Сикстинская Капелла Микеланджело Описание

Сикстинская капелла в Ватикане: описание история, архитектурные особенности

Очевидно, что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в состоянии возбуждения. Микеланджело расписывал потолок в период с 1508 по 1512 года. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу.

А в простенках между окнами были помещены портреты пап. Часовня строилась в виде крепостного сооружения прямоугольной формы с тремя этажами. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.

Сикстинская капелла 
– духовное сокровище 
Ватикана

Сикстинская капелла – духовное сокровище Ватикана

Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483). Такой настил позволял художнику вести работы сразу по всей ширине поверхности потолка. Художественного полотна, сравнимого с ней по своей красоте и эпическому размаху, Вы не встретите больше нигде.

Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Сам Микеланджело спроектировал уникальную систему платформ, которые присоединялись к стенам скобами.

По его мнению, это обедняло роспись. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Они же являются авторами кафедры хоров. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором.

Полный обзор росписи 
на потолке Сикстинской 
капеллы

Полный обзор росписи на потолке Сикстинской капеллы

На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. На фреске «Сотворение Адама» можно увидеть вокруг Господа силуэт огромного человеческого мозга. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра.

Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Два ряда фресок Сикстинской капеллы связаны между собой. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года.

Главным был второй ярус. Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины.

Сикстинская капелла 
Микеланджело в Ватикане

Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикане

Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.

Верхний ярус, опоясанный окнами-бойницами, предназначался для вооружённых солдат. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви.

Сикстинская капелла 
в Ватикане – удивительная 
роспись потолка

Сикстинская капелла в Ватикане – удивительная роспись потолка Микеланджело

Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Двойная складка плаща, охватывающего всю божественную свиту играет роль границы между Христом и Люцифером48. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. «Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы.

Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию.

Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом.

Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи68. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы.

Но, не тут-то было. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества.

Сикстинская капелла, 
Ватикан, Рим

Сикстинская капелла, Ватикан, Рим

Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483.

В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Учёные утверждают, что он в своих работах оставил потомкам зашифрованное послание, которое расходится с церковными постулатами.

Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Спустя 23 года после завершения оформления плафона капеллы, Микеланджело расписал алтарную стену фреской именуемой «Страшный суд». Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Папа Юлий пожелал видеть роспись с гротесками, которые вошли в моду после обнаружения на Эсквилинском холме древнеримских гротов27. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Кондиви и Вазари писали о плесени, появившейся на готовых фресках, дерево, которое использовали строители было заражено плесневым грибом, что и подтвердилось во время последней реставрации свода10.

Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Фрески на стенах длиной около 40 м появились одновременно с капеллой – при Сиксте IV. И эти опасения не были беспочвенными.

15 впечатляющих 
фактов о Сикстинской 
капелле

15 впечатляющих фактов о Сикстинской капелле

Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы. В 1508 33-летний Микеланджело был поглощен работой над мраморной могилой Папы Римского Юлия II, ныне расположенной в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет.

Эти же отверстия использовались при реставрационных работах 1980 – 1994 годов. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Фасад церкви увенчан цилиндрическим сводом и украшен двенадцатью стрельчатыми окнами. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов.

Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Отмотаем еще немного времени назад — и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными.

Сикстинская капелла 
— венец творения 
Микеладжело

Сикстинская капелла — венец творения Микеладжело

Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»).

Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Во многих росписях художник изображает голых мужчин.

Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Но на первом плане не телесные муки проклятых, а их ужас и внутренние страдания. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Сикстинская Капелла имеет три этажа.

Сикстинская капелла: 
драгоценная шкатулка 
Ватикана

Сикстинская капелла: драгоценная шкатулка Ватикана

Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей.

На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа.

В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.

На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года.

Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла.

Сикстинская капелла: 
история, фрески 
и место проведения

Сикстинская капелла: история, фрески и место проведения конклава

Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров.

Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.

Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру.

Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире.

Сикстинская капелла 
– жемчужина Ватикана

Сикстинская капелла – жемчужина Ватикана

Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона».

Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Большие паруса поддерживают свод.

Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.

Ни в Европе, ни в восточных странах. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов.

В миру его называли кардиналом смерти. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. 10.

Сикстинская капелла: 
Микеланджело Рафаэль 
и Папы Римские

Сикстинская капелла: Микеланджело Рафаэль и Папы Римские

Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Когда Иисус родился, о его рождении стало известно богатому и бедному, могущественному и униженному, евреям и язычникам. И это можно понять по его последним фрескам.

Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета.

Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. И для того были веские причины. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.

Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх.

Более трех сотен фигур из Ветхого Завета иллюстрирующие историю от сотворения мира до потопа, написаны без эскизов, слету. Память об этом событии живет во мне до сих пор. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении.

Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Да, незадача. Ватикан привык только к лучшему, вот таким образом папа Юлий II (племянник Сикста IV — автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте.

20 поражающих секретов 
Сикстинской капеллы

20 поражающих секретов Сикстинской капеллы

Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников. История шедевральных фресок на своде Сикстинской капеллы, как ни странно, начинается с обустройства гробницы Юлия II делла Ровера. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.

Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа.

Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. С четырнадцати лет находился он в центре флорентийской культуры, обучаясь и творя в «Садах» Лоренцо Медичи, в художественной школе для одаренных мальчиков. У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд». Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного.

Но против Папы не попрешь: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника.

Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Но заказ есть заказ. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.

Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV – папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов и от гнева римских прихожан. Ради этого Микеланджело оторвали от работы над могилой Папы Римского, чем он был очень недоволен.

Вот так из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века.

Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Некоторые считают, что слишком много воображения.

Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке.

Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Вначале, правда, у него были помощники — пять художников и среди них его друг Граначчи. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом.

Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Когда-то он знал это помещение так же хорошо, как узник свою камеру.

Шедевры итальянской 
живописи — роспись 
Сикстинской капеллы

Шедевры итальянской живописи — роспись Сикстинской капеллы

Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Скульптура Давид идеально пропорциональна однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа.

Одним из объяснений является то, что, возможно, сюжет является отражением пессимизма Микеланджело, человека уже в возрасте и находящегося в кризисе веры. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Снаружи здание было не очень приметным.

Сикстинская капелла, 
Микеланджело

Сикстинская капелла, Микеланджело

Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. На потолке капеллы изображены следующие произведения: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца и Луны», «Сотворение Евы», «Первородный грех», «Изгнание из Рая». Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.

Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани.

Сикстинская капелла 
в Ватикане и фрески 
работы Микеланджело

Сикстинская капелла в Ватикане и фрески работы Микеланджело

Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.

Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. 2. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Созданная Микеланджело фреска «Страшный суд» – самое впечатляющее и драматичное отображение этой темы в истории искусства.

На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.

Сикстинская капелла 
с фресками Микеланджело 
в Ватикане, Италия

Сикстинская капелла с фресками Микеланджело в Ватикане, Италия

Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Но и это ещё не всё.

Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии.

Сикстинская капелла: 
6 фактов о венце 
творения Микеланджело,

Сикстинская капелла: 6 фактов о венце творения Микеланджело, который он ненавидел всей душой

Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле.

Все это время с ним рядом находятся его помощники. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо.

Мастер данным приёмом продемонстрировал своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека, выразив таким образом равнодушие к нему как персонажу истории. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. На тот момент – Павел III. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Дольчи.

Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне. Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Это простой прямоугольник 40. 93 метра длиной и 13. 41 метров шириной — точные размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.

Военная угроза, 
двести кардиналов 
и две капеллы

Военная угроза, двести кардиналов и две капеллы

Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Мировой известностью пользуется изображение перста Божьего, вдыхающего в Адама жизнь. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).

Итак, 1471 год. Все тайны Сикстинской капеллы связаны с гениальным художником Микеланджело. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша.

Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу

Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Помилование мог даровать только Понтифик. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год.

Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Заделать их будет невозможно. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.

Роспись свода Сикстинской 
капеллы

Роспись свода Сикстинской капеллы

Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил.

Далее расположены фрески «Сотворение Адама» – одна из лучших композиций всей росписи «Отделение света от тьмы», в которой бога Саваофа, борющегося с хаосом, Микеланджело наделяет собственной творческой страстью. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью.

Потолок Сикстинской 
капеллы: роспись 
и фрески Микеланджело

Потолок Сикстинской капеллы: роспись и фрески Микеланджело Буонарроти

Сначала Браманте убедил понтифика в том, что обустройство гробницы – дурной знак, который может ускорить уход в мир иной. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Да он и был, собственно, этим узником, невидимой цепью прикованным к своей работе.

И в ответ услышал: «Когда смогу». Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины.

Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор.

Богу нет нужды прикасаться к своим творениям – они повинуются его уверенным свободным жестам. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Это Харон, который гонит грешников в ад. Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната.

Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.

Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Проект серьезно повредил зрение художника. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело.

Фреска Сикстинской 
капеллы «Страшный 
суд»

Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»

Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Он ненавидел живопись, но задолжал тогдашнему папе Юлию II и ему пришлось отрабатывать. На верхнем ярусе расположены портреты первых правителей Папской области.

Нижняя часть украшена серебряными и золотыми драпировками. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.

Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Средний ряд представлен фресками, описывающими земную жизнь Иисуса Христа и Моисея.

Фрески Микеланджело 
в Сикстинской капелле

Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». История Христа как бы пересекается с историей Моисея. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней.

После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд».

Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.

Фрески Микеланджело 
Буонарроти в Сикстинской 
капелле

Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле

Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви.

И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Длина изображения почти полтора метра. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Заметив, что панели слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: после Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворения Евы изображения стали более лаконичны, рисунок смелым, фигуры героев крупнее их жесты проще и выразительней24. Как то вопросы финансирования.

Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно.

Пришлось начинать сначала. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Варфоломея (На фреске Св. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.

Магия старинных 
фресок: капелла 
Скровеньи в Падуе

Магия старинных фресок: капелла Скровеньи в Падуе

Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Сначала за проектирование лесов взялся Браманте. В часовне не предполагалось проводить торжественных церемоний. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Кристофор Ландино, комментатор Данте, раскрыл здесь перед ним глубины бессмертной «Божественной комедии», поэт и филолог Анджело Полициано учил гармонии стиха. Длина капеллы составляет 40 метров, а ширина 13 метров.

Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя).

Сохранилось письмо к Джованни да Пистойе, с юмористическим сонетом, описывающим мучения художника, где на полях он изобразил себя во время работы в капелле. Для художников был распространённой практикой перенос на штукатурку рисунка, выполненного на картоне в натуральную величину— на многих фресках сохранились небольшие проколы по контуру фигур. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.

Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Подчиняясь воле пап, архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.

Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком». Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Папский приказ гласил: прежде всего, приступить к росписи в Сикстинской капелле. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Только ответить своим искусством. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.

Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. В них художник изобразил многочисленных предков Христа. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности.

Интересные факты 
о Сикстинской капелле

Интересные факты о Сикстинской капелле

здесь). Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.

А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация.

Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. В центре многофигурной композиции (примерно четыреста фигур) на троне восседает Высший Судия – Иисус Христос, рядом с ним – Мария и святые. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце.

Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой.

Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда.

Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Он учился мыслить широко, жить работой, видеть правду.

Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Над фресками Микеланджело работал с 1508 по 1512 года.

Внешний вид здания был лишён какой-либо помпезности. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Он велел прикрыть ее, написав поверх обнаженных фигур одежды. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора.

IV). Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Что мог Микеланджело.

Архитектором капеллы назначили Баччо Понтелли. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.

С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Капеллу покрывает почти плоский свод. Микеланджело считал, что природа тела человека первична, а душа — вторична.

Виртуальный тур 
по Сикстинской капелле

Виртуальный тур по Сикстинской капелле

Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Второй этаж – основной. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.

Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник.

Микеланджело и Сикстинская 
капелла

Микеланджело и Сикстинская капелла

После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. В центре композиции Христос и Дева Мария судят весь человеческий род.

Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. IX, ст. Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi, отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. Хотя художественная манера и претерпела изменения, фрески капеллы смотрятся едино и гармонично. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира.

Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Он предложил подвесить настил на тросе к потолку. Высота капеллы— 20 метров.

Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.

Сикстинская капелла 
дня сегодняшнего

Сикстинская капелла дня сегодняшнего

Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. 15. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Но он прогнал их всех: он умел работать только один. Но внутри Сикстинская капелла была красива.

Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского).

Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Главной темой цикла стала необходимость Спасения, даруемого Богом человечеству через Иисуса.

Мастер показал, что духовная сила связана с высшим разумом. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Объяснение напрашивается само собой. Сикстинская капелла — поистине уникальное место с особой атмосферой.

В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Микеланджело пришлось оборудовать «летящие леса», крепления которых были установлены в отверстиях над окнами. Только при недавно законченной реставрации некоторые дополнения были удалены.

Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Прим.

Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию.

Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Как бы там ни было, а Микеланджело, ранее не занимавшийся фреской, без особого сопротивления принял предложение расписать потолок Сикстинской капеллы.

История создания 
Сикстинской капеллы

История создания Сикстинской капеллы

Однако позднее папа Павел IV увидел эту потрясающую картину по-иному и счел наготу фигур «сущим Вавилоном». Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Вот что значит гений. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.

Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.

Знаменитый потолок 
Сикстинской капеллы

Знаменитый потолок Сикстинской капеллы

Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Некоторые теоретики думают, что художник изобразил безошибочную схему человеческого мозга, сформированную окружающими Бога ангелами. 7. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти.

На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства.

Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя.

Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Поза, мол, у них слишком неприличная. Медикам известно, что у мужчин левое яичко часто опущено несколько ниже, чем правое, – что хорошо видно при осмотре мошонки: именно так яички подвешены на семенных канатиках. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.

На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие.

Где находится Сикстинская 
капелла в Риме: 
адрес и экскурсии

Где находится Сикстинская капелла в Риме: адрес и экскурсии

По периметру часовни стоят каменные скамьи. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»).

Он больше похож на Геракла или Аполлона. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте.

Снизу их не видно из-за выступов карниза. Карафа был патологически жесток. Тем более что этот храм — далеко не единственная достопримечательность Ватикана, в рамках одной экскурсии можно увидеть все его музеи и, конечно же, Собор Святого Петра.

Здание Сикстинской 
капеллы– шедевр 
живописи

Здание Сикстинской капеллы– шедевр живописи

Место конклава. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера. Микеланджело, досконально знавший анатомию именно так изображает мошонку у скульптур Давид и Воскресший Христос. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта.