Утро В Сосновом Бору Картина Шишкина Фото
История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого
Выбор встал между медведем, кабаном и лосем. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Рецепту то уж точно.
За границей он создал много рисунков пером, которыми восхитил иностранцев, некоторые рисунки даже были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с произведениями первоклассных европейских мастеров. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Этот поступок он объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Написано полотно было в 1889 году под впечатлением путешествия по вологодским лесам. Однако на этот раз его ожидало разочарование. И хотя солнце пока еще не в состоянии развеять полностью этот ночной туман, скрывающий от взора зрителя всю глубину соснового бора, медвежата уже играют на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица-мать их стережет. При этом никого не смущал тот факт, что животных на рисунке четыре. Либо простой коричневый пластик под дерево 3 см, который хорошо дополнят эту картину.
Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год).
Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». «Утро в сосновом лесу» — картина великого русского художника Ивана Шишкина (1832-1898) в соавторстве с великим русским художником Константином Савицким (1844-1905). Получалось и вкусно и познавательно.
Этот "дефект" можно увидеть на картине в музее даже сейчас. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Несмотря на то, что он поддерживал отличные эстетические принципы и являлся представителем другой художественной системы, Шишкин обладал непререкаемым авторитетом среди молодых русских живописцев конца 19 столетия. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику).
А, точнее, художники. И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году.
Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889
Итог его пребывания там — пейзаж «Сосновый бор. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа. Но главное даже не в этом.
Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. На горе обоим мальчик умер в три года.
Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса. Картина стала известна ещё и благодаря тому, что долгое время сюжет с мишками украшал фантики известных конфет «Мишка косолапый» от кондитерской фабрики «Красный октябрь». Также фабрика выпускала шоколад «Три медведя» с картиной «Утро в сосновом лесу», при том что мишек на картине и обёртке было четыре. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. И его подпись была на картине, которую покупал Павел Третьяков (основатель Третьяковской галереи).
Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. На озере Селигер разместился островок Городомля. К. А. Изначально сосновый бор пополнился двумя, а после еще двумя фигурками медведей.
Невероятно красивая картина оказывает на зрителя необыкновенное воздействие. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте.
Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста. А потом над ними пронеслись другие трагедии. Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое. Солнечный свет будто бы приоткрывает перед зрителем тайну леса, выхватывает сюжет из жизни дикой природы. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина.
Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. А какое богатство красок использовал пейзажист.
Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году. Довольные и сытые мишки с самого утра познают окружающий мир исследуя ближайшую поваленную сосну, а мама-медведица следит за малышами, которые умиляюще неуклюже карабкаются на дерево.
Изначально это должны были быть зайцы, однако они бы не добавили картине «мощи» и «силы». Правда называлась она иначе – «Медвежье семейство в лесу».
Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Так и было сделано. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. Продукция получала призы и награды на выставках. Позже он поддерживал мастера, когда умерла его первая жена, а тот, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги.
Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Трудно назвать более известную работу Шишкина. Вот таким образом неудивительно, что К. А. Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии.
Шишкин продолжил поиски в других губерниях. Багеты будут на любой вкус и широкий аристократичный как у царей. Но главная изюминка полотна — это озорные медвежата.
На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Её обёртку украшала работа Шишкина, сразу же получившая в народе название картина Три медведя. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ.
Хотя подобные "исторические" детали только повышают ценность картины. Их дорисовал приятель Шишкина, художник Константин Савицкий. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым. Кабан отпал сразу – Софья Карловна не любила свинину. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда.
Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Итак, начнем. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году.
Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях – Киров (который Сергей Мироныч). Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины.
Просто удивительно, как эти звери, написанные другим художником, смогли оживить композиционное решение картины: поваленная сосна словно была создана для этого медвежьего семейства, занятого своими важными делами на фоне отдаленного и дикого уголка русской природы. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет. », – писал из шалаша Шишкин жене. В рамках такого движения компания «Эйнем» создавала самые разнообразные серии конфет – например, «Клады моря и Земли», «Типы народов земного шара», «Транспортные средства» и даже «Русские художники и их картины».
Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. А в 1896 г. в ассортименте появилась новинка – сладость «Мишка косолапый» из покрытых шоколадом вафель, между которыми была начинка из пралине – растёртого миндаля, какао-бобов и сахара. Иван Шишкин – всемирно признанный, непревзойдённый художник-пейзажист.
Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания
Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г. ). Конечно точной информации по этому поводу, практически нет историки разводят руками. Первозданность природы этого местечка запечатлел Иван Шишкин на картине «Утро в сосновом лесу» Состояние природы, однажды удивившее художника, передается детально благодаря его таланту. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи. Утро».
Но эта история имеет «сладкое» продолжение. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Отбор произвели методом отсечения. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.
В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов. Пейзаж Шишкина и медведи Савицкого выглядят так гармонично, что Савицкий расписался на картине вместе с Шишкиным.
В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре). На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Эту же картину также знают под другими названиями — «Утро в сосновом бору» и «Мишки в лесу». К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого.
31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.
«Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». Лось на дереве — совсем неестественно. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.
Прорисовывает корни поваленной сосны. В 70-х годах XIX столетия предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. Видов багета у нас более 5000, вот таким образом подобрать нужный не составит труда. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу.
Он не написан, но его присутствие чувствуется. А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Каждая травинка, каждый лучик солнца, каждая иголочка сосны написана Шишкиным любовно и трепетно. Дерево с золотом 30 см.
Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович. Сложно теперь сказать, зачем он это сделал – по поводу его мотивов существует несколько версий. Это стало поводом для рождения ещё одного названия картины, которое бытовало и до сих пор бытует в народе — «Три медведя». В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф.
Пейзаж был увиден и записан Иваном Шишкиным на острове Городомля (остров на озере Селигер). Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. «Утро в сосновом бору» – наиболее известное произведение великого русского живописца Ивана Шишкина, ставшее классикой русского реалистического пейзажа.
Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. На картине он создал необыкновенный по красоте и реализму сосновый лес или сосновый бор. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Константин Савицкий написал медведей. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением.
3 месяца художник жил в шалаше, дабы почувствовать единение с природой. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. В нижнем левом углу картины (под подписью Шишкина).
Реальная история создания картины «Утро в сосновом бору»
Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Две подписи возмутили Третьякова (картина заказывалась Шишкину и покупалась как авторская) и он требует зарисовать вторую подпись. Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро».
Савицкий стал соавтором картины «Три медведя».
Брезжит рассвет. Савицкий пришел в мастерскую. Их добавил на полотно художник Константин Савицкий, его часто называют соавтором Шишкина.
Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Оба похоронили своих жен. Вот тут и появляются вопросы.
История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. Они изображены такими веселыми, беззаботными, такими «живыми», что сразу становится ясно — художник относился к лесу и его обитателям с большой любовью и трепетом. Большой талант он ценил и у своего друга. Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год – 1896 г. А только ли Шишкина. С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины.
«Утро в сосновом лесу» картина Шишкина
Именно вот таким образом в первоначальном варианте медведи в лесу отсутствовали. Свои знания он с увлечением передавал сыну. Савицкий – великолепный жанровый художник. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Своим родным Савицкий сообщил: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю».
Писал он ее в Брянских лесах. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Ночь отступает. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин.
Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. Кабана не взяли — жена Шишкина не любила свинину. Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Обычно мы отталкиваемся либо от интерьера, где картина будет висеть, либо от бюджета.
Но все забывалось летом на пленэрах. Именно эти блики и придают картине торжественности именно они говорят о реалистичности тумана над землей. Производство быстро набирало обороты.
«Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. Наступающему утру по-детски радуются медвежата. «Утро в сосновом лесу» – это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко— под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства. Благодаря именно этой работе его имя хорошо известно во всём мире. С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином.