Троица Икона Википедия

Загадка иконы «Пресвятая Троица»

Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г. ) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. Боковые стороны иконы проецируются на 5-ый уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы. В ней всё надмирно и всё духовно. В 1918 году под руководством графа Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы.

они были запрещены. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. Гиматий центрального ангела глубокого, насыщенного голубого тона.

«Троица» Рублева была написана им «в память Святителя Сергия» – для Троицкого собора, основанного святым монастыря. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Не случайно бытовые подробности сюжета опущены. В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего и раньше. Мнения высказываются самые разные.

Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников 24. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица».

Первое упоминание о Рублеве в летописи появилось в 1405 году. Тонко прочувствованная гармония красочных взаимоотношений иконы Троицы прп. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Происходит из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря вСергиевом Посаде (ныне г. Загорск близ Москвы). Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. центр: Москва Ок. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамбре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами).

Троица ветхозаветная: 
описание иконы

Троица ветхозаветная: описание иконы

Однако недостаточно полно, как представляется, дана в этих работах богословская интерпретация показанного на иконе. Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться.

Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. На этот раз у Рублева есть помощники и ученики. В1420г. В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы.

Вес иконы 27, 3кг. Паломничества к иконе во время её нахождения в Троицкой церкви не было. Общий тон этой иконы не свежий и ясный, как у Рублева, а сдержанный и теплый. 9 октября 1944 годаиздан приказ о реэвакуации.

Изображения иконы 
Троица Ветхозаветная 
 (Гостеприимство

Изображения иконы Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)

Миниатюры Епифаниева жития представляют икону Троицы в келии Преподобного Сергия не с самого начала, а лишь с середины жизни, т. е. 105 Троица является символом русской иконописи, это самое известное произведение Рублева. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан 26.

Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (см. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. Скала — образ духовного восхождения и Голгофы. Древо — древо жизни вечной, даруемой Св.

Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева9. С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает допустимым «ради тамошних видений» изображать Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями. Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева (см.

Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32. Воспроизведенное здесь другое замечательное изображение Святой Троицы (см. Это позволит четче выявить особенности других икон, ослабление в них полноты выражения догмата имея перед глазами высочайший образец. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон она не пользовалась колоссальным почитанием верующих, не совершала чудеса— не была «чудотворной», не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определенной репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. Единосущность говорит не о полной тождественности Лиц, они не обезличены.

Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. Лицезрение Св. Рублев использовал золотистый колос, рожь или василек. Передача на иконе соприсносущности представляет очень трудную задачу. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова).

Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Специфичность Лиц является своего рода оппозицией к единосущности. Намерение передать «Троицу» Рублёва епархии впервые возникло у Бориса Николаевича Ельцина. Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп.

Современники видели вэтом изображении не только икону. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Как и другие иконы, более ранние, это не есть изображение самой Троицы, т. е. Т. 2.

И предложи им. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу.

Чудо иконы «Живоначальная 
Троица»

Чудо иконы «Живоначальная Троица»

На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Достоверно не установлено. Сергия Радонежского, «подало повод И. М. Обращенный вправо левый ангел выпрямился, склонив лицо. Никоне» 12.

Впоследствии на изображениях кругового типа мы находим детали, которые говорят о том, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов, а все три Лица Святой Троицы. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18. Между тем впредполагаемой копии Клинцовского подлинника (ГПБ, 4765 — собр.

Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14. После проведения реставрационных работ Н. П. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15.

Справа — гора: знак духовного восхождения. Гурьянов вместе с В. А. Смысл этого изображения – жертвенная любовь. Согласно историческим исследованиям, первое упоминание об иконе Святая Троица, написанной Андреем Рублёвым, датируется 1551 годом, когда она была упомянута в распоряжении в Стоглавом соборе.

Композиция изображения достаточно сложна. Вохрение жидкой плавью, золотистой охрой сподрумянкой, по светло-оливковому санкирю.

Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. Он как бы повторяет слова св. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие художники писали и как писал Ондрей Рублев и прочий пресловущии художники, а подписывать «Святая Троица».

Лучше всего об этом свидетельствует неопубликованная работа В. Н. Это явление трех ипостасей у мамврийского дуба праотцу Аврааму и его жене Сарре. Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица». по кн: Е. Н. Трубецкой, Умозрение вкрасках, М., 1916, стр. 12). Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него.

Троица ветхозаветная 
 (икона Андрея Рублева)

Троица ветхозаветная (икона Андрея Рублева)

1411 г. 142 114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Икона эта находится в Русском Музее в Ленинграде (Санкт-Петербурге. – Ред. ) и считается написанной не позднее конца XVв. Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века8. В мае 2007 года— «Троицу» вывозят в здание Третьяковки на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». Там речь шла о некой святыни Троицы (о ней знали участники земской церкви), которая вполне соответствовала канонам и могла быть взята за пример. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении. Ангелы одеты в простые одежды, за их спинами — крылья, в руках — тонкие посохи, вокруг голов — светящиеся ореолы. 3).

Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. ), вот таким образом каноническими признаны лишь изображения в символическом виде— главным образом, Троица Ветхозаветная. Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской). Обратившись ко всем доступным ему средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, покоя и остановки времени.

Здесь произошло событие необыкновенное, соответствующее важности происходящего, – под видом Ангелов-странников Аврааму явилось само Троичное Божество. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп. Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы.

Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой. Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ. трапезу Авраамову, на ней же угости святую Троицу Авраам под дубом Мамврийским» (И. Сахаров, Сказания русского народа, т. II., кн. 8, Спб., 1841, стр. 60). Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23.

Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. В аналогичном смысле можно трактовать и мысль о. Павла Флоренского о том, что икона Троицы" Рублева ". Его главным источником была византийская живопись палеологовской эпохи. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. Так, еще во второй половине XIX века Д. А.

Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. Сергию чудотворцу». 1.

Образ и эмоции всегда будут в этом смысле богаче и ярче слов. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Буслаев Ф. И. Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской). Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой.

О разных иконах 
Пресвятой Троицы

О разных иконах Пресвятой Троицы

К сожалению, эти фрески не сохранились. Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. ЕВХАРИСТИЯ)) ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Изображаются три в единстве, а не трое. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. ) 29.

Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. Крылья, скамьи, дискос ипотолок портика написаны золотистой охрой сзолотым ассистом. Это ипостась Святого Духа именуемого животворящим. А от своего замышления ничтоже претворяти (А от своих представлений ничего не дописывать)».

главнаяиконы двунадесятых 
праздниковикона 
Святой Троицы

главнаяиконы двунадесятых праздниковикона Святой Троицы

Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Сохраняются как основные ее тона, так и отдельные детали композиции и рисунка. Сара и Авраам выведены за пределы изображения, а немногие детали, композиционно заполняющие пространство иконы, делают изображение символически значимым и необыкновенно точным.

Отец иСын иСвятой Дух» (см. Н. Тихонравов, Памятники отреченной русской литературы, т. II, М., 1863, стр. 436). М., 1991. Духом через крестную жертву. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 г. ) иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Другими словами икона Троицы как бы соединяет воедино начало ветхозаветной Церкви с установлением Церкви новозаветной.

3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Икона скреплена двумя встречными шпонками и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками». Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. рядом с домом в тени растущего неподалёку дуба).

Настольная икона 
"Троица" на мореном 
дубе

Настольная икона "Троица" на мореном дубе

«Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Св. Аминь. Характер общения ангелов помогают понять их опущенные до колен, свободно лежащие руки. Флоренский, троичный догмат делает Лица различаемыми, но не различными. На горе Христос явил Себя трем апостолам таким, каким Он был по Своему обоженному человечеству, которое не может после Воскресения и Пятидесятницы представляться чадам Церкви иначе, как только в этом прославленном виде: «На горе преобразился еси и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние» (кондак праздника Преображения).

Вершиной творчества Андрея Рублева стала созданная им в 1411 г. икона «Троица». Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21. В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. Рублев очень тонко и удачно использует такую возможность.

Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. )29. Сохраненные здесь основные цвета одежд даны приглушенными и сильно обобщенными. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами.

И рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре.

Хитон среднего ангела плотного, густого темно-вишневого цвета сзеленоватыми пробелами (уцелели следы). С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов18, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин19 с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев20, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. Рис. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников24. Кто читал Книгу Бытия, открывающую Ветхий Завет, тот помнит историю Авраама. Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует). Вапокрифическом «Слове Иоанна Златоустаго, Василия Великого, Григория Богослова» эта тема характеризуется так: «что высота небесная иширота земная иглубина морская. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.

Поместив фигуры ангелов в круг, прп. Так, например, одними святыми отцами посещение Авраама тремя странниками понималось как явление, хотя и косвенное, всей Святой Троицы, другими же – как явление Второго Лица Святой Троицы в сопровождении двух ангелов. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Тот памятник, который на протяжении веков имелся в богослужебном употреблении в Троице-Сергиевой Лавре, отнюдь не был похож на икону XV века.

Вполне естественно, что иконы Троицы давно привлекают пристальное внимание исследователей. Символика иконы (Троица – это единство Божества в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) не затемняет ее религиозного содержания. Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23.

Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. 3. Верхние доски подножий ипрестола — светло-желтые (верх престола перечищен). На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами).

Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. 17 мая 1945 года«Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. — Вкн. : «Книга Паломник». осудившего патриарха Никона.

Этому способствует и то, что ангелы ведут безмолвную беседу. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). () Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жёсткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников»22. Именно за правым ангелом стала возвышаться гора ибо «Камень же Ты еси, Христе, на нем же утвердися Церковь, зовущая: осанна, благословен еси, Грядый» (ирмос 1-й песни в Неделю Ваий). В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия.

Из анализа положения чаши в матрице следует основной сакральный смысл иконы Троица. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов. 1 Дату написания Троицы относили к1408г., к1409–1422гг., ко времени до 1425г.

Не упраздняя исторического аспекта события, прп. Вместе стем по средневековым представлениям стол этот является «Гробом Господним» — евхаристическим престолом, послужившим образцом для церковных алтарных престолов. Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями.

С. 379-380). Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца». Сидя посредине, он обернулся клевому ангелу, нагнув голову кплечу. Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов».

Редчайшая икона 
Троица Новозаветная 
Отечество с Собором

Редчайшая икона Троица Новозаветная Отечество с Собором Святых и избранными Иконами – Форматная

Приказал заколоть теленка или ягненка для этого и, конечно, накормил странников. В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600-го года (до первой записи), а скорее всего и раньше. Контуры голов, рук иног темно-вишневые. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления) 6. «Здесь есть и выделение центра и цветовые контрасты и равновесие частей и дополнительные цвета и постепенные переходы, уводящие глаз от насыщенного цвета к мерцанию золота (фона. – Л. У. ) и надо всем этим сияние спокойного, как безоблачное небо, чистого голубца». Такое толкование не меняет понимания этого события как явления Троицы ибо поскольку каждое из Лиц Святой Троицы обладает всей полнотой божества, то и присутствие Сына с двумя ангелами можно понимать как образ Троицы.

Первое поклонихомся святой великой церкви Софии. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. На рисунке показан результат совмещения Иконы Андрея Рублева — «Троица Ветхозаветная» с матрицей Мироздания. 2, 19-21). Троице – Сергиева Лавра и Россия. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица.

В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Так, еще во второй половине XIX века Д. А. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы.

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем. Сергия Радонежского, «подало повод И. М.

Гурьянов вместе с В. А. сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Святой Троицы при их неслиянности (например, в мозаике церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, Vв. или в Коттоновой Библии того же времени в Британском музее в Лондоне). Интересно также и то, что посохи, которые держат Ангелы в руках, будут оставлены Аврааму и из них вырастет древо (благодаря Лоту, поливавшему их водой из Иордана). На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного 3. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублев отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые традиционно включались в изображения Гостеприимства Авраама. Увы, достоверно подтвердить это невозможно.

Резной деревянный 
Киот с иконой Святая 
Троица

Резной деревянный Киот с иконой Святая Троица

Здесь произошло событие необыкновенное, соответствующее важности происходящего, — под видом Ангелов-странников Аврааму явилось само Троичное Божество. Титова) говорится, что Троица была заказана Андрею Рублеву игуменом Никоном «в похвалу отцу своему Сергию Радонежскому». В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы.

С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть, делаясь праздником Пресвятой Троицы, причем третья молитва на вечерне, обращенная ко Христу, соединяется теперь с новою молитвой – к Духу Святому, впоследствии отмененной, согласно византийскому образцу, реакционною и вообще антинациональною, деятельностью патриарха НиконаПраздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого Собора – как чествование «Троицы» Андрея Рублева» Павел Флоренский, свящ. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. Позы и лики ангелов отражают совершенную любовь, связывающую лица Святой Троицы. Рис. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.

Андрей объединил их в одном общем, плавном и скользящем движении по линии круга. А иные подписывают у среднего «IС ХС Святая Троица». может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева» 10. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. И они ели».

ннок Зосима, диакон Троице-Сергиева монастыря, ездил вЦарьград иИерусалим. На изображении присутствуют не только божественные странники. Мир, согласие и единодушие – вот к чему призывает художник своих соотечественников. Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры.

Кроме того, это равенство иногда подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов (например, в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне, VIв. ) и их атрибутами. Ведь эмоции способны возникать мгновенно и продолжаться сколь угодно долго. Но когда ее «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя. (В. О. Ключевский, Древнерусские жития святых как исторический источник, М., 1871, стр. 153 см. также «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVIв», т. 1, М., 1952, стр. 764–765 (хронологическая справка).

Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. 1. Конечно, взаимодействие Лиц не сводится лишь к этим двум пунктам, входящим в Символ веры, а является более многосторонним. Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. Дело кончилось тогда правительственным постановлением, опубликованным в «Российской газете», согласно которому «Троица» была навсегда объявлена принадлежащей Третьяковской галерее. Троица Рублев Андрей Школа или худ. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета.

Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Вколорите преобладают оттенки голубого цвета (лазурита). Вописании его путешествия — «Книге, глаголемой Ксенос, сиречь странник. » — опрестоле изображенном на иконе Рублева, говорится: «И достигохом до Царяграда.

И ядоша. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1» (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»).

Сохранность и современное 
состояние иконы

Сохранность и современное состояние иконы

Таким образом, Троица могла быть написана между 1422 и1427гг. Полной неописуемости первой Ипостаси, которой и в Символе веры посвящены лишь скупые и сдержанные выражения, соответствует неопределенность и сдержанность расцветки верхней одежды левого ангела (нежно-розовый плащ с коричневыми и сине-зеленоватыми рефлексами). 3). Враннем средневековье гробы состанками святых служили престолами. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий.

Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама». Папоротки крыльев также голубые. К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.

С. 366-384. Склонясь друг к другу, они словно ведут тихую беседу. Духа и за спиной центрального Ангела-Сына, рождённого в мир и распятого в нём на древе. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. Возможно, что этим объясняется прямоугольное отверстие на передней стенке стола в«Троице».

Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). ниже) и его пришлось укреплять. Первая дата отсылает к постройке после пожара деревянного храма, а вторая – к постройке Троицкой церкви из камня. Минимально, но гуляет. Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции.

Художественная ценность 
иконы, её популярность 
и значение для мировой

Художественная ценность иконы, её популярность и значение для мировой культуры

В пятой книге «Евангельского доказательства» Евсевия Кесарийского, цитированной прп. Изображение иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева. Явися же ему Бог у дуба Мамврийска седащу ему пред дверми сени своея в полудни. Несколько слов о сюжете. Сюжет иконы мотивировался 18-ой главой Книги Бытия.

Почти лишенные плеч фигуры еще более женственны, чем на оригинале. Улевого ангела гиматии сиреневого тона (плохо сохранился) ссеро-голубоватыми, прозрачными пробелами холодного перламутрового оттенка. Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями.

Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом.

Кто такая Святая 
Троица икакие бывают 
ееиконы

Кто такая Святая Троица икакие бывают ееиконы

Вып. И видев притече в сретение им от дверей сени своея и поклонися до земли. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы.

В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 сентября 2008 старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца.

Где должна находиться икона Святой Троицы икак перед ней молиться

При этом копье правого ангела указывает на значимость 7-го уровня Нижнего мира матрицы. Вот таким образом элементами иконы являются древо, дом и скала (как указание на пустынное место). Иоанном Дамаскиным в третьем слове в защиту святых икон, по поводу слов «явися Бог Аврааму у дуба Мамврийска» имеется сообщение о том, что изображение Святой Троицы в виде трех ангелов существовало с древнейших времен на месте явления трех странников Аврааму. Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы. Т. 2. В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями5. Единство трёх ипостасей Св.

Как очень удачно сформулировал П. А. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). Над ангелом слева — здание: дом Авраама и символ Божественного устроения мира.

Бог Сын восседает напротив. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес— не была «чудотворной»L 4, не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей – они в вечности. Надобность впохвале Сергию могла возникнуть после «обретения мощей» в1422г., всвязи спостроением каменной церкви над его гробом. Но до однозначного ответа на этот вопрос еще далеко. Он очень тонко и сдержанно передает различия Лиц при подчеркивании их единосущности, что полностью соответствует учению Церкви о Троице.

Значение и смысл 
иконы Пресвятой 
Троицы

Значение и смысл иконы Пресвятой Троицы

Какой характер имело это изображение, мы не знаем. Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Сергию чудотворцу». У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Рублев изобразил вечную священность, не только описание ситуации.

Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться. Вместо темных, «дымных» тонов темнооливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века. Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Обоженное во Христе человеческое естество находит доступ к источнику Святого Духа ибо «вознесшись, Христос восшел к Высочайшему Отцу и в самые Отеческие недра, откуда и Дух имеет бытие и показал Себя участником, даже и по человеческому естеству, свойственного Отцу достоинства, тем, что и Он также послал с небес Духа исходящего и посылаемого от Отца».

Вторым качеством, которое следует обсудить, является единоосущность. Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти в книге Л. Мюллера. В центре иконы показано положение священного символа – «Звезда Давида». Андрея составляет одно из главных ее очарований. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение. Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного.

Голубыми были итороки (уцелел фрагмент на волосах левого ангела). Когда В. П. Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919г., в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение.

Стены палаты игора — того же оттенка. За каждым из них имеется собственный символ. Основанием для иллюстративного описания места события иконы явился текст из книги «Бытие» : «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр во время зноя дневного» (т. е. Возможно, он никогда не будет найден. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью (за исключением т. н. И о том ответ. В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия4.

Никоне» 12. М. 1956. Третьяковская галерея. Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп.

На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. Дионисия Ареопагита, означает «молодое, находящееся в полноте сил», определенно указывает на свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни третьего Лица Святой Троицы. И взя масло и млеко и тельца, его же приготова.

В 1408 г. он вместе со своим другом Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире. «Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. 17 мая 1945 года— «Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи. Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32.

После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева 9. Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в., ГТГ). Более того, Рублев, смог непосредственно иконографически-художественными средствами выразить эту символическую традицию восприятия Сыновнего образа как «замещающего» образ Отца, что, естественно, всегда подразумевалось православным сознанием». Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.

Не случайно оно расположено слева от правого Ангела — Св. На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1»22 (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»22). После проведения реставрационных работ Н. П.

В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. — «Православный палестинский сборник», вып. 51, Спб., 1899, стр. 19–20). О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан26. Вес иконы 27, 3кг. Если возможно, да минует Меня Чаша Сия впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф.

сведений о том, что святой занимался иконописанием, нет. Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. 18. Вот таким образом явление трёх Ангелов Аврааму и вкушение ими агнца. Здесь возможны только косвенные методы. она стягивает движения рук". Она визуально делится на две части.

Они сказали: сделай так, как говоришь. И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. Августина и других западных отцов31.

Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. Композиционным центром иконы является чаша. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры.

По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. Да и самого пространства как такового нет. Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведённое в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова.

Чем помогает икона 
Святой Троицы

Чем помогает икона Святой Троицы

И сказали ей: «Родится у тебя сын и ты назовешь его Исаак, что переводится с древнееврейского как «смех Сарры»».

1. При безмолвной же беседе происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Фрагментарная надпись на фоне «пртая Троца» (ститлами) была сделана киноварью, так же как иукрашенные жемчугом мерила ангелов.

По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления)6, копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда инако.

Изображение Святой 
троицы в иконописи

Изображение Святой троицы в иконописи

Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца». Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. Его икона — «богословие в красках», раскрывающее смысл православного учения о Троице.

На переднем плане часто помещается слуга, убивающий тельца. Недаром появились такие понятия, как "любовь с первого взгляда" или "вечная любовь". Об этой детали «Гроба Господня» упоминает игумен Даниил, описывая иерусалимский храм (см. «Житье ихожение Данила, русскые земли игумена».

Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». поновление икон. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы.

Христианская символика 
в иконе Рублёва

Христианская символика в иконе Рублёва

1106–1107гг., вып. 3-й и9-й Православного палестинского сборника, Спб., 1885, стр. 14–18). Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.

А в старых писмах и в греческих подписывают «Святая Троица», а перекрестье не пишут ни у единого. Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ12. Изображаются три в единстве, а не трое. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13.

Но в вечности время не течет, оно все целиком – в ней. Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы. Наконец, зеленый гиматий правого ангела, символизирующего Сына, словно знаменует собою «земное естество», вознесенное Им к небесному престолу. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б.

В чем помогает икона 
Святой Троицы

В чем помогает икона Святой Троицы

Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. возвращена вновь в монастырь. 18)». «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного.

В этом смысле явление это и толкуется богослужебными текстами, которые определенно говорят о нем как о явлении Святой Троицы: «Видел еси яко есть мощно человеку видети Троицу и Тую угостил еси яко друг присный, преблаженне Аврааме» «древле приемлет Божество Едино Триипостасное священный Авраам». 1. Зеленый позем был покрыт штрихами темно-зеленого цвета (условным обозначением земли, покрытой травой), от которых уцелели следы. Наиболее полно и глубоко понимание сути этого события отражено в иконе, написанной преподобным Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто.

Православные иконы 
Богородицы, Христа, 
ангелов и святых

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

Виталия в Равенне (VI в. ) 30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. 3 Как известно, на иконах клав является атрибутом одежды Христа. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ. Третьяковская галерея. Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. М., 1956.

Взаимодействие Лиц передано у Рублева в виде безмолвной беседы ангелов. Таинственным образом сокрытая идентификация Божественных Лиц была усилена в традициях «великого Дионисия» некоторыми символическими атрибутами. Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего И принесут немного воды и омоют ноги ваши и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба и вы подкрепите сердца ваши потом пойдите (в путь свой) так как вы идете мимо раба вашего.

В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить. У Рублева специфичность показана весьма просто: у ангелов различны позы, на них различные одеяния. Дионисия Ареопагита, по толкованию которого «круговое движение означает тождество и одновременное обладание средним и конечным, того, что содержит и того, что содержится, а также и возвращение к Нему (Богу. – Ред. ) того, что от Него исходит».

Особого внимания заслуживает то, что гиматий правого ангела препоясан справа налево, ведь по русскому обычаю только на мужчине-покойнике одежду застегивали не на правую (как при жизни) сторону, а на левую, как на женщине.

Икона прп. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии.

Икона представляет собой доску вертикального формата. Оно станет ясным при последующем обращении к более древним иконам. Отличает эту икону от других и основная форма ее композиции – круг.

2 Стол, за которым сидят ангелы, так называемая «трапеза Авраамля» — изображение реликвии, почитавшейся вКонстантинопольской Софии (см. оней: Антоний, архиеп. Чашу справедливо трактуют как символ евхаристии.

Прекрасны, задумчивы фигуры трех ангелов, сидящих за трапезой. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного3.

трех Лиц Божества, поскольку Божество по существу своему не-изобразимо. Андрея остается до настоящего времени классическим образцом иконографии Святой Троицы. С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. ИВАН IV Грозный). В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением IС ХС (атрибуты Христа). Господь указал ему: «Иди в землю, которую я скажу тебе и из тебя я произведу великий род».

Интересные факты 
о иконе Троица Андрея 
Рублева

Интересные факты о иконе Троица Андрея Рублева

«личного письма»— лиц и рук), а также расчищать. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре.

В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. Несколько бледнее хитон правого ангела. М. 1861. Материалы и исследования. Раскрыта по инициативе И. С. Остроухова, члена имп.

  1. История одного шедевра: «Святая Троица» Рублева
  2. Икона Святая Троица — значение, в чем помогает
  3. Образ Святой Троицы Андрея Рублева
  4. Икона Господа Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
  5. Музей имени Андрея Рублева и его обитатели

В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия 4. поновление икон. Лицезрение Св.

Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Это была последняя работа великого иконописца, которая также не сохранилась. Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. В иконе при. В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. 26:39).

Осанка его торжественна, на хитоне — широкий клав. С. 379-380). Аналогично и образы: человек способен сразу представить себе красивый пейзаж.

  • Троица ветхозаветная с хождением
  • Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери
  • «Троица» Андрея Рублева сегодня
  • «Троица» Андрея Рублева – символ русской культуры
  • История открытия и современное состояние
  • Вы вошли как: священник Константин Пархоменко
  • Икона преподобного Андрея Рублева

Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках»— по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине.

В 1931 году проблема обнажилась. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. «личного письма»— лиц и рук), а также расчищать.

  • Внешний вид рублевской «Троицы»
  • Старый образ в новом воплощении
  • Появление Святой Троицы в живописных сюжетах
  • Окончательный вариант композиции
  • Андрей Рублёв: Троица Ветхозаветная

Августина и других западных отцов 31. Пробела на гиматии левого ангела серо-голубоватые. 18. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского.

Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью (за исключением т. н. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, И сказал: Владыко. Представлены хоромы Авраама, дуб и гора, но сами Авраам и Сарра отсутствуют.

Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Во время поздней перестройки монастыря среди строительных материалов была найдена плита с надписью «Андрей Рублев», однако ее едва удалось зарисовать – на следующий же день разбитая в куски плита была использована для фундамента. Ими были написаны фрески Спасо-Преображенского храма этого монастыря. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные.

  1. Декоративность, заменившая символизм
  2. Варианты изображения Новозаветной Троицы
  3. Споры о возможности изображение Бога Отца
  4. Икона Святой Живоначальной Троицы

На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Белильные движки-«оживки» мелкие, немногочисленные, нанесенные короткими штрихами. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы.

«Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор Третьяковской галереи и её главный хранитель, в то время как большинство других сотрудников, не являющиеся столь высокими чиновниками, а также искусствоведы и учёные, трудящиеся в других учреждениях, выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление», которое приведёт к утрате национального достояния. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы»4. Новгородский, Сказание мест святых во Цареграде. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник.

  • «Спас Вседержитель» (Пантократор)

Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. Она передана у Рублева предельно просто: три изображенных ангела абсолютно однотипны. Находящееся в вечности действительно становится присносущным, существующим всегда. Но путники обнаружили, что она засмеялась (хотя она и пряталась) и тем показали, что они не обычные странники. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор галереи и её главный хранитель, в то время как другие сотрудники, а также искусствоведы и учёные других учреждений выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление»2, которое приведёт к утрате национального достояния. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.

История одного шедевра: 
«Святая Троица» 
Рублева

М., 1861. Еле уловимый голубой отблеск лежит на вышке портика. Материалы и исследования. На престоле стоит дискос сголовой жертвенного агнца. Так как основание чаши стоит на вершине пирамиды Верхнего мира, а голова жертвенного тельца в чаше совмещается со средней позицией 3-го уровня Нижнего мира матрицы, то это означает, что Мир Горний (Высший) жертвует Собой для одухотворения Нижнего материального мира. Трудно при этом представить, чтобы ученик ученика Преподобного Сергия, так сказать, духовный внук его, почти ему современный, работавший уже при его жизни и, вероятно, лично знавший его, осмелился бы заменить композицию Троичной иконы, бывшую при Преподобном и им утвержденную, самочинной композицией того же первообраза.

Торцы подножий светло-оливковые, орнаментированные. Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21.

На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Композиционным центром иконы является чаша. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в. ГТГ). Пространство иконы расположилось в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы.

Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской4). «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». Палаты — образ домостроительства Господня.

Единство трёх ипостасей Св. Таким образом, посредине представлен Христос (Бог Сын), слева — Бог Отец, асправа Бог Дух Святой. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15. Торс иколена кажущегося больше остальных среднего ангела повернуты вправо.

Ему сосредоточенно внимают остальные. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV – первой половины XV века. Сам же стояше пред ними под древом. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде.

Воззрев же очима своима, виде и се трие мужи стояху над ним. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто. Кроме того, сведения о святыни содержатся и в другом источнике, а именно в «Сказание о святых иконописцах», где говорится о просьбе Никона Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря, написать в похвалу отцу Сергею икону Троицы, однако эта версия вызывает некоторые сомнения, хотя и считается общепринятой. После 1422 г. Рублев расписал Троицкий собор в Сергие-вом Посаде. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.

с. 305) представляет собой очевидный список с иконы Рублева. Да принесется вода и омыются ноги ваши и прохладитеся под древом. Тюлиным и А. И.

свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. 9 октября 1944 года— издан приказ о реэвакуации. К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет.

Вот таким образом икона Святой Троицы Рублева стала узнаваемой. Эти росписи не сохранились. Вып. ивидехом.

При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом. Такой тонкий знаток богословия иконопочитания, как Л. А. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) (между концом 14 века и 1427, Третьяковская галерея), в которой изображены три ангела (без Авраама и Сарры), сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей в центре образ центрального ангела символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего Себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти, рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии (см. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев).

Они находили также, что взаимодействие изображенных ангелов (через их позы и жесты) говорит о любви, связывающей Лиц в Единство. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы.

Тюлиным и А. И. 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70) и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись. Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы22. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17. Композиция статичнее и фигуры ангелов соединены между собой более тоном, чем движением. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам.

В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями 5. 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге25 о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. И действительно, Исаак родился – история пошла по Богом задуманному плану. В мае 2007 года«Троицу» вывозили в здание ГТГ на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Пространному по сравнению с другими и точному вплоть до исторического указания («при Понтийстем Пилате») изложению о второй Ипостаси соответствует четкость и ясность цветов среднего ангела, одежда которого имеет обычные цвета воплотившегося Сына Божия (пурпурный хитон и синий плащ).

() Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жесткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников». Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведенное в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова. Некоторые иконописцы (после Рублева) писали у среднего ангела крестчатый нимб, как на иконах Спасителя. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16.

Для поклонения этим останкам вгробах делались оконца (fenestellae, см. L. Rau, Iconographie de lart chrtien, т. I, Paris, 1955, стр. 399). Виталия в Равенне (VI в. )30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку.