонятся. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации.

И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. И чувствуешь здесь всю бедность красок». Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

Особенно в отношениях цвета. Рис. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.

Последней каплей дляцаря стал ееотказ отучастия вегосвадьбе сНатальей Нарышкиной. Но нет. Называли себя староверами. В толпе терялось. Не смею, - отвечал стрелец. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Но смеялись немногие. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

Очень трудно ее лицо было найти. Там, в Преображенском, все меня знали. Замысел этой картины, как и других картин у В. И. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). - Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства») взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.

Ее увозили в ссылку. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Все лицо мелко было.

Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). Сюда стекались все недовольные нововведениями Никона. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Суриков не раз перечитывал «Житие» протопопа Аввакума. Давно известно было, что в богослужебные книги, существовавшие прежде в одних рукописях, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков много ошибок.

Среди последних, как известно, было даже немало священников. В толпе терялось». Естественно, я говорю о староверах православных. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Допринятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в«новообрядной церкви» набогослужении.

Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями.

Сурикова. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.

Созерцая картину, невольно задумываешься о несгибаемом духе и силе убеждений Феодосии Прокопьевны. Сами младенцы на этой картине не только изображаются в виде маленьких фигурок, но и проступают в крупных очертаниях снега и толпы.