Шаляпин Художник

Рисунки Шаляпина, сделанные в процессе подготовки ролей, а также запечатлевшие образы, созданные им на сцене, относятся к числу наиболее ценных произведений Шаляпина-художника. Шаляпин, правда, несколько мистифицирован художником, поскольку находится на вершине его концепции мира. Шаляпин создавал такие художественные полотна на сцене, что не каждый художник мог их повторить. Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г. и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника.

Борис Шаляпин – художник, скульптор и известный иллюстратор, работавший на издание Time и создавший более 400 обложек этого журнала. Одаренность Шаляпина-художника исключительно сильно проявилась в создании образа Мефистофеля, одновременно отвлеченно-философского и народно-сказочного. «я не видел Шаляпина, — пишет художник, — чтобы он когда-либо читал или учил роль.

Художник пишет и о раздражительности певца: «Часто достаточно было пустяка, чтобы Шаляпин пришел в неистовый гнев и эта раздражительность с годами возрастала. В1927г., вовремя гастролей Шаляпина влондонском Ковент-Гардене, молодой художник открыл вфойе театра первую свою выставку издесяти работ. Уже современникам Шаляпин был известен не только как артист, но и как график, скульптор, живописец, художник-гример.

Всю творческую жизнь рядом с Шаляпиным шли художники. Обращает на себя внимание характеристика игры Шаляпина в «Псковитянке» Н. А. Римского-Корсакова, которую дает художник Константин Коровин. Коненков сообщил в своей статье очень интересный факт: «Однажды Шаляпин сказал нам, художникам, что он рожден быть скульптором. В автопортрете в роли Бориса Годунова проявилась незаурядная одаренность Шаляпина как художника-психолога.

Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге. Борис Фёдорович Шаляпин (22сентября (5октября) 1904 (1904-10-05), Москва— 18 мая 1979, Нью-Йорк)— русский художник, живописец и скульптор. Всю творческую жизнь рядом с Шаляпиным шли художники. Певец вспомнил деревню под Казанью, где он жил в детстве и. Дочь певца И. Ф. Шаляпина вспоминает об отношениях отца с художниками следующее: «Серов и Коровин были ближайшими.

Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.

Шаляпин о художниках и композиторах

Шаляпину понравилась эта мысль. В этом небольшом рисунке он выразил свое преклонение перед «духовным гигантом». Рисункам Шаляпина присуще еще одно редкое качество-- они «музыкальны». Теперь Федор Иванович оказался и скульптором. Многих друзей молодости, свидетелей бурного творческого взлета, уже нет. Мир искусства словно только и ждал молодое дарование.

Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Выходец из крестьянской семьи еще в родной Казани занимался в церковном хоре и выступал на деревенских праздниках. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт.

О великом русском 
художнике и портрете 
Шаляпина

О великом русском художнике и портрете Шаляпина

Так, в Борисе Годунове грим изменялся в каждой картине и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду. Двухэтажный деревянный особняк в Отрадном не сохранился, осталось несколько старых лип, да с крутого волжского берега подступают к этому месту огромные сосны. Вообразить, это значит -- вдруг увидеть. В 1913 г. в журнале «Аргус» были помещены два шаржа на Шаляпина. А говорят — Мамонтов меня любит.

Во втором наброске голова Рангони дана в небольшом повороте. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие. В нем нет уже ни тени смешного. Певец был очень требователен к записям, среди его любимых — запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни.

Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Чертам своего лица Шаляпин придал необычайную напыщенность и важность, якобы вызванную «высочайшей наградой». Об этом можно услышать и в абонементных циклах, проходящих в музее.

Артист узнает, что не столь далеко от Ратухина, «в пределах Ярославской губернии», находится дача известного историка Вас. Это большой деревянный двухэтажный дом в стиле «русский модерн». Одновременно Шаляпин прикупил еще участок земли с лесом. как Вам угодно».

  1. Художник Борис Шаляпин в отчем доме
  2. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  3. Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи
  4. Художественное творчество Федора Шаляпина
  5. Описание картины «Портрет Шаляпина»
  6. Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Пошел в магазин. Также работал в мастерских К. А. Коровина и Д. К. Степанова. Его сопровождали девять из десяти его детей1.

Но неукротим дух Грозного. Коровин ценился далеко не всегда. Между тем живопись тоже влекла Шаляпина. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость.

  1. Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества
  2. Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
  3. Портреты кисти Шаляпина Бориса Федоровича
  4. Из церковного хора к Мариинскому театру

Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин». Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. образ сольется с духовным образом. В 1942–1970 рисовал портреты для обложек журнала «Time» выполнил более 550 обложек из которых 414 были опубликованы. Бюст тогда же был отлит в гипсе.

Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Тот смеется: «Ты что у меня слизываешь». Они загромождают образ».

Но тут же звучат резкие призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», нередко высказываются сомнения в «классовой преданности» певца. Внешний образ в целом, а затем в характерных деталях.

Перестал показываться на людях. Второй портрет исполнен карандашом. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Мамонтова, Большом театре.

«У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», — говорил Шаляпин. Достоинством и мудростью светится одухотворенное лицо Шаляпина. Но менее всего я был политиком». Как вспоминает художник, «Шаляпин принимал горячее участие в постройке и они с Мазыриным сочинили без меня конюшни, коровники, сенной сарай, огромные, скучные строения, которые Серов назвал «слоновниками». В 1920-1923г. г. Я ведь себя-то наизусть знаю, пожалуй и с закрытыми глазами нарисую».

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Краткое описание Портрет Шаляпина

Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Гриму Шаляпина был свойствен предельный лаконизм. Имение В. А. Теляковского Отрадное, куда Шаляпин вместе с К. Коровиным любил наезжать в гости, находилось в сельце Рыково-Отрадное Романово-Борисоглебского уезда (по разысканиям краеведа И. Лебедева), тесно примыкало к с. Шашково, что находится на левом берегу Волги, напротив Песочного.

Художник Борис Шаляпин 
в отчем доме

На нем изображен луг, заросший травой, вдали -- фигурка и красное пятнышко косынки, а по горизонту -- кайма леса. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень». Другие дети от первого брака — Лидия, Борис, Федор, Татьяна — и дети от второго брака — Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. И еще одна шаляпинская характеристика Коровина: Константин Коровин — «талантливейший художник и один из обновителей русской сценической живописи». Шаляпин «гримировал» и аксессуары. В 1970-е гг.

Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым. Портрет немногословен. Шарж Шаляпина отмечен уверенностью и лаконизмом. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий.

Его современниками и партнерами по сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, А. Нежданова. Также он пробовал себя и в скульптуре. Главная ценность картины – ее живописность.

Однако вилла так и не была построена. Перед нами Шаляпин зрелой творческой поры. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне.

Выступал в Ла Скала, Метрополитен-опера, в дягилевских Русский сезонах в Париже и Лондоне. Пел Шаляпин с детства — красивым дискантом. В 1916 г. Шаляпин решил испробовать свои силы как художник-портретист. Исполнил ряд автопортретных рисунков в различных ролях. Стены в свободных от картин местах были испещрены замечательными рисунками углем. Шаляпин лепил себя и в ролях. Из-за этого между ними случались недоразумения. Множество театральных портретов Бориса Шаляпина были вдохновлены оперными образами его отца среди наиболее знаменитых набросков – Федор Иванович в роли Бориса Годунова (1930, 1931, 1932, 1950), Дон Кихота (1932), а также Мельника из Русалки (1931, 1932), князя Галицкого из Князя Игоря (1930) и Дон Базилио из Севильского цирюльника (1933).

Самый «музыкальный» из рисунков Шаляпина -- автопортрет в роли Досифея. Сурово сдвинуты его брови, властно сомкнуты губы, глаза устремлены в одну точку. Его матерью была итальянская балерина Иола Торнаги, первая жена певца. Иллюстрации сопровождались краткой заметкой: «Недюжинный талант Ф. И. Шаляпина проявляется все в новых и новых формах. Многие журналы поместили фотографии, запечатлевшие его за лепкой. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.

К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве.

А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон». Борис Федорович скончался в 1979 году от неожиданного для всех, скоротечного рака.

Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) обладал всегда характерными чертами времени и страны. Сразу же после выступления на листах блокнота Шаляпин набросал два автопортрета. Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко. ». Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».

Создание убедительной «оболочки образа», с первого взгляда заставляющей зрителя поверить в его достоверность, занимало в творчестве Шаляпина исключительно важное место. Здесь уловлен переход от выражения смирения к откровенной жестокости. На первом месте в трактовке Шаляпина была психологическая драма талантливой личности, у которой «душа скорбит». Кто-то требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров «Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», — признавался артист. Его лицо выражает душевную гармонию и спокойствие. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии и камерные произведения и романсы.

Изменяя грим на протяжении спектакля, он подчеркивал внутреннее развитие образа. Фильм пользовался популярностью у публики. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира — в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. Художники создавали удивительные декорации, которые подчеркивали яркие сценические образы.

Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Да, пожалуй, с виду он такой.

Ни одного лишнего штриха. Работа Шаляпина над бюстом вскоре стала общеизвестна. Коненков в своих мемуарах Мой век. Своеобразна и манера исполнения этого наброска. Запомнился мне, между прочим, курьезный случай.

В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули звание народного артиста. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Когда по ходу действия в «Дон-Кихоте» потребовалось вывести на сцену лошадь, то, по указанию Шаляпина, ее «загримировали». Исайка увековечен с Шаляпиным на одной фотографии. Федор Иванович не раз рисовал на него карикатуры».

Головина, оба – 1912, РГАЛИ). Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин.

В 1894 г. Фёдор Шаляпин был принят в труппу Мариинского театра в Петербурге. В 22 года Федор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре, пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. «Чем полнее внешний. «Отравленные» театром, мы увлечены были не самой заутреней, а странным ея «мизансценом». Этот глубокий человек с напряженной духовной жизнью переживал какой то духовный кризис. Посещал мастерскую С. Т. Конёнкова. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль.

Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Будучи учеником В. Шухаева, А. Архипова, Д. Кардовского и К. Коровина, Борис Федорович всегда оставался верен реалистическим принципам своих учителей. «Люблю граммофонные записи. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Шарж Гранди не отличается оригинальностью.

Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского. В глазах «рыцаря правды» безмолвный упрек тем, кто смеялся над ним сожаление к людям, примирившимся с эгоизмом, стяжательством и неспособным понять величие человеческой самоотверженности и доброты. Он и скис.

Возвращаясь в Ярославль из Рыбинска на пароходе «Самолет», Шаляпин, очарованный красотой Романово-Борисоглебска, сходит на берег и проводит в Романове вместе с Теляковским и Коровиным несколько часов, восхищается набережной, волжскими пейзажами, поет в саду городского училища, а затем в ближнем поле свои любимые русские песни. Свое видение образа Шаляпин немедленно доверял бумаге. Не разводясь с Тарнаги, Шаляпин начал встречаться, а позже и жить с Марией Петцольд. Но посмотрели бы вы этого удивительнаго «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне направляется на рыбную ловлю.

Морозову на память». а. Творчеству и биографии художника посвящен настоящий богато иллюстрированный альбом. Взгляд их непреклонен, как и вера Досифея в древние заветы уходящей Руси. У Шаляпина было собственное имение на речке Нерле, как утверждает Коровин, в Ратухино. Унылый длинный нос нависает над таким же выступающим вперед острым подбородком.

В этих работах он демонстрирует свои возможности глубокого прочтения каждой из ролей – буквально несколькими штрихами. Ключевский очень подчеркнул одиночество Годунова». Авторская надпись точно определяет момент его появления: «Орехово.

Картины этих художников, как и прежде, можно увидеть в шаляпинском доме. Яковлев» и приобщил рисунок к своей коллекции. Первоначальное название картины — «Новый город».

Шаляпин был знаком с Тоти Даль Монте, Морисом Равелем, Чарли Чаплиным, Гербертом Уэллсом. В них Дон-Базилио представлен до пояса в фас, в профиль и отдельно крупно дано его лицо. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею.

Шаляпин с огромным успехом пел «Бориса Годунова». Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Писал музыку и рвал, неудовлетворенный. впрочем.

Отобраны лишь самые существенные черты, раскрывающие внутреннюю сущность изображенного. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Гриму Шаляпина был свойствен предельный лаконизм. Коненкова на Красной Пресне. Это особенное восприятие красоты мира, желание изображать прекрасное, а бытовое сделать красивым через живопись. Проездом находится в Ярославле. Многие художники и скульпторы запечатлели его в своих произведениях.

Когда Борис уехал в Европу, Василий Почиталов намеревался уехать вслед за другом, но не успел: уже опустился «железный занавес». Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Между артистами установились приятельские отношения. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).

Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Даже во время разговора Шаляпин имел привычку рисовать собеседника. При одном лишь взгляде на кустодиевские произведения у каждого возникнет ассоциация с чем-то сочным и аппетитным, с крепким сладким чаем и сдобными булочками, с яркими женскими платками и торжеством жизни. Композитор посвятил Федору Шаляпину романсы «Ты знал его» на стихи Федора Тютчева и «Судьба» по стихотворению Алексея Апухтина.

М. И. Глинки. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). В интервью о премьере «Дон-Кихота» в Монте-Карло Шаляпин рассказал: «При первом моем выезде на лошади, публика, пораженная моим гримом, вся встала и устроила мне овацию. Точностью передачи натуры отмечен и портретный набросок Римского-Корсакова. Среди лучших партий в западноевропейской опере — Мефистофель («Фауст» и «Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»), Дон Кихот («Дон Кихот»).

«Грим — очень важная вещь, — говорил Шаляпин, — но я всегда помнил мудрое правило, что лишних деталей надо избегать в гриме так же, как и в самой игре. Уверенностью, величием и даже торжественностью веет от всей его фигуры.

У него аскетическое лицо. Был талантливым рисовальщиком. На репетициях никогда не играл, пел вполголоса, а иногда и пропускал отдельные места. Учился в мастерской В. И. Шухаева в Петрограде (1919), затем в Москве: в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (1920–1923) у Д. Н. Кардовского, А. Е. Архипова, Ф. И. Захарова на скульптурном отделении Вхутемаса (1923–1925).

В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Постоянной мишенью шаляпинского юмора были «господа чиновники» императорских театров. Среди них — обложки с портретами Джаварахлала Неру (24 августа 1942), Андрея Жданова (9 декабря 1946), принцессы Маргарет (13 июня 1949), Гарри Трумэна (23 апреля 1951), Марлона Брандо в роли Наполеона (11 октября 1954), Николая Булганина (25 июля 1955), Мерилин Монро (14 мая), Ричарда Никсона (5 ноября 1956), Мартина Лютера Кинга (18 февраля 1957), Александра Несмеянова (12 июня 1958), римского папы Иоанна XXIII (10 ноября 1958), Бориса Пастернака (15 декабря 1958), Никиты Хрущёва (28 сентября 1959), Юрия Гагарина (21 апреля 1961), Телониуса Монка (29 февраля 1964), Ареты Франклин (28 июня 1968), Голды Меир (1969) и многих других. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Это было в пасхальную ночь и часов в 12 мы пробрались в Храм Христа Спасителя, теперь уже не существующий.

А облаченный архиерей маленькаго роста с седенькой небольшой головкой, смешно торчавшей из пышнаго облачения, взбирался на помост». В Отрадном К. Коровин пишет портрет Ф. И. Шаляпина (ГТГ). Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Отдельные автошаржи Шаляпина воспринимаются почти как политические карикатуры.

Подводя итог совместной жизни с Шаляпиным, Коровин все же не обходит его творчество. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Даже во время отдыха на даче. Продолжил обучение в Академии Ф. Коларосси у Ш. Герена. Созданы основные оперные партии, прожита большая жизнь.

Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне — не соглашусь ли я спеть эту партию. Годы оставили свой след и на лице царя. Об этих веселых картинах напоминает рисунок «Черт». Молодой летний бас собирал своим исполнением полный зал. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков.

У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». «Люблю граммофонные записи — признавался Федор Иванович. Этот «грим» произвел сильное впечатление».

Остаток своей творческой жизни Борис Федорович провел в Нью-Йорке и в штате Коннектикут. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Слишком много деталей вредно. И даже ученик Коровина – Б. В. Для своего времени это явилось замечательным новшеством.

В более крупном наброске Рангони представлен в фас. Пародируя картину Федотова «Свежий кавалер», артист нарисовал себя в халате. Федор Иванович охотно позировал сыну сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту». М. В. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. И здесь Шаляпин-художник всегда помогал Шаляпину -- драматическому артисту и певцу.

Петербург. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Замечательный пианист, Рахманинов в то же время один из немногих чудесных дирижеров, которых я в жизни встречал. Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей», — говорил певец и записал около 300 арий, песен и романсов. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист».

тем он будет совершеннее. 12 апреля 1938 года в Париже великого певца не стало. Он был первым подлинным художником-гримером в полном смысле этого слова. Если любишь, плати.

Настроение у всех упало, быстро засобирались домой». Потомки поставили их имена рядом: «В русском искусстве Шаляпин -- эпоха, как Пушкин», -- писал Горький. В мемуарном наследии Ф. И. Шаляпина нет ни одного дурного слова о К. А. Коровине.

«Одним великим художником стало больше», — писал о Шаляпине музыкальный критик Владимир Стасов. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Отсюда большое число автопортретов. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно» и он надолго остается без ролей. Старший сын Ф. И. Шаляпина. Глаза прикрыты, а брови горестно сведены к переносице.

Перед репетицией он набрасывал углем замышляемый образ в разных позах». Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574).

«Вива, Энрико. » -- подписал он под изображением коренастого плотного человека с широким энергичным лицом, короткими усиками и быстрыми черными глазами. В его цветном решении есть отзвуки колорита древнерусских фресок, благодаря чему он воспринимается как внезапно возникший из-под сбитой штукатурки фрагмент росписи в старом храме. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Предложили мне выбрать.

На левой стороне груди прикреплен крест и написано «немецкий орден», а на правой -- орден в виде кукиша с надписью «русский орден». О рисунках к опере Бойто «Мефистофель» мы можем судить только по одному листу. Шаляпин открыл новый этап в искусстве грима. Как композитор Рахманинов воплощение простоты, ясности и искренности». Это же несправедливо. В то же время художник мог сделать отрицательные черты певца слишком «выпуклыми» из личной зависти к другу.

В этих рисунках Шаляпин исходит прежде всего из обличительных, антиклерикальных тенденций, пронизывающих комедию Бомарше, но несколько приглушенных «сладкозвучной» музыкой Россини. Это образ высокой трагедии -- образ умирающего Дон-Кихота. Борис Шаляпин, третий ребенок Федора Ивановича, родился в Москве 22 сентября 1904 года. История создания автопортрета может быть восстановлена довольно точно. В день открытия дачи Шаляпин позвал московских друзей и «приказал выкатить бочки с пивом для собравшихся на праздник крестьян окрестных деревень».

В 10 лет Федя впервые побывал в театре и мечтал о музыке. Последний рисунок, сделанный Шаляпиным в 1913 г., заслуживает пристального внимания. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Рассказывая художнику Остроухову о том, как написал его портрет Яковлев, Федор Иванович тут же несколькими свободными штрихами набросал свою фигуру и основные детали композиции.

Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.

Они загромождают образ». Превосходный артист и певец — он в то же время и прекрасный музыкант-пианист. Шаляпин общался с Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым. Так, в Борисе Годунове грим изменялся в каждой картине и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду.

Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Летние месяцы 1923 провел в Париже. К счастью, Рахманинов силой воли скоро преодолел юношеский кризис из «гамлетовскаго» периода вышел окрепшим для новой работы, написал много симфонических поэм, романсов, фортепианных вещей и проч. Вслед за датой -- «С. Увидеть хорошо, ловко, правдиво.

В январе 1908 г. Шаляпин встретился со знаменитым итальянским певцом Энрико Карузо, с которым познакомился за семь лет до этого в Милане, где они вместе пели в опере Бойто «Мефистофель». Дух произведения будет проявлен им с тонким совершенством, а если нужны задержание или пауза, то будет это иота в иотуКогда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить: «не я пою, а мы поем». В то же время певец сблизился с Сергеем Рахманиновым. Для своего времени это явилось замечательным новшеством.

Абсолютное спокойствие и сдержанность овладевали им. Иногда рисунки создавались Шаляпиным в своеобразных турнирах с художниками. Изменяя грим на протяжении спектакля, он подчеркивал внутреннее развитие образа.

У постели на тумбочке горит огарок свечи, воткнутой в бутылку, а у ног Коровина, опершись о стену, стоит крестьянин Василий Князев, симпатичнейший бродяга и рассуждает с Коровиным о том, какая рыба дурашливее и какая хитрее Серов слушает эту рыбную диссертацию, добродушно посмеивается и с огромным темпераментом быстро заносит на полотно эту картинку, полную живого юмора и правды. Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело. В мае 1937 года врачи поставили ему диагноз — лейкемия. Один из этих рисунков он снабдил подписью: «Это я после свидания с императором Вильгельмом перед отъездом в Америку». Сквозь добрый юмор, которым окрашен шарж, проступает характер Карузо -- открытый, радушный, жизнерадостный.

Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Его основным талантом художника (и одной из главных причин, почему он был так успешен в Time) была способность изображать духовный мир или идеи героя. Дом построил архитектор Мазырин по проекту Коровина.

Коровина, Портрет А. Я. Однако автопортреты Шаляпина в жизни и ролях не исчерпывают его художественного наследия. В журнале «Искра» появилось даже три фотографии изображающие Шаляпина около бюста. Молчит и я молчу». Он как бы разыграл перед фотообъективом маленькую шутливую сценку — «Артист-скульптор» и дaл для каждого снимка текст: «Надо мой подбородок выровнять», «волосы поднять», «теперь, кажись, я похож».

В этом слиянии содержания и формы он решающую роль предоставлял воображению. В данном случае художника могла подвести память. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург. В 1927, во время гастролей Ф. И. Шаляпина в лондонском Ковент-Гарден открыл в фойе театре первую персональную выставку (из 10 работ). «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры.

Таким образом, воспоминания К. А. Коровина являются ценным источником о жизнедеятельности Федора Ивановича Шаляпина — «истинного титана сцены», как писал о нем Э. Старк. Теляковский сыграл большую роль в судьбе Шаляпина. А что я получаю. Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Он является автором обширной «Шаляпинианы», разнообразной по содержанию и глубоко эмоциональной, в которую входят рисунки, скульптурные произведения и портреты изображающие Ф. И. Шаляпина в жизни и на сцене. Лошадь, на которой я выезжал, была по моим указаниям «загримирована», я попросил художника оттенить у нее ребра и все кости. Рассматриваемые воспоминания выдающегося русского живописца и театрального декоратора Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) посвящены гениальному русскому певцу Федору Ивановичу Шаляпину (1873–1938), дружба с которым Коровина длилась около сорока лет.

учился в Москве в Государственных свободных творческих мастерских у Д. Н. Кардовского, А. Е. Архипова и Ф. И. Захарова. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». Длинные худые руки с цепкими пальцами смиренно сложены.

Кого бы он ни изображал -- организатора «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилева, театрального администратора Барского с его глуповатой физиономией человека, претендующего на светскую обворожительность или неизвестных нам лиц, присутствовавших в 1919 г. на заседании дирекции Мариинского театра, Шаляпин остается верен себе: несколькими точными и быстрыми штрихами передается не только сходство, но выявляется самое основное, определяющее в характере человека. Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) обладал всегда характерными чертами времени и страны. Но прежде чем он брался за карандаш, чтобы зафиксировать свое видение образа, шел длительный процесс постижения существа роли. Невестка писателя Н. А.

Где бы ни пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей. Чтобы создать правильный «внешний образ», Шаляпин добивался полного его слияния с «духовным образом». Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Пешкова продолжает: «Мария Валентиновна, молча слушавшая, вдруг решительно заявила, обращаясь к Федору Ивановичу: В Советский Союз ты поедешь только через мой труп. Брал большую кисть и мазал, набирая много краски». Шаляпин обошел стоявшие статуи — копии с известных классических скульптур.

Концерт. Красными чернилами свободно и смело дан абрис лица. Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции на русские темы, этюды обнаженной натуры. Исполненные в глине и не отлитые в гипсе, эти скульптурные работы безвозвратно погибли. Среди изображений Дон-Кихота выделяется одно опубликованное в 1910 г. в журнале «Рампа и жизнь».

Экий я мерзавец — буржуй. Создал портреты С. В. Рахманинова (1929), К. Фаррера (1930), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), серию карандашных набросков с М. А. Чехова в различных ролях (1932). Посещая мастерскую художника, он часами старательно писал масляными красками чертей, «как-то особенно заворачивая у них хвосты».

На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. В Ратухине Шаляпин обдумывает «Бориса Годунова» ищет пути и подходы к образу. Артист сопроводил рисунок иронической надписью: «Люблю чертей. Чиновники».

Певец торопился начать строительство, говорил, что остается здесь жить. В рисунке нет ничего недосказанного. Вот вы Горького не знаете, а он правду говорит: «Тебя эксплоатируют». Слишком много деталей вредно.

На пальце— перстень. 1918 г. Ф. Шаляпин. Шаляпин открыл новый этап в искусстве грима.

Шаляпин намеревался построить там виллу. Шаляпин, 7 января 1917 г. рассказывал, как изображает его в Петрограде худ. И он рисовал, рисовал много. Так, он исполнил рисунки, запечатлевшие почти всех действующих лиц «Бориса Годунова». Это не человек идейной борьбы и творческого порыва.

Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Потом прорубали лес, чтобы открыть вид». Какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание. Один из них исполнил художник И. Гранди, другой сам Шаляпин. Выступая в роли Еремки, он расписал даже валенки.

После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Закончив работу, он предложил мне погулять. С 1896 – 1899 создал множество партий: Сусанин («Жизнь за царя»), Борис и Варлаам («Борис Годунов»), Досифей («Хованщина»), Грозный («Псковитянка»), Сальери («Моцарт и Сальери»), Варяжский гость («Садко») и др.

Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Пара прожила вместе до самой кончины Федора и воспитала вместе троих общих детей. Их лощеные фигуры он увековечил в одном из неоконченных шаржей. Пресса сразу объявила, что Шаляпин намерен привлечь Коровина к третейскому суду, так как портрет продан без его разрешения, на что сам Шаляпин отвечал: «К Коровину мои дружеские отношения такие же, как и прежде. Он был первым подлинным художником-гримером в полном смысле этого слова.

Среди композиторов самым большим его другом был С. Рахманинов. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Характер этого седобрового старца с резкими складками на переносице, с упрямо сжатыми губами ясен с первого взгляда.

Ключевского, знатока Русской Смуты и времени Годунова. Вершина шаляпинских автопортретов -- рисунок, подаренный художнику Остроухову в 1921 г. «Милому моему Ильюше, -- гласит подпись, -- от любящего плохого художника». Какая силища, какая мощь.

3. Таковы его шаржи 1907 г. с немецким орденом. Он делал рисунок углем моего портрета. Об этих шаржах упоминалось в одной из петербургских газет: «Кто не знает Исайку Дворищина. Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело.

Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Коровин замечает: «Странная вещь: Шаляпин всегда точно кого-то боялся». Одним из первых, кто увидел новое произведение, оказался Гиляровский. Коровин приводит забавную подробность о живописных «опытах» Шаляпина.

Один из них -- профильный. Под впечатлением их рассказа Шаляпин и набросал портрет Репина. Встреча в Риме состоялась в апреле 1929 года. В 1975 году он был весьма тронут фактом, что его персональная выставка в Москве оказалась столь популярна, что очередь из желающих ее посетить растянулась на целый квартал.

Артист выступил перед мужиками с речью, но они не слушали его, как писал Коровин, — «было пьяным-пьяно». Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.

Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Когда у Шаляпина не оказывалось под рукой бумаги, он брал уголь или гримировальные краски и на стенах артистической уборной рисовал свои автопортреты в ролях. Перед Вами два портрета Шаляпина: один написан самим артистом, другой -- художником Дени. Любой из шаляпинских портретных набросков -- маленькое психологическое исследование. В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. До эмиграции в 1922 г. пел в Мариинском театре, частной опере СИ. Коровин, говоря о любви артиста к живописи, вспоминал: «Когда приходил ко мне в декоративную мастерскую, то просил меня: «Дай мне хоть собаку пописать».

Он навсегда останется свидетельством большой дружбы, ценным историческим и художественным документом. Скульптор Гинцбург посоветовал ему заняться лепкой и сделать скульптурный автопортрет. В столовой за обедом иногда чертил обгоревшей спичкой прямо на скатерти». Шаляпин-художник прежде всего оставался артистом. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом.

Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене – сел мимо стула. После спектакля собрались в таверне «Библиотека». Он стремился познать самого себя -- свое тело, свое лицо, -- то из чего он «рисует, лепит и живописует» на сцене. Все дети Федора, кроме умершего в 4 года Игоря, достигли определенных высот в искусстве: Федор Шаляпин-младший стал известным европейским актером, снимавшимся в таких фильмах как «По ком звонит колокол» и «Имя Розы», Борис Шаляпин прославился как художник и скульптор, дочь Марина принимала участие в конкурсах красоты, а позже сыграла в 3 фильмах, снятых мужем – режиссером Луиджи Фредди. Абсолютно подавленный я ушел из галереи.

Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. «Все были в очень хорошем настроении. Коровин вспоминал, что летом Шаляпин мог целые дни проводить на озере и, глядя на отражение в воде, лепить из прибрежной глины свою голову. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. С Рахманиновым за дирижерским пультом, певец может быть абсолютно спокоен.

В 1932 году Федор Иванович снялся в фильме «Дон Кихот» по предложению немецкого режиссера Георга Пабста. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Алексей Максимович и Максим много интересного рассказывали о Советском Союзе, отвечали на массу вопросов, в заключение Алексей Максимович сказал Федору Ивановичу: «Поезжай на родину, посмотри на строительство новой жизни, на новых людей интерес их к тебе огромен, увидев, ты захочешь остаться там, я уверен».

Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Тысячи рабочих их жены и дети, горячо принимая каждый номер программы, бурно аплодировали и благодарили. Автопортрет как бы подводит итог самым прекрасным и светлым годам жизни Шаляпина.

В 20—30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. Я быстро разучил партию и выступил. Каждая линия предельно точно выявляет форму. Спустя год Савва Мамонтов пригласил молодого певца в Московскую частную оперу. Лучшие из сохранившихся автопортретов Шаляпина относятся к 1918 -- 1921 гг. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно.

С этим связано возникновение рисунков, варьирующих и развивающих первоначальные эскизы грима. Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. Судьба детей из первой семьи Ф. И. Шаляпина сложилась следующим образом: Лидия, после завершения актерской карьеры в Европе, поселилась в Нью-Йорке и открыла певческую студию Татьяна, проведя все военные годы в Европе (ее муж-еврей был убит нацистами), работала многие годы на Голосе Америки, затем вместе с третьим мужем владела магазином европейской еды в Нью-Йорке, а после переехала в Италию Федор-младший, киноактер, гастролировал между Лос-Анджелесом и Римом, снимался в Голливуде, в основном в эпизодических ролях в 1940-х г., однако позже имел успех в кинематографической карьере в Италии и, в конце концов, в Голливуде, принимая участие в фильмах The Name of the Rose (1986) и Moonstruck (1987).

Потом я вдруг стал его видеть реже. Вы бы подумали, глядя на него, что ему неохота разговаривать с людьми. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Выражение лица, позу, жест». Исайка является в буквальном смысле телохранителем Федора Ивановича.

Шаляпин едет на дачу Ключевского, знакомится с ним. Треволнения жизни не отразились на его спокойном, гладком лице.