Сватовство Майора Стиль

Описание картины «Сватовство майора»

Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».

Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают». Вероятно она, как и всё в этом доме, куплена в лавке, но при этом с комичным пиететом вложена межу страниц священной книги.

Купчиха Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно и удерживает ее от псевдопобега. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого. Брак по расчету – типичный сюжет в искусстве ХXв. Только наверняка он «происхождения тёмного». Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. 5. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.

Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Посвящать всего себя изображению быта знати и купцов Федотов начал первым, первым же применил инновационный сатирический метод, не побоявшись ехидно шутить о непростом русском народе.

По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Стерпится – слюбится. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.

/ Нет, в светлицу уйду. »46. Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. чужой. Это излюбленный приём Павла Федотова. У него горделивая осанка, напыщенныйвид.

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».

А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

А вот если ты чином ниже – тут и дело подсудное и вообще грубейшее нарушение служебной этики. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея» : Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком Он знаком больше с армяком. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.

Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

А седобородый батюшка-купец. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.

Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети и он любил их, как любят детей. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Браки по расчёту вообще самые крепкие.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Постепенно сюжет сложился. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.

Видимо, в псалтырь. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня.

На ее лице читаются властность ирасчетливость. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. И зачем. А седобородый батюшка-купец.

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Ах, уж эта кулебяка. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.

Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы.

Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Что же вызвало такую бурную реакцию и так насмешило зрителей. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. 58, 375, 4.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

В ней борются противоречивые чувства. Для большего не хватало грамотности, связей. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.

В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. осталась незавершенной.

Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа32. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. А там, если помните, никакого туалета.

Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Сватовство майора, 1848 г. Картина Сватовство Майора стала визитной карточкой художника Павла Федотова, она принесла ему звание академика и всенародную популярность.

Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. А дальше можно предполагать.

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Подобных вопросов возникает множество. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.

Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. / По-старинному— в сизом платочке. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Вопрос спорный. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.

Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. И зачем. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ.

Ж-4521)8910. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус29. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.

Сватовство майора 
 (Смотрины в купеческом 
доме)

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.

Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Про нее писали вгазетах. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

  1. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  4. Рядом расположены достопримечательности
  5. Коллекция Государственного Русского музея
  6. Всё об интерьере для дома и квартиры
  7. Никогда не о чем не жалей, не оглядывайся в прошлое, не пытайся заглянуть в будущее, живи настоящим

Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, как относился к живым, знакомым ему людям – сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. В 1929 году она была передана в Днепропетровский художественный музей, в 1941 году экспонировалась на персональной выставке Федотова, проходившей в Государственном Русском музее в Ленинграде, а затем её следы потерялись1. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57.

Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Ах, уж эта кулебяка. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Что можно сказать про этого персонажа. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Рядом с купцом стоит сваха. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Откуда лента здесь взялась. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.

Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Количество просмотров за прошлую неделю
  • Без году 40 или три по тринадцать

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка.

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Сын был гордостью и надеждой семьи. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.

И зачем. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Как он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит: «Нараспашку принять – неучтиво. » Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет.

КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Подобные браки случались тогда повсеместно. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.

По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь. » Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». А персонажи были такими типичными и узнаваемыми, что это заставляло хохотать весь город.

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. И здесь – важный момент. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. — стыд какой.

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Для наиболее полного раскрытия сути своих персонажей художник придумывает такую ситуацию, при которой каждый герой находится в особых условиях, отдалённых от повседневного существования.

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.

Служанки шушукаются. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени.

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В юности «забрили лоб».

Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.

Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Понятно, что девушку воспитывали, учили инаряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгодусемье. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.

Образы сидельца и приживалки Федотов писал с завсегдатаев Толкучего и Андреевского рынков, а кухарку— с прислуги хорошо знакомого ему семейства Флугов54. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Ах, уж эта кулебяка. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника.

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания.

получали то, что хотели, становились счастливыми. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37.

И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему.

/ Никогда с ними я не бывала». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.

/ Ой, стыд какой. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Кроме одного.

В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Когда публика впервые увидела картину, успех был ошеломляющим. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. И зачем.

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1.