Шишкин Утро В Сосновом Лесу Википедия
История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого
Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. На горе обоим мальчик умер в три года. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство.
Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Есть экскизы Шишкина c мишками. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. Ночь отступает. Этот поступок он объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Изначально сосновый бор пополнился двумя, а после еще двумя фигурками медведей.
Но все забывалось летом на пленэрах. Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Савицкому причиталась тысяча рублей – по тем временам приличные деньги.
Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»
А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Прорисовывает корни поваленной сосны. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов.
На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса.
Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889
Рецепту то уж точно. Фамилия этого художника – Савицкий. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося.
Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства. При этом никого не смущал тот факт, что животных на рисунке четыре. Но главное даже не в этом.
Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания
Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко— под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10.
К. А. Брезжит рассвет. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ.
Утро в сосновом лесу или как мишки стали знаменитыми
Благодаря тому, что произведение вручную выполнено из натуральных солнечных самоцветов, оно будет смотреться оригинально и стильно, даря Вам радость и хорошее настроение. Туманная дымка, мягко мерцающая в рассветных лучах, фигурно вырезанные листья берёзы, фактура и объёмность мшистой кочки, золотистый песок, кажущийся рассыпчатым и шероховатым, ряска на поверхности лесного болотца – все эти частности делают произведения художника живыми, динамичными и восхитительными. Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г. ).
Савицкий – великолепный жанровый художник. Картина стала известна ещё и благодаря тому, что долгое время сюжет с мишками украшал фантики известных конфет «Мишка косолапый» от кондитерской фабрики «Красный октябрь».
В рамках такого движения компания «Эйнем» создавала самые разнообразные серии конфет – например, «Клады моря и Земли», «Типы народов земного шара», «Транспортные средства» и даже «Русские художники и их картины».
31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Этот "дефект" можно увидеть на картине в музее даже сейчас. В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре). Свои знания он с увлечением передавал сыну. Невероятно красивая картина оказывает на зрителя необыкновенное воздействие.
Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Вот тут и появляются вопросы.
Так и было сделано. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко — под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10. Продукция получала призы и награды на выставках. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. А только ли Шишкина.
А потом над ними пронеслись другие трагедии.
Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. А в 1896 г. в ассортименте появилась новинка – сладость «Мишка косолапый» из покрытых шоколадом вафель, между которыми была начинка из пралине – растёртого миндаля, какао-бобов и сахара. И его подпись была на картине, которую покупал Павел Третьяков (основатель Третьяковской галереи). Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор.
«Утро в сосновом лесу» картина Шишкина
Не умею, не могу, не буду. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Также фабрика выпускала шоколад «Три медведя» с картиной «Утро в сосновом лесу», при том что мишек на картине и обёртке было четыре.
Лисички, зайчики и прочая живность – увольте. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Иван Шишкин – всемирно признанный, непревзойдённый художник-пейзажист.
Медвежат он нарисовал очень удачно. «Утро в сосновом лесу» – это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать. Оба похоронили своих жен. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым.
Итак, начнем. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет. », – писал из шалаша Шишкин жене. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году.
Конечно точной информации по этому поводу, практически нет историки разводят руками. И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера.
Описание картины «Утро в сосновом лесу»
История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. Хотя подобные "исторические" детали только повышают ценность картины.
Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. А какое богатство красок использовал пейзажист.
Картина Шишкина Утро в сосновом бору
Большой талант он ценил и у своего друга. Он не написан, но его присутствие чувствуется. Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Своим родным Савицкий сообщил: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора.
С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Трудно назвать более известную работу Шишкина. Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях – Киров (который Сергей Мироныч). Эту же картину также знают под другими названиями — «Утро в сосновом бору» и «Мишки в лесу».
Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. «Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии.
Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина. «Утро в сосновом лесу» — картина великого русского художника Ивана Шишкина (1832-1898) в соавторстве с великим русским художником Константином Савицким (1844-1905). В нижнем левом углу картины (под подписью Шишкина). Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа.
Именно так как пейзажист. Но эта история имеет «сладкое» продолжение. Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – «Утро в сосновом бору») и все – никаких косолапых животных. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам.
Производство быстро набирало обороты. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год – 1896 г. В работе мастер руководствовался искренним восхищением природой, вниманием к мельчайшим нюансам флоры и фауны, любовью к деталям и тщательно выписанным подробностям. А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.
Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью.
Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Получалось и вкусно и познавательно. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. На картине он создал необыкновенный по красоте и реализму сосновый лес или сосновый бор.
Вот таким образом неудивительно, что К. А. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым. Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое. Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют.
Пейзаж был увиден и записан Иваном Шишкиным на острове Городомля (остров на озере Селигер). Знакомство двух живописцев, страстно любивших природу, произошло в художественной артели. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи.
Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. Константин Савицкий написал медведей. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей.
А, собственно, всеми нами любимые мишки появились на картине чуть позже. Картину Ивана Шишкина знают все, даже дети, однако далеко не всем известен факт о том, что писал её не только он, у него был соавтор. Максимум – корову, а она здесь абсолютно неуместна.
Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия.
Это ещё не всё. Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. Поскольку его участие в картине оказалось значительным, ведь без медведей и картины бы, собственно говоря, не было бы, то Савицкий оставил свою подпись под картиной рядом с подписью Шишкина. По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи.
Утро». Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Дымка тумана, пробивающаяся сквозь ветви, мягкие мхи, золотистый песок, прозрачный ручей, заросшее болотце, прохлада утра, летний жар В своих работах он в меру эпичен и всегда монументален. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге.
Шишкин Иван, Утро в сосновом лесу
Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Только у него увидите дымку тумана, словно парящую среди ветвей столетних сосен, мягкий и уютный мох на валунах, прозрачную воду ручья, утреннюю или вечернюю прохладу, полуденную жару лета. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях.
Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Ранним утром солнечный свет пробивается сквозь кроны и освещает вековые деревья и лесные овраги.
Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку.
Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором и картина изначально была подписана ими двумя. Это стало поводом для рождения ещё одного названия картины, которое бытовало и до сих пор бытует в народе — «Три медведя». В результате под картиной появилась подпись соавтора – это был Константин Савицкий. Правда называлась она иначе – «Медвежье семейство в лесу».
Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». В 70-х годах XIX столетия предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Кабан отпал сразу – Софья Карловна не любила свинину.
Отбор произвели методом отсечения. Савицкий пришел в мастерскую. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Шишкин и Савицкий с тех самых пор, как говорят, раздружились.
Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Две подписи возмутили Третьякова (картина заказывалась Шишкину и покупалась как авторская) и он требует зарисовать вторую подпись. Их автором стал товарищ и коллега Ивана Ивановича Константин Аполлонович Савицкий. Однако на этот раз его ожидало разочарование.