Щищкин
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. У работы было очень много положительных отзывов. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой».
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Картина Полдень. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Здоровье его было подорвано. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Художник одушевляет деревья. Задний фон мрачен. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Окрестности Москвы.
Густые кроны бросают на них тень. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Но облачное небо уже начинает светлеть. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника.
- Иван Шишкин: жизнь и творчество художника
- Биография и картины Ивана Ивановича Шишкина
- Шишкин Иван ИвановичКартины и биография
- Галерея авторских картин Андрея Шишкина
- Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
- Творчество Ивана Ивановича Шишкина
- Шишкин Иван Иванович, картины, биография, творчество
- Самые знаменитые картины Шишкина
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Однако трактованы они с большей живописной свободой. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
- Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880),
- Интересные факты из жизни Ивана Шишкина
- «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
- «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
- Не получившийся чиновник и нашедший свой путь художник
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Вертикали пересекаются косыми линиями. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. В этом же году Шишкин написал и представил работу «Корабельная роща», ставшую для него последней. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Пейзажи Шишкина были созвучны картинам исторического бытового и портретного жанров передвижников. В лучших своих произведениях он воспел национальный пейзаж героического характера («Корабельная роща», 1898, ГРМ).
- Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
- Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина
- Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
- Возвращение на родину и пик карьеры
- Самое интересное в виде мозаики
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи.
Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Картина имела большой успех и была приобретена государем. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
- Жизнь и творчество пейзажиста Ивана Шишкина, описание
- Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин русский художник пейзажист
- Безудержная любовь к родному краю
- Неповторимая точность исполнения
Внушительные дубы достойны восхищения. Тем более, что остров славился своей живописной природой. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Русское богатство". Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
- Известные высказывания Ивана Шишкина
- Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
- Сосны, освещенные солнцем, 1886
- О знаменитости:Русский художник, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи
- Словари и энциклопедии на Академике
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. В 90-е гг. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Последнюю свою работу он так и не закончил. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Такие его картины, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», по праву стали жемчужинами русского пейзажного искусства.
— Ср. Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Тогда же в Академию вернулись И. Репин, А. Куинджи, В. Маковский. И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских пейзажистов. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
А их было немало. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Быть грозе.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Сосновый бор». Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.
Так, А. Куинджи назвал метод Шишкина вредным для живописи. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
В 12 лет стал учеником 1-й Казанской гимназии, но в 5-м классе поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества к А. Н. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Юный Иван Шишкин вырос среди родной вятской природы и больше всех занятий любил рисование, за что в семье был прозван «мазилкой».
Шишкин не облагораживал природу. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Это несколько обеднило его творчество, лишив его буйства красок переходных сезонов – весны и осени. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. организованы две выставки работ художника.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Все вокруг погружено в зимний сон. Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Примером таких работ является картина Рубка леса.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Чувствуется глубина оврага, глушь. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. В окрестностях Москвы. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. В своем творчестве И. И. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Первое место занимает Шишкина Рожь. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Приближается страшная гроза.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Мокрицкому. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Его страсть и любовь к миру флоры и фауны была настолько сильной, что он изучал каждое растение, которое могло расти в местности где он работал. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Картины Шишкина «Кама» и «Полесье», написанные в эти годы, произвели настоящий фурор среди публики и художественной общественности. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Вскоре Шишкин стал покровителем молодого мастера Федора Васильева, который познакомил учителя со своей старшей сестрой. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Облик этот был многолик. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. В 1857 году Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины – «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу».
Раздолье, простор, угодье. В этюдах, написанных с натуры и имеющих самостоятельную ценность, Шишкин довел светотеневое решение своих картин до совершенства, тонко передавая изменчивое состояние природы («Сосны, освещенные солнцем», 1886, ГТГ). В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Природа выражает музыку человеческой души. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Шишкин стремился к другому. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
К этому периоду творчества относится его талантливое полотно «Иней». Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Природа – сама благородство. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Рожь. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Лучшая работа этих лет – Полдень. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Ему уже сопутствовала известность. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым.
За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной.
Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Уже в это время художник много работал с натуры в окрестностях Петербурга и на Валааме. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Мастер смело экспериментировал.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Каждое из них вызывало интерес зрителей. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Сосны придают картине величественное звучание. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Кроме этого увлекался археологоией историей.
Благодать. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Шишкин, стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия растительного мира, сумел создать целостные образы русской природы, раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей («Рожь», 1878 «Лесные дали», 1884, – ГТГ). У него умерли сыновья.
Богато нюансирован цвет. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Парит. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Над землёй летают ласточки. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Распри и интриги вынудили художника подать в отставку.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Шишкина. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Эту технику художник освоил еще за границей.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Его репутация была безупречной. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. За поразительное умение изображения воздуха и света его называли «художником полудня». Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Густые кроны бросают на них тень. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Все сковано морозом и погружено в тень.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. По обочинам ее цветы – сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Он продолжал работать, порой по 16-18 часов в сутки, ежегодно выставляя на суд публики по нескольку превосходных по своим художественным достоинствам работ. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Много работал Шишкин и за границей.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Шишкин стал общепризнанным мэтром пейзажа. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Их он стремился передать как можно конкретнее.
А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник немало путешествовал по России и получил репутацию одного из самых именитых и лучших русских живописцев и пейзажистов.
Его отец был купцом, культурным человеком. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Особенный, тихий, погожий выдался день.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Через три года Шишкин вновь вернулся в Академию уже в качестве профессора – руководителя пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». В его произведениях встаёт дремучая Россия. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Природа насыщена сырым воздухом. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. Мачтовый лес в Вятской губернии". Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Крамским. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.