Рубенсовские Женщины Картины
Именно о картинах, на которых изображены рубенсовские женщины и пойдет речь. 28 июня исполняется 439 лет со дня рождения знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса –автора многочисленных картин с изображением женщин, которых позже потомки назовутрубенсовские женщины. Как правило, картины, на которых рубенсовские женщины обнажены на мифологические темы с выраженным эротическим оттенком.
Ярким представителем фламандской школы живописи в стиле барокко является Петер Пауль Рубенс (1577 – 1640) – автор многочисленных картин с изображением женщин, которых позже потомки назовут рубенсовские женщины. Одним из ярких представителей фламандской школы живописи в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640) – автор огромного количества картин с изображением женщин, которых потомки позже назовут рубенсовские женщины.
Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты
В них начисто отсутствует мистика. Поговаривали, что знаменитые ягодицы Дженнифер — дело рук умелых пластических хирургов и качественных имплантов, вот таким образом она застраховала их на 27 млн. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные34. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Эрцгерцогиня изображена во весь рост. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла.
Семья к тому времени была уже большой: в 1562 году родился сын Ян Баптист, в 1564—1565 годах дочери Бландина и Клара, а в 1567 году— сын Хендрик. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
КОНТИНЕНТЫ. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом158. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
8 знаменитых девушек с рубенсовскими формами
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс.
Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Кстати, жена Рубенса Изабелла Брант, по мерке XVII века, была худышкой.
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Основной целью художника становилось окружить ореолом изображаемое лицо и подчеркнуть его значимость. Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Лекуре, «доходило до угодничества». Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». Осталось несколько полотен с изображением Альберта. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Возможно, это труды Сенеки. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой.
Вот этот, если так можно сказать, "дефект" художники и пытаются скрыть, рисуя с натуры. (Сейчас, кстати, мы уже знаем, что дела обстоят ровно наоборот и лишнему весу сопутствует целый букет заболеваний). Выбирая себе жену, мужчина обращал внимание на девушек пополнееПолучается, что Рубенс реалистично писал тех натурщиц, которые были доступны, а вовсе не воспевал женскую полноту нарочно. Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Но судьба распорядилась иначе. Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Отец отдал его на воспитание монахам-августинцам и, очевидно, строил на его счёт большие планы. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников (более 100 картин)
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Несколько неприличных картин Рубенса в Эрмитаже
Герцог стремился собирать лучшие произведения искусства, в его дворце Рубенс впервые увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
«Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
С особым мастерством и виртуозностью создавал этот мастер живописи и портреты величественных особ. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Следовательно, целлюлит – это в какой-то мере показатель женственности.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. В мои времена женщины были слишком толстые». Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Галерея картинПитера Пауля Рубенса
Филиппа, отличавшегося способностями к латыни, пристроили секретарём к советнику испанского двора Жану Ришардо. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. По И. Е. Прусс, он был одним из создателей этого стиля и его крупнейшим представителем, но во многих отношениях его творческое кредо роднило его с Ренессансом.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. В Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, находится небольшая студийная версия с некоторыми отличиями. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Художники Возрождения для этого пытались реализовать замкнутую форму имеющую идеальную законченность сферы или цилиндра. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Все это тайна велика есть.
Знаменитые рубенсовские женщины
Для работы над эскизами и графикой предназначалась особая комната, в ней же принимались натурщики. Скромную гладкую прическу венчает диадема. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Слишком скудно.
И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Поверенный в делах мантуанского герцогства Иберти предложил Рубенсу нанять испанского живописца и привести холсты в порядок, но 26-летний художник, не имевший реальных дипломатических полномочий, это предложение отверг46. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. После общения с королевой и инфантой Рубенс 1 августа написал Оливаресу, предлагая ему вмешаться в династическую распрю. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Но второй подбородок, красивая полная шея, подчеркнутая жемчужным ожерельем и жемчужными грушевидными серьгами, выявляют благородное выражение ее лица. Рубенс изобразил себя смотрящим прямо на зрителя, лицо его исполнено спокойного достоинства. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». в грудь. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Особое отношение Рубенса к женщинам
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка.
Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне67. Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
- Женщины Рубенса: обнаженная натура в творчестве художника
- Женская нагота в живописи художников
- Художники эпохи Возрождения воспевали целлюлит
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Конечно, певица опровергает эту информацию. Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- Самое интересное в виде мозаики
- Шедевры, выставленные в Эрмитаже
- Женский портал о красоте и стройности
- Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Огромную часть его наследия итальянского периода составляли зарисовки и копии с античных и современных ему произведений искусства.
Ему были прекрасно известны формы античной архитектуры, орнаментов, утвари, одежды и прочего. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
- ИнфоМания Информационно-развлекательный новостной сайт
- Возвращение Дианы с охоты, 1615
- Аллегория – Четыре Континента, 1615
- Блог о том как бороться с меланхолией в Петербурге и за его пределами
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Общееколичествопросмотровстраницы
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Женские образы в живописи (в искусстве)
Уже постаревший художник жаловался своим ученикам: «Вам повезло. Лишний вес был еще и показателем общественного положения дамы – если она «в теле», значит, живет в достатке и хорошо питается.
Рубенсу же принадлежала идея трёхчастного членения фасада, уровни которого объединены волютами так же, как и в римской церкви Иль Джезу. Карлу Борромео). В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. В этом примечательном документе перечислены дома в Баскюле и по улице Жюиф, ферма в Свиндрехте в 32 арпана, рента в 3717 флоринов, выплачиваемая Брабантом, Антверпеном, Ипром и Нинове.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. С точки зрения ученых нормой считается присутствие в женском организме от 17 до 21 жира. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа72. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени115. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
«Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Дело в том, что после ухода из большого спорта Семенович испытала настоящий стресс и взялась утолять его с помощью маминой стряпни. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Маркиза совершенно спокойна. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Одну руку она спокойно положила на столик, покрытый узорчатой красной скатертью, а другая рука держит серебристый атласный платок.
О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». У них в большем объеме вырабатывается женский гормон эстроген. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. В Италии, копируя образцы своих предшественников, он вёл записные книжки, в которых осмысливал законы анатомии и геометрии, вырабатывал основы собственной эстетики. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизниПодробнее о картине Рубенса «Шубка» – читайте здесь. Елена была второй женой Рубенса. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.
Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее. Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии152. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс.
В частности, были убраны бойницы. Она одета в длинную широкую бордовую атласную юбку из-под которой выглядывает нижняя синяя. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива».
Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Идеал рубенсовской красоты далёк и от классических канонов и от современных представлений о ней.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Девушка привыкла к уважению и поклонению. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия.
Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
М. Лекуре замечала, что Леонардо да Винчи за всю жизнь создал около 20 картин, а Вермеер Делфтский— 36, причём не продал ни одной. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи. В центральной части триптиха руки Христа не расставлены широко в стороны, как требовалось по канону, но вытянуты вверх над головой.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. А первой – Изабелла Брандт.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. В январе 1627 года Жербье доставил Рубенсу верительное письмо от Бэкингема и проект англо-испанского соглашения. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти». А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Парис решил похитить Елену. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. В переписке Рубенса много латинских цитат, причём как точных, приводимых по памяти, так и собственных афоризмов.
Но что-то дрогнуло во мне. Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. 1750). Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Это передано через одежду молодой пары. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
О ней – в биографии Рубенса. Все это я вычитала в аннотации к картине.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Игнатия (ныне посвящённой св. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Такие женщины не только аппетитны внешне, но и более темпераментны.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Брак был заключён с большой поспешностью. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Добравшись до дома в декабре, он повесил у склепа усопшей одну из картин, предназначенных для Кьеза Нуово. 8 мая 1600 года Рубенс получил документ за подписью бургомистра Антверпена, что податель его пребывает в добром здравии и в городе нет эпидемий30. В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем49. долларов. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Она не отличалась особым богатством— все картины Рубенса были написаны свинцовыми белилами, жёлтой охрой, лаковой мареной, ультрамарином и коричневой смолой иногда использовалась киноварь и сажа93. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
В ноябре 1622 года в Антверпене вспыхнула эпидемия чумы, но Рубенс неуклонно работал над заказом. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия.
Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Такой видят ее зрители и Питер Пауль Рубенс, картины которого сочетают театральность и реализм. Тот же Зандрарт утверждал, что единственным источником эстетических устремлений Питера Рубенса до 14-летнего возраста было копирование гравюр из Библии издания Тобиаса Штиммера 1576 года. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Королевским приказом для Рубенса были открыты все художественные коллекции, а гидом назначили придворного живописца Диего де Веласкеса. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Но не будем о грустном. Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Художник дважды был женат. Рубенс и себя не раз писал в ней. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
К Персею, в шлеме, кирасе и плаще, примыкают два путт и один из них помогает ему снять верёвки, которыми Андромеда привязана к камню. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Это обошлось ещё в 7000 флоринов. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Речь шла о «Воздвижении креста». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ). Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Губерта, Диану на охоте и подобное. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Отпевание состоялось 2 июня.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100.
Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Новый план Рубенса, единодушно одобренный в Брюсселе эрцгерцогиней Исабелью и в Мадриде графом-герцогом Оливаресом и королём Филиппом, сводился к началу сепаратных переговоров между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами, а заключение мира могло состояться только при нейтрализации Англии— главного голландского союзника. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.
Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Те же выпуклые миндалевидные глаза, тонкий, чуть вздёрнутый пикантный носик, пухлые изящно вырезанные губы, дугообразные брови Право, если бы не знала, то решила бы, что передо мной родные сёстры. На заднем плане в окне виден пейзаж. Стандарты красоты XVII века предполагали, что женщина должна быть, что называется, «кровь с молоком».
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Он был высокообразованным человеком и часто включал в свои живописные аллегории символы античной мифологии.
Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Но это не для Адель. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Эта же комната служила и личным кабинетом.
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
У вас есть натурщицы. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Пришлось писать повторения картин из-за того, что два полотна из числа подарков погибли безвозвратно47.
Картина была подписана обоими художниками104. Рубенс заботился о своих авторских правах. Питер Пауль Рубенс разработал метод, который впоследствии вошёл в арсенал всех академических школ живописи: он рисовал античные статуи и копировал работы предшественников, пока полностью не усваивал идеал завершённости формы. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Эффект, производимый на зрителя его картинами, вполне можно сравнить с охапками цветов в то же время ему удалось избежать эффекта вызывающе-ярких тонов, чего вполне резонно можно ожидать от такого буйства красок»228229. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. III. Но, милые дымы, мы все с огромным удовольствием любуемся вашими прекрасными ногами. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
Драматизм, движение и контраст в его картинах обретают полноценное воплощение и достигают совершенства. Неужели она была настолько скромна. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы. Замысел и осуществление картины отличаются сочетанием новаторства и традиции: колорит явно отмечен подражанием Тициану, а тема и композиция столь же явно отсылают к нидерландским корпоративным и семейным портретам40.
Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Современники отмечали, что ко времени поступления к нему Рубенса талант Вениуса клонился к упадку, он чрезмерно увлёкся аллегориями и символами, превращая собственную живопись в подобие ребуса25. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Луки214. При этом он не преследовал научных целей и не пытался создать целостный каталог античного и ренессансного искусства, поскольку потакал своим личным вкусам63. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену123.