Смерть Помпеи Картина
Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Самая сложная задача Карла Брюллова заключалась в следующем — показать, что перед лицом смерти люди в древнем городе Помпеи оставались людьми, думали о своих ближних, чувства любви, заботы и сострадания не покинули героев картины.
Описание картины «Последний день Помпеи»
Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Вулкан Помпеи обрек город на верную гибель. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Водоснабжение Помпей осуществлялось при помощи акведука.
/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. На картине вам не удастся найти главного героя. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты.
Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137.
Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
Каждому человеку при рождении даруется свобода. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой.
Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.
Но кому именно они молятся. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых.
Описание картины Ивана Айвазовского «Гибель Помпеи»
Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего.
С одной стороны— рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой— мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь4. За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге, чтобы совершенствовать мастерство.
Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Это действующий вулкан, расположенный в 15-ти километрах от Неаполя. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Картина принесла Брюллову мировую известность. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). Они заглушают его своею красотою».
3176). Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались.
«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города
Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Все полотно состоит из нескольких эпизодов, гармонично вписанных в панораму гибнущего города.
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.
Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. А где, как ни в Италии этим заниматься. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием».
Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел «Последнего дня Помпеи». Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Однако на местных жителях это никак не отразилось.
Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Весь город стекался дивиться ей»9. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Не менее восторженный прием встречает «Последний день Помпеи» и в России.
В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Кажется, что кроме гибели они больше ничего уже не ждут, глядя на страшенные небеса. Россия торжествовала.
Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. 24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Упавших затаптывали идущие следом. На каждом этаже постройки располагалось минимум по пять комнат. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе.
Сохранились многие рисунки извержений разных веков. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины.
Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Но были третьи – зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание.
Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Жених уносит бесчувственную невесту. Но что насчет простого люда.
По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Но остерегайся своего самомнения. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14.
Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. Только к осени 1833 года работа была завершена75. Казалось, что город скрылся с лица земли.
Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.
«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. и 80х80 см.
Наброски картины «Гибель Помпеи»
Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. Искусствоведы полагают, что именно она дала Брюллову импульс для создания первых эскизов и поиска основных фигур будущего полотна62.
Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Вероятно, что до гибели Помпей, в поселении появились и мародеры. В городе до наступления последнего дня Помпеи проживало около двадцати тысяч человек. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Россия торжествовала.
Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Немощная мать – убеждает сына не обременять себя, а отец семейства последним в жизни движением пытается укрыть своих близких. Трубы, проведенные к фонтанам, делались из свинца, что естественно отражалось на качестве воды, как следствие и на здоровье людей, на продолжительность их жизни. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Они заглушают его своею красотою»175.
Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. А через сто с лишним лет восстановление этого же водовода и привёло к открытию Помпей. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Жених уносит бесчувственную невесту. В свою очередь на улице было просто невозможно находиться.
По официальной версии, Помпеи, как и Геркуланум, были открыты миру практически случайно в 1748 году при восстановлении водоснабжения порохового завода, мельницы которого приводились в движение водой, поступающей по каналу из реки Сарно. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще).
Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»
Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы.
Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. На полотне художник изобразил, как юный Плиний уговаривает свою обессилевшую мать попытаться спастись вместе с ним, а если же суждено умереть, то погибнуть вместе.
Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. На такую массу людей приходилось всего сорок жриц любви. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Виноват в ней Везувий. В недрах Везувия стремительно нарастало давление. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике.
Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.
Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Среди погибших от извержения был Плиний Старший из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии. Ж-5081)161162. «Художник, развившийся в Петербурге, — замечает А. И. Герцен под сильнейшим впечатлением картины, — избрал для кисти своей странный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в «Помпее» — это вдохновение Петербурга Внутренняя связь эпизода из древней истории с гнетущим бытием современной николаевской России ощущалась слишком очевидно. Пепел, плывущий по воздуху, при попадании в легкие превращался в цемент.
В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Уже к 4 часам дня на улице стало темно, словно ночью.
Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Из них приблизительно половина мужчины, плюс приезжие. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше.
По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Лишь в шестьдесят третьем году он пробудился. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Выйдя за город, мы останавливаемся. Неизвестно, когда и каким будет следующее.
Помпеи окончательно и бесповоротно утратили даже свою формальную свободу. Но, во-первых, о подобной находке сам Доменико Фонтана нигде не упоминал, а во-вторых, двухкилометровый туннель нельзя построить в вулканическом грунте без принудительной вентиляции горной выработки. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города.
Описание картины Последний день Помпеи
Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Слухи об извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог, бросились в Неаполь — поглядеть на диковинное зрелище.
В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Хотя на голову старика падает тень, об охватившем его ужасе весьма выразительно свидетельствует жест поднятой руки с раздвинутыми пальцами, который восполняет отсутствие мимики его лица133. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Мать стремится укрыть детей. Художник и молодая женщина с кувшином на голове относятся к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127.
При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. По некоторым данным, в результате этого извержения в Помпеях погибло около двух тысяч человек29. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.
Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.
По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи».
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
- «Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
- Картина «Последний день Помпеи»: описание
- История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. В этом Гоголь видел главную идею картины. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». 7. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.
в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. А в марте 1944-го произошло последнее на сегодняшний день извержение. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Мы уже рассказали о том, как вода проникала в дома богатых горожан.
Однако, было одно важное но. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Вместо подобных конструкций мы видим обыкновенные городские колодцы. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119.
- Гибель Помпеи, погрязшего в разврате (5 фото)
- Последний день Помпеи Карла Брюллова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Последний день Помпеи: хроника событий
- 7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Их Горожан использовали на службе в армии, причем без права получения римского гражданства.
Обделяли их также и в материальных вопросах, касающихся прав на государственные земли. В Помпеи живительная влага попадала из чистейших горных источников. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.
Он посещает раскопки. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.
- Картина Брюллова «Последний день Помпеи»
- Последний день Помпеи – математика и искусство
- На стыке классицизма иромантизма
- Где находится «Последний день Помпеи»
- Брюллов-театральный постановщик
Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. От своего брата Александра он уже не раз слышал о Помпее. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.
Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток, неизбежная дань художника рутинному прошлому.
3175)156. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102.
Страшная трагедия наступила за считанные секунды – дома рушились на голову жителей, а метровые слои вулканических осадков покрывали всех без исключения. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. К счастью, они спасаются. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова.
- Самое интересное в виде мозаики
- Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
- Коллекция Государственного Русского музея
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- 20 фотографий дурного вкуса Рианны, от которого и вам станет не по себе
- 20 фантастических свадебных платьев от сербского дизайнера, в которых мечтает выйти замуж каждая девушка
- До и после: Вот как выглядит армянская Барби, которую выгоняют из страны
ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости.
На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Римский сенат рассматривал такие города с потребительской точки зрения.
- «Выдала все позорные секреты подруги»: Подруга Меган Маркл показала, как она выглядела раньше
- Дэнни Трехо — актер, который уже в юности выглядел как старик
- Фото, которые можно увидеть только в этом посте
- Топ-7 шикарных мужчин из российских мелодрам
- 20 людей, которые в совершенстве постигли искусство делать крутые селфи
- Лучше б не видели: известные женщины показали фото без макияжа
- 13-летний Сын покойного Децла как две капли воды похож на отца
Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».
Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.
- 200-килограммовая американка зарабатывает деньги благодаря своему жиру
- 10 самых странных вещей изъятых службами безопасности аэропортов
- Без прикрас: какими звезды были 10 лет назад на самом деле
- 15 фото, доказывающих, что человеческой глупости нет предела
- 8 примеров того, как женщины становятся посмешищем
В то же время пыль, пепел и смог опадали на землю все активнее. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
- Они разыскиваются: фотороботы, составленные полицией для поимки преступников
- Жуткие фото из прошлого, от которых кровь стынет в жилах
- Фотоджоин — Информационный ресурс интересных историй
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Доминирующий цвет на картине – красный. Сравнивая Брюллова с его знаменитыми предшественниками, Гоголь писал: «Его фигуры, несмотря на ужас всеобщего события и своего положения, не вмещают в себе того дикого ужаса, наводящего содрогание, каким дышат суровые создания Микеля-Анжела. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.
Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46.
Яркое солнце заливало улицы города. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Редкий случай – общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», – Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.
В другом – тридцать четырех человек и с ними козу, которая, очевидно, пыталась, отчаянно звеня своим колокольчиком, найти спасение в мнимой прочности людского жилища. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью.
Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Строители Помпеи всегда делали небольшой уклон, чтобы вода бежала по нему. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах.
Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Кто мог их раскидать. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока – на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.
Критики дружно бранили Брюллова. И абсолютно справедливо один из учеников мастера замечает: «Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой». По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Археологами был найден даже лупанарий.
Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно.
Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины.
Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Так в древнем Риме назывались публичные дома для элиты и знати. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.
Воин в шлеме и мальчик несут больного старика младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Академия художеств сообщила Брюллову, что, хотя своими достижениями он заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.
К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.
Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Но говоря о «Последнем дне Помпеи» как о произведении, стяжавшем художнику самую громкую славу, чаще всего не анализируют при этом путей, которые привели к возникновению этой картины.
По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.
Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Три таких потока, следовавших один за другим, накрыли город Геркуланум, располагавшийся на берегу моря, в мгновение ока уничтожив всё живое. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.
В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. В контракте говорилось, что художник должен был закончить заказ к концу 1830 года. С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи».
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.
Я человек – Эб. Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной. Холм так и назывался – "Городище". Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.
Мать стремится укрыть детей. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. 27 октября 1834 года от чахотки умер младший брат Карла, начинающий художник, воспитанник Академии Иван Брюлло, которому было около 20 лет.
Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.
Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.
Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Его высота около 1280-ти метров.
Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.
Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Но не забывай о свободе своего разума. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.
Те люди, что бросив все, покинули город, в конце концов, остались в живых. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Однако этот союз между Римом и Помпеями являлся чистой формальностью. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.
Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. В своём рассказе Железнов приводил следующие слова Брюллова: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Этими мыслями он поделился с Демидовым. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников.
Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год. Пока не наступил последний день Помпеи жизнь в городе била кличем. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно.
В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Судьбе людей, живших в городе, не позавидуешь. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом.
Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Брюллов учился живописи в Италии. Из акведука она понемногу стекала в обширный резервуар. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061.
Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Его там просто нет. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Вспышки молний освещают лишь передний план.
Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Отзывы критиков ошеломляли.
Почти одновременно с амфитеатром Помпеи поострили Малый театр на полторы тысяч зрителей. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую.
В то же время Галина Леонтьева полагает, что в образе девушки с кувшином видны черты Юлии Самойловой86. Особенно оживленно велось строительство в последние несколько веков до трагедии. Эта картина не была памятником уходящему и отжившему художественному методу. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло.
Критики дружно бранили Брюллова. В Помпеях лупанарий был двухэтажным, каменным здания. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. Конечно, такая работа требовала много времени.
Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии.
М-7267. Г-176)160. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города.
Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.
В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.
Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.
В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.
Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Начиная с этого момента, Везувий периодически пробуждался с интервалом в 15-30 лет.
Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия. При этом в атмосферу выбрасывался газ и лилась лава. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.
Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Но откуда жителям древнего Рима могли об этом знать. На арене Помпеи (Рим), которая в длину достигала 135-ти метров, а в ширину 105-ти метров, устраивались гладиаторские сражения. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий.
Со дня своего образования Помпеи активно развивались. Вулкан безумствовал на протяжении приблизительно трех недель, вплоть до 28 апреля. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.
Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света.
Брюллов писал ее с восторгом, упоенно, забывая себя, сразу же по ее окончании получил такое широкое признание, какое только вообще когда-нибудь выпадало на долю художника при жизни. Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Художник вспоминал позже, как ужасное чувство, доселе неизвестное ему, закрадывалось в его душу, от одной только мысли, какой ужас постиг жителей этого некогда цветущего города. За век до этого древние зодчие Помпеи построили Большой театр на пять тысяч зрителей. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Работа вымотала художника и вскоре он заболел. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова).
Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).
Раскалённые газы и вулканический пепел с тройной силой рвались наружу. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Например, разрушения Содома или египетские казни. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.
Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту.
На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Я твоя свободная воля. Люди бессильны перед стихией. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Анны 3-й степени. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65.
Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи».
Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи.
Картина последнего дня Помпей вновь воплотилась в жизнь. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Главное для Брюллова, так же как и для древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением.
Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. У него совсем не такая толпа, как на улице. Оно способно погубить все твои старания.
Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Невероятно точные расчёты индейцев Майя, позволили, учитывая дату вашего рождения и сил влияющих на текущий день, составить гороскоп на каждый день именно для Вас. Девушка рядом несет светильник.
Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.
На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Последнее, 1944 года, было достаточно масштабным, в то время в Неаполе была американская армия, солдаты помогали во время катастрофы.
Следующее же крупное извержение началось 4 апреля 1906-го года. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В.
Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи из её виллы спастись можно было только морем. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.
За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».
Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Именно в этот момент застал художник своих героев.
Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Кстати бытует и абсолютно другое мнение. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний. Неподалёку от них стоит христианский священник. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце.
Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. 1827.
А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. И лишь немногим удалось спастись. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.
Этот большой лоток на опорах мог обеспечить свежей и чистой водой несколько тысяч человек. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.
Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.
Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.
Гоголь восторгается этим произведением. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.
В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Так произошло и с Помпеями, не желавшими оставаться в тени. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Но пока карета преодолевала долгие 240 км из Рима в Неаполь, Везувий перестал куриться и задремал Этот факт очень огорчил художника, ведь он мог стать свидетелем похожей катастрофы, увидеть ужас и зверство разгневанного Везувия своими глазами.
Он (К. Однако впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века. В Древнем Риме, а да этого в Греции, такие бани пользовались огромнейшей популярностью. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».
Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Однако позднее и туда проникали серные пары. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.
Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Они грабили брошенные усадьбы, виллы и лавки торговцев. Почему.
Извержение Везувия. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции».
Так, в эти столетия в Помпеи был возведён огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест. Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. 15734, также из собрания Остроухова)156157.
Существовало текстильное производство. Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121.
2. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.
К ним также были проведены трубы от резервуара. Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Теперь это трагическое происшествие постепенно вырисовывалось все яснее и сообщения о нем античных писателей облекались в плоть и кровь.
Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Многие ошибочно считали крыши домов самой надёжной защитой.