Рождества Христова Икона
Врусской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова— работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Ребята – чрезвычайно существенные ошибки в тексте об иконографии Рождества Христова у Вас. Поправьте. Иконография Рождества Христова появилась, поскольку заоснову взяты были Евангелия (оРождестве рассказывается вЕвангелии отМатфея иотЛуки) ицерковное Предание.
Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение вверхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога. Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Одной из самых знаменитых считается икона «Рождество Христово».
«рождество Христово» икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней. В каждом храме есть иконы Рождества Христова, православные верующие особенно почитают этот праздник, так как он стоит в одном ряду с Пасхой. Развернутый извод иконы Рождества Христова, помимо уже перечисленных сцен, показывал и другие сюжеты, связанные с рожественской историей. Икона «Рождество Христово» рассказывает нам о прекрасных событиях, которые произошли много лет назад.
Дата празднования иконы приходится на Великий праздник Рождества Христова. Иконография Рождества Христова предполагает, что вкомпозицию может входить ибегство Святого семейства вЕгипет. Вцелом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого иневидимого мира оттого, что родился Спаситель. При всей праздничной, певучей яркости развернутых рождественских композиций, главной темой таких икон стала жертвенность — Богочеловека и человека-праведника, но безвинные жертвы ведут ко спасению, к райской радости, ею и дышит лучезарное пространство икон Рождества Христова.
На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого. Андрей Рублев – основоположник московской школы живописи, художник, автор фресок и икон, в том числе всемирно известной работы «Рождество Христово». Таково изложенное в общих чертах содержание иконографии Рождества Христова, установленное каноном Православной Церкви. Он вызывает такой же трепет и благоговение, как иконы Рождества Христова.
Извизантии иконография Рождества Христова пришла наРусь. Икона Рождество Христово помогает людям справиться с любыми возникающими жизненными трудностями. Прототип классической иконографии Рождества Христова, которую мы видим на воспроизведенной здесь иконе, находится на ампулах V и VI столетий, в которых паломники приносили домой из Святой Земли масло от лампад, горевших во святых местах. В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.
Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу – на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию. Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога. Икона «Рождество Христово» будет понятна не только православным верующим, но и всем людям, которые знакомы с Евангелием.
Икона Рождество Христово выполнена в зеленовато-желтоватых, белых, прозрачно-оливковых тонах. Вот, друзья и мы с вами, как волхвы, совершили маленькое путешествие, рассматривая икону Рождества Христова. При всей праздничной, певучей яркости развернутых рождественских композиций, главной темой таких икон стала жертвенность – Богочеловека и человека-праведника, но безвинные жертвы ведут ко спасению, к райской радости, ею и дышит лучезарное пространство икон Рождества Христова. Считается, что именно известный иконописец Андрей Рублев стал автором удивительной иконы «Рождество Христово».
Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание. Иконография праздника Рождества Христова относится кмногосюжетному типу— наодной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию. Следует помнить, что иконы и картины рождества Христова также проиллюстрированы и в работах других иконописцев. В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель. Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.
Икону «Рождество Христово» может приобрести любой желающий. Многие иконы Рождества Христова православные живописцы писали в подобном или ином виде, но основоположником русской школы живописи был преподобный, причисленный к лику святых, – Андрей Рублев. Несмотря на то, что на иконе «Рождество Христово» вы можете увидеть множество персонажей, в первую очередь это праздник Бога, а как вы знаете, Небесный Царь может все.
Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в. Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева.
Рождество Христово: иконы и фрески
Прислушаемся, как осмысливает эту тему песнопение Праздника: «Что Ти принесем, Христе, яко родился еси на земли яко человек нас ради каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву». Иоанна Златоуста из его толкования на это место Евангелия от Иоанна: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила не как человек, следивший за ним, а как Бог» и далее: «Что же. Повод для такой радости действительно потрясает: «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде и человек на небеса взыде» «играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа», «да ликовствует убо вся тварь и да играет» (стихиры на литии). На это указывают Ее литургические именования, получающие соответствующее воплощение на иконе: Гора хвальная, Гора Дева (4-я песнь канона), Гора несекомая, Гора святая.
«Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает и Херувим отступает от древа жизни и аз райския пищи причащаюся». 1:3). Основные черты иконографии Рождества Христова наметились уже в раннехристианский период.
Рождество Христово (история иконы)
– именно в этот год была проведена упомянутая Лукой перепись императора Августа. Евангелие от Матфея (4, 15-16) цитирует пророчество Исаии (9, 2) и связывает его с вестью о рождения Христа: «Будут выгонять волов и мелкий скот» (на гору мессианскую, Ис.
Вот почему на утрене под Рождество читается в каноне: «Волхва древле Валаама словес ученики мудрые звездоблюстители радости исполнил еси». Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Перед ним стоит бес в образе старца-пастуха и пытается смутить Иосифа. В пещере, у самых яслей, мы видим вола и осла.
Рождество Христово: православная икона
«Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися», — воспевается в службе навечерия. Вифлеемский Агнец есть уже Агнец Евхаристический. Пустыня (в данном случае пустое, ненаселённое место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, был исполнением Ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна.
Доминирующие тона – киноварь и темный сине-зеленоватый. Евхаристический Агнец возлагается на дискос и, совершив как бы это предвечное заклание, священник устанавливает над Агнцем звездицу, – звезду Вифлеемскую, произнося при этом: «И пришедши звезда, ста верху идеже бе Отроча» (Мф. Волхвы же изображают вершину языческого мира. Когда же тот же ангел явился Иосифу уже после Рождества Христова в Вифлееме и в Египте, когда сей праведный старец уже получил откровение о чистоте Марииной и Богомладенце, рождаемом от Духа Святого, – тогда ангел не называет уже Пречистую Деву Марию его женою, но только Материю Рожденного ибо так пишется в Евангелии: когда же волхвы отошли, Ангел Господень явился во сне Иосифу и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его (а не жену твою) и беги в Египет». Она – тот свет, который, по словам свт.
На некоторых иконах обозначено имя старца — Анень, что аналогично латинскому «аноним» и означает «некто» или «никто». В его позе сквозит нежность ангельского покровительства, неусыпность ангела-хранителя. Слово Вифлеем в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Григория Богослова, который пишет: «преклонись пред яслями, чрез которые ты, соделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (то есть возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом. – Л. У). В верхней части иконы, посередине – обычное изображение Рождества Христова с поклоняющимися ангелами, пастухами (непосредственно под яслями) и Иосифом искушаемым диаволом (под сценой омовения Младенца). Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания», т. е.
В вечности же «праведное возсия Солнце», «егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» (догматик и тропарь воскресные, 2-й глас). Зеленый, красный, коричневый и пурпурный цвета создают цветовую гамму, хорошо сочетающуюся со сдержанным изяществом линий. Перед ним под видом сгорбленного старика-пастуха стоит искушающий его диавол. Внизу часто изображен сидящий в глубоком раздумье Иосиф. Время их происхождения – IV-VI вв.
Над этой сценой имеется микроскопическая надпись: «Нафанаил лежащ под смоковницею». Бог посылает волхвов, чтобы они поклонились Ему, предсказывая своими дарами – золотом, ладаном, смирной – Его Тридневное Воскресение, «искушено злато, яко Царю веков: и ливан, яко Богу всех: яко тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному». Значение этого приношения раскрывается словами свт. Левая рука Исаии лежит на записях, сделанных по велению Божию: «Возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз» (Ис. Мысли о православной иконе. Икона Рождества ХристоваАндрей Рублев.
О чем рассказывают иконы зимних праздников
Теперь обратимся от изобразительной части иконы к её содержанию. А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам. Гора, увенчивающая композицию, символизирует Богородицу или образ Ее приснодевства, а маленькая фигурка Христа — камень, по ветхозаветному пророчеству, оторвавшийся от горы и истребивший истукана (сон Навуходоносора).
«Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим. » (ирмос 3-й песни канона), – таинственное Отцовство Бога отражается в человечестве чудесным Материнством Девы. Иосиф изображается сидящим в задумчивой позе и беседующим с одним из пастухов. Мудрецы преклонились перед Сыном Божьим в лице всего языческого народа. Икона Рождества Христова не исключает человеческого, мирского и психологического элементов: мы видим и человеческое знание (у волхвов), труд и искусство (у пастухов) и естественное человеческое чувство (у Иосифа).
2:12). На иконе Христос ничем не напоминает идиллический образ младенца Он – уже муж скорбей (Ис.
До IV века Рождество Христово праздновалось одновременно с Крещением тем самым оно входит в величественное целое Святых Богоявлений этим объясняется, что икона Рождества Христова светится сиянием «трисолнечного света». В музыке чувство наслаждения вызывается некоторыми аккордами в изобразительном искусстве наивысшее проявление гармонии достигается чистой красотой, непосредственно отражающей божественное, прежде всякого дидактического воздействия содержания иконы. Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Они были призваны поклониться Христу от лица всего Израиля.
Вечность и время здесь сплетаются. Это – воссоздание, возобновление того, чему начало было положено в раю, когда Бог во время «прохлады дня» беседовал с человеком (Быт. Мысли о православной иконе. Иногда его изображают с маленькими рожками или с хвостиком.
Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву». В иконописи тема Рождества тесно связана с образом искупительной Жертвы. Но пастухи сразу напоминают нам и образ Пастыря-Мессии. «Звездица» эта знаменует собою звезду, ставшую над Богомладенцем, лежащим в яслях.
9, 6). При этом цвет и форма не просто отражают мир сей, – иконописец воспользовался колоритом, чтобы усилить выразительность линий он обращается одновременно к зрительной и слуховой восприимчивости и благодаря строгости стиля достигает полноты звучания. И снова в Египте говорит ангел Иосифу: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву», явно показывая этим, что не на брак направлял он Иосифа, а на служение Младенцу и Матери его. Изображение Христа на алтаре в этой композиции, а также в подобных изображениях на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы имеет несомненную связь с темой Евхаристии. (3) Максимально близкое расположение бессловесных к Богомладенцу скорее указывает на исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осёл ясли господина своего а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (1:3).
10, 3), Он является для того, чтобы вывести их из двора овчего – ада, даровать им жизнь, обновить человечество, «приводя вся к Свету Живоносному». Такова, например икона из Новгородского музея (XVIII век). Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. тамо обретеся кладезь неископан из него же Давид пити древле возжадася. Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. » (Рим. Этим икона показывает, что звезда эта – не только космическое явление, но и носительница вести исходящей из горнего мира, вести о том, что «на земле родился Небесный». Иконы Рождества бывают двух вариантов — лаконичные и развернутые, с подробностями. На одних иконах Божия Матерь изображается смотрящей на Младенца, слагая в сердце Своём всё сказанное о Нём или прямо перед Собой на внешний мир но на других Она смотрит на Иосифа, словно выражая Своим взглядом сострадание к его состоянию.
Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Набожное чувство умиленно сосредоточивается на человеческом аспекте тайны это очень интимный праздник «Святого Семейства»: Младенца Иисуса, Его Матери Марии и плотника Иосифа. Наконец, вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли», символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос.
С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет. Между прочим, христианство не отрицает родство человека по плоти с животным миром. Основные черты иконографии Рождества Христова наметились уже в раннехристианский период. Согласно иудейскому преданию, Исаия принял мученический венец при Манассии став одним из «гонимых друзей» Жениха, он является достойнейшим свидетелем Рождества.
Изображения иконы Рождество Христово
Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» — явление Бога во плоти. 10, 1-21), которая предстает как толкование Иоанном «сошествия во ад». — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. 7, 15). «Слыши небо и внуши земле, да подвижатся основания, да приимут трепет преисподняя: яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание». По преданию, Крест был сделан из древесины райского «древа жизни».
Да и как могло бы быть иначе, продолжает святой Максим, если оно «заключает в себе смысл всех тайн Писания» и «тот, кто проникает далее Креста и Гроба, приобщается тайне Воскресения, узнает, ради чего Бог сотворил все». «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.
Описание иконы и изображенных на ней фигур
И тотчас палка процвела. Временем ее завершения считается 1405 год. Информации об этой фигуре, прямо скажем, не густо. Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) – Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан.
Н. В. На основании этих слов свт. Деве Марии в Рождестве Христове. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости.
Аргумент диавола: «это невозможно, так как противоречит законам природы» – принимая различные формы, постоянно возвращается, походя через всю историю Церкви на нём основывались многие ереси. Впрочем, здесь существует противоречие с упомянутым тем же Лукой правлением Квириния в Сирии: он начал править только в 6 году н. э., что противоречит тому, что Иисус родился в правление Иудеей царем Иродом, который умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. или 1 году н. э. ). Но величие события, когда Христос «приклонил небеса и сошел», не исчерпывается тем, что Он взыскал так низко павшего человека. Богоматерь – высшее благодарение Богу, приносимое от лица всего творения Богу.
В ней на первом плане Человек-Бог, а не Богочеловек. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. Иосиф же поклонился и Родившемуся и Родившей ибо тогда познал он, что Рожденное от Нее – от Духа Святого, как о сем говорит и святой Афанасий: «Воистину не знал Ее Иосиф, пока не родила Она Сына Своего первенца, до тех пор, пока Дева носила Зачатое от Нее, не знал Ее Иосиф, не ведал он, что в Ней, не ведал он, что в Ней совершается. Они внимают ангельской вести часто один из них играет на свирели, присоединяя тем самым человеческое искусство, музыку, к ангельскому хору (5).
В чем помогает икона Рождество Христово
Аргумент диавола: «это невозможно, так как противоречит законам природы» — принимая различные формы, постоянно возвращается, походя через всю историю Церкви на нём основывались многие ереси. Деве Марии в Рождестве Христове. По Преданию они опоздали и не присутствовали при самом Рождестве и одна из них, праведная Саломия (изображается на иконе с венчиком) не поверила, что у Девы может родиться Младенец. Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или иногда, пешие) волхвы — первые язычники, поклонившиеся Христу. 5, 17).
И этот сюжет на иконе Рождества весьма поучителен. Князь мира» (Ис. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Это подчеркивали в своих творениях св. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя третьим — воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, так как не было им места в гостинице» (Лк. 2:4-7). Григорий Неокесарийский. По определению Иоанна Богослова, «кто исповедует Бога, пришедшего во плоти, от Бога есть, а кто не исповедует пришествие Бога Слова, пришествие во плоти, от Бога несть, но тот есть антихристов».
И все слышавшие (Иосиф, Саломия и те, которые в то время пришли туда) дивились словам пастырей, в особенности же Пречистая Дева Матерь, безболезненно родившая, соблюдала все эти слова, слагая их в сердце Своем. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Над Младенцем, словно высокая сень, нависла чёрная бездна Вифлеемской пещеры. Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы.
Гора, увенчивающая композицию, символизирует Богородицу или образ Ее приснодевства, а маленькая фигурка Христа – камень, по ветхозаветному пророчеству, оторвавшийся от горы и истребивший истукана (сон Навуходоносора). Итак, Сама Она Своими девическими руками послужила нетленному Своему Рождеству (Божественному Младенцу), ожидая старицы Саломии, сродницы Своей, которую пошел звать Иосиф для услужения Пресвятой Деве. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое. Такая композиция весьма распространена на Западе и абсолютно неведома Востоку.
Следовательно, это избрание не отделяет Её от остального человечества, от Её предков и сородичей по плоти, святых или грешных Она представляет Собою то лучшее, что в них есть. На многих иконах Рождества образ Богородицы – самый масштабный этим подчёркивается не только Церковное осмысление Её значения в истории Боговоплощения – налицо противопоставление крохотной фигурке спеленатого Христа, «умалившего Себя человек ради» (Флп 2:7). Последнее толкование является наиболее распространенным.
Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»
Значение Праздника как «воссоздания» придаёт особый глубокий смысл присутствию диавола и его роли как искусителя. 1:3). 2:14). Святые отцы вообще очень трезво относились к животной природе человека и много учили правильно с ней обращаться.
Волхвы, как это подсказывается текстами, предызображают жен-мироносиц. Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря. Исчерпывается ли их присутствие на иконе чисто практической необходимостью (на осле ехала Божия Матерь, а вола Иосиф привёл на продажу для покрытия расходов). В Евангелии не упоминается вертеп об этих тайных глубинах земли говорит Предание. «Евы окаянную утробу клятвы древния разрешающее горькия», «стезю проходну небесе полагает нам».
Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни в рождении. Это имя сына пророчицы им означен конец грозного времени и наступление времени отрады, мессианского времени, «ибо младенец родился нам. Конкретно для спасения каждого из нас. Василию Великому персидские астрономы из поколения в поколение передавали пророчество Валаама о звезде (7).
Митрополит Липецкий и Задонский Никон
При этом важно помнить: Воплощение есть не только дело воли Божией, но и свободной воли и веры Приснодевы Марии. Ангелы славят Христа. «В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, – тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости излитого в «слухи Евины» сатаною. Однако, существует и другое толкование: повивальные бабки являются также и свидетельницами Его божественного происхождения.
Это заметно уже в порядке праздничных богослужений. И пошли все записываться, каждый в свой город. Изображение же Матери Божией обычно больше всех изображений на этой иконе. Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.
Захария был убит по приказу Ирода за то, что не открыл его слугам место убежища младенца Иоанна Предтечи, которого Ирод принял за родившегося Царя Иудейского. Вот таким образом в лице Иосифа икона вскрывает не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, драму столкновения двух миропониманий, двух мироощущений: того, для которого нет другого мира, кроме плотского, постижимого разумом, которое не может согласовать человеческие мысли и чувства с тем, что «паче слова и разума» и того, которое ощущает соприкосновение с миром сверхъестественным, в результате чего просвещается и осмысливается. Сама родила Она и Сама спеленала, Сама будучи безболезненною материю и необученною бабкою, не попустила Она никому коснуться нечистыми руками Пречистого Рождества: Сама Она послужила Рожденному от Нее и спеленала Его и положила в ясли». В очень редких случаях он беседует не с Иосифом, а с самой Богоматерью, как, например, на иконе-таблетке из Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Вифлеем, храм Рождества Христова: иконы
Оно созвучно пониманию Рождества как Праздника воссоздания: Пресв. Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Присутствие диавола и его роль искусителя приобретает особенно глубокий смысл в связи с этим «праздником воссоздания».
Тема Пастыря обретает новую глубину: Он не только охраняет и ведет, Он также изводит от смерти к жизни. Тогда познал он, когда Дева родила, но не испытала того, что свойственно родильницам. Иконописец Иван Марков строго следует тексту Нового Завета: в небесах поют ангелы, Святое семейство в пещере, Младенец лежит в деревянных яслях с ножками, как у кровати.
Икона рождества христова: как выбрать и купить
За свое неверие она была наказана: у неё отнялась рука, дерзнувшая удовлетворить её любопытство. 3, 8).
Мудрые волхвы смиряют свои знания перед величием Бога. «В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, — тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости излитого в «слухи Евины» сатаною. обновления, освящающего весь мир. Все заключено в едином событии и отражается в нем. Она – высшее благодарение Богу, которое из всех творений приносит Творцу человек. Значение Праздника как «воссоздания» придаёт особый глубокий смысл присутствию диавола и его роли как искусителя. Животное начало.
22, 4). Так же говорит святой Киприан «В рождестве и после рождества Дева Божественною силою осталась девою, – Она, Которая родила безболезненно и не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей и рождению служительницей и вот таким образом воздает Младенцу Своему благоговейное попечение: осязает Его, обнимает, лобызает, подает сосец и все сие совершает радостно, без всякой болезни, без всякой немощи природы, обычной при рождении». Икона написана на липовой доске. В катакомбах св.
Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены. Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери — «низложи сильные со престол и вознеси смиренные». Так иногда Она изображается полусидящей – этим указывается на отсутствие у Неё обычных для рожениц страданий и, следовательно, на девственность рождества и Божественное происхождение Младенца (против несториан). В апокрифах приводятся его искусительные слова: «Как этот посох, как этот жезл, лишенный жизненных соков, не может покрыться листвой, так и от такого старца, как ты, не может никто родиться, а дева не может зачать», – и в тот же момент посох покрывается цветами. Рождество Христово является как бы сотворением мира заново.
В нижнем углу иконы две женщины купают новорожденного Младенца. 1, 79) «истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща. И он приказал одной из женщин войти. Смысловым и композиционным центром иконы, с которым так или иначе соотносятся все детали, является Младенец: повитый пеленами, Он лежит в яслях на фоне тёмной пещеры, в которой родился (1). Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, чаемого иудейским народом (Мф. 2:1-11).
Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к 4 веку. Тогда познал Иосиф, что о Ней писал Исаия: «Се, Дева во чреве примет». Но ведь перед нами икона, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. Стихира говорит нам, что ясли – приношение пустыни Богомладенцу.
Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывающая свою правую руку. В богослужебных книгах он именуется также «Пасхой». После сего непорочная Родительница и необычная Служительница Своему новорожденному Младенцу, спеленав сладчайшее Чадо Свое льняными, белыми, чистыми, тонкими пеленами, заблаговременно приготовленными для сего и из Назарета принесенными и, положив Его в яслях, находившихся в той же пещере, поклонилась Ему, как Богу и Создателю Своему, о чем вспоминает блаженный Иосиф, творец канонов, когда обращается к Пречистой Деве с такими словами: «Воплощенного Отроковице и обложеннаго человеческим подобием, держащи руками и покланяющися и лобызающи матерски: чадо, глаголала еси, сладчайшее, тако тя сице держу, дрожащего рукою всю тварь». Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. В иконописи тема Рождества тесно связана с образом искупительной Жертвы.
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Как образ ликующего человечества, представала чуть ниже, справа, фигура юного безбородого пастуха, трубящего в рожок и словно возвещающего: «Слава в вышних Богу и на земли мир и в человецех благоволение» (Лк. О яслях и пеленах говорится в Евангелии от Луки (см. : Лк. Тайна столь величественна, даже страшна, что приходится ограничиться как бы намеками, остальное же, по мудрому совету святого Григория Богослова, «да будет почтено молчанием».
Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях св. Там в ту ночь трое из них случайно бодрствовали и стерегли свое стадо и вот верховный среди сил небесных ангел (которым, по мнению святого Киприана, был святой благовестник Гавриил) явился им в великом сиянии, блистая небесною славою, которою он и их осиявал увидев его, они очень испугались. Неважно, кем его считать.
Отсюда – двоякая символика пещеры: это и символ сокровищницы, в которой лежит «небесная жемчужина» – Христос и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти на Кресте. В таком случае Захария был убит в момент избиения младенцев и вместе с ними пострадал за родившегося Спасителя мира. «Приидите, видим, пищу в тайне обретохом. Но в подавляющем большинстве икон Рождества Христова изображение Богоматери выказывает сильное утомление: опираясь на локоть, Она развернулась в противоположную от яслей с Младенцем сторону – Она словно отдыхает от свершившегося чуда.
11, 33). И когда Зелома приблизилась к Марии, она сказала Ей: позволь мне прикоснуться.
Каких именно. Конечную цель этого покоя указывают и рождественские песнопения: «Пленицы греховные разрешаяй пеленами», «пеленами повивается, разрешает же многоплетенные пленицы прегрешений» пелены, то ли младенческие, то ли погребальные, пророчествуют о попрании смерти через смерть. Потому-то, согласно святому Григорию Богослову, Рождество есть праздник «вос-создания», потому и преисполнено радостью рождественское богослужение: «Вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча младо Превечнаго Бога» (кондак предпразднства, глас 3-й). «Храните, братия, дни праздничные, во первых день Рождества Христова».
8, 1). Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Поза Божией Матери всегда полна глубокого смысла и непосредственно связана с догматическими проблемами, встававшими в ту или иную эпоху в том или ином месте. На них изображались те Евангельские события, на местах которых они изготавливались.
Еще одна деталь особенно подчеркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Согласно св. Прямо через Ангелов они получили Благовестие. В нижнем правом от зрителя углу иконы – убиение св.
Ничего лишнего, главное прекрасно выделено, композиция продуманно выверена. Дух, по слову отцов Церкви, есть вечное Радование Отца и Сына, Радость о зачатии нового. 11, 1-2).
тарик в козлиной шкуре на иконе Рождества
В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. И святой Дамаскин говорит: «чудесе новаго всех древних чудес: кто бо позна матерь без мужа рождшую» Без мужа родила Пресвятая Дева Христа подобно тому, как Адам произвел без жены Еву, о чем Златоуст святой говорит так: «Как Адам без жены произвел жену, так и здесь Дева без мужа родила Мужа, воздавая через это долг мужам за Еву. — М., 2002, с. 115). Оно его удручало.
Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. Она обращена к человечеству имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. Они повелели пастырям идти поклониться Младенцу. Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). Вверху справа – ангелы, они выполняют двойное служение: славословят и благовествуют.
- Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает
- Иконография праздника Рождества Христова
- Рождество Христово: как изображали событие, ставшее началом новой эры
- Икона Рождество Христово: описание, значение
- Описание работы «Рождество Христово»
- Икона Господа Рождество Христово
- Библейские беседы для лиц, временно отпавших от Православия
Сама Богородица представлена в античном одеянии с распущенными волосами. 1, 35). Тогда Саломия уверовала, что Матерь есть Дева, а Младенец – Бог. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). 1, 3). Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) — Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан.
Да и как можно было так подумать, зная этого Человека не один год. Так образ являет нам две основные идеи праздника Рождества, которые пронизывают всё посвященное ему богослужение – это радость всего мира, вызванная явлением в этот мир Всемогущего Бога и «истощание» Бога ради спасения людей, Его «уничижение». 2:14). Звезда предвещает зарю, а за ней ослепительное полуденное сияние Солнца Правды, «просвещающего сидящих во тьме и тени смертной» (Лк. Василию Великому персидские астрономы из поколения в поколение передавали пророчество Валаама о звезде (7).
- Рождество Христово (с избранными святыми)
- Икона Рождества Христова и её смысл
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Ангельская песнь, услышанная пастухами
- Вы вошли как: священник Константин Пархоменко
- Коротко о жизни и творчестве Андрея Рублева
Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. Ибо, по словам свт.
Символическое звучание есть даже в названии места Рождества Христова – в переводе с древнееврейского языка Вифлеем означает "дом хлеба", а в Евангелии Христос именуется "хлебом жизни, сшедшим с небес" (Ин. 6, 40-44). Оно созвучно пониманию Рождества как Праздника воссоздания: Пресв. И сказал Иосиф Марии: я привел Тебе двух женщин, Зелому и Саломею. Прислушаемся, как осмысливает эту тему песнопение Праздника: «Что Ти принесем, Христе, яко родился еси на земли яко человек нас ради каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву».
2: 17-18). 2: 17-18). Некогда в пустыне еврейскому народу служила пищей манна, «хлеб с неба» (Ин. Догматическое содержание праздника выступает в строгой иерархии ценностей: прежде всего, это – Бог в Его нисхождении, затем – чудо Девственного материнства, ответ Бога на fiat, «да будет», произнесенное Марией, которое было непременным условием Воплощения с человеческой стороны, несказанным «коррелятом»: творение зачинает собственного Творца наконец, цель любви Божией к человеку – обожение человека: «Сообразен бренному умалению, растворением, Христе, быв и причастием плоти горшия, подав Божественнаго естества, землей быв и пребыв Бог». Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря: «Пошел также и Иосиф из Галилеи из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, так как он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят и сомневаются в том, чего не видят». Они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света. Например, святитель Василий Великий в одной из своих бесед говорил: "А ты, человек, животное изобретательное на промыслы, не можешь изобрести одного из всех промысла – чем тебе прожить.
Христос Младенец изображается обычно в самой середине иконы, повитый пеленами, предельно умаленный. И ангелы и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. При совершении проскомидии на литургии ставится «звездица» над положенным на дискос агнцем. Икона Рождества Христова — это образ непреходящей славы, вольного умаления Христова и все основные очертания иконы, все ее построение говорят об этом.
- Икона Рождества Христова: описание и дата создания
- Рождество Христово в творчестве других художников
«На землю сшел еси, да спасеши Адама и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай». Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. Его значение раскрывает св. Абсолютная полярность, содержащаяся в этих словах, заставляет понимать «тьму» в ее предельном значении как тьму преисподней и указывает на весь драматизм Божественного Промысла в истории: во времени осуществляется мучительнейшее сосуществование Света и мрака, Бога и сатаны. Льва Великого, был скрыт от евреев, но воссиял язычникам. На нем основаны многие ереси.
Причастием плоти горшия подав Божественнаго естества» (канон, песнь 3). Все человеческое величие, рожденное возношением падшего сатаны, в Рождестве Христовом потеряло свою неотразимость, свою кажущуюся славу. При этом он указал им и признак истинности своего благовестия: «обрящете», сказал он, «младенца в пеленах, лежащего в яслях. Что это Ты сделала. » Она же с плачем говорила: «Жив Господь Бог мой, Я чиста и мужа не знаю». «Теперь все новое» (2 Кор.
Они восходят до постижения смысла Рождества Христова. Мария, слыша это, улыбнулась.
Оправдаю ли Его надежды.
Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других – до V или даже до VI века. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида — звезда светлая и утренняя». Иконы Рождества Христова раскрывают самую сущность события, как праздника обновления мира. Эта мысль очень ясно выражена на иконах Рождества Христова. И прилично было Христу родиться в день недельный, в который Бог сказал: «да будет свет» и в который «был свет» в тот же день подобало, чтобы и Сам Он, Свет присносущный, воссиял миру.
1, 5). юныя. Август приказал сделать перепись населения во всей империи. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына — Мессии, чаемого иудейским народом (Мф. 2:1-11). Над лежащим в яслях Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. Символическое звучание есть даже в названии места Рождества Христова — в переводе с древнееврейского языка Вифлеем означает «дом хлеба», а в Евангелии Христос именуется «хлебом жизни, сшедшим с небес» (Ин. 6, 40-44). А поелику Она зачала в чистоте, то и родила Она без болезни, как об этом говорит святой Григорий Нисский: «Дева зачала, Дева носила в утробе, Дева родила, Дева осталась девою еще не было на земле чуда, подобного сему» (Слово на Рождество Христово).
Видел, – и этому никто не станет противоречить». Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне. На этом празднике новотворения Она – наивысший дар, какой человечество когда-либо принесло Богу.
Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» – явление Бога во плоти. На некоторых иконах он изображается с маленькими рожками или хвостиком. Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке св.
Но в подавляющем большинстве изображений Рождества Христова Божия Матерь лежит, выражая своей позой сильное утомление, что должно напоминать молящимся о непреложном человечестве Младенца, «чтобы вочеловечение не было заподозрено в призрачности», как говорит Николай Месарит. возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом).
Кто не дверью входит во двор овчий, тот «вор и разбойник» (Ин. "Бог доверил мне воспитывать Своего Сына. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят и сомневаются в том, чего не видят». Иногда справа еще раз показывали волхвов, отбывающих после поклонения Христу в «земли свои». Символ Вифлеемской звезды сохраняется не только на иконах Рождества, но и в богослужении.
сиконой на с. 236). Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Н. В. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида – звезда светлая и утренняя». В пещере у самых яслей – вол и осел.
С другой стороны от пещеры – волхвы, которых ведет звезда. А вот новые подробности: старик, олицетворяющий «дух сомнения» искушает Иосифа вопросом, возможно ли непорочное зачатие (здесь слева) над ними еще один Иосиф — он спит, а ангел его предупреждает о грядущем избиении младенцев. Он лежит в вертепе, это уже схождение Слова в ад и, быть может, самое яркое изображение пролога Евангелия от Иоанна: «Свет во тьме светит» (Ин. В воспитательных целях мысль постоянно возводится от осязаемого к тайне: «Иже державною рукою создавый тварь, утробы зрится здание».
Очень распространенный сюжет в древнерусской живописи. листвы, так у Девы не м. б. Пошел и Иосиф из Галилеи из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеемом, так как он происходил из дома и рода Давидова, – записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
3, 8). Перед ним, под видом сгорбленного старика-пастуха, стоит искушающий его диавол. Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор абсолютно иным, светлым содержанием). Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. Волхвы идущие на поклонение, составляют отдельную группу, не смешанную с пастухами.
Константин построил храм, криптой которого являлась сама Вифлеемская пещера. Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия). В середине III века по Р. Х. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления.
Вот почему одни из них обращены кверху и славят Бога, другие наклонены вниз, к пастухам, которым возвещают Радостную Весть (Лк 2:10-11) (4). Здесь вкратце вся тайна Рождества и Воплощения.
Пещера превращена в хлев, там животные но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры «И увидел Бог, что это хорошо». Прежнее название Вифлеема было Евфрафа, но Иаков, когда пас там свои стада, назвал это место домом хлеба (Вифлеемом), провидя духом и предвозвещая, что в том месте должен был родиться хлеб, сошедший с небес, Христос Господь. Но в творчестве существует художественная свобода.
Иногда его изображают с маленькими рожками или с хвостиком. Она – тот свет, который был скрыт от евреев, но воссиял язычникам. потомства». Тогда познал он, что камень несекомый давал сосец духовному Камню. Много золота, которое вместе с киноварью и красноватой землей дает иконе теплый общий тон. Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или иногда, пешие) волхвы – первые язычники, поклонившиеся Христу.
Непорочное девство Пречистой Богородицы и по рождестве Спасителя ясно открывается и из того, что когда Иосиф начал сомневаться относительно беременной Девицы и даже помышлял, не лишена ли Она насильственно девства, – тогда явился ему ангел и назвал Марию его женою: не бойся, сказал он, прими Марию, жену твою и этим опроверг его мнение о прелюбодеянии (как об этом и выше было сказано). Пастухи же изображаются отдельно, слушающими Ангелов. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. И эти волнистые и уступчатые складки земли, окружающие вертеп, не пустынны, но полны тревожного и радостного движения».
Раскаявшись и прикоснувшись к Младенцу, она исцелилась. «Яко на руно, во чрево Девы сшел еси дождь, Христе и яко капли на землю каплющия» «нечестно бесящийся от развращения мира, низложил еси, Всемощне, грех». Этим подчёркивается роль и значение, которые придаёт Церковь Пресв. ".
Неисследимы, но ведут в сердевину Божественного Человеколюбца: «. Отсюда – двоякая символика пещеры: это и символ сокровищницы, в которой лежит «небесная жемчужина» — Христос и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти на Кресте. Предание, передаваемое также апокрифами, повествует о том, как диавол искушая Иосифа, говорил ему, что девственное рождество невозможно ибо это противоречит законам природы.
Наконец, вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли», символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос. 53, 3). После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. В следующий за Рождеством день празднуется Собор Пресвятой Богородицы, а в ближайшее воскресение – память праведных Иосифа Обручника, праотца царя Давида и Иакова, брата Господня, – не как членов «семейства», но как действительных архетипов тайны наконец, 1 января (по старому стилю) особо вспоминают святителя Василия, как одного из главных защитников Никейского догмата.
Захарии между храмом и жертвенником (Мф. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма. После рождения Спасителя на поле близ Вифлеема простым пастухам явились ангелы, благовествовавшие о пришествии в мир Христа песней славословия Господу: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. ».
Так, на некоторых изображениях Она полусидит, чем указывается на отсутствие у Нее обычных страданий и, следовательно, на девственность Рождества и божественное происхождение Младенца (против несторианских заблуждений). ". В этот момент и появляется старик в козлиной шкуре с посохом. Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет всё произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего «тварного» мира, который «воплотившееся Слово» приводит к состоянию блаженства и покоя.
Наиболее вероятная дата Рождества – 7 год до н. э. По сторонам Марии и Иосифа стоят пастухи, которые пришли поклониться новорожденному. – М., 2002, с. 115). К данной иконографии примыкает также изображение на окладе Миланского Евангелия VI века. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. 2:12).
Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери – «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Дева Мария родила сына безболезненно без какой-либо помощи и положила его в ясли. Ее лучи осеняют Младенца Христа, возлежащего в пещере, словно указывая на Того, Кому спешат поклониться и люди и ангелы. Значение пещеры проливает очень любопытный свет на притчу о Добром Пастыре (Ин. Исповедание воплощения Божия таинственно отделяет свет от тьмы.
И совершилось это рождение без обычной помощи и службы бабки, как о том свидетельствует святой Афанасий Александрийский, когда, беседуя о следующих словах евангельских: «и родила Сына Своего первенца и спеленала Его и положила Его в ясли», – говорит так: «Посмотри на таинственное рождение Девы: Сама родила Она и Сама спеленала Младенца. К данной иконографии примыкает также изображение на окладе Миланского Евангелия VI века. Григорий Богослов: «Преклонись перед яслями, через которые ты, сделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (т. е. Горнюю часть композиции венчают изображения славословящих ангелов, число которых неуклонно росло, так что в поздних русских памятниках изображается уже целое небесное воинство, славословящее Господа.
Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить фреску XIII века из ц. Оморфи (окрестности Кастории), на которой Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью, а также фреску XIV века из ц. свв. Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). Именно в Ней исполнилось высшее упование Израиля именно в Ней осуществились надежды, предвосхищения и предзнаменования, ключ к уразумению которых дает божественная мудрость. Символизм жертвенного тельца и ослицы, на которой Царь въезжает в Иерусалим, дополняется изображением пастухов с овцами и растений все это не имеет ничего общего с буколической идиллией, а указывает на мессианское достоинство Младенца: «Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис.
Внизу справа также имеются две вставки. В то же время его красные одежды, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его «таинству странному и преславному». После рождения Спасителя на поле близ Вифлеема простым пастухам явились ангелы, благовествовавшие о пришествии в мир Христа песней славословия Господу: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. ». Чтобы показать, до какой степени Господь «приклонил небеса», вводится тема трех отроков в «пещи огненной»: «Спасает. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере.
И исполнилось то, что как бы в тени прообразовано было в неопалимом кусте и в Черном море: «такоже купина не сгараше опаляема» (воспевает Церковь), «тако Дева родила еси и Дева пребыла еси». Рождение Иисуса Христа – величайший праздник для христиан всего мира во все времена. Еще древние христиане на месте рождения Господа построили небольшой храм, который потом был разрушен языческим императором. Взяли они Ее вместе с Иосифом и повели к первосвященнику и ко всему синедриону. Рождество Христово – великий, светлый и чудесный праздник для верующих людей всего мира. Изображение Христа на алтаре в этой композиции, а также в подобных изображениях на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы имеет несомненную связь с темой Евхаристии.
Новая Ева, Матерь всех людей, Она от лица всех произнесла Свое fiat, «да будет» и потому Она представляет Церковь. Но здесь присутствие Духа Святого явно на звучащую из древности мольбу Исаии, подлинный эпиклезис со стороны человечества: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел. » (Ис. Богородица – «всех земнородных обновление», новая Ева.
Повествуется и то, что в то время, когда Пресвятая Дева Мария уже имела во чреве, один из книжников, по имени Аннин (уже после явления ангела Иосифу), придя в дом их и увидев беременную Девицу, поспешно пошел к первосвященнику и ко всему синедриону и сказал им: «Тот Иосиф плотник, которого вы называли праведным, совершил беззаконие: он тайно растлил и осквернил Деву, Которая дана была ему из храма Господня на хранение и вот Она теперь имеет во чреве». Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Димитрий Ростовский. 64, 1), Бог ответил: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. Они вошли в пещеру, где находился младенец и поклонились ему.
Далее он же указывает на ясли и пелены как на отличительный признак, данный ангелом, по которому пастухи должны были узнать в Младенце своего Спасителя: «И вот вам знамение: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2:12) (2). Ещё одна деталь иконы особенно подчёркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Так, без повреждения Своего девства, Приснодева Мария родила воплощенного Бога.
Ещё одна деталь иконы особенно подчёркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий. 23:35). их же венча пламень, независтно Господу, подающу благочестия ради росу», «им же повинуся огнь многий» (7-я песнь). Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир».
Иоанн был старше Христа на полгода и тоже должен был быть убит по приказу Ирода, повелевшего уничтожить всех младенцев младше двух лет. потомства». 2, 9) так начинается Литургия, в которой осуществляется заклание во времени.
Звезда является т. о. В то время, как ангел говорил им это, внезапно услышалось на воздухе пение множества небесных воинств, прославлявших Бога и воспевавших: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение» после этого ангельского явления и пения сил небесных, пастыри, посоветовавшись друг с другом, пошли поспешно в Вифлеем, чтобы посмотреть истинны ли слова ангела и они пошли и увидели Пречистую Деву Марию Богородицу и святого Иосифа, Ее обручника, а также Младенца спеленатого, лежащего в яслях. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.
Удивлённые и испуганные пастухи отправились на поиски Младенца. Празднование воплощения Бога Слова становится краеугольным камнем. Восток, строго хранящий верность догматическому Преданию, решительно отсекает подобную эмоциональность. 2:18).
Пустыня (в данном случае пустое, ненаселенное место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, была исполнением ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна. Они повелели пастырям идти поклониться Младенцу.
Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. Действительно, в Проскомидии, которой начинается православная Литургия, приносится Агнец, «закланный от создания мира» это заклание в вечности божественной любви. Оно порождает первое (тот самый инстинкт самосохранения источник страха, – это проявление животного естества человека) используется вторым (черти и прочие подобные существа не случайно всегда изображаются зооморфными) и олицетворяется третьим. Дары волхвов, принесённые Младенцу – «искушено злато яко Царю веков и ливан яко Богу всех яко тридневному же мертвецу, смирну Бессмертному» – предрекают Его смерть и Воскресение.
Наиболее известны саркофаги из катакомб св. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере но вся природа — Его храм. Если упоминание о пещере заимствуется из предания, то о яслях и пеленах говорит Евангелист Лука: «и спеленала Его и положила в ясли» (Лк 2:7). На сатанинское завистливое вожделение Божественного Бог щедро отвечает даром обожения. Красива, спокойна и умиротворяюща икона Рождество Христово. Девой Она зачала, Девой Она родила и Девой Она остается.
1:3). Богоматерь – высшее благодарение Богу, приносимое от лица всего творения Богу. 2:13). Смысловым и композиционным центром иконы, с которым так или иначе соотносятся все детали, является Младенец: повитый пеленами, Он лежит в яслях на фоне тёмной пещеры, в которой родился (1). Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу.
Пастухи удостоились первыми поклониться Сыну Божьему ради спасения. А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Слева на иконе изображен Иосиф в глубоком раздумье. Из-за яслей, где лежит младенец, выглядывают вол и осёл. Ныне в глубинах адской пустыни предлагается «Хлеб Жизни». Писании и в иконографии – исторической действительности и догматического содержания.
А то что Христос имел родиться ночью и в известный ее час, об этом пророчески предречено в книге Премудрости Соломоновой, где говорится так: «Ибо, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин». Затем сказал первосвященник и Иосифу: «Что это ты сделал. » Он ответил: «Жив Господь Бог мой, я чист от Нее». смилостивись надо мной. В Евангелиях о них не упоминается. листвы, так у Девы не м. б. Христос рождается под сенью смерти, Рождество приклоняет небеса до ада и мы созерцаем лежащего в яслях Вифлеемского Агнца, победившего змия и даровавшего миру мир (молитва после Литургии).
Везде мы встречаем центральный символ света. Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу. Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир.
Матерью всего обновленного человечества, обоженного через вочеловечение Сына Божия. Правая рука Исаии указывает на Младенца, сидящего на коленях повивальной бабки Соломониды. Рядом с образом Елизаветы обычно писали так называемый Плач жен иерусалимских, напоминающий о пророчестве Иеремии: «Плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет» (Мф. Который может быть и символом колебаний и дьяволом. Над этой сценой – уезжающие другой дорогой волхвы.
И выйдя, она стала разглашать и рассказывать о чудесах, которые видела и как она пострадала и была исцелена и многие поверили проповеди ее (Евангелие Псевдо-Матфея, глава 13). Саломея (иногда вместе с Зеломой) изображается на многих православных иконах Рождества Христова: Саломея помогает пеленать младенца Христа или купает его. Чтобы достичь бездны и стать «сердцем творения», Христос таинственно избирает местом Своего рождения глубину пропасти, где зло таится с особой силой. Отступление от этого неизбежно приводит к искажению и утере главного в Св. Как первая Ева стала матерью всех живущих, так новая Ева стала Матерью всего обновлённого человечества, обоженного через вочеловечение Сына Божия.
Богородица – «всех земнородных обновление», новая Ева. Так образ являет нам две основные идеи праздника Рождества, которые пронизывают всё посвященное ему богослужение – это радость всего мира, вызванная явлением в этот мир Всемогущего Бога и «истощание» Бога ради спасения людей, Его «уничижение».
Две женщины – повивальные бабки, которых Иосиф привёл к Божией Матери. Зачав вопреки законам естества и оставаясь Приснодевой, Она изображается на иконах с тремя звездами (на голове и на плечах) – знаками Ее приснодевственности до Рождества Христова, в Его Рождении и после него. Тамо Дева, рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову» (икос по 6-й песни канона).
Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения. «Якоже света светильник, ныне плоть Божия под землю яко под спуд крыется и отгоняет сущую во аде тьму». Стройность рисунка мягко сочетается со всей хроматической гаммой. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». 6, 31). Вот таким образом в лице Иосифа икона вскрывает не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, драму столкновения двух миропониманий, двух мироощущений: того, для которого нет другого мира, кроме плотского, постижимого разумом, которое не может согласовать человеческие мысли и чувства с тем, что «паче слова и разума» и того, которое ощущает соприкосновение с миром сверхъестественным, в результате чего просвещается и осмысливается.
Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор абсолютно иным, светлым содержанием). Кстати, что общего у сомнений, нечистой силы и звериной шкуры. Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания», обновления, освящающего весь мир. Иногда справа еще раз показывали волхвов, отбывающих после поклонения Христу в "земли свои". В лице Иосифа икона являет не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, трудность принять то, что «паче слова и разума» – Воплощение Бога. и исполнением пророчества и тем космическим явлением изучение которого привело мудрейших из людей «кланятися Солнцу правды».
Поклонившись младенцу Иисусу, лежащему в яслях (кормушке для животных), пастухи отправились рассказывать всем о чудесном рождении Спасителя, проповедуя и восхваляя веру христианскую. «Спит Живот и ад трепещет». Напомним, что на месте Рождества Христова имп. «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради.
Церковь видит в пастухах, первых сынах Израилевых, поклонившихся Младенцу, начаток Церкви еврейской, а в волхвах – «начаток языков» (Утреня ипакои, глас 8-й)– Церкви из язычников. Рядом с яслями вол и осел: это снова отсылка к пророчеству Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» (Ис. Думается, звезда занимает такое место в празднике Рождества потому, что является таинственным прообразом Христа, как засвидетельствовано в Апокалипсисе: «Я есть корень и потомок Давида — звезда светлая и утренняя». В этом также единство двух Заветов: один восполняется другим. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. Она – тот свет, который был скрыт от евреев, но воссиял язычникам.
Его как бы обособленность явно говорит о том, что не он является отцом Младенца. А около Вифлеема, к востоку, против колодца Давидова, около которого он однажды сильно возжаждал и сказал: «кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот. » – находится пещера в каменной горе, на которой расположен город Вифлеем. Согласно св.
Пастырь-Мессия, «зовет своих овец по имени и выводит их» (Ин. Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В ясли из пещерки заглядывают вол и осел или корова и лошадь. Святой Григорий Нисский учит, что «тройная преграда: смерть, грех и поврежденная природа – есть порождение греховной воли». Случилось это так.
Она возлежит непосредственно подле Младенца, на одре, но обычно уже вне пещеры. Среди трех отроков, «ходящих среди огня и нет им вреда», является таинственный четвертый, «подобный Сыну Божию». Сама Богородица представлена в античном одеянии с распущенными волосами. Волхвы и пастухи не составляют некоторого единого сонма и сами по себе не близки друг другу. Иоанну Предтече избежал смерти в момент избиения младенцев.
Несмотря на мелкое письмо, в ней нет мелочности линий. и исполнением пророчества и тем космическим явлением изучение которого привело мудрейших из людей «кланятися Солнцу правды». Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (6 века). «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко Человек нас ради.
Ликование становится все явственней: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют». И все же икона эта обладает какой-то большой духовной теплотой. Сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий».
Совершились и великие чудеса во вселенной во время Рождества Христова. Дары волхвов, принесённые Младенцу – «искушено злато яко Царю веков и ливан яко Богу всех яко тридневному же мертвецу, смирну Бессмертному» — предрекают Его смерть и Воскресение.
Над Младенцем, словно высокая сень, нависла чёрная бездна Вифлеемской пещеры. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Первосвященник же сказал ему.
Этим подчёркивается роль и значение, которые придаёт Церковь Пресв. По словам св. Над лежащим в яслях Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника. К сказанному икона добавляет ещё приношение от мира животного и мира растительного. 7, 25) все это точно отражено в иконе.
Двор овчий, где овцы ждут истинного Пастыря, Мессию, есть ад, «долина смертной тени» (Пс. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории Папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII-VIII вв. ). Справа от Богородицы художник изобразил волхвов, которые пришли с дарами поклониться Богомладенцу, ведомые Вифлеемской звездой (изображена в центре иконы).
Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Раздосадованный царь Ирод повелел своим солдатам устроить избиение младенцев. Точно так же, как Он добровольно воплощался, желал Он, чтобы и Матерь Его свободно и по Своему полному желанию Его родила». Звезда является т. о.
Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. Весь род человеческий представляет Деву, все служит Богу — Творцу Мира. Сомнения состояли в другом и они были бы у любого смиренного искренне любящего Бога христианина. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира.
Евангелия о них не упоминают. И тотчас палка процвела. И пастыри воротились, славя и хваля Бога. С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет.
Чего здесь только нет. В середине III века по Р. Х. Обычно на иконах Рождества изображены и Ангелы и волхвы и пастухи. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других — до V или даже до VI века. Земля обетованная есть образ Царства Мессии, где течет молоко и мед (Исх. 10, 1).
Наиболее известны саркофаги из катакомб св. Это как раз умники из вида и упускают.
Прикровенное присутствие Пресвятой Троицы невидимо заливает все своим светом, создавая высшую догматическую гармонию и оправдывая наименование этого дня как «Праздника Светов». Вот таким образом белые одежды Младенца и Его ясли напоминают нам одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе. паки обновляет мудрый Содетель». И тем не менее на сложных иконах начиная с XVIIв. И в другом месте: «море пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна».
В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, — тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости излитого в «слухи Евины» сатаною. Перед ним, под видом сгорбленного старика-пастуха, стоит искушающий его диавол. На многих иконах Рождества образ Богородицы – самый масштабный этим подчёркивается не только Церковное осмысление Её значения в истории Боговоплощения — налицо противопоставление крохотной фигурке спеленатого Христа, «умалившего Себя человек ради» (Флп 2:7). Икона Рождество Христово обязательно показывает и Святого Иосифа Обручника – мужа Богородицы, сопровождавшего деву Марию в её поездке в Вифлеем. Вот почему на утрене под Рождество читается в каноне: «Волхва древле Валаама словес ученики мудрые звездоблюстители радости исполнил еси».
Справлюсь ли я с этим. Взглянем на икону из Русского музея (1701 год): здесь деталей мало. На иконе посредством кисти и красок иконописец передал сюжет одного из главных христианских двунадесятых праздников – Рождество Христово. уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуия». Вкушающие этот хлеб, то есть те, кто следует учению Христову, кто участвует в церковном таинстве евхаристии, наследуют жизнь вечную в Царствии Божием.
«Так как ты не подклонил главы своей под крепкую руку Божию, чтобы благословенно было потомство твое и в тайне от сынов Израилевых смесился ты с Девою, посвященною в дар Господу, посему вы должны с Нею выпить воду обличения, чтобы Господь обнаружил грех ваш пред всеми». На это особое изначальное празднование Рождества Христова много времени спустя указал Иоанн Златоуст словами: «Кто назовет его (праздник Рождества Христова) матерью всех праздников, тот не погрешит» От праздника Рождества Христова начались все праздники, как от источника различные потоки. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия. Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, так как не было им места в гостинице (Лк. 2:1-7). В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода. Исходя из сведений, указанных евангелистами, учёные пытались вычислить точную дату, когда родился Иисус Христос. Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель.
Но имеется и другая, апокрифическая версия этого события в «Протоевангелии Иакова» (глава 23-я), согласно которой св. Аминь. Возможно именно вот таким образом на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. У мирских женщин одна рождает, а другая пеленает, а у Пресвятой Девы не так. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2, 1-12 Лк. 2, 6-20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену Омовения Младенца Христа, не установлен.
Звезда указывает длинным лучом прямо на пещеру. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. Более сходное с рождением Слова Его Отцом, чем с естественным человеческим зачатием, это чудо указывает, что абсурдно представлять Богоматерь «одной из женщин». Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери — «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Иоанна Златоуста, а также на основании того, что на одних изображениях Нафанаил представлен младенцем, а на других – отроком, можно полагать, что в евангельском выражении «под смоковницею» следует понимать вообще всю жизнь Нафанаила.
А эти вол и осел приведены были Иосифом из Назарета. Здесь можно чётко выделить два аспекта: 1) икона раскрывает сущность события – т. е. Адам остался целым по извлечении из тела его ребра и Дева пребыла нетленною по рождении Младенца» (Слово на Рождество Христово). да падшаго к Себе привлечет первозданнаго».
Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И последняя фигура — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. К сказанному икона добавляет ещё приношение от мира животного и мира растительного.