Теодор Жерико Автопортрет
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Её похвалил М. -Б. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Но при этом Жерико упорно и много работает. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
- Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца
- Основоположник романтизма во французской живописи Теодор Жерико
- Теодор Жерико: биография и картины
- Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
- Жерико ТеодорКартины и биография
- Картины — Жерико, Жан-Луи-Теодор
- «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Одного из погибших волной смывает в море. В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца.
- мои любимые книги «Сто великих художников»
- Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
- Жерико в художественной литературе
- Напишите отзыв о статье Жерико, Теодор
- Отрывок, характеризующий Жерико, Теодор
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Жерико известен и как прекрасный портретист. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Теодор Жерико: самые популярные картины (топ 12)
- Теодор Жерико – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Жерико Теодор ( ) – французский художник
- Значение слова Жерико Теодор в Большой Советской Энциклопедии
Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
- В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом Жерико Теодор
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Ему не спастись. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года».
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». У юноши две страсти: живопись и лошади.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр).
В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида. События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»).
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Там художник остался до середины 1815 года и вернулся к творчеству, начав перерабатывать полученные впечатления в новые картины.
Герена. Природа на полотне враждебна человеку. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Он рвался в атаку. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Полотно отметил и сам Давид13. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Сохранившиеся эскизы дают понять, что художник хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но позднее отказался от этого замысла.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. В Риме художник проводит целый год. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» ("Портрет лейтенанта Г. Дьедоне).
Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. 1817, Лувр, Париж). Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. В офицере Жерико воплотил свое поколение, которое выросло под грохот триумфальных побед французской армии. Лувр. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Её похвалил М. -Б. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Ему довелось сопровождать до границы Людовика XVIII, спасавшегося бегством во время Ста дней, после чего самому Жерико пришлось перебираться в Нормандию, притворившись крестьянином. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Французский художник и график. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико.
Скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной добиваясь драматизации образа, художник смело использует цветовые и световые эффекты, линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны. Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. Сюжетная картина с невероятным драматизмом и поражающим реализмом прославила его и сделала одним из родоначальников французского романтизма. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Работа хранится в Лувре, в Париже. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).
В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Настроение самого Жерико было противоречивым. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
чтобы умереть». Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Там картина вызвала большой интерес.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.
Жерико избрал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Это интриговало и притягивало взгляд. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма.
Жерико болезненно переживал критику. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Жерико удалось передать разные чувства своих героев — ужас, безмерное горе, радость и надежду на скорое избавление от страданий. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ).
Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Картина не получила ни первой, ни второй премии. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Этим определялась направленность его поисков»12. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину Отступление французов из России в 1812. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Много копирует в Лувре. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Полотно отметил и сам Давид14. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Пусть даже и за свой счет. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая — падения с лошади. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами.
Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Этим определялась направленность его поисков»13. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне.
После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.