Сватовство Майора Картина Википедия
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
— стыд какой. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Подобных вопросов возникает множество. Это излюбленный приём Павла Федотова. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени – Свежий кавалер, Разборчивая невеста, Сватовство майора. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием.
чужой. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.
И здесь – важный момент. А седобородый батюшка-купец. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.
Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
В юности «забрили лоб». Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Только наверняка он «происхождения тёмного». Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. / Ой, стыд какой. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
А дальше можно предполагать. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. А там, если помните, никакого туалета.
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
5. Долгое время Сватовство майора считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.
Сватовство майора и шутовство художника
Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club".
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Был похоронен на Смоленском православном кладбище7 в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка1.
ассигнациями в месяц». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. А дальше можно предполагать.
Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Сын был гордостью и надеждой семьи. Откуда лента здесь взялась. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Невеста излишне жеманна и переигрывает с изображением скромности, ведь по её виду и наряду видно, что она далеко не скромница и тщательно подготовилась к этому событию.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры3. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.
Описание картины «Сватовство майора»
А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». В юности «забрили лоб».
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Жених уже стоит в дверях при полном параде. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1852, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
Картина Сватовство майора: описание картины
Браки по расчёту вообще самые крепкие. Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38. Ах, уж эта кулебяка. А дальше – ступеньки служебной лестницы: прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор. Ах, уж эта кулебяка. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
Сама идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
О знаменитой картине Сватовство майора
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37.
Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». И здесь – важный момент. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Все не столь однозначно с Купцом.
В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.
Описание картины Сватовство майора
Только наверняка он «происхождения тёмного». Для большего не хватало грамотности, связей. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле— правда, в кругу незнатных особ42. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Постепенно сюжет сложился. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Ах, уж эта кулебяка. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
"Сватовство майора" и шутовство художника
Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир – огромный, живой и настоящий. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.
Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.
А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х.
О знаменитой картине "Сватовство майора"
Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Видимо, в псалтырь.
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.
Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Служанки шушукаются. / По-старинному— в сизом платочке.
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- Самое интересное в виде мозаики
- Встреча в Туркмении с Крымскими горами
- Деда на Енисей везли в скотском вагоне
- Прощальная сказка для царской семьи
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
В ней борются противоречивые чувства. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Ж-4521)8910. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
И зачем. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.
Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Браки по расчёту вообще самые крепкие.
/ Никогда с ними я не бывала». Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
- Без году 40 или три по тринадцать
- Коллекция Государственного Русского музея
- Рядом расположены достопримечательности
- Мы рыдаем из-за того, что ты уже уходишь
Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Подобные браки случались тогда повсеместно. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
Для большего не хватало грамотности, связей. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг.
Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. А седобородый батюшка-купец. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Стерпится – слюбится.
Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.
Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
И зачем. Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». И зачем.
Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Кроме одного. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. 58, 375, 4. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).
Стерпится – слюбится. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. / Нет, в светлицу уйду. »46. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».