Шаляпин В Шубе

А над ними величественно возвышается фигура Федора Шаляпина в шапке и шубе нараспашку. Недавно газеты разнесли весть о том, как Басков прибыл на нижнегородскую сцену в шубе а ля Шаляпин. Журналисты тут же устроили ему по этому поводу проверку на вшивость- разлетится ли от его голоса граненый стакан, как это бывало на концертах Шаляпина. Оперный певец Федор Шаляпин, проведя юность практически в нищете, став знаменитым безумно полюбил роскошь: обедал в лучших ресторанах, собирал антиквариат, носил барские шубы.

В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве была выставлена работа Кустодиева – портрет Шаляпина в бобровой шубе. Вот тогда и возникла идея у художника написать портрет великого певца в шубе, которую Шаляпину презентовали за один из концертов вместо гонорара. Такая шикарная шуба согрела не только великого певца, сохранив его великолепный голос, но и растопило душу художника, который решил запечатлеть в ней Фёдора Ивановича Шаляпина, зная заведомо, что портрет будет хорош, востребован и станет украшением выставок и галерей. Федор Шаляпин в роскошной бобровой шубе зимой 1921-го пришел к художнику Борису Кустодиеву.

Один из известнейших портретов великого Шаляпина – портрет работы Бориса Кустодиева, на нём артист изображён на фоне русской ярмарки в роскошной шубе. Одним из самых известных портретов великого певца Федора Ивановича Шаляпина является работа художника Бориса Кустодиева, на которой артист изображен в шикарной шубе на фоне традиционной русской ярмарки.

Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)

Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Я ей нарисовал, объяснил. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Помог Федор Иванович Шаляпин, не словами, а тональностью своих воспоминаний. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Больше всего народу собралось у балагана.

Недаром Федор Шаляпин говорил:. 1932. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Шил в ателье. По неизвестной причине у него отнялись ноги.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. И начинается лето с 21-го. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов31. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Все-таки в этом я вижу историческую справедливость. — говорю я ему. И жизнь меня разубедила в этом. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. Что именно не так, я не могла сформулировать.

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Пошел в магазин. Почему бы не отдать тем, кто хочет работать на земле, большие участки. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.

Ну что, хоть и узкий взгляд, но вполне объяснимый. Мне это так нравилось. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. На пальце— перстень. Меня воспитывали атеистом. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского. И писать его приходилось по частям, не видя целого.

– а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

И начались репетиции. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался.

Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Борисом Михайловичем Кустодиевым. Этим, конечно, Шаляпин не мог не раздражать людей.

Предложили мне выбрать. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Кустодиев взялся исполнить четыре эскиза декораций и эскизы всех костюмов и гримов к опере А. Н. Серова «Вражья сила», которую ставил Шаляпин1. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

«Приоделись на чужие 
деньги»: В сети 
высмеяли «ворованные»

«Приоделись на чужие деньги»: В сети высмеяли «ворованные» меха Прохора Шаляпина и Цымбалюк-Романовской

И он рисовал, рисовал много. Шаляпин оглядывается. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).

Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет). Сам приобретаю только альбомы живописи, фотографии и раритетные издания. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».

Галкин показался 
в шикарном «шаляпинском» 
костюме

Галкин показался в шикарном «шаляпинском» костюме

Не было в Мариинском театре человека, который серьезнее бы относился к своей работе. Также он пробовал себя и в скульптуре. Их кистью, карандашом и резцом сохранен в веках облик артиста и образы им созданные. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Над торговыми рядами — вывески с аршинными буквами.

Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. В его репертуаре – свыше 50 сыгранных ролей в классических операх, свыше 400 песен, романсов и русских народных песен. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

Портреты Фёдора 
Ивановича Шаляпина 
в русской живописи

Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи

Экий я мерзавец — буржуй. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Я очень признателен тем, кто не побоялся пойти на это.

Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

Федор Шаляпин ходил 
в краденой шубе6

Федор Шаляпин ходил в краденой шубе6

Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Написал быстро1. Наугад и ощупью Кустодиев создал удивительное полотно, по сути не видя ни разу его целиком при достаточном отдалении. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина.

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей

Так с ним рассчитались "натурой" за один из данных певцом концертов. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Проявка пленок и слайдов – это само собой. Когда Хрущев его дарил Украине, я возмущенный даже написал письмо в Политбюро. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины

Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

Среди нее снуют сбитенщики, лотошники, продавцы воздушных шаров. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Ну, я вам скажу. Не только его великолепный голос восхищал публику.

Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт. Певец открыт всем. 1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах.

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА 
Борис Кустодиев

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева. А я предпочитаю по старинке читать, так как зрение не то и от компьютера глаза устают. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Прибавьте шапку мутоновую с бархатным верхом, перчатки и шарф – я выглядел очень эффектно.

Вера Максимовна – мастера звали на улице Челюскинцев, напротив Управления железных дорог. - Дарят книги, конечно. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. А написал эту картину художник Б. Кустодиев. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Школа жизни Федора Шаляпина неотделима от школы театра.

Я так и не вернулся – ветреный был, времени ни на что не хватало, да и фотография на паспорте мне так нравилась, что менять не хотелось. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.

В мемориальном музее 
Шаляпина впервые 
в Москве выставлена

В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева – портрет Шаляпина в бобровой шубе

Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Почему бы не сделать новую столыпинскую реформу. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.

Я, например, долгое время был убежден, что в 80-х годах мы будем жить при коммунизме. Вообще, если разобраться, это у меня режиссерские замашки были. - Мне впрямую не отказывали. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.

Басков в краденой 
шубе Шаляпина

Басков в краденой шубе Шаляпина

Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены». Я отправился к нему с этой просьбой. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл замечательным и бессмертным.

Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.

Трудно было заставить позировать мопса у ног певца, пришлось привлечь на помощь кошку. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. После недолгого диалога вопрос с портретом был решён. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти.

Добавить комментарий 
Отменить ответ

Добавить комментарий Отменить ответ

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках— по последней моде, да явно не по погоде. Конечно, у великого певца она была на соболе. Это нравится моим сыновьям.

Пастернак, К. А. Никто и не оспаривает, что кровь его матушки от Сурикова и Кончаловского. Для меня это был очень серьезный момент – я вышел из партии.

Комментарии можно 
оставлять на сайте 
или в своей соцсети

Комментарии можно оставлять на сайте или в своей соцсети

Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Декорации к новой постановке были заказаны другу Шаляпина Борису Кустодиеву. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге».

- Я советский человек по воспитанию. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

Сайт о жизни и творчестве 
художника

Сайт о жизни и творчестве художника

Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).

«При этом, — вспоминал Станиславский, — по своей актерской привычке он показал, как Федор Иванович жрет знания, сделал из обеих рук и пальцев подобие челюсти, которая жует пищу». Сохранились многие его работы, в том числе и Автопортрет. Я шестнадцатилетний пацан пришел было, чтобы исправили, но человек, оформлявший документы, сказал: «год совпадает и хорошо, некогда мне тобой заниматься, у меня вон там очередь, смотри какая, потом придешь». В том же году Кустодиев создал для себя уменьшенную копию-повторение портрета, которая впоследствии активно выставлялась по всему миру, тогда как оригинал хранился в личной квартире Шаляпина в Париже. Без метрики ничего исправлять не захотели. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Потом я этот паспорт потерял, мне выдали новый, а там опять 21 декабря.

На заднем плане высятся деревянные горы с ледяным скатом трепещет флажок над каруселью. Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение. В связи с меняющимся миром.

  • Описание картины «Портрет Шаляпина»
  • Краткое описание Портрет Шаляпина

Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Это были конкретные исторические обстоятельства. Тем более, что шуба теплая была.

Оно, правда, дальше моего родного города не ушло и обошлось без последствий. Есть много интересных моментов при написании этого портрета. Мне нравится, что Крым наконец воссоединился с Россией. Просто перевез ее из московской квартиры за город.

Описание картины 
«Портрет Шаляпина»

Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. И вот что скажу: убеждения человека в течение жизни могут и даже должны меняться. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Пионер и комсомолец.

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.

Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.

На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. В своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».

Она мне все сделала. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

Более того, мне обещали. Я надел – чувствовал себя Шаляпиным с кустодиевской картины. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу.

На руках у Марины обезьянка. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Возможно. И тому сигнал – американские санкции. Дворищина.

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. - Наступили времена, когда люди стали глубоко задумываться над происходящим. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Серов, Л. О. Он ссорился с хором, с дирижером, с рабочими сцены, требуя от всех максимальной отдачи.

В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева. Повсюду оживленная толпа.

Это уже время Брежнева было. Если надо, репетировать следует целый день. Но мой день рождения дома и с друзьями мы отмечаем в мае.

Так вот мы жили. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе».

Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.

Но в театре приняли условия русского баса. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. А к 21-му обязательно тепло. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве". Для него Федор Иванович специально запасался интересными «случаями из жизни». такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».

И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены. По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Это было задолго до того, как у меня появились мысли съездить за границу.

Предложили мне выбрать. — Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Хирургическое вмешательство не помогло и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу. Его Портрет художника И. Я. Мчатся тройки, жарятся блины, веселиться молодежь, разрываются гармошки и баяны, а над всей этой красочной толпой возвышается фигура Ф. Шаляпина. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

— Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая. Раньше их сам дома печатал – даже цветные. Кустодиев с молодых лет восхищался талантом Шаляпина. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.

А откуда мне ее взять – прошла война, я родился в Магнитогорске, а вырос в Свердловске. Театрам с трудом удавалось хоть как-то выживать и такие расчёты с деятелями культуры были не редкостью. Очень люблю этот процесс. Не десять соток, а сто гектар. Жалостливая грусть охватила меня, когда я, пришедши к Кустодиеву, увидел его прикованным к креслу.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой. — Да как же это случилось. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Художник, щедро одаренная природой личность, великий работник в искусстве.

Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Ввиду сложной острой и напряженной обстановки, в которой мы оказались. Хоть они занимают много пространства, я со своей библиотекой расстаться не могу.

Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Вы можете увидеть на холсте и современные нравы и старинный роскошный декор и ироничность барской шубы и пафос рубинового перстня с тростью и философские мотивы и жизнерадостность лубочного жанра. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Первоначальное название картины — «Новый город». Шуба у вас больно такая богатая.

Точнее, дебют этот не состоялся. И есть что-то неизменное как десять заповедей. Неоднократно они вместе пели дуэтом, вспоминая песнями родную Волгу, рядом с которой оба выросли, благо, что у Кустодиева был неплохой тенор261428. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Чуть поодаль внимательный зритель разглядит афишу с именем великого баса: в этом новом городке Федора Ивановича Шаляпина ценят, любят и ждут.

Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Так и я остался на полгода моложе. Мне это сделали так, как я хотел. Несмотря на всю парадность портрета, он отличается выражением самой сущности Шаляпина, демонстрацией его поистине народного духа, того, что став знаменитым артистом, Шаляпин остался русским человеком.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Но обещания отодвигали. Я занялся актерами.

Но фильмы самого Никиты Сергеевича вызывали у меня всегда сложное чувство: интерес и ощущение, что что-то не так. О загранице я узнал в связи с тем, что я делал фильмы. У меня есть очень хорошие. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Сам певец величественно возвышается над всем этим великолепием в роскошной шубе, во фраке и при галстуке бабочке. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Премьера оперы состоялась в 1920 г. Это был один из лучших спектаклей тех лет. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Интересна история создания этой картины.

Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила».

Причем богатый соболь прятали. Но желание выглядеть достойно и красиво пересиливало и явыходил на улицу. Незаурядное, безобидное остроумие, тонкая наблюдательность, огромная память и способность из каждого пустяка создать экспромтом нечто художественное, а главное, удивительное чувство меры и такта — все это вызывало невольный восторг слушателей Рассказывая, он моментально превращался в каждое из действующих лиц», — вспоминал писатель Степан Скиталец. Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства.

По задумке автора знаменитый бас Федор Шаляпин прибывает на гастроли в незнакомый провинциальный городок. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. А сейчас причина, по которой я не снимаю Жанну дАрк, – в том, что на это нет средств. В 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам — «властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, «исправить ту жестокую несправедливость жизни, что испокон веков тяготеет над певцами и актерами», создать из произведений Ф. И. Шаляпина «прекрасную долговечную статую». На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.

В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Дети мои, к сожалению, предпочитают книги в электронном виде. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Бывает в начале мая холодно, дождливо, снег иногда выпадает. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом — русский город.

Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей их темпераменты, типажи и ужимки29. - Нет, никогда. Имея в запасе множество занятных историй, жанровых зарисовок, Шаляпин сразу окружал себя благодарными слушателями и зрителями.

Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Экий я мерзавец—буржуй. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре. Коровин, И. Е. Среди «истолкователей» насыщенной событиями жизни великого артиста, ее интерпретаторов мы встречаем литераторов, артистов, музыкантов, критиков, художников, просто искренних почитателей и поклонников его таланта.

Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Нравится сирень в это время, которую я очень люблю. И мне пришлось вопрос веры решать самому – теперь я совершенно убежден, что бог есть. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Шикарная бобровая шуба досталась Шаляпину по случаю.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся – а не только воротник и шапка – на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать. Пошел в магазин. Его «Портрет художника И. Я.

его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Этот портрет великого певца был написан дважды. Искренняя непосредственность, природный дар лицедея стремительно обогащались яркими впечатлениями, преобразовывались в высокий артистизм неповторимой творческой индивидуальности. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.

Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Это сейчас соболь наверх, сукно внутрь. У нас много земли.

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30.

Париж, «Современные записки». В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». С этим новым уменьшенным вариантом картины Кустодиев не расставался до самой своей кончины в 1927 году14. Я не считаю, что мы на дне. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.

На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом». Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Приятно ее написать. — Ловко ли. Художник преклонялся перед Шаляпиным, был его другом, высоко ценил его творчество. На меня это произвело впечатление, мне захотелось и я реализовал.

Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. А сукно наверх. В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов.

Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.

Чем нарушил этикет. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Идут проводы зимы, возможно, Масленица, веселье, яркие краски. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева.