Рокотов Федор
Проходит всего каких-нибудь пара столетий и жизнь творца затягивается флером и вот мы уже не знаем в деталях, как жил Федор Рокотов, биография его скрывается за завесой времени. Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер — художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души. Рокотов Федор Степанович оказал значительное влияние на развитие русской портретной живописи.
Федор Степанович Рокотов – крупнейший мастер портретной живописи XVIII в. По силе дарования и уровню мастерства Рокотов не уступает самым прославленным западноевропейским портретистам XVIII в. По объективности и психологической точности этот портрет является одним из лучших творений художника.
Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Воронцовой (находящийся у графа И. И. Воронцова-Дашкова, в Петербурге) княгинь M. А. (1775 г. ), П. Ф.
Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. На губах едва заметная полуулыбка. — знаменитый художник-портретист жизнь его до сих пор остается мало известной даже даты его рождения и смерти настолько не выяснены, что одни из его биографов считают годом его рождения 1730 г., другие говорят неопределенно, что он родился в тридцатых годах ХVIII века годом смерти его одни считают 1810 г., другие — 1812 г., третьи — октябрь 1800 г. более осторожные исследователи даже вовсе отказываются установить эти даты происходил он, по-видимому из дворянского рода. трагедии» его видел, басни читал, был свидетелем того, как везде заучивали и повторяли его любовные стихи и куплеты. Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу самых значительных художников XVIII века. Что же сделала Садикова с портретом Куракина.
С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. В нем художник становится более конкретным. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Гладила осторожно, терпеливо. С него были сделаны две копии.
- Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
- Краткая биография Федора Рокотова
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Федор Рокотов: биография и творчество
- Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Оно было даже описано и воспроизведено в 1910 году в журнале «Старые годы». А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь.
IV, СПб., 1882, стр. Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). Сам Майков, автор «комических поэм» и баснописец. Теперь гораздо подвижней и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором прежняя резковатая пестрота уступает место переливчато-нежным созвучиям (цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих сквозь верхние слои краски). Его редкий дар передавать «души изменчивой приметы», неповторимое чувство цвета, своеобразный колорит картин, виртуозное владение кистью, таинственная дымка вокруг портретируемых, придающая им загадочность, поэтичность и некую трепетную интимность, сделали его одним из крупнейших, обаятельнейших русских живописцев. Она же послужила прекрасным материалом для исследования жизни и творчества Рокотова.
- Картины — Рокотов, Федор Степанович
- Биографии великих и известных людей
- Значение РОКОТОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
- Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Однако пышный ее наряд и драгоценности не заслоняют лицо, пленяющее нас «приятностью и разумом». Так вот «жемчужиной» этого собрания является портрет Екатерины II, созданный Рокотовым. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Реставрация полотен была сложной и длительной. 1904—1908 Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Портреты не безмолвствуют, говорят о доверии, об отношении равных: художника и модели. А пламенная душа поэта уже была посыпана пеплом лет и разочарований. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14.
Куракиной, урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. Изд. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. как равный равных» Но мы знаем: Рокотов — не дворянин.
Заделала многочисленные прорывы холста. Но именно на его обороте обнаружились следы авторской пометки, точнее, след буквы «Р». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних— ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Рокотов сумел сделать шаг далее — поэтично показал чувствующего человека, непросто живущего в сложном мире и тщетно пытающегося его улучшить. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».
- Краткие сведения о жизни художника
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
- Федор Рокотов: биография и картины
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Парадные портреты петербургского периода
Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь.
Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. При этом художник остается верен натуре. Конечно. И были дидактично-нравоучительны призывы: «Собою украшай свой чин». Как же тогда они туда попали. Портрет красноречив: на красноватом лице брезгливое опасение соседствует с уязвленностью и презрением к тем, кто недооценил его дарования на разных поприщах — а был он и первым директором российского театра и издавал журнал «Трудолюбивая пчела». Не этих ли, орловских.
В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Изд. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Орлов похож на переодетого античного бога.
- Портреты последнего периода жизни
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
- Большая биографическая энциклопедия
- Краткая биографическая энциклопедия
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Но уже в 1920-х годах в государственные музеи стали поступать картины Рокотова из национализированных частных коллекций. 1904 Русские портреты ХVIII и XIX вв. Притом созданные художником в пору расцвета своего блистательного таланта.
Следующим званием будет академик. В «Портрете неизвестного молодого человека» предполагают автопортрет художника: он слегка улыбается миру, по зорки и оценивающи внимательные глаза. Куракиной, урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр.
- Федор Степанович Рокотов биография
- Напишите отзыв о статье Рокотов, Фёдор Степанович
- Отрывок, характеризующий Рокотов, Фёдор Степанович
- О знаменитости:Русский художник-портретист
По его протекции Ф. С. Рокотов запечатлел победоносно-чувственное самодовольство человека. словно бы снисходительно вещающего: «Живите всласть, окутайте жизнь»» Но видимая плотоядность — не обывательское понятие о радостях бытия. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Портрет очень понравился Екатерине II. Гр. В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Впрочем, чему тут удивляться: внешность пензячки была так обворожительна и «истинно изумительна», что царь «долго оставался на балу, назвав пензенский бал вторым после московского».
Так, портрет дочери воронежского фабриканта А. С. Тулиновой, принадлежавший одному москвичу, упоминался в литературе, экспонировался на выставках, даже попал в 1975 году на обложку каталога выставки «Русский портрет из московских частных собраний». — один из лучших русских портретистов род. 1870 А. Сомов, Картинная галерея Имп.
Вряд ли кто предполагал, что три старинных, в трещинах, потертостях и осыпях красочного слоя, потемневших портрета, присланных из Орловского государственного музея И. С. Тургенева в Москву, в отдел масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени академика И. Э. Грабаря, станут неожиданным и поразительным открытием. Еще более портретов, приписываемых его кисти, но достоверность которых сомнительна. И тем не менее он был забыт на целых сто двадцать лет, почти до начала XX века. 1908, стр. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы7.
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. Итак, обнаружено три ранее неизвестные картины великого мастера. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»14.
Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесив и важен». Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Среди ранних вещей этого рода выделяется портрет поэта В. И. Майкова (ок. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.
Майков, вопрошавший: «Возможно ль тиху жизнь равнять с блестящей славой, в которой никогда нельзя иметь друзей. » — неуемно и жадно, пусть и не всегда удачно, рвался из тихой жизни к славе. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты.
1905 А. Н. Бенуа, Русский Музей Александра III, М. 1905 Месяцеслов на 1840 г., стр. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Гагариных и князя C. B. 1765, Третьяковская галерея) излучающий гордое, мажорное обаяние. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства.
Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. Он завален заказами. Масон Н. И. Словом, в официальном заключении Всероссийского Центра имени академика И. Э. Грабаря, направленном в Орловский музей И. С. Тургенева, Ломизе уверенно констатировала: «Принадлежность этих портретов кисти Рокотова не вызывает сомнения». Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Но даже с первого взгляда, даже в таком неухоженном виде живопись картин являла руку мастера первоклассного.
Иное дело, что счастье понималось с учетом сословных и прочих ограничений. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Художник часто писал императрицу: и с натуры и с работ других художников. Boт один из них. С каким почтением и удовольствием вспоминает о нем Гринев из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны и Александр Петрович Сумароков очень их похвалял» Рокотов, несомненно.
Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Исче-зали так называемые кракелюры — зловещие рваные трещины, разрушающие живопись. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Два рокотовских произведения пополнили собрание Государственной Третьяковской галереи. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета.
Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной, урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) и многие другие. Почти играя, — рассказывает современник о работе художника, — ознаменовал только вид лица. Притом не какую-то ее часть а полностью — все 26 полотен. Художника привлекает внутренняя красота человека.
В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. 1908, стр. Самодержец изволил о ней спросить и, получив ответ, соблаговолил пройти польский снею». Она смазала красочный слой рыбьим клеем, который издавна применяется при подобных работах. Придавал ли им Рокотов черты своей мечты о человеке.
Ломизе обратилась к знакомой уже нам книге А. А. Рыбникова «Фактура классической картины» и получила полное подтверждение своей догадки. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Одно из немногих выявленных тогда рокотовских произведений. Но пожалуй, самая интересная находка произошла в Орле. Теперь он украшает экспозицию Музея В. А. Тропинина.
Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. 1905 А. Н. Бенуа, Русский Музей Александра III, М. 1905 Месяцеслов на 1840 г., стр. Гагарина княгини A. А. Голицыной (1777 г., находящийся в имении князя С. М. Голицына Кузьминки, под Москвой) княгини А. С. Голицыной (в имении Е. В. Всеволожской Рябово) князя Д. М. Голицына (в Кузьминках) графини Е. А. Головкиной (у А. П. Шувалова) М. Д. Демидова (гравюра с него приложена к книге: Признательное воспоминание Московского Университета в день рождения П. Г. Демидова, 1821 г. Москва) графини Д. Ф. Дмитриевой-Мамоновой Б. Е. Ельчанинова (гравирован в 1771 г. Герасимовым) H. M. Загряжской, урожденной княжны Голицыной (находящийся у В. А. Олсуфьева) и H. A. Загряжской княгини A. A. 78—79 Барон Н. Н. Врангель: Ф. С. Рокотов — Старые Годы 1910 г., апрель (с многочисленными снимками с работ Рокотова).
В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. 1842 П. H. От чиновничьего образа жизни он и бежал. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.
Удалось назвать и примерную дату появления произведения — 60-е годы. За одной из фавориток первого областного конкурса «Сурская красавица» Венерой Азизовой долго и красиво ухаживал далеко не бедный англичанин Эндрю Симмонс. Дочь д (ей-ствительного) ст (атского) советника) Алексея Филипповича Кар и супруги его быв (шей) Гофмейстерины Вел (икой) княжны Натальи Алексеевны». В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А кое-что уже разошлось по домам и учреждениям, где их и отыскал Смирнов. Его имя сразу же назвал Вишневский, обладавший удивительным чувством прекрасного. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника.
Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). Но она была человеком своего времени. Но в каком ужасном виде они находились. Земная судьба А. П.
Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.
Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Тогда картина находилась в собрании княгини Оболенской. При этом известно, что работал он не очень быстро. юность проходит быстро.
Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Оказывается, мундир Куракина снизу был позже кем-то дописан. Рокотова было много заказов от знатных особ.
Он становится адъюнктом, преподавателем. Что с ней. Академии Художеств, СПб. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Но композиция потрета. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но.
Еще одна красавица Юлия Перевезенцева уступила пальму первенства на национальном конкурсе красоты будущей «Мисс Вселенная» Оксане Фёдоровой. Могила его, к сожалению, утеряна. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Стилистику западноевропейского портрета в стиле рококо (явные черты которой у него проступают) постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. Разве не близки были Рокотову проповедь разумного начала в человеке.
Именно Ф. С. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Пензячка согласилась стать его женой. 1864 Каталог выставки портретов русских достопримечательных людей, в помещении Общества Любителей Художеств, М. 1868 П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI—XVIII вв., устроенной Обществом Поощрения Художеств, СПб. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.
Гагариных и князя C. B. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. К лучшим работам мастера принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765), Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х годов), неизвестной в розовом платье (1770-е годы), В. Е. Новосильцевой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х годов все – там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей). Поэт-партизан Денис Давыдов «смертельно влюбился» в Евгению Золотареву. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Выставка имела огромный успех. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Рокотов относился к своим героям по-разному, но никогда — равнодушно.
Но после революции она исчезла, считалась навсегда утерянной. Воронцовой (находящийся у графа И. И. Воронцова-Дашкова, в Петербурге) княгинь M. А. (1775 г. ), П. Ф. 1870 А. Сомов, Картинная галерея Имп. Орлова, умного изысканного вельможи. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Какая-то она странная, неуравновешенная.
О последних двадцати годах его жизни известно мало. Ранние работы Рокотова— погрудные портреты— производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности8. Но зато они вошли в драгоценное наследие великого русского художника. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Лицо написано чуть ли не осязаемо.
Среди его наставников были Ротари и Токе. Портрет императрицы очень декоративен. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Как же они в его экспозиции несколько десятилетий представляли род писателя. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Художник был дружен с ними, он исполнил несколько портретов представителей этой фамилии. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Художник не мог не относиться к поэту приязненно. В 1765 году удостоен звания академика. Возможно, у художника слабело зрение.
Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. Гениальный русский художник Александр Иванов считал. Они были известны и раньше. 183 Ю. Б. Иверсен, Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц, вып. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С.
Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Правдивые и обличающие картины тогдашней жизни находим мы в поэмах и одах Майкова. Из работ его, кроме упомянутых, нам известны еще следующие портреты: Н. А. Бекетова, А. И. Бибикова (гравированный Уткиным, Афанасьевым и неизвестным мастером) княгини Е. Д. Волконской графини M. A. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ).
Считаю приятным долгом назвать имена реставраторов, проделавших столь огромную работу. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. Великого Князя Николая Михайловича, СПб. Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении Отрада, Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова П. С. Протасова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп.
Мать 18 детей, она пережила многих из них. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Судьба Струйской была не очень удачной.
1904—1908 Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»13. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас».
Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам). Ему этого и не дали сделать. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ).
Знает себе цену, ведает цену жизни. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»8. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии.
Сумарокова. и П. П. Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). Майков пытается жить «как долг и честь велит» и призывал к нравственному самоочищению: «противу злобы ополчайтесь», «качество души телесных сил дороже» Творчеством поэта интересовался Дидро, его поэму «Елисей» одобрял Пушкин.
Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. Однажды Вишневский купил в антикварном магазине картину неведомого автора изобразившего какую-то женщину в наряде и с прической XVIII века. На другом — «Портрет Семена Петровича Озерова. Великого Князя Николая Михайловича, СПб.
Писан 1775 Р. Т» На третьем, как позже определили, был изображен П. П. Озеров. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Её образ – словно воздушный полунамек. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. т. I, СПб. 78—79 Барон Н. Н. Врангель: Ф. С. Рокотов — "Старые Годы" 1910 г., апрель (с многочисленными снимками с работ Рокотова).
В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. Это Людмила Александровна Огородникова, которой достался особенно «трудный» портрет С. П. Озерова. Затем как бы само собой портреты «вошли» в галерею Лутовиновых, незаметно «породнились» с ними.
Гр. Это Максим Харитонович Бутаков, Валерий Михайлович Танаев и Владимир Иванович Шульгин. что « в шитом высоко стоящем воротнике нельзя ничего сделать, кроме стоять вытянувшись». Про эту пару Би-Би-Си даже снял документальный фильм. Гагарина княгини A. А. Голицыной (1777 г., находящийся в имении князя С. М. Голицына "Кузьминки", под Москвой) княгини А. С. Голицыной (в имении Е. В. Всеволожской "Рябово") князя Д. М. Голицына (в "Кузьминках") графини Е. А. Головкиной (у А. П. Шувалова) М. Д. Демидова (гравюра с него приложена к книге: "Признательное воспоминание Московского Университета в день рождения П. Г. Демидова, 1821 г. Москва") графини Д. Ф. Дмитриевой-Мамоновой Б. Е. Ельчанинова (гравирован в 1771 г. Герасимовым) H. M. Загряжской, урожденной княжны Голицыной (находящийся у В. А. Олсуфьева) и H. A. Загряжской княгини A. A. и пламенная душа ево (Сумарокова. — В. Л. ) при всей ево нежности сердца на оживляемом тобою полотне не утаилася».
Рокотов написал их портреты. 1904 Русские портреты ХVIII и XIX вв. на портрете великолепен.
В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. 155—156 барон Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. Лицо кривит улыбка всезнания. т. I, СПб.
Среди них можно выделить портрет И. Г. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. А поэт М. М. Портрет Якова Васильевича Худякова».
Два рокотовских полотна получил в дар Государственный музей В. А. Тропинина в Москве. Эта одна-единствен-ная буква стала ценнейшей находкой для исследователей. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — из самых похожих. Отныне он работал только по заказам частных клиентов.
и П. П. Одна из них была куплена как работа неизвестного художника. Рокотова от его современников. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Постепенно размягчался красочный слой, становился эластичным, «живым», что ли, склеивались между собой его опадавшие частицы, меж собой и грунтом — основой живописи.
Судьба продолжала благоволить к художнику. Лицо поэта проповедника. Академия пока еще не открылась.
Растрелли. Женские портреты, как правило, овальной формы. Знакомство водит с людьми просвещенными, неординарными. Фаворит императрицы, влиятельный вельможа, красавец Григорий Орлов изображен в камзоле с золотым шитьем, надетом поверх лат. 1842 П. H.
Рокотов, очевидно. 1874 A. Wassiltschikoff, Liste alphabtique de portraits russes, St. -Ptsb. Восторгаясь мужеством русских воинов, поэт жестко говорит о войне: «Ты яд на землю изливаешь Ты гонишь ратаев прилежных к оружию с обильных пив» Самым «земным» в творчестве художника называли этот портрет. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Человек, неоднозначный, заносчивый, обидчивый, познавший и сладость и яд быстрой славы, он понял, наконец: «все на свете коловратно».
Хотя, по заключению реставраторов, ее принадлежность Рокотову не вызывает сомнения. Человек громадного обаяния. 155—156 барон Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп.
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. академию художеств за представленную ей картину Венера и за портрет императора Петра III.
Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. И в Москве и в других городах. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. 1902 г. А. Бенуа, Русская школа живописи, СПб. Не одна, что уже было бы сенсацией, а сразу три. В портрете В. И.
О художественном образовании Рокотова известно очень мало в Академию поступил он в 1760 г., 13 января 1762 г. назначен был уже адъюнктом Академии, с окладом жалования по 300 руб. Что сказывалось на личной судьбе. И теперь — в Ногинске. Его часто приглашали ко двору. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике.
Именно тогда он создает преизведения, столь благородные по живописи, прекрасные по одухотворенности образов, высокому качеству художественного их воплощения. Эрмитаже и многие неизвестные портреты, как напр., —женские портреты, хранящиеся у Ю. А. Новосильцева, в имении Кечемирово Тамбовской губ. и у М. И. Мятлевой в Петербурге. Рокотов создал обаятельный женский образ, привлекающий душевностью искренностью и ласковым взглядом. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Их стало меньше и они уже не представляли такой грозной опасности, как раньше. Но когда был снят дублировочный холст и под ним открылся холст первоначальный, авторский, то обнаружили на нем такие слова: «Княгиня Екатерина Алексеевна Голицына — жена действительного Камергера Кн (язя) Петра Михайловича род (илась) 5 окт (ября) 1724 года— 16 февраля 1804 года.
1875 Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Живопись орловских картин показалась ей весьма характерной и вот таким образом знакомой. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Но портрет создает, не приукрашивая: личность незаурядная и противоречивая. Перед нами крупнейший поэтический авторитет XVIII века. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Наставления его и поучения раздражали. Духовный мир ее богат и сложен.
Так И. И. Фёдор Степанович Рокотов родился предположительно в 1735 году в селе Воронцово Московской губернии. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. человек-поэт, он создавал вокруг себя атмосферу лиричности. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П.
Репнина. И вот теперь этот, по словам искусствоведа Л. А. Маркиной, «истинный шедевр» в Третьяковке. Женские портреты, как правило, овальной формы. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Сначала она сняла с живописи старый, пожелтевший, уже заскорузлый лак. Колористическое решение художника безупречно. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов.
Так же относился к мундиру. Надо сказать, что последние годы были на удивление «урожайными» на открытия картин Рокотова. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Из работ его, кроме упомянутых, нам известны еще следующие портреты: Н. А. Бекетова, А. И. Бибикова (гравированный Уткиным, Афанасьевым и неизвестным мастером) княгини Е. Д. Волконской графини M. A. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета.
183 Ю. Б. Иверсен, Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц, вып. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. 1757 на картине Кабинет Шувалова (известна по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Эталонными стали два портрета.
В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. В 1778 году умирает князь Репнин. Успех, по тем временам, у Рокотова огромен. — один из лучших русских портретистов род.
В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Это стало основой для дальнейшего поиска, который в конце концов и привел Вишневского к тому номеру журнала «Старые годы», в котором портрет Е. А. Голицыной репродуцировался. В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств. 1875 Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб.
Но в середине 1950-х годов искусствовед А. И. Михайлов обнаружил челобитную Рокотова, датированную августом 1776 г., в которой тот просил об освобождении от крепостной зависимости своих племянников. Вот таким образом у Ф. С. Словом, работа реставраторов была весьма трудоемкой. Пришлось несколько лет реставрировать картины в Москве.
Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. А лубочные картинки с текстами басен продавались во всех книжных лавках. Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной, урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) и многие другие. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Его происхождение не совсем выяснено. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ).
Академии Художеств. IV, СПб., 1882, стр. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Все 26 полотен.
1829 Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. Академии Художеств. Женские портреты, как правило, овальной формы. Она мимолетна.
В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении "Отрада", Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова П. С. Протасова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп. 1874 A. Wassiltschikoff, Liste alphabtique de portraits russes, St. -Ptsb. Его успехи были замечены.
Обрезков, который был послом в Османской империи. Но, представьте себе, Александр Иванович разыскал эту легендарную исчезнувшую коллекцию. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. В чем дело. Еще более портретов, приписываемых его кисти, но достоверность которых сомнительна.
Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. 1829 Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — "из самых похожих". Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
Но кого художник изобразил. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова10. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Среди них поэты Сумароков и Майков.
Вот таким образом искусствоведам еще предстоит тщательно ее исследовать. Херасков образовал литературный кружок. Женские портреты, как правило, овальной формы. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок.
Вот таким образом в советской искусствоведческой литературе, посвященной Рокотову, портрет Е. А. Голицыной упоминался как одна из значительных работ художника, но с непременным и грустным комментарием «местонахождение неизвестно». Вот так, казалось бы, легендарное и почти неправдоподобное «глухое упоминание» вдруг обратилось в реальные произведения. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Вспомним, хотя бы популярные портреты Н. Е. и А. П. Струйских. На одном холсте было написано: «Подарен 1772 года августа. Академии Художеств, СПб.
Каталог произведений иностранной живописи, СПб. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9.
Станцевав с девушкой, Александр передумал идти отдыхать. Каталог произведений иностранной живописи, СПб. 1902 г. А. Бенуа, Русская школа живописи, СПб.
В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.
Портрет потребовал длительной и кропотливой реставрации. Он заметил Рокотова и увёз его с собой в столицу. Теперь же приходится этих невольных «самозванцев» выводить из тургеневского круга.