Саврасов А К
Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
Еле заметные голубые тени протянулись по ослепительно белому снегу. Близкие постоянно обвиняли художника в нежелании добиваться выгодных заказов и привилегий. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как Старые сосны (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е годы), Старый дуб у обрыва над рекой (1857). В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Художник стал получать дорогостоящие заказы на копии картин Айвазовского, а также западных мастеров эпохи романтизма, которые он выполнял в торжественной и пышной излюбленной местной аристократией подчеркнуто декоративной манере. Семья часто перебиралась, в зависимости от того, как шли дела у Кондратия Артемьевича.
При том, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой свободнейшее учреждение всей школы и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога (таким его запомнил Константин Коровин). — 692 с., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Саврасов родился в Москве в семье небогатого торговца. Он перебивался продажей картин, написанных практически вслепую дрожащей рукой.
В 1844 году Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния. Теперь он получал за них даже меньше, чем, продавая в детстве свои «извергающиеся вулканы» лоточникам. Легкие тени берез лежат на чуть потемневшем, но все ещё чистом белом снегу.
Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений Пейзаж с рекой и рыбаком (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) – один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени.
Алексей Саврасов: биография и творчество художника
Игорь Грабарь так писал о преподавательской деятельности художника: Саврасов умел воодушевлять своих учеников и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской и дома и на натуре. И. Н. Крамского). Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. Пукирева, И. И. По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962.
Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Мастерски написанные картины «На Волге» (1875 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), «Домик в провинции. Его знаменитая картина "Грачи прилетели" (1871) поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива и редкостной поэтичностью его истолкования. Вернувшись в 1855 году в Москву, Саврасов продолжил работу в любимых окрестностях первопрестольной. Но на этом «черная полоса» в жизни художника не кончилась, 1882 году умер от чахотки друг живописца Василий Перов. Тем не менее, более показательной оказалась картина «Проселок» (1873 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), в которой отразилось тяжелое душевное состояние живописца. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль.
Юный Саврасов оказался на рубеже этих двух художественных школ: романтизма и реализма. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Ивановича Рабуса. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились.
Он входил в состав учредителей и был членом правления. Все эти художники в свое время тоже противопоставляли демократический дух своего искусства холодным красивостям академического пейзажа, с небывалой простотой, свободой и непосредственностью изображая родные равнины и леса, стога в полях и бедные хижины в связи с трудом и судьбой истомленного человека (Милле). Ему еще удавалось порой создавать замечательные картины, но чаще это были поверхностные произведения «на скорую руку» ради заработка. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте).
Вид на Кремль», «Проселок». Иней (1870-ые годы), Вечер. Щемящей грустью, столь нередкой в деревенских пейзажах шестидесятников, проникнута картина Плоты (1868).
Огороды (1893). Касаткина, А. П. Это видно и по изображениям церквей, храмов. Колорит, если так можно выразиться, дождливый.
До Саврасова никто так просто и в то же время романтично не писал русскую природу зимой. Быть может, в этот период в душе у художника произошел психологический надлом, который в последствии разрушил его жизнь.
В браке родилось четыре дочери и один сын. Оказавшись одиноким и практически исключенным из культурной жизни, Саврасов, по воспоминаниям Коровина, воспринимал действительность как ярмарку, темный страшный подвал.
Рябушкина, С. И. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи. Весна.
Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года Перед грозой, В усадьбе (частное собрание, Москва) и особенно Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (ГТГ), перекликающихся с грозовыми пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования. Окрестности Ярославля» (1874)f. Ступайте в природу, — говорил он нам. По большей части это виды чудного приволья, открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом (Степь днем, ГРМ Украинский вид, ГТГ).
Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы». Произведение поделено на две части. Исполненные там картины Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. Отец мечтал приобщить сына к «коммерческим делам», однако Алексей, еще будучи ребенком, увлекся рисованием. Пейзаж (оба 1880-ые годы), Сосны на берегу озера (1880-ые — 1890-ые годы) и Оттепель (1887 год) исполненные сложной техникой живописного рисунка. Перова и В. В.
Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
В конце 60-х годов Саврасов, поддерживавший многочисленные дружеские связи с петербургскими художниками, основал Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Очень любил это произведение и Исаак Левитан, писавший: Возьмите. Уж в Сокольниках фиалки цветут.
После успеха «Грачей» художнику пришлось нелегко, к счастью, в конце 1871 года руководить натурным классом в училище пригласили талантливого живописца, блестящего педагога и единственного преданного друга Саврасова — В. Перова. Лужина, ГТГ) Саврасов получил звание неклассного художника, но продолжал занятия.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)
Так, например, в полотне «Сухарева башня» (1872 год, Государственный исторический музей, Москва) ведущая роль отдана вовсе не разрушенному ныне памятнику столичной истории и архитектуры, а лиричному холодному состоянию городской природы с её заиндевелыми деревьями и заснеженными деревянными домами. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню и грозе. Окончил Училище Саврасов в 1854 году. — М: Изобразительное искусство 1987. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866).
Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Ездил за границу и позже, в связи с открытием Всемирной выставки в Париже (1867). В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: Сокольниках, Филях, Кунцеве, Мазилове, Строгине, Братцеве выезжал в северные губернии России, в Поволжье. 1861) и Евгения (род. 1867).
Он начинает подписывать свои работы «Саврасов», заменив первую гласную «о» более привычной московскому слуху «а». На большой реке» (1880-е — 1890-е годы, частное собрание, Москва).
Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот. Это расцвет творчества Саврасова. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения (к 1889 году художник, по его собственным словам, часами не видел форму предметов). Весна.
Картина поражала удивительным оптимизмом. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. Боже, какая, бывало, разнообразная, разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища.
Окрестности Ярославля» (1874). За эти работы он получает от Академии художеств звание неклассного художника. В верхней части полотна, на фоне ярко-голубого неба и склонивших свои ветви деревьев, на огромном валуне виднеются фигуры двух подростков, со страхом и восторгом вглядывающихся вниз. В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил (Разлив Волги под Ярославлем, 1871, ГРМ Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом, 1871, Нижегородский государственный художественный музей). В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения.
И все-таки до конца дней он создавал и новые замечательные произведения. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Он много и упорно работал в окрестностях родного города исследовал с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево (подобные работы дают уникальный материал по иконографии некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы). Эти две работы не даром произвели такое сильно впечатление на московскую публику.
История гениального, но невезучего художника Саврасова
Картина «Весенний день» (1873 год, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) показывает нам грязную дорогу, размытую талыми водами и покосившуюся ограду, на которой восседают любопытные куры. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия. В то время как бедный мальчик мечтал лишь об одном – рисовать. Рабус постоянно повторял своим ученикам, что самое важное для хорошего пейзажиста — уметь «видеть» (чувствовать) природу.
К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Он искал утешения в вине, талант его пошел на убыль. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Работа «Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь» (1876 год, Государственный центральный театральный музеи им. Всего год спустя, Алексей Соврасов, против воли отца поступил в новое училище. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. Но выживает только одна из дочерей –Евгения.
— Там красота неизъяснимая. От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. В жизни его появляется гражданская жена Евдокия Михайловна Моргунова и общие дети.
Алексей Кондратьевич Саврасов ( )
Первой значительной картиной, привлекшей к нему внимание, был Вид на Кремль в ненастную погоду (1851), показанный на выставке в Училище. К таким работам принадлежат Рожь (1881), Ранняя весна (1890-е гг. ), Весна. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя.
Огороды). В целом раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким кулисным контрастам переднего и заднего планов. Крыши крестьянских домов и ветви деревьев, уже обнажились из-под сошедшего снега. Дочь художника, Вера Алексеевна, вспоминала: Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант.
Его европейские пейзажи (Вид в Швейцарских Альпах, 1862, ГТГ Озеро в горах Швейцари, 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов в духе Калама отсутствием шаблонной патетики, достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма. Сохранились эскизы живописца для декораций к сцене у Ипатьевского монастыря. Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских Бурлаков на Волге) Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть и кистью при написании пейзажей в картинах Птицелов (1870) и Охотники на привале (1871). Природа вечно дышит. Бытовой реалистический жанр стал особенно актуален в изобразительном искусстве. Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину Степь с чумаками вечером (Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила отправиться для написания видов с натуры в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом.
Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи
К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. На берегах великой русской реки он создавал этюды и эскизы своих будущих творений, которые завершались в его пейзажной мастерской в МУЖВИЗе.
Есть ещё полотно «Соборная площадь в Московском Кремле ночью» (1878 год, частное собрание, Москва), которое также создано по эскизу декораций этой же оперы. Романтика бессмертна. Тот же Померанцев свидетельствовал: При всем том, ознакомившись с последними работами А. К. То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздает он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным поющим силам природы (Борис Асафьев), к тому, что поэт определял как натянутые струны между небом и землей. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство. Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании.
Очень тонкий колорит красок, воздух лёгкий и прозрачный, от картины веет пробуждающейся природой. Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он вскоре после смерти прикрывавшего его Перова был уволен из училища и, лишенный казенной квартиры, житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — Вид на Москву от Мазилова, Пейзаж с мельницей и Вечерний пейзаж. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. — М. : Терра, 2001. Несколько работ, написанных им во время поездки, были экспонированы на выставке 1853 года.
Саврасов Алексей Кондратьевич ( )
Такова элегическая картина Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул). Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества.
Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является (как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов) как бы олицетворением убогой и обильной, забитой и всесильной Руси. Работа великолепно передает и физическую мощь и тяжелый душевный раскол, ранимость и незащищенность художника. Но как красива картина, как трогательно-нежен едва уловимый ритм тянущихся ввысь березок.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа и в музыке работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку (Бабья лямка, 1871, частное собрание, Москва Бурлаки на Волге, 1871, ГТГ) сгущается над Волгой мгла грозового неба (Волга, 1870-е, ГТГ). В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия (Летний пейзаж с дубами, 1859 Летний пейзаж с мельницей, 1859 Пейзаж с дубами и пастушком, 1860, все – ГТГ). Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать. Иней» (Воронежский областной художественный музей им.
К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. Алексей Саврасов был выгнан из училища и из казенной квартиры. Эти процессы не могли не повлиять на творчество и общественную деятельность Саврасова. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Подчас оно оборачивается жестоким наказанием, глубочайшей жизненной трагедией. Примером может служить холодный и прекрасный «Зимний пейзаж» (1871 год, Нижегородский государственный художественный музей), сочетающий в себе невероятное – сказочность и уют, с горькой правдой и чувством ответственности за происходящее.
Успешно продолжалась и педагогическая работа художника, сблизившая его с В. Г. Перовым. Его способности привлекли внимание августейших особ. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Васнецова, С. А. Не смотря на весь драматизм своего существования, гениальный пейзажист продолжал работать.
я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Тяжелый недуг одолевает жену.
Биографии великих и известных людей
Художник просто сломлен этой чередой смертей. Рабус. Последовало время частых перездов по гостиницам и номерам. Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Неврева, В. Е.
И дело не только и не столько в том, что похоже изображенные им картины природы сами по себе вызывают у нас определенные звуковые ассоциации. То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе. Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца (Проселок, 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны (Лунная ночь.
Подули теплые ветры, в полях почти стаял снег, обнажилась темно-бурая, напитавшаяся влагой земля, потемнел оставшийся в затишье снег. Подобные отзывы больно задевали чуткую и ранимую душу художника. — Т. 1. главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. Становление художника происходило очень быстро.
(. ) С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Все поздравляли художника с творческой удачей. Саврасов любит рисовать ночную Москву, без дневной суеты (Соборная площадь в Московском Кремле ночью). Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Мальчика крестили в церкви великомученика Никиты на реке Яузе.
В это же период семейство лишается казенной квартиры. Так, например, работа «Летний пейзаж с мельницами» (1859 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), выполненная в мягких тонах, очень реалистично передает тепло летнего вечера на опушке леса, перед которым выстроился ряд мельниц. Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. Простой, почти убогий мотив.
В 1870-е он создает удивительно красивый, словно волшебный «Зимний пейзаж. Дышится легко и свободно. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за Вид Московского Кремля при лунном освещении (1850, частное собрание, Москва) и Камень в лесу у Разлива (1850, ГТГ). Всегда поет и песнь ее торжественна.
Мрачная холодная атмосфера не дает даже намека на первую зелень. Было тяжело, даже на еду не хватало.
но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Становление художника происходило очень быстро. За ними среди серых бревенчатых изб возвышается шатровая колокольня сельской церкви. Расцветал дуб и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о событии и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля.
Все «южные» работы талантливого живописца отличались новизной, смелостью творческой мысли, профессионализмом и необыкновенным построением композиции. Зима (1870-е, ГТГ). Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье.
Вскоре в связи со смертью Рабуса он был приглашен руководить пейзажным классом московского Училища живописи и ваяния (1857) и много лет совмещал творческие занятия с педагогической работой. Своим появлением на свет А. К. Стремясь как можно лучше овладеть техникой пейзажа, который в тот период оставался «на обочине» большого искусства, Алексей Соврасов очень любил зарисовывать самые различные потаенные уголки и окрестности родного города. В 1848 году Саврасов смог продолжить обучение в училище благодаря помощи некторым друзьям.
Многие художники, встречавшие Саврасова в конце его жизни в районе нищенского «дна» Москвы — Хитрова рынка или в дешевых кабаках, видели лишь его деградацию и распад личности. Нижняя часть показывает нам зловещий излом почвы, выступающий вперед.
Алексей Саврасов краткая биография
В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Завершив обучение в Московском училище живописи, он довольно быстро проявил свой большой и яркий талант. В 1871 году появляется сама картина Грачи прилетели на выставке Товарищества передвижных художественных выставок (Саврасов был одним из ее учредителей).
Примером результатов этой поездки может служить работа «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру» (1852 год, частное собрание, Санкт-Петербург). Савинов А. Н. Н. Картины «Камень в лесу у Разлива» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Вид на Кремль в ненастную погоду» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), написанные одна за другой в 1850 и 1851 году соответственно, настолько поразили профессоров училища, что они решили вручить Соврасову, проучившемуся в МУЖВ менее двух лет, звание «неклассного художника». В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Саврасов ее посвятил 200-летию со дня рождения Петра 1. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции.
СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1916год. Саврасова, . На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ).
«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника
Трогательное внимание к жизни природы, вкупе с поразительной способностью передавать бесхитростно-наивный повседневный быт народа, дополненный малейшими оттенками весеннего настроения, прекрасно характеризуют самого живописца, как человека тонкой душевной организации, полностью погруженного исключительно в своё творчество и видение мира. Картина «Лосиный остров» была удостоена первой премии на выставке Московского Общества любителей художеств.
Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека. В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое».
Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. С этого времени, художник решил больше не принимать участия в деятельности Товарищества. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: Сокольниках, Филях, Кунцеве, Мазилове, Строгине, Братцеве выезжал в северные губернии России, в Поволжье.
Окрестности Ярославля» (1874). Где-то в это время, художник немного меняет свою фамилию. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Но это было ещё не все. В московской академии царил демократический дух. Поле с воронами, Сумерки.
«Эпоха реформ», наступившая в стране сразу после поражения России в Крымской войне и смерти императора Николая I, открыла новый этап в творчестве художника. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. В этот период Соврасов работал очень напряженно. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества.
Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Этот пейзаж удивительно мелодичный по рисунку, тонкий и богатый по цветовому строю, он полон как бы хрустальной тишины, проникнут чувством покоя и красоты бытия.
Между романтической традицией и реализмом
Кроме этого, Саврасов активно преподает в училище, вдохновляя и подавая пример своим ученикам (Михаил Нестеров, Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан и др. ). Ещё одна картина этого периода — «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871 год, Нижегородский государственный художественный музей) прекрасно передает перспективу провинциального городка, расположившегося у подножия холма, откуда открывается великолепный вид. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Картина «Украинский пейзаж» (1849 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) немного напоминает ставшие очень популярными в этот период «итальянские виды», но уже в ней чувствуется внимательность и любовь Соврасова к родной природе. В этом направлении шла и литература: поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ).
Имя Карла Ивановича Рабуса ныне известно немногим. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен.
Поэтические пейзажи Алексея Саврасова
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)Русский художник, передвижник. Не смотря на все ещё сохранившееся влияние «итальянских мотивов» и явную схожесть композиции с полотном «Вид на Кремль в ненастную погоду», произведение отличается удивительно умиротворенным состоянием.
После этого он создаёт самое большое своё полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Он бродил по темным закоулкам Москвы в рваной и грязной одежде, но на его шее красовался яркий красный бант. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника.
Доходило до того, что отдельные критики высказывали удивление, как, мол, этакому «неумехе» удалось написать одну такую «порядочную картину». Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ).
По окончании начальной школы поступил в московское Училище живописи и ваяния (1844), где его педагогом стал пейзажист К. И. В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Его знаменитая картина Грачи прилетели (1871) поражает такого рода соединением обыкновенности мотива и редкостной поэтичностью его истолкования. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Например, в картине «Сельский вид» (1867 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) родная природа с цветущими садовыми деревьями и весенней листвой берез изображена наполненной лиризма и потаенной грустью.
Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Настроение нужно. В 1861 году Саврасов вступил во вновь организованное Московское общество любителей художеств и на средства последнего был послан в Западную Европу для знакомства с современным искусством (1862).
Несчастья сыпались на художника, как из рога изобилия. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Пришли болезни, ухудшилось зрение.
Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род. Официальным поводом визита была возможность для молодого художника спокойно писать «виды с натуры». Ухудшилось зрение художника. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья.
Все более конкретным, бытовым становилось и восприятие природы. Шишкина и Н. В. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии.
Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
Стволы дубов в Останкине высохли. Рабус, занимавшийся «видописанием» — так называли тогда пейзажную живопись — тяготел к романтизму, но также необычайно интересовался реалистическим направлением в искусстве.
Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. Она очень внимательно следила за всеми явлениями в русском изобразительном искусстве. Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками – ведь даже Владимир Стасов увидел в картине Грачи прилетели (высоко, впрочем им оцененной) холод, зиму, мутный белый блеск.
Да, да. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Из-за этого юноша был вынужден переселиться из родительского дома к художнику А. Зыкову. Но это была небольшая плата за возможность громко заявить о себе в российской художественной среде и заодно, запечатлеть холодную северо-западную природу.
Очевидна и близость между этой работой и монументальной элегией Левитана Над вечным покоем (1894).
Художник Константин Савицкий (1844 — 1905)
Полевого В. М. В этот период появились его картины: самая знаменитая – «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге.
Левитан писал о нем: Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «абсолютно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил».
Популярность картин художника Алексея Саврасова
Этот взгляд оправдался на нем самом. Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения. Окрестности Ярославля» (1874).
Село Волынское, Рожь, Весна.
Словари и энциклопедии на Академике
Без такой опоры он оказался по большей части отрезанным от культурной жизни. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Саврасов был прекрасным рисовальщиком. Между прочим, эта картина двумя годами позже была куплена Павлом Третьяковым и, таким образом, стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции.
Многие произведения Саврасова можно подолгу с удовольствием рассматривать. передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Болото, 1870). Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Коровина, И. И.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
Весна» (1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Радуга» (1875 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), будто светятся искренней радостью и уютом простой сельской жизни, наполняя душу возвышенным чувством единения русского крестьянина с родной землей. Семидесятые годы прошлого столетия стали для Саврасова периодом высшего творческого расцвета. Многие образованные и интеллигентные люди испытали потребность в общественном «покаянии» за несправедливую эксплуатацию человека человеком. Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу. Долее всего он работал в Швейцарии.
картину Могила на Волге. В этот же период было закончено произведение «Весна. Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего освещения, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения тихие и беспорывные, как русская природа (Гоголь о деревенских стихотворениях Пушкина). И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, .
- Семья и живопись в жизни Саврасова
- Рядом расположены достопримечательности
На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Светославского, М. В. В начале XIX века художники искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. К этому периоду относятся — Сельский вид (1867), Плоты (1868), Зимняя ночь (1869).
Саврасова уволили из МУЖВИЗа. Полотно «Камень в лесу у Разлива» является несколько необычным пейзажем, производящим впечатление иллюстрации к какой-нибудь русской народной сказке. Менялось отношение и к изображению и восприятие природы, которое становится более бытовым. В глубине поляны едва заметна светлая фигура сидящей женщины. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело., отмечал у него прежде всего небывалый ранее в русском изобразительном искусстве подход к природе с тончайшей глубоко-мелодической (ощущение непрерывности течения и взаимопроникновения всех образующих пейзаж компонентов) чуткостью.
Он мало с кем общался, постоянно пребывал в состоянии депрессии и начал много пить. Тем не менее, сам Саврасов довольно долго искал свой собственный метод выражения народных настроений через природные мотивы.
В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия. В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Картины. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859). Опережая в своих произведениях и замыслах современную ему пейзажную живопись, Саврасов проходит свой творческий путь с великими трудностями и искусство его не перестает оставаться для исследователей проблемой сложной.
Алексей Саврасов любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Но как красива картина, как трогательно-нежен едва уловимый ритм тянущихся ввысь березок. Нестерова и многих других живописцев, ваятелей и архитекторов связаны с этим училищем. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».
Все работы мастера подверглись резкой критике, нанеся душе живописца глубокую рану. В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет.
струны, которая могла бы обращаться в песню. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника. В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. Болото, 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Но торговые дела не заглушали природной страсти, а именно тяги к рисованию.
Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена (1862). После смерти художника его ученик И. И. Он стал реже выставляться, часто болел, у него ухудшилось зрение.
Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. Сегодня многие его картины изучаются в школьной программе (например, картина Грачи прилетели). Так продолжалось вплоть до 1875 года. Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного (выражение из рассказа Перова Милентьич-птицелов).
Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками.
И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . М. В. С раннего детства Алексею приходилось во всем помогать отцу. Такая двойственность для него весьма характерна. В 1882 году ему пришлось расстаться с Училищем.
В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Значение Саврасова в становлении русского реалистического пейзажа велико. Картина «Лосиный остров в Сокольниках» (1869 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) уже обдает нас мрачным и холодным настроением. Рабус.
Но путь в большое искусство оказался нелегким. тт.
Что-то вроде различных вариантов «извержения Везувия» или «морские бури», которые затем за бесценок раскупали уличные лотошники, впоследствии их перепродававшие. Маковского и А. М. Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввел в него и подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника изучающего русский пейзаж. П. Петров // Русское искусство. Биографии. Целая плеяда замечательных русских художников воспитывалась и преподавала в МУЖВ, творческие биографии В. Г.
Это был серьезный удар для Алексея Саврасова. — Да, да. Он даже прекрасно отразил внутренней трагизм жизни пейзажиста в «Портрете художника А. К. Саврасова» (1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Запечатлев красно-белую башню на фоне розоватого предвечернего неба со стаями птиц, летящих на ночлег над заснеженными крышами домов и покрытыми инеем деревьями, художник сумел передать ее гармоническую связь с природой и в то же время гордый порыв ввысь.
На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Карл Рабус умер и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Тем не менее, он продолжал писать и по его последним работам прекрасно видно, что талант Саврасова никуда не делся (Пейзаж. В 1860-е годы Саврасов впервые обратился к изображению русской деревни. Близка Радуге по образному смыслу и картина У ворот монастыря (1875, ГРМ).
Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками. Художник пользовался разными техниками и приемами. Какой мох. Простой, почти убогий мотив. В этот период появились его картины: самая знаменитая— «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871)d, «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875)e, «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Отдельно следует упомянуть такие работы: Радуга, Зимний пейзаж.
В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево выезжал в северные губернии России, в Поволжье. Мастер не сразу представил своё произведение публике.
Соврасов мастерски передал атмосферу расслабленного предзакатного отдыха, подчеркнув его голубоватой пеленой легкого тумана, спускающегося на украинскую степь, остывающую от летнего зноя и город вдали. Молодого художника вскоре начали называть «надеждой русского искусства». Нужна романтика. Вместе с созданными им изображениями ближних окрестностей родного города они представляют собой уникальную страницу отечественного художественного москвоведения ибо, в отличие от произведений большинства других живописцев, несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы. Тогда Соврасовы большую часть времени жили в Замоскворечье — то на Якиманке, то в Гончарной слободе, то у Калужской заставы, а то и на Пятницкой улице. Нестерова, Уфа).
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. Видеть красоту надо, понять, любить.
Он реже выставлялся, работал все более неровно. Типичен пейзаж Степь днем (1852, ГРМ), писанный на Украине. В 1869 году учебник был издан, как раз тогда, когда необходимость «народности» в русской живописи проявилась особенно остро.
Показательно, что в эти годы он сблизился с писателем Николаем Успенским, одним из талантливейших шестидесятников, превратившимся в бездомного бродягу и покончившим с собой. Он умер в больнице для бедных. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика.
И откуда только у нас не было учеников. В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья.
В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника. Помимо прославленной картины Грачи прилетели (1871) и не менее высокого по идейно-художественному уровню Проселка (1873) в 1870-е годы написаны пейзажи: Лунная ночь. В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова.
В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Мотив.
В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Изображенная местность, подчеркнутая правдивость деталей (яма с водой и брошенными досками на первом плане) сочетаются в этом произведении со строгой композицией, с ощущением величия и непреходящей ценности природы в духовной жизни человека. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. Именно такой роковой поворот произошел в судьбе одного из замечательных мастеров кисти XIX века Алексея Кондратьевича.
Коровина и К. С. В 1849 году, еще являясь студентом, Саврасов совершил путешествие на юг России. Нет выше наслаждения созерцания природы. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа.
Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж Вид в селе Кунцеве под Москвой, а в 1858 году Вид в окрестностях Москвы при закате солнца. В итоге, в 1848 году, Алексей Соврасов вновь оказался в пейзажном классе МУЖВ. Он реже выставлялся, работал все более неровно. За картины Вид в Ораниенбауме (1854) и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума Саврасов получил звание академика.
и 4 доп. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: Ночка (1883), Лунная ночь над озером (1885), Вечер. Мастерская передача света и цвета, объемной пространственности, особое умение Алексея Кондратьевича выразить простыми, казалось бы, средствами радостное и пронзительное ощущение трепетания весеннего воздуха ярко проявились в его знаменитой картине «Грачи прилетели». К большому сожалению именно это полотно, ставшее одной из главных вершин творчества художника, вызвавшее целую бурю хвалебных откликов, заслонило в глазах публики другие талантливые произведения мастера. Большая часть его работ этого времени по-прежнему проникнута пафосом открытия красоты и поэзии самых, казалось бы, скромных и привычных картин жизни родной природы. Уж распустился дуб.
Очень скоро, почетное место члена правления общества, рядом с Саврасовым, занял и В. Перов. В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Примером таких работ может явиться Радуга и У ворот монастыря. Правда, они нередко окрашены в невеселые, драматические, сумеречные тона. До Саврасова. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь.
Знаменитый В. Г. В конце 1876 года брак распался. Информационный портал: Художники-передвижники. Девятая выставка передвижников, движение которых в своё время организовал сам Саврасов, принесла новые разочарования. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели».
Левитана, Н. А. Картины. Сепия озаряет предметы золотистым светом. Но на рубеже 1870-80-х годов в жизни и деятельности мастера наступил перелом.
Добровольский О. М. Саврасов — М. : Молодая гвардия, 1983. Полотно написано в теплой черно-коричневой гамме с глубокими тенями. — Т. 2. Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871).
В творчестве русских художников-реалистов и прежде всего передвижников, этой, по словам близкого Саврасову пейзажиста Александра Киселева, отважной горсти людей, сумевшей сберечь человеческий образ и человеческое отношение к своему делу среди безбрежного моря чиновно-звериного государства, тема родной природы занимала важное место. Важной вехой в жизни художника был 1854 год. Даже, несмотря на то, что художник неустанно работал, создавая огромное количество великолепных пейзажей и набросков, его работы ругали даже те критики и искусствоведу, которые чутко следили за всеми веяниями в русском искусстве, продолжая по привычке приветствовать в сюжетах лишь «народность». Болото (1870), Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871), Разлив Волги под Ярославлем (1871), Радуга (1875), Иней и др. — С. 53.
Перелет птиц (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж Закат. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Надо у природы учиться.
И кто мог подумать, что таким идеалом для художника может стать сама действительность. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. А в творчестве Алексея Кондратьевича наметился серьезный спад. В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Он научил молодое поколение наполнять свои произведения чувством единения с природой.
В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. В эти годы создано одно из лучших произведений мастера – Пейзаж с рекой и рыбаком (1859), отмеченный большими достижениями в передаче цвета, света и воздуха. Фоном картине служат обширные поля, покрытые талым снегом.