Сады Земных Наслаждений Босх
Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».
Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.
Сад земных наслаждений (триптих Босха)
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки.
«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Босх вышел из этой ситуации специфически.
История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. По бокам находятся другие сюжеты. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Он повелел и все создано». Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
Картина «Сад земных наслаждений»
Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Обратимся к ним.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»
Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Всадники, которые едут на различных животных и фантастических существах – круговорот страстей.
К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.
На правой створке изображён ад. судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
Сад земных наслаждений, Иероним Босх
Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Раньше считалось, что все известные алтари исполненные Босхом, предназначались для церквей. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Антония».
В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Садом земных наслаждений картину назвали по центральной части, где как раз представлен некий сад с наслаждающимися людьми. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Возьмем один случай. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Почему. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
В Аду, вследствие неблагоприятного влияния планеты, души грешников подвергаются пыткам на лютне, арфе и органиструме. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Ею не украсить церковный алтарь. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Триптих «Сад земных наслаждений»
Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря на противоположной стороне обреченный вечной погибели висит в ушке дверного ключа. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Кроме того изображена только что появившаяся растительность.
Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
В центре находится гротескная фигура монстра. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.
: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Они считали все материальное проявлением зла. Босх.
– М. : Белый город, 2007, стр. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).
Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра
Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Иероним Босх: «Сад земных наслаждений»
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Долой печаль. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Она смотрит прямо на зрителя. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. 15. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом.
«Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. По мнению Френгера, элитарное религиозное сообщество Богоматери в Хертогенбосе, к которому принадлежал художник, на самом деле было Адамитами и заказанный ими алтарь, особенно центральная часть, – ни что иное как пересказанная изобразительными средствами доктрина и программа секты.
Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Пусть сердце горит негой. Долой усталость.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
«Сад земных наслаждений»: триптих Иеронима Босха в интерактивной интерпретации
А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Считается произведением зрелого Босха. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Все же это были люди другой психологии. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Это вообще был тренд в то время. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria.
Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Босх.
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.
Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей.
Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.
Мораль Босха через призму Сада земных наслаждений
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Это – третий день творения. Завтра – поздно».
В центре мы видим некое причудливое сооружение. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. И, по идее, должна не ведать стыда. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Часть из них стала демонами. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Но что.
Примечания для Сад земных наслаждений (триптих Босха)
В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. – М., 1992. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток.
Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Сколько людей – столько и мнений. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Такими они считаются и сегодня. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).
– спрашивает он. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и -- прежде всего -- открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии.
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Босх – воистину великий комбинатор. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Ссылки на Сад земных наслаждений (триптих Босха)
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. «Извлечение камня глупости»). Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Впрочем, не все с этим согласны. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Сад земных наслаждений (триптих)
Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. На нем нет ни людей, ни животных. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал и было сделано.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Это будет один из переходов от Рая к греху. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Работа представляет триптих только формой. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи.