Скульптуры Родена В Эрмитаже

Очень давно влюбилась в скульптуры Огюста Родена, впервые увидела в Эрмитаже.

Французские скульпторы в коллекции Эрмитажа — Огюст Роден и Эмиль Антуан Бурдель

Роден в старости стал падок на женскую красоту. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. Оценка Родена менялась с течением времени.

Герои Родена охвачены сильными эмоциями— любовью, болью, отчаянием и Роден добивался убедительного отображения этих состояний, не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам, к тому моменту ставшим своего рода скульптурными клише. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24.

В настоящее время существует три музея, которые посвящены творчеству великого скульптора. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Это было.

Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6. Модели могли свободно ходить по мастерской, менять позу, поворачивать голову. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи.

На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена.

Скульптура Огюста 
Родена «Вечная весна»

Скульптура Огюста Родена «Вечная весна»

Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Для своих 186 персонажей «Врат ада» скульптор черпал вдохновение в «Божественной комедии» Данте, «Страшном суде» Микеланджело, флорентийском баптистерии Лоренцо Гиберти, «Цветах зла» Бодлера. Героями его пластических шедевров могли стать и отважные воины и мудрые философы и отчаянные любовники.

Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. Их сердца призывают идти вперед, а ноги отказываются идти. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Проведенное недавно исследование терракотовых фигурок и гипсовых форм из экспрессивной серии «Танцевальные движения», к которой Роден приступил в 70 лет, показало, что туловища и конечности двух скульптур известных как «Альфа» и «Бета» использованы и в других фигурах, стоящих в неестественных, «крылатых» позах.

Произведение называлось «Раненый воин» (в руке человек держал копье). Все это заключено в творении Родена, – писал о произведении Райнер Мария Рильке. Мастер применил особый способ обработки камня: он обобщил форму, не до конца выбирая мрамор в углублениях. В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства— заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Изображенная скульптором девушка юна и прекрасна. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.

Тела ее героев поражают реалистичностью и совершенством форм. В результате он сделал две скульптуры: Шагающий (эскиз без головы, 1877) и Иоанн Креститель (1878). Так ему удавалось делать невозможное — вдыхать в мраморные фигуры жизнь. Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века.

Скульптуры Огюста 
Родена – главные 
шедевры

Скульптуры Огюста Родена – главные шедевры

А встреча влюбленных в «Вечной весне» сразу рождает другое чувство – лирическую взволнованность и ощущение счастья. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней» Родена. Изначально скульптура Евы была задумана как пара Адаму — статуи первых грешников должны были обрамлять «Врата ада», представляющие собой портал Музея декоративного искусства в Париже. Ей все равно, одобрят ли ее выбор окружающие.

В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того.

Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Трагическую сущность любви Ромео и Джульетты мы ощущаем еще до того, как узнаем название скульптуры.

скульптура родена 
вечная весна в эрмитаже

скульптура родена вечная весна в эрмитаже

В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Статуя, ставшая впоследствии столь знаменитой, не произвела на жюри впечатления и не вошла даже в предварительный премиальный список. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. Новизна утверждаемых Роденом принципов вызвала бурную реакцию и нападки критиков, в частности, несправедливые обвинения в снятии слепка с натурщика (муляж).

Они все еще пытаются понять, найдут ли в себе силы принести высшую жертву. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Полный билет, дающий допуск ко всем сокровищам, обойдется в 9 евро. Сейчас каждое из произведений безоговорочно признано шедевром мирового искусства.

Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). Работам Огюста Родена посвящены три музея.

Огюст Роден собирал 
скульптуры из готовых 
конечностей

Огюст Роден собирал скульптуры из готовых конечностей

Таково изваяние Евы, первоначально предназначавшееся для Адских врат. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. В 1887 году критики переименовали скульптуру. Герои его произведений охвачены сильными эмоциями – любовью, болью, отчаянием.

Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113.

Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Вечная весна, как и другие группы, предназначенные для включения в общую композицию, стала самостоятельным произведением и была повторена автором. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Применяя едва уловимые повышения и понижения поверхности мрамора, мастер создает дополнительную игру бликов света, подчеркивая динамику и «живописность» образов.

Огюст Роден: скульптуры, 
их фото и описание

Огюст Роден: скульптуры их фото и описание

Скидки предназначены для молодежи от 18 до 25 лет – 7 евро (если вы приехали из страны, которая не входит в ЕС). Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. Кроме того, Роден много работал с фотографиями.

Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий.

Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. Райнер Мария Рильке, некоторое время бывший секретарем Огюста Родена, писал о «Еве»: «Однако и жест стоящего развивается дальше, замыкается, свертывается, точно горящая бумага, становится сильнее, независимее, взволнованнее. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51. Сотворенные волшебными руками скульптора мраморные фигуры наполнены жизнью и движением.

Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23.

Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Еще три скульптуры купил музей дОрсе.

«Ева», «Вечная весна» 
и «Граждане Кале»: 
наследие Родена

«Ева», «Вечная весна» и «Граждане Кале»: наследие Родена на майских торгах

По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40. Многие более поздние работы Родена – «Вечная весна», «Поэт и муза», «Амур и Психея», «Ромео и Джульетта» – в чем-то перекликаются с живописью импрессионистов.

Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). С середины 1880-х годов характерной чертой его творчества стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: выплывавшие из мраморных глыб фигуры словно олицетворяли собой метафизический процесс рождения формы из аморфной материи. Каждой своей работой мастер приводил в трепет и удивление своих современников. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом.

Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»).

Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре.

В чем секрет динамичности произведений Родена. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. В 1866 году у пары родился сын Огюст.

С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека.

Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829. Она полулежит на руке избранника и с готовностью отвечает поцелуем на его поцелуй. Голова глубоко погружается во мрак рук, стиснутых на груди, как от холода. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. Их красивые обнаженные тела вовсе не выглядят застывшими. Ее героями являются девушка и мужчина, слившиеся в страстном поцелуе.

Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Несмотря на то что композиция насквозь пронизана эротизмом, она не выглядит вызывающе. В Эрмитаже представлено искусство крупнейшего скульптора второй половины XIX – начала XX века Огюста Родена (1840–1917). Это музеи во Франции — в Отель Бирон и в Мёдоне (в одном городе он жил, другом городе похоронен), а также музей в Филадельфии.

После рабочего дня Роден изготавливал для Каррье-Беллёз статуэтки, которые тот под своим именем отливал в бронзе и выставлял на продажу10. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. В коллекции, включающей одиннадцать произведений имеются также исполненные Роденом в мраморе «Портрет В. С. Елисеевой» в бронзе – «Человек со сломанным носом» и «Грешница» в гипсе – «Портрет японской танцовщицы Ханако». В последние годы он получал заказы от самых богатых людей Франции.

Сообщество «Волшебная сила искусства»

В одной из очень известных ранних работ – в «Бронзовом веке» – мастер, отказавшись от условностей и идеализации академизма, трактует тело человека с небывалым до того во Франции реализмом. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14.

Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название – Бронзовый век.

Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался. По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Среди самых известных — роденовский «Поцелуй», вдохновленный историей Паоло и Франчески и «Мыслитель», задуманный как портрет Данте. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. Это требование было исполнено.

Попытки французов прорвать блокаду провалились. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65.

И такой является она в творении Родена. И она тоже по-своему развивалась. Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года.

Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63.

Вечный идол: 15 
шедевров Огюста 
Родена

Вечный идол: 15 шедевров Огюста Родена

Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. В 1880 году Роден выставил Иоанна Крестителя в Салоне и получил за него третью премию. На следующий год он изменил смысл работы таким образом, чтобы салонная публика увидела в ней не страдание человека, а его пробуждение.

Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние – имя ему сила. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153.

Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43.

Молодые люди из Европы получают бесплатный билет. Внутренняя духовная сущность модели передана в самой позе, в мимике напряженного лица. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Сюжет скульптуры переносит зрителя в лес или парк, где под большим деревом слились в едином страстном порыве обнаженные мужчина и женщина.

ВПетропавловской 
крепости выставят 
скульптуры Огюста

ВПетропавловской крепости выставят скульптуры Огюста Родена

Альбом разошёлся мгновенно45. Если в молодости наброски с моделями ню давались ему тяжело, то с течением времени он научился создавать рисунки моментально, не отрывая глаз от модели, а карандаша от бумаги и запечатлевая на бумаге пойманный им момент движения. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15. Мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он сделал слепок с тела натурщика, но вскоре, поддержанный многими деятелями искусства, он был оправдан.

Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Третья копия находится в Копенгагене.

Столетие смерти 
Родена отметят в 
крупнейших музеях

Столетие смерти Родена отметят в крупнейших музеях США

Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию.