Роберт Рафаилович Фальк Картины
Метафизика картин Роберта Фалька
Если перед вами явно кубистическая картина и при этом ее хочется охарактеризовать словами «как нежно», велика вероятность, что вы видите работу молодого Фалька. Но при этом его портреты передают неповторимую прелесть именно данной модели. Ни один музей не приобрел его картины, они никак не вписывались в торжество социалистического реализма. Работал оформителем сцены Московского государственного еврейского театра (с которым сотрудничал и до своего отъезда за рубеж), а также еврейских театров других городов.
Обуреваемый желанием передать ощущение энергии истрасти, он обращался кфовизму. Р. Р. Фальк родился в 1886 году в Москве. Тогда же его назначили деканом художественного факультета Высших художественно-технических мастерских (позднее — ВХУТЕИН).
Их независимость, открывающая путь к самоценной красоте, трудно достижима. Однако лечение неподвижно лежавшего в гипсе больного осложнилось туберкулезом легких и сепсисом и 1 марта 1943 года, спустя месяц после окончания Сталинградской битвы, Валерий умер в возрасте 26 лет. Портрет из собрания ВОХМ им. Роберт Рафаилович с первого дня рождения сына полюбил его нежно, с какой-то даже «болезненной обостренностью чувства». Образ Фалька той поры мы находим в воспоминаниях дочери Соломона Михоэлса, Наталии (Талы) Вовси-Михоэлс: «Художник Фальк выглядел у нас как Гулливер в стране лилипутов.
- Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине
- Портрет в творчестве Роберта Фалька
- Художник РОБЕРТ РАФАИЛОВИЧ ФАЛЬК
- Художник Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958)
- Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)
- Фальк Роберт (Роман) Рафаилович – художник-авангардист
«Показы» своих работ Фальк устраивал регулярно в результате определенная часть московской интеллигенции, а не только художники и искусствоведы, могла приобщиться к его творчеству. Это случилось не скоро и уж точно не при его жизни. Культуру ремесла Фальк понимал как выражение эмоциональной и цветовой сути живописи. Прошел ее пешком, обедал в придорожных трактирах (тратториях), ночевал в дешевых постоялых дворах (альберго). Мастерская просторная, с застекленной крышей, но стекла покрыты слоем пыли.
Я вспоминаю, как при мне он однажды чуть не рассвирепел, когда кто-то, возражая ему, назвал его представителем изобразительного искусства. А потом начал создавать очень лиричные, элегические полотна. С Юмашевым Фальк познакомился в 1936 году в посольстве СССР во Франции, они сдружились. (Женщина в белой повязке, два автопортрета и др. ) художник достиг ощущения глубокой сосредоточенности, тишины, длящегося (а не остановленного, как нередко бывает в живописи) времени. Затем вернулся в СССР, жил в так называемом Доме Перцова, где по просьбе бывших соратников по «Бубновому валету» А. В. Куприна и В. В. Рождественского и при активнейшей помощи лётчика А. Б. Юмашева получил мастерскую, которую раньше занимал художник П. П. Соколов-Скаля. хм. Но он вернулся.
В середине 1920-х годов Фальк заработал репутацию яркого театрального художника, оформив для Государственного еврейского театра спектакли «Ночь на старом рынке» и «Путешествие Вениамина III». Отец его Рафаил Фальк, еврей по национальности, был известным московским юристом и очень сильным шахматистом (в 1901 году даже завоевал титул чемпиона Москвы по шахматам). Имя Роман он получил только в 1909 году при крещении. От этого брака родился сын Валерий, он погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Они прожили вместе 11 лет. Отцу хотелось, чтобы сын выбрал основательную профессию, но убедившись, что Роберт не желает ни о чем, кроме живописи, слышать (еще его привлекала музыка), он дал сыну возможность учиться тому, что его интересует.
Самая убогая мебель: поломанные кресла, тюфяк, поставленный на кирпичи. И глиняные крынки и глиняные миски, которые там на полках деревянных стояли – просто доска, прибитая к стене, -всё это выглядело очень поэтично. Крамского был создан в период пребывания художника во Франции (1928-1937), где в Париже была устроена персональная выставка его произведений. Не удивительно, что молодой Фальк испытывал насебе воздействие многих новаторских веяний. В«Автопортрете» (1916) художник прибегает кумелому сочетанию холодных итёплых тонов, добиваясь мощного звучания изаконченности как отдельных элементов, так ивсей композиции вцелом.
Габричевским, с С. М. Изнаивного, лубочного искусства «бубновые валеты» заимствовали живописные формы. Он провел в госпитале два с лишним месяца. К этой выставке клуб готовит каталог. Ноесли вМоскве он уже был известным художником, тоздесь он чувствовал себя новичком.
Его произведения этого периода часто определяют как «лирический кубизм». Конечно, сейчас у меня квартира гораздо удобнее, но тот аромат исчез» (цит. Его ориентирами были пейзажи Игоря Грабаря, Константина Юона и Виктора Борисова-Мусатова. В то же время художник черпает вдохновение в русских национальных традициях.
- Московский художник Фальк Роберт (Роман-Роберт) Рафаилович
- Красная мебель, Роберт Рафаилович Фальк, 1920
- «Роберт Фальк: «Неразборчивая стенограмма века»
- Роберт Фальк среди авангардистов
- Эклектика Фалька — от Ренуара до Рембрандта
- Самое интересное в виде мозаики
Первые годы советской власти принесли Роберту Фальку признание и известность. В 1905 году Фальк поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Женщины позировали Фальку особенно прилежно, каждой было приятно увидеть свой облик преображенным поэтическим видением художника (А. В. Щекин-Кротова). Фальк в темной поношенной одежде: свитер, куртка, шарф. Ровные поверхности краски сменяются сгустками, ударами кисти Материальность мира словно реализуется в материальности холста». Картины продавать становилось всё труднее, в ход шел бартер. Работы на бумаге». На родине и картины Фалька и он сам оказались ненужными.
Интересно, что мастеров Высокого Возрождения он словно бы, по его словам, там не заметил. Когда его спрашивали, неужели он не знал, что сейчас творится в России, он отвечал: «Приблизительно знал и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Но и в Советском Союзе 37-й год был отнюдь не золотым веком. Перенесший в раннем возрасте полиомиелит, Валерий рос очень болезненным.
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
Преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (1918-1928) и других учебных заведениях. М. : КомпьютерПресс, 2006. Многочисленные пейзажи Парижа тают в перламутровой дымке мягких золотисто-оливковых тонов. ФалькФальк Роберт Рафаилович (1886-1958) – русский художник.
Особенно характернаКрасная мебель (1920), напряженно-хищная и угловатая, с ее тяжелым, но агрессивно напряженным цветом. Активному вовлечению зрителя в «жизнь» интерьера способствует динамизм раскрывающегося вдоль картины опрокинутого пространства, распахивающегося подобно створкам. Он создает лирические женские образы, очертания слегка вытянутых фигур плавные и обобщенные: «Портрет Л. М. Эренбург», «Парижанка», «Девушка с попугаем», «Женщина в красном. Архитектоника простых геометрически ясных объемов бытовых построек выверена и соразмерна. Парижский период насыщен событиями и новыми впечатлениями. Ученики Фалька: Чуйков, Ромадин, Левина-Розенгольц, Нисский, Остроумов.
илл. ), где она фигурирует под названием «Бретань. Знакомство художника с моделью — дочерью циркового артиста Амрой произошло в 1918 году в Москве, тогда художником был создан ее первый портрет (находится в Государственном Русском музее). Михоэлсом с Г. Г. Нейгаузом.
Самарканд», «Регистан», «У хауса. И. Н. Фальк поехал в Италию. Портрет татарского поэта и журналиста Мидхата Рефатова написан в кубистической манере. Целый день буду позировать, но вы (обращается к Ангелине Васильевне) должны для этого приготовить еду, но не эту вегетарианскую, которой вы кормите Фалька.
Вплоть до кончины Фалька «чердак» заменял художнику экспозиционный зал и, кроме того, был местом общения поклонников его работ. Он преподавал в Государственной свободной художественной мастерской (ГСХМ), Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин). он сказал, что перестает позировать, так как ему уже надоело. Во время подготовки каталога резоне пейзаж находился за рубежом и был недоступен для исследования, вот таким образом его описание основывалось на рабочих материалах к каталогу, собранных вдовой художника А. В. Самарканд» и другие.
Это казалось такой парижской мансардой. В«Портрете М. Рефатова» (1915) остро ощущается влияние Пабло Пикассо, его пластики деформаций исдвигов. Он видел поэзию в каждом образе, умел быть проницательным и романтичным, чувствовал, знал свое время и умел говорить на его языке. Родился Роберт Рафаилович Фальк (Роман Фальк) 27 октября 1886 года в Москве, в семье юриста. В послевоенные годы Фальк оформил спектакли Леса шумят A. Брата и Г. Линькова в Госете (постановщик С. Михоэлс, 1947), Лев на площади И. Эренбурга в Государственном московском Камерном театре (постановщик А. Таиров, 1948), Только правда Ж. -П.
С. 600, 853, цв. «Ястремился сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность», – писал он позднее. Юона и И. И. Когда-то Абрам Эфрос назвал фальковский способ смешения красок алхимией. Ах, как хорошо.
Хорошо, процитирую: ". Одна моя знакомая сказала как-то: Твой папа всегда говорит мыслями. Фактурной сложности соответствует и сложность цветовая. В некоторых портретах 1920-х годов «Портрет женщины в белой повязке» и в особенности в автопортретах Фальк достигает ощущения глубокого погружения в свои мысли, в тишину. Коровина.
Постепенно, на протяжении 1920-х гг., живопись Фалька становится сложнее и тоньше. В этих работах художник еще больше сосредоточен и погружен на свой внутренний мир. Золотой пустырь.
Фальк говорил, что небо иногда бывает материальнее земли. В конце 1960-х годов советские люди сумели прочесть роман «Мастер и Маргарита», становились известны и поздние портреты Роберта Фалька. Малевич по этому поводу говорил: «Фальк, например, который работал в то время в сезанновской системе, является единственным учителем, работающим по правилам искусства живописного». табуретку. В 1957 году Роберт Фальк перенес тяжелый инфаркт. Неконтрастная гамма построена на оттенках серого из которого Фальк извлекает некое высокородное качество цвета. Точно разрабатывая цвето-пластическую форму, он создал такие живописные шедевры, как Красная мебель (1920), парижские пейзажи (1930-е годы), Картошка (1955), Автопортрет в красной феске (1957). Работал оформителем сцены Московского государственного еврейского театра (с которым сотрудничал и до своего отъезда за рубеж), а также еврейских театров других городов.
Фальк был дружен с Ильей Эренбургом, с А. Г. Привлек его внимание Джотто своей тяжеловатой простотой и наивностью (ведь это было время бубнововалетских вкусов Фалька). Но зато был чудесный вид из окна. Исполнял пейзажи, натюрморты, портреты (Старая Руза, 1913, ГРМ Солнце. Фальк любил Париж имного писал его, но, подобно И. Г. Эренбургу («Мой Париж»), унего был «свой» Париж– Париж бедных кварталов имрачных домов. Он очень немолод.
Так случилось, что Фальк, сам того не подозревая, своей негромкой речью, глубокой созерцательностью и таинственной притягательностью картин «разбудил» многих художников, в том числе и будущих мэтров постоттепельной поры. Художник пригласил ее в свою мастерскую. Серова и КА. В 1928 г. Фальк выехал за границу в командировку. «Дверь нам открыл сам художник. И тем отчетливее воспринимаем мы усталость модели, усталость мира, в котором герой живет.
Полный каталог произведений. Пожалуй, первой картиной, которой Фальк заявил о себе как самобытном художнике стала «Лиза на солнце».
Казалось, дело шло на поправку и ничто не предвещало трагического исхода. В 1941 году после начала войны Фальк эвакуировался в Башкирию, затем в Среднюю Азию. Это был «Мужчина в котелке. «На первой же выставке Бубнового валета у Фалька купили картину, кажется, за 300 рублей.
Прожив в Париже девять лет, Фальк так и не вписался в европейскую богему. Холсты повсюду – прислонены к стене, положены на длинные узкие столы. Ему становится близка и интересна эстетика художников объединения «Мир искусства» и в 1917 года Фальк становится их членом. Его учителями были К. Коровин, В. Серов, Б. Пастернак, В. Васнецов. Демонстративная вывесочность ранних вещей тоже больше не нужна. В 2005 году на аукционе Christies «Женщина с розовым веером» (1922) была продана за один миллион 748 тысяч долларов.
Машкова (1903-1904) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1905-1910) у В. А. В 1928 году Фальк уезжает во Францию и проводит там около десяти творческих и плодотворных лет. Зато были такие углы, стены, что не надо было никакой мебели. Приходилось упорным трудом, «стиснув зубы», завоёвывать позиции. В пейзаже плотность неба приближается к плотности земли и строений. Многие работы Фалька периода 1910-х отличались поиском новых форм самовыражения.
Родился 27 октября 1886 года в Москве. Стараясь обобщить форму и вылепить массу цветом, он впитывает актуальные для времени уроки живописи П. Сезанна (острый на язык критик А. М. Эфрос назвал Фалька человеком сезанновской национальности). Темные волосы сильно тронуты сединой. В 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства, связанного с традиционной культурой на идише. Мастерская художника находилась во ВХУТЕМАСовском доме по адресу: ул. А вернувшись в СССР в 1937 году (самое время. ), не сумел стать советским живописцем. В них есть всегда какая-то манящая тайна, поэтический образ вечной женственности.
«Да вы пишете-пишете-пишете, когда же, наконец, кончите. Линейной и ритмической легкости соответствует и цветовая изысканность. Художник искал выразительности и объема формы посредством насыщенного цвета. А вот Роберт Рафаилович, похоже, был гениальным учителем.
УФалька трудно найти светлые, солнечные пейзажи, ему ближе «серебристая гамма пасмурного дня». «Ярешил быть терпеливым ивочтобы тони стало стать настоящим художником», – писал Фальк. Пришлось даже конкурс организовать, потому как принять всех было невозможно. Следуя моде на тот или иной стиль, он писал в настолько индивидуальной манере, что это всегда было «по-фальковски».
Ранние работы художника в основном импрессионистские. Люди такое вообще не воспринимают – почеловечней чего им хочется. по фонозаписи 1981 года, частный архив, Москва). Его заметила публика. Портрет Якова Каган-Шабшая» (1917) Фалька и «Семейный портрет в мастерской художника» его соратника по «Бубновому валету» Петра Кончаловского.
Потом говорит: «Ну, хорошо, даю вам один день. От былой «бубновалетской» демонстративности, юношеского задора и «вывесочности» не осталось и следа, работы все больше выражают внутреннее мироощущение автора. Вам нравятся мои картины. Добиваясь эмоциональной выразительности, Фальк некоторое время был очень увлечен кубизмом. Его Париж не ярок.
Форму создает цвет. евроцентов)) Крепкий он профи, во всём прав, вот только. Крамского находится работа «Мулатка (Амра)», выполненная пастелью и носящая скорее эскизный характер, однако портретные черты и характер модели отмечены довольно точно. Он любил яркие контрастные сочетания, подчеркивая контуры темной краской. Шагал, к примеру, учителем был никудышным, полагая, что раз он сам себя сделал, то всё, что надо прочим ученикам – это раскрыть свои дарования. Его искусство, особенно раннего периода, тяготеет к творчеству П. Сезана: «Пирамидальный тополь» 1915, «Пейзаж с мостиком» 1912, «Красные домики».
В 1937—1938 г они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька. «Фальк вернулся из Парижа, где он жил с 1928 года, в Москву в 1938-м, но глядя на его «Автопортрет в красной феске», написанный через 20 лет, в 1957 году, зритель-читатель конца XX века не может не вспомнить писаный в 1930-е годы роман Булгакова, ночной разговор в психиатрической клинике, момент, когда Мастер показывает собеседнику-поэту знак своей избранности, ермолку, сшитую для него Маргаритой. Козы, 1916, ГТГ Автопортрет в желтом, 1920, ГТГ).
По-моему, все уже готово». Усилия его оказались небезуспешны.
Красочное месиво движется, колышется. Его произведения хранятся в лучших музеях и частных собраниях по всему миру. А на стене яркие картины – портреты и натюрморты. Крым.
Испытал влияние позднего импрессионизма и примитивизма. Именно так говорил Фальк». Появляется (я это так называю) некоторая ритмическая свобода, фактура иногда начинает оживать. Суть живописи, по мнению Фалька, заключается в «пластическом событии», а не в рассказе о конкретном явлении жизни. Среди них были студии И. Дудина, К. Юона, И Машкова.
Во Вхутеине в 1926-1928 годах был деканом живописного факультета. Роберт Фальк участвовал в выставках АХРР, Общества московских художников, оформлял многие спектакли: в 1922-1925 годах – спектакль Ночь на Старом рынке И. Переца в Госете, в 1930-м – Уриель Акоста К. Гуцкова в театре Габима (постановщик А. Грановский) в Париже, в 1940-1941 годах- Заколдованный портной Шолом-Алейхема в Белорусском государственном еврейском театре (постановщик Н. Лойтер). Привлекал его икубизм. Работал как театральный художник. Вних он ощущал душу города.
Все движение как бы собрано внутри – в пределах устойчивой и построенной формы. Красная мебель 1920 Холст, масло 105 х 123Драматизм времени и авторская концепция натюрморта, выраженная не как «жизнь вещей, а ваша усилившаяся внутренняя жизнь», проявились в картине отчетливо и эмоционально. Любовь Георгиевна Попеску». Ряд выставок, показанных в Москве (в МОСХе на Беговой, в ГМИИ им.
Францию наводнили толпы беженцев из Германии. Там вольно было. На картине изображена первая жена Роберта Фалька, художница Елизавета Потехина. Фальк познакомился сАмбруазом Волларом, обратившим внимание наопыты русского живописца. В парижских его холстах продолжают развиваться те качества, которые ясно наметились уже в Москве: замкнутость, камерность, самососредоточенность, богатство и тонкость цветовых отношений.
Но пластический смысл портрета – в преодолении этой тяжеловесности. Фалька и популяризации его творчества. они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька. Портрет «построен симметрично и равновесно. Президент Академии художеств Александр Герасимов зорко следил, чтобы чуждого Фалька музеи не покупали. иД. Д. Бурлюки). В Воронежском областном художественном музее им.
Зато был простор. Живопись моя вступила в благоприятную фазу. 1907).
Фальк взмолился, как же так. Его отец был шахматистом и юристом. Во время войны художник жил в эвакуации в Самарканде, занимался живописью, писал пейзажи. «Все элементы формы подчинены выражению мягкости и человечности.
Ангелина Щекин-Кротова вспоминала, как Александр Куприн незаметно для Фалька сунул ей полторы тысячи рублей и шепнул: «Не беспокойтесь, мы обойдемся, а вам сейчас туго придется». Лишь некоторые детали костюма нарушают эту симметрию. Даже музеи его привлекали менее, чем живая жизнь среди веселого, доброго народа. Лицо рыбака необычайно подвижно. Их тогда сближала тяга кнародной традиции– кгородскому фольклору, лубку. Зимой стены промерзали до инея, летом было невероятно жарко.
Впервые Ангелина Васильевна увидела Р. Р. В Рефатове господствует ниспадающий ритм. Один из основоположников группы Бубновый валет, Фальк начинал очень ярко, даже озорно. Нечасто художник оказывается хорошим преподавателем. Периодически с 1921 года преподавал в Витебском художественном училище. Формировалось новое видение света ицвета. Фон, на котором изображена фигура, однороден с ней.
С Ангелиной Щекин-Кротовой художник познакомился в 1938 году на выставке в Доме писателей. Женские портреты Фалька являют собой другую линию в его творчестве. В декабре 1942 года, во время советского контрнаступления, Валерий был тяжело ранен.
Сартра в Театре сатиры (постановщик B. Плучек, 1955-1956) и др. В 1929-1938 годах Фальк работал в Париже, а во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации – сначала в Стерлибашево (Башкирия), а затем в Самарканде (Средняя Азия). В 1941-1943 годах художник преподавал живопись в Узбекском художественном техникуме и в эвакуированном Московском художественно-промышленном училище, в 1942 году работал над фреской для отдела Дарвинизм в Самаркандском краеведческом музее. В свое время Роберт Фальк увлекался поздним импрессионизмом и примитивизмом, переосмысливал творческие искания Сезанна. Помещение мастерской изначально предназначено для художников. В 1937-38г. До 1937 г. жил и работал в Париже.
Годы работы вПариже для эволюции художника стали решающими. С 1904 года он начинает заниматься рисованием в частных школах и студиях. Становление художника). Подобно другим «бубновым валетам» он находился под влиянием импрессионизма («Лиза насолнце». Фальк мастерски лепит форму крон деревьев, бутылок, домов, глиняных горшков и фруктов. Экспрессия цвета и сдвиги форм настолько насыщают эмоциями предметный мир, что у зрителя рождается ощущение тревожного предчувствия, хотя в картине отсутствуют действующие лица.
жил в Париже. В этот период начинающий художник принимает участие в различных выставках. До 1937 г. жил и работал в Париже. Чудесный сплав рождается из сложных смесей. Интимностью, мягкой лирикой проникнуты и портретные работы, особенно женские, – чуть-чуть нарочито вытянутые, плавно очерченные фигуры: Портрет Л. М. Эренбург (1933-34), Больная (1935), Парижанка (1936).
Но, как известно, Сутин в каком-то смысле был медведем и скуп на комплименты, а Фальк любил профессорским тоном – педагогические навыки не мог изжить – объяснять своим слушателям, вероятно и Сутину, в чем величие Сезанна, словно он открыл в нем что-то, о чем его собеседники не могли и подозревать, что лучше сезанновского Мальчика в красном жилете он ни одной картины не видал и при этом добавлял, что сверкание сезанновских красок только показывает, в каком болезненном состоянии находится современное искусство. Надежда, с написанным Сарабьяновым знаком и я. Потому и хотел бы вставить свои пять. Революцию мастер встречает в России, а с 1918 по 1928 год ведет активную преподавательскую деятельность. Однако с раннего возраста его влекло искусство живописи. В 1928 г. Фальк выехал за границу в командировку. Накладывая краски рельефными мазками, Фальк добивается эффекта «мечущейся», «взволнованной» живописной поверхности – «шума фактуры».
Этой же зимой художник принял участие в выставке «Бубновый валет», которая дала начало одноименному объединению авангардистов. В конце 30-х в Европе начались невеселые времена. Живопись Роберта Фалька. Щекин-Кротовой. Как и его друзья по «Бубновому валету», он использует приемы примитивной живописи, лубка, вывески, народного искусства.
Фалька, пока не существует. Именно тогда усилиями вдовы и хранителя архива художника Ангелины Васильевны Щёкин-Кротовой творчество Фалька смогло вырваться из «подполья» — квартирных выставок и домашних показов, на которых рождалось и крепло будущее неофициальное искусство России. Париж», «Берег сены».
Это особенно ярко выявилось в его натюрмортах, пейзажах 1913-1914 годов. И поставил перед ними. Работы Фалька трудно продавались. Роберт Фальк родился в обеспеченной московской семье.
Фальк вспоминал, что какой-то предприимчивый делец предлагал ему ортопедическую ногу. Вего натюрмортах цветовые соотношения ичёткая логика композиции создают ощущение одухотворённости предметов их продолжающейся жизни (still life). Так, в 1931 году он писал из Парижа: Опять есть некоторые перспективы. В мастерской прохладно. Когда в 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, Ангелина Щёкин-Кротова делилась с писателем Варламом Шаламовым: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть. » Сегодня картины художника хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда, Тулы, Нижнего Новгорода и других городов России и СНГ.
Он грустен, сосредоточен, порой даже печален и одинок. Он был впостоянном поиске новых живописных форм, новых неожиданных объектов для композиций, соразмеряясь ссобственным ощущением гармонии цвета («Сейчас ясобираюсь написать несколько картошек нажёлто-сером фоне»). В своих очертаниях они словно хранят память об обитателях интерьера. Об обстановке мастерской Фалька, располагавшейся под самой крышей Дома Перцова, А. В.
Всего известно восемь живописных и примерно тридцать графических работ. Стиль Фалька узнаваем лишь для опытного глаза. Роберт Фальк). Серые Фалька не соотносятся прямо с цветами окружающего мира. В его работах 1910-ходов чувствуется полнота и осязаемость предметов, нарочитая тяжеловесность форм: «Владелец небольшого дома» 1912, «Спящая цыганка».
В Москве, где бы Фальк ни преподавал из желающих попасть к нему выстраивались очереди. В 1939 году состоялись две его персональные выставки. Собранные вместе, эти полотна и рисунки раскрывают изменения, происходившие с сыном художника на этапе «детство—отрочество—юность».
В ней уже заметен фирменный «живописный психологизм», присущий портретам Фалька. Он был огромный, тихий, добрый, с печальным лицом и стыдливой улыбкой. В силу разных обстоятельств самым большим собранием работ Фалька, включающим его графику, располагает Казанский художественный музей (ГМИИРТ). 36. Поверхность холста мягко вибрирует сложным, как бы подвижным цветом.
Картины Фалька не покупали, заказов не было, театрам запретили иметь с ним дело. Судьба человека и судьба искусства тут сливаются. Лицо значительное, выразительное, но болезненно-бледное, взгляд какой-то отрешенный. Фальк. Если, конечно, не перепутать с Сезанном – недаром же искусствовед Абрам Эфрос определил Фалька как «человека сезанновской национальности». Ангелина Васильевна целиком посвятила себя сохранению, обработке наследия Р. Р.
В некоторых картинах можно заметит влияние Ван Гога (сравните – Роберт и Винсент). В противовес «громким»: Петру Кончаловскому, Илье Машкову и Аристарху Лентулову. Фалька в 1939 году на выставке детского рисунка в Центральном доме художественного воспитания детей. В 1937-38 г они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька. Друг Фалька Илья Эренбург говорил, что художника заживо похоронили. Так началась эта романтическая история – пролог к созданию целой серии удивительно тонких, трепетных портретов. Самый лирический из кубистов, самый молодой из авангардистов, самый «формалистский» из советских художников (по определению «придворных» критиков).
Человеческие качества развернуты не в развитии, а в моментальной вспышке. Маршаны упрекали его вотсутствии колористического исюжетного «стержня», характеризующего художника ипозволяющего покупателю легко «узнавать» его работы. А вот сейчас работы Роберта Фалька ценят по достоинству. При этом психологический подтекст всегда был важен для художника. Он начал выставляться вчастных галереях, затем– вСалоне Тюильри иОсеннем салоне. Фальк, посмотрев их работы, сказал, что и за головы им, к сожалению, приниматься еще рано. э-э-э.
В перерывах между репетициями они появлялись с папой в дверях его кабинета: папа стремительной походкой направлялся к телефону, а за ним, шаркая и косолапя, пробирался между стульями, полками, столами и буфетами Роберт Рафаилович Фальк. Учился в московских студиях К. Ф. Он слился с новыми авангардными жанрами, которые покоряли русское искусство.
Таковы, например, острый, нервный портрет Мидхада Рефатова (1915), Негр (1917) и др. От брызжущих жизнерадостностью холстов большинства его товарищей по обществу ранние произведения Фалька отличает некоторая сумрачность, скрытый драматизм, запечатленный не в сюжетах, а лишь в самом живописном строе его работ. И. Н. Васнецова, Пастернака (отца поэта), Серова, Коровина, принимал участие в самых разных выставках не только в Москве, но и в Петербурге, Одессе и других городах.
Голова словно противостоит ему, но столь же бессильна. Мясницкая, д. 21 кв. Завод сардинок»и датируется 1934–1935 гг., требуют существенной корректировки. В 1928-1938 гг. После войны Союз художников начал кампанию против «космополитов».
Со временем стиль живописи Фалька меняется, манера становится тоньше, а цветовые переходы сложнее, художник отдает предпочтение эмоциональной выразительности, зритель чувствует скрытый драматизм уже в живописном строе произведений: «Красная мебель» 1920. Позже последняя жена художника Ангелина Щёкин-Кротова прозвала трех участников этого сообщества — Роберта Фалька, Александра Куприна и Василия Рождественского — «тихими бубновыми валетами». Сложно сказать, прав ли Фальк, вернувшись в СССР. Оттенки серого, голубого, серо-синего драгоценны, благородны.
Следуя своей концепции задач галериста, по итогам выставки Галеев издал целый том «Р. А. С. Пушкина) и в других городах страны (Ереване, Новосибирске, Челябинске, Таллине, Донецке) был проведен уже после смерти художника — в конце 1960-х — 1970-х годах. Образование Роберт получил в Москве в Петропавловском реальном училище.