Рокотов Федор Художник
Федор Степанович Рокотов – крупнейший мастер портретной живописи XVIII в. По силе дарования и уровню мастерства Рокотов не уступает самым прославленным западноевропейским портретистам XVIII в. По объективности и психологической точности этот портрет является одним из лучших творений художника. Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер — художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души. Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер – художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Лица екатерининской эпохи», посвященная творчеству одного из самых значительных русских художников XVIII века – Федора Рокотова. Федор Степанович Рокотов – знаменитый русский художник-портретист, Академик живописи Петербургской академии художеств (1765г. ).
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Портрет императрицы очень декоративен. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.
С. 142. ). То удаляя, то приближая фигуру, художник дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). – Проще сказать, кто на них не появлялся. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й.
Рокотов Фёдор Степанович – русский художник-художник, портретист
С. 10. ). К биографии Ф. С. ГТГ).
Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Сумарокова. ГРМ). По его протекции Ф. С. XVIII век. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании.
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь.
Портреты женщин века художника Рокотова
Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. Женские портреты, как правило, овальной формы. Т. 1.
Подлинник картины, к сожалению, не сохранился). В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III.
Краткие сведения о жизни художника
Загадками остаются Портрет неизвестного в треуголке, Портрет неизвестной в розовом и многие другие персоны из московской дворянской саги. За это творение он был милостиво награжден. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. При этом известно, что работал он не очень быстро.
На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Орлова, умного изысканного вельможи.
- Федор Рокотов: биография и творчество
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
- Картины — Рокотов, Федор Степанович
- Краткая биография Федора Рокотова
Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. 6. принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III.
В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Тому подтверждение – свидетельства современников. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу.
в Павловском дворце-музее). Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. – М., 1959. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова.
– Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761.
Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. ГРМ) исполненная художником по гравюре Ф. Бартолоцци, – это единственное сюжетное произведение мастера. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство.
- Биографии великих и известных людей
- Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
- Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Практически нет у него и купеческих портретов. – Да, проводились, но это было очень давно.
Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Духовный мир ее богат и сложен. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772.
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
- Федор Рокотов: биография и картины
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Парадные портреты петербургского периода
1954. Т. 1. В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.
С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Академия пока еще не открылась. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция).
- Портреты последнего периода жизни
- Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Архитектура и живопись русского классицизма
- Портрет в русской живописи века
Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно.
Федор Степанович Рокотов. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Херасков образовал литературный кружок.
Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря.
Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Ранние работы художника также не сохранились.
К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). – СПб., С. 52. ). Нижегородский художественный музей).
В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Каждый из них замечателен по-своему.
- Живопись и скульптура России 18 века
- Словари и энциклопедии на Академике
- Наиболее известные произведения
- Федор Степанович Рокотов биография
- Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот.
Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). Масон Н. И.
А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. В картине чувствуется нечто интимное.
Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. Среди его наставников были Ротари и Токе. Его успехи были замечены.
Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. В их числе были А. П. Сумароков (1777.
С. 11. ). Художник имел в Петербурге свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисленные заказы. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг.
Художника привлекает внутренняя красота человека. Его часто приглашали ко двору. Отныне он работал только по заказам частных клиентов. Репнина. В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.
Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. В Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво.
В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Гос. Мать 18 детей, она пережила многих из них. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком.
В нем художник становится более конкретным. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. А прежде – в особняке Козицких в так и названном по имени главного владельца Козицком переулке.
Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. Живопись. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. ГТГ). За спокойствием и сдержанностью можно предположить внутреннее движение, пусть еще не вполне осознанное.
Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Федор Степанович Рокотов. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике.
Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Среди них можно выделить портрет И. Г. Рокотова было много заказов от знатных особ. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков.
Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.
Портреты кисти Рокотова нравились императрице. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». Ему этого и не дали сделать.
Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане.
Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними. ГРМ). Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Женские портреты, как правило, овальной формы.
Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету).
Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). Надо отметить и исполнение портрета. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Следующим званием будет академик. Колористическое решение художника безупречно. В 1762г.
Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». Он становится адъюнктом, преподавателем. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство.
В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Так И. И. Женские портреты, как правило, овальной формы. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто.
ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Портрет очень понравился Екатерине II. ГРМ). Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Возможно, у художника слабело зрение.
А поэт М. М. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых.
Екатерина сидит в кресле, в профиль, как бы обращаясь к собеседнику, ее движение полны естественности, а регалии и убранство помещения не бросаются в глаза. – СПб., 1998. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. – М., 1963.
Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Именно Ф. С. Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е).
Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели.
Лицо написано чуть ли не осязаемо. ГРМ). Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. Рокотов был близок с представителями оппозиционной двору московской интеллигенции и, возможно, вступил в масонскую ложу.
Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета.
Его заново открыли мирискусники. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве.
На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. С. 94. ). ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. Федор Степанович Рокотов. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных.
мимо зрителя. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно.
Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А.
Вместе с тем Рокотов исходя из портретных принципов своего непосредственного предшественника А. П. Антропова, создает образы, которые отличаются максимальной натурной конкретностью. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы.
В 1778 году умирает князь Репнин. Придворные наперебой заказывали ему портреты. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины.
Судьба Струйской была не очень удачной. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Его происхождение не совсем выяснено. В портретах Струйских рокотовская недоговоренность сочетается со многими меткими наблюдениями. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П.
Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И.
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.
В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». Она мимолетна. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Могила его, к сожалению, утеряна.
Таковы портреты Струйских. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». И судя по тому, что заказы к нему продолжали поступать, такая манера пользовалась определенной популярностью. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами.
ГТГ). ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт.
В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. Рокотова от его современников. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Орлов похож на переодетого античного бога. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу.
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.
юность проходит быстро. художественный музей Белоруссии). Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14.
Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Возможно, многие из этих портретов были выполнены вместе с учениками или самими учениками. Последние известные работы художник написал в начале 1790-х годов краски на них скупы, почти монохромны. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно.
Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны.
В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». ГТГ). Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки». Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной.
Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. В Москве он начал работать как художник. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре.
Ему позировали женщины знатные, приближенные ко двору: фрейлина императорского двора княгиня Екатерина Николаевна Орлова (Около 1779. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты.
Небывалый случай. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Струйский и его связи с Ф. С. В нем уже чувствуется рука мастера.
Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским».
Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. В чем причина. С. 76 – 78. ).
На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. Растрелли. Мать 18 детей, она пережила многих из них. В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам).
В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Обрезков, который был послом в Османской империи.
Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. С. 68 – 71. ). Вот таким образом у Ф. С. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову».
В 1765 году удостоен звания академика. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Земная судьба А. П. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. В портрете В. И.
Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Но она была человеком своего времени. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». С него были сделаны две копии. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.
Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. ГТГ), урожденной Озеровой. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив.
На весь XIX век. Судьба продолжала благоволить к художнику. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Художника привлекает внутренняя красота человека.
– М., 1959. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. При этом художник остается верен натуре. – М. : Искусство, 1945.
В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15.
Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии.
Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета.
ГИМ) и В. И. Майков (1775. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.
Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Каталог.
Оставаясь документально точным, молодой художник сумел передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII столетия. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. или между 1768 и 1773 гг. Шувалов не только его заметил, но и вырастил.
– М. : Художник РСФСР, 1962. На губах едва заметная полуулыбка. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова. (Сахарова И. Н. Е.
Эталонными стали два портрета. Но были и другие, более значимые связи. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».
Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза.
ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов».
Рокотова // Искусство. Её образ – словно воздушный полунамек.