Сады Земных Наслаждений

Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Это «Сад земных наслаждений», он показывает массырезвящихсяголых мужчин и женщин. «сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Некоторые исследователи считают: центральная часть «Сада земных наслаждений» демонстрирует Золотой век, когда без плуга земля изобильно плодоносила, люди были сытыми, праздными.

Хотя формаСада земных наслажденийхарактерна для алтарей 16-го века, считается, что триптихбыл приобретендля частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».

Сад земных наслаждений является триптихом, а этоозначает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикрепленыпо одному крылу на шарнире с обеих сторон. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Первое описание и толкование «Сада земных наслаждений» дал снова монах Сигуэнца в 1605 году: «Грех, возникший в Раю и охвативший человечество, подвергаются наказанию в Аду». Клеймо «М», которое есть на клинках «Сада земных наслаждений» — начальная буква слова «мир» — «mundus» или имя Антихриста (согласно средневековым пророчествам, начинается с такой буквы). Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений. Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением.

И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».

Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Работа представляет триптих только формой. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.

В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Такими они считаются и сегодня. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием.

Пусть сердце горит негой. Они считали все материальное проявлением зла. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.

Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Да-да, это не опечатка. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.

Сколько людей – столько и мнений. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).

«Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию.

В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину.

Почему. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.

Она смотрит прямо на зрителя. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.

Сделала это в шутку и разместила в своем блоге. Что это значит. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.

«Сад земных наслаждений»: 
что означают главные 
символы в загадочном

«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

– спрашивает он. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.

Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.

История одного шедевра: 
«Сад земных наслаждений» 
Босха

История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха

Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Босх.

В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Для средневековой морали половой акт, который в XXв.

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.

Картина «Сад земных 
наслаждений»

Картина «Сад земных наслаждений»

Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Завтра – поздно». Кроме того изображена только что появившаяся растительность.

Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Завороженно вглядываясь в причудливые создания, собранные Босхом из всех мыслимых материалов, в его зверолюдей, древорыб и птицекораблей, размывающих границы между живой и неживой природой, животными, растениями и человеком историки часто их интерпретируют по принципу конструктора.

Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.

Первый этап – смешение ингредиентов и соединение противоположностей – в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. На нем нет ни людей, ни животных. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной.

Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности», продолжила она. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Но что.

Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Они метафорически уподоблялись мужчине и женщине, Адаму и Еве, а их союз – плотскому соитию. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского.

Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.

Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».

10 символов, зашифрованных 
в картине «Сад земных 
наслаждений»

10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. – М. : Белый город, 2007, стр. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.

Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Вот таким образом редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.

Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека. Часть из них стала демонами. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Босх – воистину великий комбинатор. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Ею не украсить церковный алтарь.

Дирк Бакс, один из самых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся как буквальная иллюстрация к фламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов – его первым зрителям она, вероятно, была ясна, а от нас чаще всего ускользает. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.

Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.

Скрытые символы 
и загадки триптиха 
Иеронима Босха «Сад

Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Видимо, это было историческим моментом», прокомментировала Амелия. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе.

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.

Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. По бокам находятся другие сюжеты. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.

Долой усталость. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.

Возьмем один случай. Для примера, одним из образов-пословиц является изображение с несколькими любовниками, которые закрыты стеклянным колоколом. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Его изобретательность впечатляет даже на фоне средневекового искусства, которое он обыгрывает и переигрывает, а оно знало толк в визуальной игре и пермутации форм: от хищных зверей, вплетенных в германский орнамент, до демонов, которые скалились с капителей колонн в монастырях романской поры, от звероподобных и антропоморфных гибридов, колобродивших на полях готических рукописей, до уродцев и монстров, вырезанных на сидениях-мизерикордиях, на которые клирики могли присесть во время длинных служб. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.

Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Триптих «Сад земных 
наслаждений»

Триптих «Сад земных наслаждений»

Существует две противоположные трактовки – каждая со своими подверсиями, расходящимися в деталях. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Ключевым персонажем киноленты «Сад земных наслаждений» (The Garden of Earthly Delights) стала опытный искусствовед Клаудия, которой предстоит в скором времени защищать докторскую диссертацию. То, что Амелия Хэмрик смогла правильно расшифровать нотный стан, в котором всего четыре строчки.

Два уха Геркулеса разъединены ножом, как намёк на то, что опустошённый Геркулес не только ничего не помнит из своей прошлой жизни, но и слышать ничего не может. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Это вообще был тренд в то время. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.

Сад земных наслаждений, 
Иероним Босх

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.

Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Босх вышел из этой ситуации специфически. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.

: «Сад земных наслаждений», 
Иероним Босх

: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).

Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».

Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

«Извлечение камня глупости»). В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.

На правой створке изображён ад. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы.

10 шедевров, созданных 
одновременно с «Садом 
земных наслаждений»

10 шедевров, созданных одновременно с «Садом земных наслаждений»

Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Амелия находит очень забавным тот факт, что учёные с серьёзным видом обсуждают голый зад какого-то древнего мужчины. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.

Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.

Сад земных наслаждений 
 (фильм 2004) смотреть 
онлайн

Сад земных наслаждений (фильм 2004) смотреть онлайн

Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Это – третий день творения.

Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.

«Сад земных наслаждений» 
Иероним Босх

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Впрочем, не все с этим согласны. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.

Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.

Амелия мечтает пойти по их стопам.

Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.

Краткое содержание 
фильма «Сад земных 
наслаждений»

Краткое содержание фильма «Сад земных наслаждений»

Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.

Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг попы грешника. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.

Мораль Босха через 
призму Сада земных 
наслаждений

Мораль Босха через призму Сада земных наслаждений

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Все же это были люди другой психологии. Триптих имеет огромное количество деталей, фигур, загадочных существ и до конца не расшифрованных сюжетов. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.

Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.

Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.

Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Он повелел и все создано». Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.

Сад земных наслаждений 
в хорошем качестве 
 720, 1080

Сад земных наслаждений в хорошем качестве 720, 1080

Обратимся к ним. – М., 1992. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Босх.

И, по идее, должна не ведать стыда. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.

Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.

Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.

Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. 15. Считается произведением зрелого Босха.

Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.

Картина «Сад земных 
наслаждений» Иероним 
Босх

Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Долой печаль. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица и крылатая рыба и морской конек-единорог и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Это будет один из переходов от Рая к греху.

Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.

Антония». В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.

Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.

Напишите отзыв о 
статье Сад земных 
наслаждений (триптих

Напишите отзыв о статье Сад земных наслаждений (триптих Босха)

«Я потратила на всё около часа времени. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал и было сделано. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.

Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. В центре находится гротескная фигура монстра. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне.

Отрывок, характеризующий 
Сад земных наслаждений 
 (триптих Босха)

Отрывок, характеризующий Сад земных наслаждений (триптих Босха)

У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.

Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).

За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного. Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. «Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята.

Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».

Сад земных наслаждений 
 (триптих)

Сад земных наслаждений (триптих)

Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.

Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году.

Триптих Босха сад 
земных наслаждений 
и некоторые религиозные

Триптих Босха сад земных наслаждений и некоторые религиозные аспекты картины