Скульптура Рабочий И
Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»
Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Он был понятен каждому и волновал всех. Когда выставка закрылась, во Франции появилось желание оставить монумент в Париже и даже был поставлен вопрос о сборе средств для его выкупа у советского правительства. Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930.
Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. На скульптуру был объявлен конкурс и его выиграла скульптор В. И. Мухина.
Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»
Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. Один из тросов оказался подпиленным. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня.
В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака.
В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. После ее окончания строительство не возобновлялось. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян.
В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться.
В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". А как все начиналось. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле.
Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо.
История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»
Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах.
Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения».
(Это он спроектировал знаменитый ДОПР – дом правительства на набережной, в котором жили почти все персонажи советских учебников истории. ) А в закрытом конкурсе на создание скульптурной группы победила Вера Мухина. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Хмыкнул в усы. Под руководством Церковникова был рассчитан и спроектирован новый тройной каркас: он делится на несущий, промежуточный и конструктивный, который связывает оболочку и несущий каркас. Сварочные машины П. Н. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д.
Иофану. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются». Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона.
Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»
Антонов резко возражал против шарфа. Чтобы довезти его до Парижа, памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту.
Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол.
Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»
В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. Получилось. В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально.
В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». Все материалы для него везли из Германии. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек.
Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н. Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина. Впрочем, были и критические отзывы. Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ).
Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
Орел против серпа с молотом. Кто-то из русских эмигрантов заметил, что подрезаны стропы. Самой большой мечтой В. И.
Наконец спросили: «А что думает автор. Беларусь-Россия – 34 (758)Я тоже повелся на легенду, ставшую классической. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15.
В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью».
Тем временем, площадь у Северного входа ВДНХ, на которой монумент пребывал с 1938 года, скоро претерпит кардинальные изменения — исчезнет знаменитый Монреальский павильон, символизирующий влетающий в небо ТУ-144, вместо него появится крупный многофункциональный центр. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было.
Развернулся. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла.
Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»
Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки.
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения.
- Скульптура «Рабочий и колхозница»
- 80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике
- Скульптура "Рабочий и колхозница"
- Скульптура Рабочий и Колхозница
- Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве
- Как реставрировали памятник Рабочий и Колхозница
- «Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница
- Ребочий и колхозница Мухиной в Париже
Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. Однако к ее мнению не прислушались. А вдруг. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части.
Иофану. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Таким образом, то, от чего так и не смог избавиться Иофан в проекте Дворца Советов, повторилось в Париже: получился гигантский увеличенный памятник. Для начала работы на опытном заводе ЦНИИТМАШ предполагалось получить от скульпторов шестиметровую модель и по ней производить увеличение.
Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника—советского павильона. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной.
Архитектор стоял на своем. Наконец спросили: А что думает автор. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960.
Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Его визитной карточкой. «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.
- «Рабочий и колхозница»: возвышение титанов
- Мир, труд, май: как Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу»
- Скульптура «Рабочий и колхозница» – памятник монументального искусства
- Рабочий и колхозница вышли на пенсию
- Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан
Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя.
В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). За эту работу он был удостоен ордена «Ленина». После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв.
- Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
- Международная выставка 1937 года
- Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы
- Исторические факты возникновения
- Адрес монумента «Рабочий и колхозница»
- Рабочий и колхозница – история создания
- Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»
- Рядом расположены достопримечательности
Вторым этапом реконструкции стала очистка. В итоге П. Н. Вождю фарами осветили колхозницу. Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы».
Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская».
Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа.
В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233. Германия против СССР. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.
- Этапы возведения памятника – трудности и достижения
- Где установлен знаменитый советский памятник
- «Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи
- Второе рождение монументального памятника
- Битва идей на всемирной выставке в Париже в1937
- Словари и энциклопедии на Академике
- Войдите, чтобы добавить комментарий
По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. В 1979 году скульптуру реставрировали. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств.
И уехал на ближнюю дачу. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти.
- Последние добавленные фотографии
- Самые просматриваемые фотографии
- В Воронежской районы нашли редкий скифский меч
- Дмитрий Михайлович Боброк Волынский
- Сидит немецкий офицер в штабе изучает данные радиоперехвата, рассуждает
- Кастер: Заключительная тайна / : (2018)
Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами6. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс.
Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. Величественный памятник героям Сталинградской битвы работы скульптора Евгения Вучетича возвышается на Мамаевом кургане в Волгограде. Сталину не повезло, а мне повезет. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм».
- Мемуары Николая Данилевского обрываются словами
- Кому относится фраза «все мы вышли из
- Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей
Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. Петр Николаевич Львов не только убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, но и предложил соединить детали не с помощью заклепок, а путем точечной сварки.
Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Проектирование было поручено Б. М.
Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра. «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании.
Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Подобные самолеты в дальнейшем заменили аэропланы с легкой, но недостаточно прочной алюминиевой обшивкой».
Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. Конкурс на проект павильона выиграл архитектор Борис Иофан. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ».
Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541.
Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. м, три зала отводились для временных выставок.
Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения.
Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Львова. Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день.
Фото: Виктор Васенин/РГ Со всех возможных ракурсов вглядывался в складки сарафана колхозницы (на меня даже обратил внимание охранник), но (хоть убей. ) так и не разглядел профиль Льва Троцкого. В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. И не зря — один из тросов оказался подпиленным.
Иванова и Н. Г. При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности. » Чтобы ответить на этот вопрос инженеры опытного завода ЦНИИТМАШ по поручению П. Н.
Кроме вскинутой вверх правой руки с серпом и согнутой в колене правой ноги, обтянутой юбкой, – все остальное пронизано движением летящих форм. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. Профессор П. Н. Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности.
ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1950-е гг.
Но другого выхода не было. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20.
Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Она лепит женщину в русском сарафане, лиф которого, открывая шею и плечи, плотно облегает торс, а широкая юбка, стянутая в талии, образует затем вихрь крупных складок.
Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников14. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Ее шею, плечи, грудь, талию, крепкие ноги.
Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827.
Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Самый известный его проект, как ни парадоксально, не был реализован: это дворец Советов в Москве, – гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526.
Даже критики отмечали общую выразительность скульптуры, тогда как сама Мухина неоднократно высказывалась, что не была полностью довольна работой из-за очень сжатых сроков36. Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. Она полюбила сталь как отличный пластический материал, ее волновал отсвет сварки и все то, что ее раньше пугало, стало близким и понятным.
Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Куда девать все это добро, сначала было непонятно.
Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ». И не зря. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины.
Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Пыхнул трубкой. Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. Товарные знаки от государственного патентного бюро были выданы 20 ноября 1975 года и 28 августа 1989 года, срок их действия истёк 10 октября 2005 и 5 апреля 2009 года соответственно57.
Статуя становится неотрывной от ее основания. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу".
Она была установлена у входа в городскую гавань и разрушилась от землетрясения всего через 56 лет после постройки. Но с течением времени ситуация изменилась.
Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной.
С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.
Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек.
Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Самый представительный член комиссии – В. М. Тогда сами эмигранты вызвались охранять монумент днем и ночью. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников.
Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты.
Однако монумент решили вернуть в СССР. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. В своих воспоминаниях опериоде работы на заводе Вера Игнатьевна писала: «Надо признать, что гибкость ощущения пластической формы у рабочих была на высоте впервые здесь, когда искусство пришло на завод, пришлось рабочим столкнуться с необычайным для них восприятием предмета.
Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Скульптурную композицию высоко оценивают не только профессионалы всех поколений, ее искренне полюбили простые люди. Дело исторической важности. Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ.
Ничто не должно надоедать, повторяться при обходе вокруг статуи, каждый аспект должен быть пластически завершенным, декоративно интересным и вместе с тем вносить новое содержание в образную выразительность единого целого. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга».
Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы». Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану.
И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры. Однако строительство прервала Великая Отечественная война.
Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора». Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню».
Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Особенно интересным стал момент монтажа самой спорной детали композиции – летящего по воздуху шарфа, вырывающегося между двух фигур, в виде огромной дуги, схваченной за край сильной женской рукой.
Троцкого. Антонов резко возражал против шарфа. В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели.
При малейшем усилии они могли лопнуть. И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. Складки платья, в которых запутался ветер. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры.
Но мало кто знает о существовании музея в его постаменте. А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов. Шпеер против Иофана с Мухиной.
Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность.
Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден. Все сомнения отпали сами собой. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи.
В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Статую поделили на 44 части. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.
Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для "Мосфильма" уменьшенную модель своих "Рабочего и колхозницы". Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. (Писатель, член русского Пен-клуба Анатолий Королев остроумно назвал это "монументальной рифмой" двух павильонов. ) Во время монтажа монумента была попытка диверсии. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду».
После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Львов, скульпторы З. Г. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал».
«Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь.
- Докажете от противного. Выполненная из гипса, скульптура перешла в собственность студии 29 мая 1951 года – она получила право использовать её объёмное изображение на заставке к своим лентам. При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. Однако самым удивительным числовым значением была толщина стали – полмиллиметра – тоньше, чем человеческая кожа. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз.
» Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. А что сделал Шадр, ее друг.
Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Консультировавший их профессор Н. С.
Возникло некоторое напряжение, но сроки поджимали и нужно было как можно быстрее приступать к подготовке модели для отливки скульптуры. Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Архитектурная перспектива, выполненная на большом листе ватмана цветной акварелью, рисовала образ павильона, длинного и узкого, похожего на гигантский корабль, на вознесенном носу которого поставлена гигантская статуя. Памятник узнаваем всеми – он давно стал эмблемой киностудии "Мосфильм". Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали.
Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Потом в помощь им наняли французских рабочих. 31 декабря 2008 года правительство Москвы объявило новый конкурс на проведение реставрации с максимальной суммой контракта в 2, 395млн рублей7. При этом нарушений закона в ней не обнаружили.
Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. Горького. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763.
Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им.
Специалисты ЦНИИПСК имени Мельникова заново проводили расчёты и проектирование каркаса— исходная документация не сохранилась, кроме того, материалы нового поколения отличаются по свойствам от оригинальных3850. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Андреева.
Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь.
Только в 1975 году по решению Московского совета депутатов скульптуру было решено установить на высокий павильон, спроектировать который поручили Борису Иофану. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ.
Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя.