Скульптор Рабочий И Колхозница
Скульптура «Рабочий и колхозница»
Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга.
К тому же в паре титан – нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Скоро его привезут в столицу и начнётся завершающая стадия восстановления. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3.
Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233. Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Это, кроме того, – размышляла Вера Игнатьевна, – лишит меня возможности проверить все ракурсы и сокращения хотя бы в одну пятую натуральной величины.
Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»
Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, – из углеродистых сталей. Вера Игнатьевна Мухина в последствии вспоминала свои сомнения относительно предложенного материала: «Сталь как скульптурный материал до сих пор не применялась, неведомы были ее пластические качества.
Консультировавший их профессор Н. С. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям – то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки.
И не зря. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Это, пожалуй, единственный случай в работе по реставрации монумента, когда ВИАМ рекомендовал воспользоваться импортным материалом. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад.
История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»
Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы. Профессор П. Н.
Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду».
Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян.
80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике
А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Нужно было придумать что-то другое.
Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Троцкого. Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение».
Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве
Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ». Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. И тут так было.
Внутри – выставочные и лекционные залы, внизу – автомобильные паркинги. А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». Он был понятен каждому и волновал всех.
А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Все сомнения отпали сами собой.
Получилось. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту.
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Горького. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа.
«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница
По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан.
Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29.
Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. «Ее все время просили отказаться от этого шарфа.
Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»
Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). - Докажете от противного. Н. П. Мельникова. м, три зала отводились для временных выставок. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол.
На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств.
Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры.
Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». Монумент перестаёт быть авторской работой. Скоро мы всё это увидим сами. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526.
Статую поделили на 44 части. Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Самый представительный член комиссии – В. М. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке).
На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.
Скульптура "Рабочий и колхозница"
Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там.
Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». По мере того как статуя росла и одевалась оболочкой, она производила все большее впечатление как на друзей, так и на врагов.
Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее.
Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Тоннель надо перекрыть так, чтобы это перекрытие стало полом павильона и на нем воздвигнуть стены, не трогая окаймляющих путепровод платанов. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. В 1950-е гг. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н.
На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница».
Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам.
Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»
Да и бог с ней, чем бы она там не занималась. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Не стекает, не капает, не расползается.
Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака. Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу.
И придумали. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали.
Даже критики отмечали общую выразительность скульптуры, тогда как сама Мухина неоднократно высказывалась, что не была полностью довольна работой из-за очень сжатых сроков36. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, – это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу». А что сделал Шадр, ее друг. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Для сборки на месте в Париж направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики.
Столь же высокая коррозионная устойчивость. Все материалы для него везли из Германии. Методы «неразрушающего контроля» – оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру – существуют давно. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины.
Как реставрировали «Рабочего и колхозницу» на ВВЦ (ФОТО)
В 1979 году скульптуру реставрировали. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. После ее окончания строительство не возобновлялось. Заместитель председателя Совнаркома Е. К.
Орел против серпа с молотом. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи.
Статуя становится неотрывной от ее основания. Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ.
В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Кстати, без малейшей патетики. При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры.
И не зря — один из тросов оказался подпиленным. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. Иофану. В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ.
Основной несущий каркас статуи представляет собой клепанную конструкцию из толстых листов малоуглеродистой стали. Никто и не возражал – все были согласны, только денег не давали. Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа.
Германия против СССР. Не потому, что Каблов их начальник.
Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. Проектирование было поручено Б. М. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6.
Скульптура Рабочий и колхозница
Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил абсолютно по-разному. А вот остальные этажи пока используются нерачительно под случайные экспонаты и маленькие временные выставки. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н.
Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. Наносить её можно губкой, щёткой – как угодно, на конечный результат это не влияет. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года.
Для начала работы на заводе предполагалось получить от скульпторов шестиметровую модель и по ней производить увеличение. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников14. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.
А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. К тому же, она не согласна с пропорциями группы по отношению к зданию – она убеждена теперь, что общий размер статуи придется значительно изменить.
Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически.
Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном.
Снаружи-то этого не видно. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца. Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы.
В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры.
В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки. Один из тросов оказался подпиленным. Шпеер против Иофана с Мухиной. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз.
Рабочий и колхозница вышли на пенсию
Скульптору больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит церетелевский Петр I. Предлагала обладательница Сталинской премии и смотровую площадку на Воробьевых горах. Место было выбрано, прямо скажем, неудачное. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели.
Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения».
В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Куда девать все это добро, сначала было непонятно. И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз.
Адрес монумента «Рабочий и колхозница»
Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20.
Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились абсолютно одинаково – светом увлечённых своим делом творцов. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами.
Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича.
Тогда была проведена очередная реставрация памятника, продлившаяся на четыре года дольше из-за финансовых трудностей. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. Однако монумент решили вернуть в СССР.
Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь.
Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»
Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден.
Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям.
И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова.
Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора». Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого.
Рабочий и колхозница – история создания
Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Вторым этапом реконструкции стала очистка. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.
Аврал – с утра до ночи. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт.
С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. Самый известный его проект, как ни парадоксально, не был реализован: это дворец Советов в Москве, – гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс.
Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было.
Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. На сей раз Моссовет принял решение о переносе статуи и подготовке более высокого постамента. Антонов резко возражал против шарфа.
Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Львова. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг.
Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»
Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются». Самой большой мечтой В. И. Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали.
Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах.
Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»
Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. По завершении разборки из-за подозрения в хищениях проект заморозили, после многочисленных проверок работы возобновили только в 2007-м. Обласканная Сталинскими премиями, правительственными наградами и почётными званиями, Вера Мухина ни разу не имела персональной выставки. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз.
Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15. 31 декабря 2008 года правительство Москвы объявило новый конкурс на проведение реставрации с максимальной суммой контракта в 2, 395млн рублей7. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. Заслуга в том московских властей и лично мэра Ю. М. Лужкова не подлежит никакому сомнению, хотя по законам российского свободного рынка конкурс-тендер на право реконструкции скульптуры выиграла фирма, до того занимавшаяся лишь проектированием канализационных коллекторов. Львов, скульпторы З. Г. Впрочем, были и критические отзывы.
«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи
Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Удивительна её судьба.
Андреева. Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827.
Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Всё как всегда. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Иофану.
Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги. Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской.
Иванова и Н. Г. Наконец спросили: «А что думает автор. Для воплощения замысла устраивалсязакрытый конкурс среди самых известных скульпторов тех времен.
После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Таким образом, то, от чего так и не смог избавиться Иофан в проекте Дворца Советов, повторилось в Париже: получился гигантский увеличенный памятник. Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга».
Если смотреть на женскую фигуру в профиль, то ее движение стало стремительным, легким, воодушевленным и сильным, как смелый порыв к большой жизни. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. Ничто не должно надоедать, повторяться при обходе вокруг статуи, каждый аспект должен быть пластически завершенным, декоративно интересным и вместе с тем вносить новое содержание в образную выразительность единого целого. В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Однако к ее мнению не прислушались.
Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса.
Где сейчас «Рабочий и колхозница»
Чтобы очистить элементы статуи от коррозии использовали созданную в ВИАМе пасту. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. За свою яркую и насыщенную жизнь Вера Мухина создала немалое количество художественных творений, среди которых картины, скульптуры изделия из стекла. За эту работу он был удостоен ордена «Ленина». «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году.
Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы». Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали.
После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит.
Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты. Сварочные машины П. Н. Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия – высокотемпературный. Снова было не до того.
Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. С января по август 1939 года в столице шла пересборка скульптуры: на этот раз для облицовки использовали более толстые листы стали в 2мм. Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения.
Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница».
- Скульптура Рабочий и Колхозница
- Как реставрировали памятник Рабочий и Колхозница
- Исторические факты возникновения
- Рядом расположены достопримечательности
- Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан
Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Главное – воссоздание монумента началось. Через два месяца состоялся показ.
Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм». Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. Титан – замечательный материал, коррозия и титан – понятия несовместные. Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек.
За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла. Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ). При этом нарушений закона в ней не обнаружили. Но с течением времени ситуация изменилась.
- Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
- Международная выставка 1937 года
- Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы
- Этапы возведения памятника – трудности и достижения
- Где установлен знаменитый советский памятник
Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. «Павильоны СССР и Германии стояли на одной оси, были самыми большими на выставке и одинаковыми по форме, немецкий павильон был выше советского, – рассказывает Аредов. Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет.
Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур.
Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. Ведущим научным учреждением проекта – Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). В итоге П. Н.
- Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
- Второе рождение монументального памятника
- Войдите, чтобы добавить комментарий
- Битва идей на всемирной выставке в Париже в1937
- Словари и энциклопедии на Академике
- Самое интересное в виде мозаики
Однако главная имперская птаха выглядела столь миниатюрно по сравнению с парой гигантских советских трудяг, что воспринималась едва ли не комично. Но перед этим статую нужно было как следует помыть. Они все – единомышленники.
Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы.
Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ». У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего – уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер).
Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана.
Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Архитектор стоял на своем. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану.
Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. В. А. Кучеренко.
А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра.
Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н. Его сотрудники с ним согласны.
Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Но другого выхода не было. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно».
Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок.