Русский Живописец Куинджи

Куинджи русский живописец, но род его идет из Греции.

Куинджи Архип Иванович – великий русский пейзажист

Добравшись до Ялты, художник почувствовал себя совсем скверно. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).

Её владельцем стал великий князь Константин. Берёзовая роща – символ России. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Но, так или иначе и здесь Куинджи работает ретушёром у фотографа. Картиной восхищаются и «великие», в том числе Д. Менделеев и «особенно» И. Тургенев.

Имя русского живописца 
Куинджи 5 букв

Имя русского живописца Куинджи 5 букв

Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Я совершенный дурак перед этой картиной.

Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Отзыв газеты «Тетрз»: «Ни малейшего следа иностранного влияния или, по крайней мере, никаких признаков подражательности».

Так или иначе, Куинджи возвращается в Мариуполь и устраивается ретушёром к фотографу. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. О нем говорили, как о маге и чародее. На протяжении последующих 30 лет он выставится всего один раз. Между 1882 и 1910 годами он создал около 500 работ. Художник Р. С. Левицкий — В. Д. Поленову: «Какой-то Куинджи (уф. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».

Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»6. Но то же очарование света. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»7, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.

В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма и было непонятно коллегам, вызывало недоумение.

Короче, я не совсем понимаю Куинджи. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи.

русский художник 
куинджи — 5 (пять) 
букв

русский художник куинджи — 5 (пять) букв

В 1889 году уединение Куинджи нарушено. и А. М. Архип так и не получил хорошего образования. Современники рассказывали о нем следующее. Ко всеобщему изумлению, её автором оказался Клодт. Слово это — татарское, в переводе оно обозначает «трудовой человек».

Он вошёл в Мюссаровское общество со своими 30 учениками, чтобы с ними же выйти оттуда после статьи о «засилье куинджистов» в «Новой Руси». Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.

Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского3, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. Там он увидел настоящие картины, встретился с художниками Фесслером и Айвазовскими.

При этом говорили в семье по-татарски. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.

Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Деньги шли на поощрение молодых талантов.

Архип Куинджи и 
Василий Суриков, 
русские художники

Архип Куинджи и Василий Суриков, русские художники

Огромный успех «светящихся» картин привёл к появлению копий и подражаний, а также, разумеется, подражателей. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг.

Всё началось с того, что вскоре после избрания в газете «Молва» появилась анонимная статья, ругавшая Куинджи. Впечатление от работ Куинджи повышается из-за растущего уровня мастерства. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. Через полтора десятилетия она станет женой Куинджи. Увлекаясь пейзажем, он ищет новые возможности для этого жанра.

Имя русского живописца 
Куинджи 5 букв сканворд

Имя русского живописца Куинджи 5 букв сканворд

Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков.

Художник Чистяков, человек мудрый и добродушный, «вывел», может быть, сам того не желая, жуткую в своём цинизме формулу: «Куинджи — это деньги». При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.

Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Архип не терял надежды и через два года представил на академической выставке картину Татарская сакля и обрел, наконец, статус «неклассного художника». Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием».

Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. «Берёзовую рощу» покупает Ф. А. Терещенко за 7000 рублей. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. В 1870 году образуется Товарищество передвижных художественных выставок.

  1. АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ
  2. Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи
  3. Архип Куинджи (1842–1910) художник-пейзажист
  4. Архип Иванович Куинджи — биография
  5. Куинджи Архип ИвановичКартины и биография

Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Неужели это творчество.

На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую полюбил ещё юношей. «У Архипа Ивановича всё неизменно сводилось к тому, что художник должен всего себя посвятить искусству, жить только для него не в направлении сила, а в свободном проявлении своей индивидуальности искренности и честности и лучшим условием для воспитания и сохранения этих качеств является объединение художников в одну большую группу — союз, приучающий к солидарности, к моральной и материальной взаимопомощи, которые должны явиться на смену современной обострённой борьбе честолюбия и конкуренции из-за материальных выгод из-за успеха у публики» (Дудин). Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. По Петербургу ходят разнообразные слухи.

Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. «Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами.

  • Куинджи Архип Иванович – биография и картины
  • Архип Куинджи: жизнь и творчество художника
  • Русский художник Архип Иванович Куинджи
  • Русские художники – Архип Иванович Куинджи
  • Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи

Он, однако, храбрился, летом съездил, как обычно, в Крым и всё обошлось благополучно. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Резче (и, пожалуй, честнее) всех высказался Богаевский: «Это общество в конце концов будет иметь только одну цель: поощрять и плодить бездарностей в искусстве». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)8. До Петербурга он доезжает в безнадёжном состоянии. Краски горят на белых стенах хаты.

В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.

  1. Архип Куинджи: последние новости
  2. Известные произведения Куинджи Архипа Ивановича
  3. Биография художника Архипа Ивановича Куинджи
  4. Картины художника Архипа Ивановича Куинджи
  5. Художник Владимир Егорович Маковский (1846 — 1920)

Теперь мы уже — начальство». Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Контраст подчеркнут в картине сопоставлением темного неба в мерцании звезд и освещенных украинских хат, стоящих на высоком берегу реки. Мастерство Куинджи все больше набирало силу и к концу 1870-х- началу 1880-х годов появляются такие значительные для его творчества произведения, как «Север» и «Днепр утром». В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку.

С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Цветовая гамма вторит замыслу автора, насыщая серыми и коричневото-рыжими тонами. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.

Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. В том числе две с одним названием.

Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).

  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Русская живопись художника Куинджи
  • Картины Архипа Ивановича Куинджи
  • Эти слова находили так же по следующим запросам

В академии его называли глубокомысленным греком. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Он вспоминал: «Когда я служил ретушёром в фотографии, то работал от десяти до шести. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»5. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.

АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ 
ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ

Опять экзамены. Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — всё равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут или изменятся или разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. «Лунная ночь на Украине удивляет, даёт даже впечатление ненатуральности». Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. И художник максимально использует ситуацию — зимой 1881 года он каждое воскресенье открывает на два часа двери мастерской, демонстрируя всем желающим свою новую картину — «Лунная ночь на Днепре».

Ослабевшее сердце не справляется с болезнью и Куинджи мучительно задыхается. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».

Впрочем, опыт был не лишним. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Крамской к этому времени уже умер. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. Но многие думали иначе. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Их видят сначала ученики, потом — избранные зрители. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами и даже вывозил за границу за свой счет.

«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Те, кто знал его именно этим объясняют отсутствие переписки с друзьями. Созданная Архипом Ивановичем в 1872 году картина Осенняя распутица своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Разумеется, такое решение Куинджи кажется непонятным и даже таинственным. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году.

Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром.

Неужели это художественное впечатление. После того как Куинджи показал работы из Валаамской серии на академической выставке, о нем заговорили не только коллеги, но и начали писать газеты. За картину «Снег», представленную в Обществе поощрения художеств, он получил бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне в 1874. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Куинджи получает репутацию образцового слушателя. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.

Пейзаж нельзя было назвать удачей. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо — равноокрашенным задником, роща — почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.

Достоевский называет «Валаам» «национальным пейзажем». Пока дома нет, владельцы имения живут в шалаше. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.

Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Особенное возбуждение произвела его "Ночь на Днепре", где лунное сияние вдали на реке выражено с полной иллюзией. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема.

Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.

«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».

Наконец устрашающие экзамены позади. Разъярённый Куинджи потребовал изгнать Клодта из Товарищества. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу.

Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Появляются его картины: «Степь вечером» и «Степь в цвету», где художник раскрывается перед зрителем по-новому. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Особого интереса к паломнику из Мариуполя, впрочем, никто не проявляет. Замять его не удалось. Однако первые уроки он брал у Фесслера – ученика Айвазовского.

Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Врачи определили болезнь сердца. Воздух обесцвечивает цвет.

Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.

Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Так, в 1883 году он обвинил Р. Судковского, автора картины «Мёртвый штиль», в плагиате. Краски изменились чудовищно. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».

Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Н. К. Рериха на создание гималайских пейзажей. А как только голос спадёт — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. В 1868 году на академической выставке появляется картина Куинджи «Татарская деревня при лунном освещении». В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1873 году на очередной Передвижной выставке появляется его картина «На острове Валаам», которая моментально становится знаменитой. Однако писать художник не перестал.

Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. По возвращении в Россию, в 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня, которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В картине «Днепр утром», художник показал великолепную панораму реки в час расцвета, когда легкая дымка, как туман обволакивает все вокруг. Это я слилось, спаялось с искусством.

Ночь на Днепре находится у великого князя Константина Константиновича, Березовая роща и Степь – в коллекции Терещенко в Киеве в Третьяковской галерее в Москве находятся: На острове Валааме, Забытая деревня, Степь, Чумацкий тракт, Украинская ночь, Север, Березовая роща, После грозы, Днепр утром и Закат в лесу в музее императора Александра III в Петрограде – Вечер в Малороссии, Туман на море, Радуга и эскизы. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.

В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Таков был этот оригинальный человек.

Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых, по примеру импрессионистов, объединялись в тематические серии и около трёхсот графических работ. Он больше пишет с натуры. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре».

Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. По раскисшей под дождем дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредет женщина с ребенком — вот почти и все детали унылого пейзажа. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Сперва мальчик учился греческому языку у «вольного» учителя, а затем недолго посещал школу, основанную греком-митрополитом Костанжоглу. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому.

Впечатления, которое он получил от картин И. К. Айвазовского, были незабываемыми. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В 1845 году умер отец, а потом и мать. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.

Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. В 1897 году художник отказывается от преподавания в Академии. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды.

Для современников художника его картины были радостным откровением. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.

Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Публика волнуется. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».

«Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ, как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Для публики Куинджи — знаменитость, на новые творения которой не посмотреть просто нельзя. Пластические поиски Куинджи развивались параллельно: реализм сосуществовал с романтизмом, декоративизм с натурностью импрессионизм — рядом с экспрессивной пластикой. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств.

Однако «Украинскую ночь» приобретает его брат, С. М. Третьяков и в конце концов она тоже оказывается в галерее. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Они по-детски просты и естественны. Компромисс, таким образом, найден и всё, кажется, не так уж плохо.

Художники «в первый момент оторопели, они не приготовились, долго были с раскрытыми челюстями и только теперь начинают собираться с духом и то яростно, то исподтишка пускают разные слухи и мнения многие доходят до высокого комизма в отрицании его картин» (Крамской — П. Третьякову). Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога.

Художник выбрал свой путь в искусстве и был верен выбранному направлению. Одной из знаменитых его картин стало полотно «Украинская ночь», в которой художник с необычайной поэтичностью описал состояние природы, в лучах лунного света. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. На какое-то время Архип Куинджи перебирается в Одессу.

Рисовать он не перестаёт и даже приобретает некоторую известность. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Однако словесного экзамена Куинджи выдержать не может — он не имеет элементарных познаний.

В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Они же позаботились о его образовании. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.

Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.

Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Туман, осталась незавершенной. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.

Главная сенсация — необычные, словно бы «светящиеся», «фосфоресцирующие» краски и достигнутый с их помощью эффект. Грамотному мальчику было поручено ответственное дело — приём кирпича. В Петербургскую академию художеств он поступил, когда ему уже было двадцать шесть лет.

В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками.

«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. «Христос в Гефсиманском саду» — произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. В дороге художнику становится хуже.

Всё это время Куинджи продолжал рисовать. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). После успеха на академической выставке 1869 года новые друзья советуют Куинджи ходатайствовать о присвоении степени «классного художника».

Он посещает Германию (Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Мюнхен), Бельгию (Брюссель), Францию (Париж), Великобританию (Лондон), Швейцарию, Австрию (Вена). Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину.

Целый клубок противоречивых на первый взгляд свойств, не вытекающих одно из другого, неожиданных биографических данных. Начинаются великие события. Отец Куинджи был сапожником. Возвращение Айвазовского не меняет ситуации. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. На следующей, VIII Передвижной выставке работы Куинджи отсутствуют.

В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. В 1909 году Куинджи заболел. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Также щемит сердце при взгляде и на другую картину художника – «Чумацкий тракт» с вереницей телег, утопающих в грязи бездорожья.

Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Ну вот и скажут: был Куинджи и не стал Куинджи. ». Он так страдает, что временами просит дать ему яду, чтобы всё, наконец, кончилось.

Люди искусства реагируют сложнее. Ею восторгаются Репин и Крамской. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски.

Его работы, в том числе «Украинская ночь», с успехом экспонируются в Париже, на Всемирной выставке. В ней все уныло, безотрадно, тускло.

Среди его учеников были Богаев-ский, Рылов, Пурвит, Рущиц, Вроблевский, Рерих. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Первое прикосновение к краскам и кистям. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность.

Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды.

Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Айвазовский был маринист. В 1875 году Куинджи становится членом Товарищества передвижнических художественных выставок.

Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. К 1910 году Общество объединяет 101 художника. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела.

В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. К 1882 году Куинджи — не просто состоятельный, он — богатый человек. Художники искали новые пути развития. В 1892-1897 годах Архип Куинджи преподавал в Петербургской академии художеств. Третьяков не купил «Лунную ночь на Днепре».

Вернувшись в Петербург, Куинджи создаёт картину «Забытая деревня» (1874), а после поездки в родной Мариуполь пишет «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1874). Куинджи знаком с лидером передвижников — И. Крамским и симпатизирует Товариществу. Со своими седеющими кудрями, вьющейся бородой, он чем-то напоминал доброго Зевса. Нет больше выставок Куинджи.

В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Его приняли в ряды вольнослушателей АХ. Зима», «Эффект заката», «Сумерки»). Куинджи отправляется в Мариуполь собирать необходимые документы. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.

Некоторые художники-передвижники поддержали прежнего соратника по Товариществу. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны.

Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество".

Немало работ было создано под впечатлением поездок на Кавказ («Эльбрус. Картиной «Север» художник завершает цикл работ, посвященных суровой красоте ладожской природы и обращается к теме Крымских пейзажей. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу.

Не был принят художниками и «Вечер». Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Впоследствии М. В. Нестеров вспоминал о произведенном картиной впечатлении: Абсолютно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой Украинской ночью Куинджи. Однако главным событием года для художника стала женитьба на Вере Кетчерджи-Шаповаловой.

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Через год он решил повторить поездку. Здесь каждый вечер собираются и много, шумно спорят — сущий студенческий клуб. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.

Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Он учреждает 24 премии разного достоинства для Весенних выставок учеников Академии, выделяя на это 100 тысяч рублей из своего капитала. В 1876 году на очередной Передвижной выставке Куинджи экспонирует одну из самых знаменитых своих картин — «Украинскую ночь». Айвазовского в Феодосии нет.

Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Реакция, вызванная ею, — не восторг, а скорее шок. Страдания художника были невыносимы. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе.

И характер художника ничуть не изменился. В 1845 году Архип Куинджи осиротел и его взяли к себе родственники. В 1875 году Куинджи был принят в Товарищество и вторично посетил Париж. Старое руководство было признано непригодным для выполнения своих обязанностей. В 1875году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром.

Каково бы ни было отношение к Куинджи художников, слава его растет от выставки к выставке, становясь поистине всенародной. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.

Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. А к импрессионистам он, как говорят, остался равнодушен. Обстановка этой «камерной выставки» так таинственна, что её иронически называют «магическим сеансом у Куинджи». В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.

Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости.

Был членом «Товарищества передвижников». Свидетелями оного похищения были: Крамской, Репин, Волков и Максимов. Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.

К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Какое-то время художник мечтал о творческой базе в Крыму, в своём имении. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Но в 1882 году, достигнув, казалось бы, апогея славы, Куинджи вдруг замолкает. Фамилия его была Еменджи.

Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивает дополнительные цвета: задний план написан в холодных сине-зеленых тонах, передний — в теплых коричнево-красноватых.

Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал.

Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.

В 1878 году Куинджи получает звание художника 1-й степени. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Публика очень верно оценила выходку всех чудаков этих» (Чистяков).

Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. У него оказалось воспаление лёгких. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.

Вне всякого сомнения, Куинджи увидел очень много. «Куинджи» — дань семейному преданию, согласно которому дед художника был златокузнецом. Его отец, Иван Христофорович, был сапожником. Пейзаж стал необратимо темнеть. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Зато к тому, что уже было показано, художник относился очень ревниво.

Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. О ее цене осведомился морской офицер. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.

Однако он остаётся членом академического совета и доводит 30 своих учеников до диплома, после чего на свои средства везёт их за границу, сам разработав маршрут путешествия: Берлин — Дрезден — Дюссельдорф — Кёльн — Париж (где пробыли совсем недолго)— Страсбург — Мюнхен — Вена. В 1869 году Куинджи выставляет на академической выставке уже работы — «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Чёрном море при закате солнца» и «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Впрочем, «все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут» (Чистяков — Третьякову).

У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Он уловил состояние тишины, рождение нового дня, время пробуждения природы.

Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. Мир, полный неги, красоты и покоя. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи.

Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу.

Куинджи не сдаёт закон Божий, всеобщую и русскую историю, географию, русский язык. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования.

Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Мальчику не удалось получить образования. Это замечено всеми. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой.

Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. 11 июля 1910 года всё кончается само собой. Рисунки возникли и на стенах кухни Чабаненко, где квартировался юный Куинджи.

У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Художник много путешествовал.

Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Будучи человеком общительным, Куинжи обрел много друзей по вузу. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.

А когда вернулся в Мариуполь, устроился ретушером к фотографу и продолжал рисовать. В. М. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности.

«Березовая роща» – идеал природы. Драматизм настроения выражен в работе в полную силу. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. В Березовой роще художник созерцает красоту. Итог: Архип Куинджи, «ученик школы профессора Айвазовского» (если версия с покраской заборов верна, такой титул звучит несколько двусмысленно), «за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии в собрании 15 сентября сего 1868 года признан достойным звания свободного художника, которое он и получит, когда выдержит словесный экзамен».

На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Учился Архип Куинджи посредственно, но уже тогда рисовал, причём постоянно. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.

Картины исполненные им в 1870-х годах показывают участие художника в идеях передвижничества. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. Через год Куинджи на тех же условиях и с таким же невиданным успехом экспонирует следующую свою картину — «Берёзовая роща» (одноимённую картину 1879 года эта работа напоминает разве что наличием берёз). Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии.

Сначала Куинджи пытался создать свой Союз «на основе» общества Е. И. Мюссара, которое занималось оказанием помощи художникам и их семьям. Сам Архип Куинджи считал себя греком и исповедовал православие. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Первую работу после возвращения из Европы художник посвятил российской глубинке и написал картину – «Забытая деревня».

После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Тем удивительнее, что о своих заграничных впечатлениях он говорил более чем сдержанно, а предпочитал не говорить вовсе.

В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Он работает, запершись в мастерской, куда никого не пускает, чуть ли не украдкой. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику.

«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Художники во главе с Крамским недоумевают. Врачи разрешают переезд только при постоянном наблюдении медсестры. Дважды его попытки были обречены на неудачу. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.

Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.

Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Часто изображается художниками и всегда по разному. Это 4 картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и третья версия «Берёзовой рощи». Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Лунная ночь», «Эльбрус вечером»).

Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. И оно пришло, но в следующем столетии. Что же открывалось испытующему взору ценителей. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.

Зал был практически без освещения, лишь электрический луч направлялся на картину, усиливая её сияние и глубину. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.

В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Успех исключительный. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Родился Архип Куинджи в Мариуполе. Он общался в И. Крамским, И. Репиным, В. Маковским, В. Васнецовым, что во многом определило его творческие интересы. Самым первым произведением, выполненным в духе передвижников, стала картина – «Осенняя распутица» (1972). Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.

В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Разрыв состоялся. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.

Теперь он ищет в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения. Великий князь так восхищался «Лунной ночью на Днепре», что захватил её с собой в морское кругосветное путешествие, во время которого её ненадолго экспонировали в Париже — впрочем, без особого успеха. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника.

В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Это уже чересчур и ходатайство отклоняется. Стадо в степи», «Пятна лунного света в лесу. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. За секретом «фосфоресцирующих» красок буквально охотились. В середине 70-х годов появились его картины Чумацкий тракт, Степь и др., которые высоко оценили критики.

Так, местный купец Кетчерджи-Шаповалов заказывает ему свой портрет. В северной природе царят гармония и покой. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. В конце концов победа осталась за Куинджи.

В толстом «гроссбухе», выданном для этой цели, очень быстро стали появляться не только записи, но и рисунки. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Отец Куинджи был сапожником. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину.

Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Ввысь устремились тополя. Жизнь Архипа Ивановича в Петербурге поначалу была крайне тяжелой, он почти не имел средств к существованию. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.

Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Определяется и творческий метод художника. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.

Работа в мастерской Куинджи шла без особой системы, но логика обучения была продумана очень тщательно. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.

Возможно, в этом сказался недостаток художественного опыта и подготовки. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Любимый с деревенского детства. К сожалению, эта история закончилась скандалом.

Унылый пейзаж будоражит душу состоянием все той же безысходности и тоски. В картине Березовая роща Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы, в связи с чем меняется интерпретация пейзажа, устремленная к передаче светлого и радостного состояния природы. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось у Куинджи в картине Ночное с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи.

Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Лунная ночь на Днепре рисовала не столько конкретный вид, сколько обширное небесное пространство, мирозданье.

Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Талант художника проснулся, когда творчество было единственной отдушиной в минуты отдыха. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Картина, названная Осень.

Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Все они (за исключением 4), стали известны уже только после смерти художника не только широкой публике, но даже ближайшим его друзьям и ученикам. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот.

«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Он еще раз поехал в Париж, его очень привлекало творчество барбизонцев.

Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Детей воспитывали брат и сестра отца.

Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. У мариупольского покровителя искусств есть дочь, Вера. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.

Его ожидания во многом не оправдались. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Особенный успех имеет последняя.

В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте.

Главное в живописи, как считал Куинджи, не тон или рисунок, а ощущение гармонии жизни. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

В том же году Куинджи избран в ревизионную комиссию Товарищества вместе с М. К. Клодтом. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».

В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями. Жена хочет отвезти его обратно в Петербург.

Почтенные лица, генералы, разряженные барыни в залах музея, даже в коридоре, который ведёт из швейцарской к подъезду». В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Художник настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину подсвечивало несколько определенно направленных ламп. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.

Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом.

А вот всё утро – от четырёх до десяти было в моём распоряжении»4. Такие требования объяснялись тем, что эффект лунного сияния в полной мере можно оценить лишь при искусственном освещении.