В А Тропинин

Василий Тропинин: жизнь и творчество художника

Они часто встречаются в современной Тропинину живописи: Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером А. Г. Варнека, принадлежащие неизвестным авторам Портрет молодого художника с палитрой и кистью в руках (1820-е гг. ), Портрет молодого художника (1830-е гг. ) и целый ряд других. Тропинин создал серию полотен, отразивших образы «незаметных» жителей Москвы. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века.

В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). На Украине по существу произошло рождение Тропинина как художника. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину. Начальное образование (стараниями отца) Василий получил в Новгороде, где четыре года учился в народной школе. В них чувствуется сильное влияние романтического военного портрета, в частности, Портрета Е. В. Давыдова (1809) кисти О. А. Кипренского. Несколько необычна для Тропинина композиция портрета П. Н. Зубова: довольно глубокое пространство интерьера (уплощенное в последующих работах) окно, расположенное сбоку, а не за спиной изображенного (что в дальнейшем станет обязательным).

Тропинину исполнилось уже двадцать два года, когда Морков наконец-то соизволил дать ему разрешение поступить в Академию художеств. Чаще они встречаются на Западе, откуда мода пришла в Россию, распространяясь вместе с заезжими портретистами. С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку.

Колорит его похож на Тицианов». С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Подобные работы есть у О. А. Кипренского (Ворожея со свечой, Читающий у свечи, обе 1830 г. ), К. П. Брюллова (Гадающая Светлана, 1840-е гг. ). Ряд подобных замыслов возникает у художника во время Отечественной войны 1812 года и отчасти реализуется вскоре после ее окончания.

Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника — нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. Среди них можно выделить Портрет С. С. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Его авторитет среди молодых художников был чрезвычайно высок. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. На фоне романтизированного вечернего пейзажа особенно убедительным предстает спокойно охарактеризованное лицо Самарина – тонкое, умное, чуть ироничное. В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру.

Возвращение в Москву было для него радостным. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Кондитерское дело того времени требовало способности изображать фигуры людей и животных.

В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. Многократно варьирует он и свои автопортреты. Вместе с тем сугубо партикулярная одежда, соотнесенная с атмосферой времени (все возрастающей дворянской оппозицией первой половины 1820-х годов и наступлением правительственной реакции – во второй), дает основание ассоциировать костюм со свободным образом мыслей изображенных.

Тропинин Василий 
АндреевичКартины 
и биография

Тропинин Василий АндреевичКартины и биография

Своим портретом Тропинин как бы бросал вызов официальному искусству, согласно которого красивыми считались удлиненные черты лица. Это миниатюры, выполненные на бумаге акварелью и гуашью. Панорама Кремля, напротив, взята сверху, отсюда – широта охвата пейзажа.

ТРОПИНИН, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776–1857), русский художник, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. Тропинин сближается с несколькими товарищами по академии.

Там он женился на вольной поселенке. Однако знакомые с подобными работами, русские художники восприняли эту традицию в несколько трансформированном варианте через образы сентиментально-добродетельных героинь Греза или кокетливо-игривых девушек Ротари. Между ними были выполнены изображения четы Киселевых (начало 1830-х годов), Мазуриных (1839), Тутолминых (рубеж 1830-1840-х гг. ), Егоровых (1840), других Киселевых (1841) и еще целый ряд подобных портретов.

Тропинин Василий 
Андреевич картины

Тропинин Василий Андреевич картины

Также типичен Портрет Е. В. В начале 1836 года, зимой, москвичи торжественно встретили К. П. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина.

Семейные портреты в первой четверти XIX века широко бытовали и в живописи и в графике. Обе являются попыткой найти новый тип группового портрета. Халат написан торжественно, напоминает античную тогу, ниспадает с плеч, подчёркивая гордую осанку великого поэта. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. Мраморная скульптура пухлого ангелочка, ваза с цветами, бархатная драпировка, восточный ковер на полу – все состоятельность заказчиков, сколько продемонстрировать мастерство художника, столь реалистично передавшего убранство комнаты. Художник любуется мастерицей. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Теперь он мог начать новую свободную жизнь, но необходимо было определиться со статусом, местом работы и проживания.

И здесь обнаруживаются прочные связи художника с искусством XVIII века. В самом Брюллове художник сумел разглядеть черты душевной теплоты, увидел не тем горделивым и несколько надменным создателем «Последнего дня Помпеи», каким он обычно изображался на многочисленных портретах. Около 1798 начал учиться в петербургской АХ, но в 1804 был отозван своим помещиком.

Умер художник-портретист 
Василий Андреевич 
Тропинин

Умер художник-портретист Василий Андреевич Тропинин

Вызванный в Москву, Тропинин с обозом хозяйского имущества прибыл в древнюю столицу. Обязательно нужно вспомнить тропининский «Автопортрет» 1846 года, художник показал себя здесь именно таким, каким мы представляем его воспоминаниям современников и, главное, по самому характеру его творчества. Отмечая сходство колорита Тропинина с живописным решением Автопортрета его учителя Щукина, надо иметь в виду, что Щукин еще в юности заинтересовался живописной манерой Андрея Матвеева, копировал его работы. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти.

Много произведений, посвященных Украине, печаталось в 1820-е годы. Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Ему благоволили профессора Академии.

Художник Василий 
Андреевич Тропинин 
биография картины

Художник Василий Андреевич Тропинин биография картины

Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок (1842) представляют собой жанровые сцены из трех фигур изображенных в условно переданном интерьере с окном Общее решение портретов восходит к репрезентативному портрету XVIII века. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен. Так, 1839 годом датирован портрет Моркова, где он вновь изображен играющим на гитаре, но уже не в простонародном костюме, а в халате, надетом на белоснежную рубаху с глубоким вырезом и распахнутым воротом. В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. Долгая жизнь Василия Андреевича Тропинина не отмечена какими-либо эффектными событиями.

Многие пейзажные окна Тропинина прямо соотносятся с настроением изображенных, усиливают или проясняют его (портреты старших Морковых, Самарина, Селивановской). Портрет Е. И. Это натурно-пластическое направление тропининской живописи становится господствующим в 1840-1850-е годы, однако уже в предшествующем десятилетии оно дает своего рода классические образы в портрет Н. А. Зубовой (1834) и А. Ф. Мазуриной (1839).

Но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу Тропинину оставить кисть. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров.

Тропинин Василий 
Андреевич (1776 
— 1857)

Тропинин Василий Андреевич (1776 — 1857)

Образ женщины за прошивками – иной. и другие). Общий вид усадьбы О. Клодта, 1822 и другие). Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой.

Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву. Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов.

Доклад: Тропинин, 
Василий Андреевич

Доклад: Тропинин, Василий Андреевич

В свободное время художник продолжал свое образование и много рисовал, писал с натуры. Один из самых обаятельных – портрет сестры Тропинина – сродни образам Венецианова (графиня Н. П. Строганова (. ), 1810-е гг. Особенно наглядно такого рода связь проявляется в образе Нищего старика (для сравнения можно посмотреть, например, одноименную работу В. К. Шебуева 1808 года).

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), русский художник. На портрете мальчику около десяти лет.

И если сентименталистская ориентация, определенно сказавшаяся в раннем творчестве Тропинина, сближает его с Боровиковским, то другой – сильный реалистический поток его творчества, все более крепнущий с годами, в числе прочих истоков имеет живопись Д. Г. Левицкого (через Левицкого Тропинин глубже воспринял и колористические традиции фламандцев). К этим дружеским работам художника относятся портреты: гравера Е. О. Важная роль в семантике образа принадлежит распустившимся в цветочном горшке розам. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А. С.

Известные произведения 
Тропинина Василия 
Андреевича

Известные произведения Тропинина Василия Андреевича

Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) – высшее достижение Тропинина в сфере детского портрета. В России процесс капитализации начался на рубеже XVIII-XIX веков. Самые поздние – портреты М. Ф. и Е. П. Протасьевых относятся к 1847 году. Война 1812 года вызвала исключительный подъем героизма русского народа изгнавшего интервентов из пределов своей родины. Это одна из лучших работ художника. Свиньин, Н. А.

Появились заказы и от представителей купечества. Здесь небезынтересно привести мнение А. Н. Бенуа, считавшего, что в портретах Щукина сказалась несомненная наклонность к фламандскому, как в рыхлой манере писать, так и в горячих, вкусных, как бы подпеченных красках. Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским. Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве.

Щепкина, П. С. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Наряду с подобными сугубо учебными работами, Тропинин копировал и Корреджо, С. Розу. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек».

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Он первым исполнил алябьевского «соловья». Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина — великого русского поэта. Аналогичных картин Тропинин написал много.

В 1840-е годы Тропинин все чаще размышляет о закате жизни. Тонированный грунт и та первоначальная гризайльная проработка, которая большинством художников рассматривалась как подготовительный этап к последующей основной работе и почти полностью скрывалась под красочным слоем и лессировками, у Щукина постоянно играют активную роль в живописной структуре холста. Просматривается и сходная двойственная трактовка образов: при общем романтическом замысле оба художника строго правдиво изображают портретируемых.

Детские образы в 
творчестве Тропинина

Детские образы в творчестве Тропинина

Скотникова, владельца багетной мастерской П. В. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Лицо и руки Самарина активно выделяются, разрушая тональную живописную систему работы. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений.

В костюмированных портретах Тропинина к своеобразному равновесию приходят реалистические и романтические тенденции времени. Весной 1824 года он приехал в Петербург, где написал портрет профессора-медальера К. А. 1818). Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля.

Тучкова (1843). Эти ранние портреты, поясные на нейтральном фоне, восходят к традиции русского камерного портрета XVIII века. Портреты сына, Булакова, Пушкина – великолепные достижения художника в этом направлении. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П.

Этот портрет Тропинин не только знал, но и копировал в графике. Небольшую по размерам работу отличает живописная свобода исполнения. Итогом развития натурных изображений украинцев стали жанровые полуфигуры – Украинец с палкой (1820-е гг. ) и Пряха (1820-е гг. ).

Самарина – в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846). В европейском искусстве нового времени изображение женщины (как правило из средних слоев общества), занятой повседневным делом – хозяйством, рукоделием, чтением письма, музицированием, примериванием украшений, – впервые обретает статус одной из многих разновидностей бытового жанра в Голландии середины XVII века.

Историософия РНЛ, 
готовящая православных 
к принятию царства

Историософия РНЛ, готовящая православных к принятию царства антихриста

Художник Василий Андреевич Тропинин биография. Иной характер носит Портрет И. Л. Лазарева (для него сохранился превосходный карандашный эскиз).

Внизу веден фрагмент тонких кружев. Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. (Начиная с середины 1810-х годов большой интерес к изображению рук проявляет в своих работах О. А. Кипренский. ) Поиск параллелей в прошлом приводит к итальянской традиции (Леонардо, Рафаэль, Корреджо, Пармиджанино) и творчеству Ван Дейка. Вот таким образом Тропинин писал портреты соседей графа, многочисленных военных, своих близких (сына, сестры Анны), москвичей.

До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Работы он переслал в столицу. Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В. А.

В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия. Плотная кладка сплавленных мазков сообщает им фарфоровый характер. Портреты современников составляют большую часть художественного наследия Тропинина.

О православных татарах 
в России

О православных татарах в России

Майков. Происходит как бы освобождение от эстетических представлений XVIII века, где занавес (завеса), скрывая, приоткрывал некую символически составленную сцену или пейзаж, пояснявшие идею произведения. Граф Морков был избран в руководство Московского ополчения.

Но общий романтический замысел Тропинин снимает, вдумчиво вглядываясь в реальные черты модели, отыскивая в лице российского философа историка, публициста отражение насыщенной духовной интеллектуальной жизни. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. С этой точки зрения интересен завершенный этюд Девушка в белом платье и красной шали (конец 1830-х – начало 1840-х гг. ), который проясняет взаимосвязи двух основных областей творчества художника. 1823: кроме портрета А. С. Пушкина, все упомянутые выше произведения – в ГТГ).

Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Оба они глубоко интересовались украинской историей. Появляются работы Розальбы Каррьеры, Анджелики Кауфман. Здесь многие знали о таланте живописца и уговаривали графа дать ему вольную.

Биография и творчество 
Василия Тропинина

Биография и творчество Василия Тропинина

Сколько старинных вельможеских домов перешло теперь в собственность купечества. Такие произведения, как портрет графини Зубовой (1834), показывают вместе с тем, что умение видеть в человеке в первую очередь положительное ничего общего не имело у Тропинина с какими-либо проявлениями лести художника по отношению к порой весьма влиятельным заказчикам и заказчицам портретов. Картина «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В. А. Фридриха). Шесть лет Тропинин изучал искусство в гипсовом и живописном классах.

Напротив, образу Равича придана сугубо бытовая трактовка. Следовательно, Тропинин имел возможность общения с ним. Постепенно из едва намеченного пейзажного задника, приоткрытого за тяжелой драпировкой (портреты И. Л. Лазарева, Н. А. Майкова), выкристаллизовывается прямоугольник окна, переданного условно, в виде проема в стене (Портрет неизвестной с книгой, 1837). Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Тогда же мастер показал свои картины на академической выставке.

Краткое описание 
творчество художника 
Тропинина и его

Краткое описание творчество художника Тропинина и его известные картины

Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. Зато другие персонажи (особенно тот, к кому обращается Мосолов) представляют собой резко очерченные типы чиновников, характерные для русской жизни 1830-1850-х годов. Искусство в России всегда было делом государственным.

Ничего равного ему художник не создал, хотя продолжал писать детей и подростков. Вместе с тем по своей идее тропининская Женщина в окне (Казначейша) сродни Итальянке, снимающей виноград (Итальянский полдень) К. П. Брюллова и, возможно, вдохновлена этой работой. Благодаря просьбам двоюродного брата хозяина — А. И. Моркова — в 1799 году Тропинин становится учеником С. Щукина, руководителя класса портретной живописи петербургской Академии художеств. Жену, крепостную крестьянку, художник изобразил в костюме, сходном с костюмом графини Ростопчиной, как бы подчеркнув душевное благородство своей модели.

Голицына (после 1828) – последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему. Здесь чрезвычайно емко воплощен идеал красоты мещанского сословия, непременно соединенный со скромностью и добропорядочностью. Позой подчеркнута уникальность, гордая независимость человеческой личности.

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

Но теперь это гармония того подчеркнуто русского начала, которое воспевал Тропинин. В ранних вещах художника красочная гамма построена на нежных переходах легчайших оттенков. Образ А. И. Катиной, по-видимому, не удовлетворил художника и портрет остался незаконченным. Её подлинность была подтверждена Тропининым. Произведение получило много лесных отзывов у современников. Энгр (Семья Форестье, 1806 Семья Люсьена Бонапарта, 1815 наконец, признанный шедевр художника – Семья Стамати, 1818).

В портрете Кипренского Пушкин изображён в светском обличии, с символическим контекстом, указывающим на ремесло героя портрета.

Портрет Моркова (первая половина 1820-х гг. ). Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи. Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике. Его кисть запечатлела целый ряд героев-победителей Отечественной войны 1812 года. Состоялось знакомство автора картины «Последний день Помпеи» и портретиста Тропинина.

Василий Андреевич 
Тропинин, русский 
художник

Василий Андреевич Тропинин, русский художник

Слава Тропинина росла и окружение графа постоянно твердило ему о том, что крепостной художник очень талантлив и его необходимо освободить. Романтизм не отвечал ни самой природе дарования Тропинина, ни характеру его мировоззрения, основанного на просветительски-сентименталистских взглядах. Особенно объемно вылеплены девичьи лица и красивые по форме обнаженные руки. Живописная фактура приобретает плотность. 20 сентября 1823 года за картины «Кружевница», «Портрет художника Е. Скотникова» и «Старик-нищий» Тропинин получил звание «назначенного академика», а 6 октября 1824 года был единодушно избран академиком за картину «Портрет медальера К. Леберехта».

Кушникова (1828) – бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М. Однако при сходстве общей схемы решения портретов (поясные, небольшие по размерам, где дети представлены с атрибутами чувствительной души), а иногда и при прямом повторении композиций французского мастера (Девочка с яблоком, Девочка с собакой) тропининские образы обладают художественной самостоятельностью.

Однако сравнение этих портретов – не в пользу Тропинина, которому не совсем удалось справиться с большой портретной формой. Левицкий – учитель Щукина. Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Одна из первых русских психологических повестей связана с именем Н. М. Карамзина.

Этим отличается Портрет А. А. Однако оно очевидно и в мужских портретах. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. Одно из основных достоинств работ состоит в том, что художник создал тип определенно национальный.

Здесь уместно вспомнить изображение Левицким дочери Агаши (1785). Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника. Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Тропинина и московских художников его времени, Москва) представляет собой жанровую сценку.

В сентябре 1823 года за представленные в Академию живописные работы: портрет Е. О. Единство этих качеств и обеспечило работам успех во всех слоях общества.

Тропинин Василий 
Андреевич (1776-1857)

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)

В картине этой впоследствии усматривали целый ряд недостатков. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. Добавим, что общие черты с отдельными персонажами Записок охотника еще нагляднее обнаруживает Охотник в окрестностях Москвы (1840-е гг. ). Этюдный портрет Натальи – одна из самых романтических работ Тропинина. Своего рода классические образцы произведений этого типа оставил Ж. -О. -Д. Здесь до 1812 года он женился у него появился сын — Арсений.

Портрет П. Н. Художник писал их в основном для себя.

У этого портрета была странная судьба. Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». Хуже удалось художнику выразит эмоциональное состояние девочки, доверчиво прильнувшей к матери ищущей у нее поддержки, хотя ее поза вполне естественна и убедительна.

Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но обучение продолжалось лишь до 1804 г. Это было граничит с тем, что в 1804 году, появившаяся на выставке картин а Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», дала повод говорить о способностях Тропинина очень влиятельным лицам, вхожим в высшие круги Петербурга. Написав ряд так называемых халатных портретов (Булакова, 1823 Ф. П. Крашенинникова, 1824 П. Ф. Соколова, 1838 молодого человека в зеленом халате), Тропинин через достоверную бытовую деталь показал характер московской жизни, ее размеренность и неспешность. Основатель Лазаревского института восточных языков в Москве, он держит лист с изображением здания института – несомненная связь образной трактовки с парадным портретом XVIII века (например, с портретами А. Ф. Кокоринова и П. А. Демидова, написанными Левицким в конце 1760-х – начале 1770-х годов). Очень часто портретируемые представлены, как и Пушкин, «в халате, растрепанными». Вскоре после начала занятий он стал получать за свои рисунки премии и медали.

Василий Андреевич 
Тропинин биография

Василий Андреевич Тропинин биография

Окно в мир впервые широко вводится в живопись мастерами Возрождения. Аксессуары портрета вполне укладываются в стилистику романтического образа. Дальнейшее развитие этот тип изображений получил в натурном этюде Украинка в намитке (1820). Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. Пейзаж в портрете Зубова тоже неопределенен, хотя прорисован более четко. Жизненная правда автопортрета на фоне Кремля утверждается и его колористическим решением. В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста.

Тропинин очень любил «жанровый портрет». Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь. Морков, у которого в крепостной собственности оставались жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве. Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному.

  • Сила таланта (о Василии Тропинине)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Патриотический миф о том, как Россия слезла с нефтяной иглы и чем он опасен
  • Литературный портфельчик Искуссницы

Происходят серьезнейшие сдвиги в идейной жизни передовых слоев русского общества. С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему.

Образ иной, сильной и сложной натуры создан в портрете сибирского купца В. М. Яковлева. Тропинин мастерски передавал индивидуальность моделей и нередко при помощи острохарактерных деталей подчеркивал их особый московский колорит (например, портрет В. А. Этот опыт еще не совсем удачен. Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П. П.

Наиболее распространены у Тропинина портреты в интерьере с окном. Это помогало овладению профессиональных «секретов»: выразительности контуров, тонкости светотеневых моделировок, колорита. К работам этого круга следует отнести и великолепную в живописном отношении, свободно выполненную Голову старика (1825). Грёз был тогда в России очень популярен. Рунге) или носить утилитарный характер, помогая раскрыть личность изображенного (Портрет Фердинанда Вегенера Ю. Шоппе, 1830-е гг. ) – функция, восходящая к репрезентативным портретам XVIII века.

Сила таланта (о 
Василии Тропинине)

На Украине Тропинин прожил с 1804 по 1821 год. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. Во многом оно порождено громом пушек на Сенатской площади. В его семье Тропинин и поселился. Аналогичных картин Тропинин написал много. Образ человека раскрывается через предметную среду, вещи, которые его окружают. Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке.

Юный художник относится к типу изображений, хорошо известному в истории искусства. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи (Украинец, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). Это обстоятельство следует иметь в виду, говоря о графике Тропинина.

К 1820-м годам исследователи относят единственную завершенную живописную работу Тропинина с развитым жанровым сюжетом – Продавец дров, написанную по литографии А. О. Орловского. Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Тропинину шел ужа двадцать второй год. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой.

Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов. Сохранились убедительные свидетельства о связях Тропинина с кругом славянофилов.

Кроме выполненных в академический период, к ним относятся изображения детей с животными (Девочка с собакой. Тропинин создал серию полотен, отразивших образы «незаметных» жителей Москвы. Детские образы были для него особенно привлекательны. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений.

К 1825 году относится восстание декабристов, подготовлявшееся в течение ряда лет. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Здесь он занимался у С. С. Щукина.

Они хорошо известны. Более прозаический характер имеют такие работы, как «Старик-нищий» (1823) или «Старик с палкой» (1834).

В холсте же прозаическая фигура Брюллова создает неприятный диссонанс с нарочито-возвышенным пейзажным фоном. На страницах «Капитанской дочки» или «Станционного смотрителя» читатель встретится с людьми, показанными с той же теплотой И мягкостью, сердечностью и особенным добродушием, с какими писал их Тропинин. Причем вводит ряд аксессуаров, сообщающих образам жанризованный характер. Портрет неизвестного с трубкой (1840-1850) – одно из лучших поздних произведений художника. Колорит этих работ мягкий, приглушенный – преобладают сероватые, охристые, зеленые тона. Однако после получения личной свободы возникла необходимость официально упрочить свое право заниматься живописью и художник пишет Щукину с просьбой оказать содействие для представления своих работ в петербургскую Академию художеств. Оболенского (1840-е гг. ) схема романтического портрета и сугубо романтического образа разбойника практически исчерпали себя, придя в резкое столкновение с натурно-реалистической трактовкой изображенного.

Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта. Среди множества изображений всадников, встречавшихся в то время на дорогах и жанровых сцен (женщина, склонившаяся к солдату молодцеватый гусар подле разгоряченного коня и другие) здесь имеются карандашные, подцвеченные сангиной, эскизы портретов, поколенных или в рост. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. На тот момент Тропинину было уже 44 года.

в нем было много детски кроткого, мягкого и нежного». Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества.

В 1830-1840-е годы русский народный костюм был в большой моде. Мальчик в серой курточке написан во время приезда Тропинина в Москву, где он мог видеть Портрет А. А. Челищева (ок.

Утверждение человеческой индивидуальности, самоценности личности – такое имплицитное содержание выводит тропининские халатные портреты на уровень романтического сознания эпохи. Широко известны портреты сына (1818), А. С. Холст с изображением Е. В. Киреевской вызывает в памяти работы Кипренского.

Музей Дульвич). Причем мотив окна – он может быть трактован символически (окна в мир Ф. -О. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В.

Отечественная война 1812 года застала Тропинина в Малороссии. Цвет передан как реальная окраска предметов, при этом достигнута убедительная сложная цветовая гармония.

С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика». Использование подобного приема заметно в образе Саваофа из Кукавской церкви, простонародным обликом схожего со Стариком, пьющим воду из ковша (1818. ). Однако несколько произведений такого рода все же написаны им в зрелый период творчества.

По эмоциональной атмосфере – сопоставление сходных, а не противоположных характеров – и по композиции портрет братьев Морковых близок портрету супругов Митрофановых А. Г. Левицкого (1790-е гг. ). Портрет Левицкой-Волконской столь же гармоничен. В Москве в 1969 открыт музей Тропинина и московских художников его времени (филиал Останкинского дворца-музея творчества крепостных).

Тропининым написано огромное количество портретов. Однако влияния распространялись и опосредованно. Это состояние глубоких раздумий на пороге нового этапа его творчества – этапа Медного всадника, завершающих глав Евгения Онегина, непревзойденной пушкинской прозы. О Тропинине заговорили как о русском Грёзе. в произведениях Тропинина появляются новые черты – отчётливая и детальная характеристика модели интенсивная красочная гамма иногда скульптурная чёткость объёмов (портреты П. А. Булахова, 1823, К. Г. Равича, 1825 А. С. Пушкина, 1827, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Таков диапазон женских образов Тропинина.

Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. Здесь Н. М. Карамзин предстает как великий современник: облик его очищен, дух успокоен. Более других использовал его самый романтический русский портретист Кипренский (Портрет Е. С. Авдулиной, 1822 Читатели газет в Неаполе, 1831 Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки, середина 1830-х гг. ). Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье – в новое имение Морковых. Тропинину было тогда сорок семь лет. Скотникова, картины «Кружевница» и «Старик-нищий» он получил звание «назначенного» в академики.

На деле же все получилось иначе. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др.

Тишбейном, Семейство Всеволожских в парке кисти француза Буальи, другие подобные работы. 1820-30-е годы – время творческого расцвета Тропинина. Большинство детских портретов выполнено Тропининым в 1800-1820-е годы и граничит с традициями сентиментализма. Портрет довольно точно передает стиль времени – тяжеловесный, эклектично-помпезный.

Тропинин знал и самого Левицкого и его работы. Это достигнуто прежде всего точно рассчитанным соотношением фигуры и пейзажа. Он пользовался определенной известностью. Именно просветители начинают придавать столь большое внимание раннему возрасту, объявляя ум ребенка tabula raza (чистой доской) и объясняя многие пороки современного им общества отсутствием разумной системы воспитания. В том же 1827 году Н. А. Полевой в журнале «Московский телеграф» писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог абсолютно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Майкова, П. А.

Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет. К портретам юношей братьев Морковых примыкает и шедевр раннего творчества художника – Портрет Арсения Тропинина (ок.

Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Попытка не удалась художнику, создавшему в целом довольно эклектичные произведения. Зубова). Спустя год у Тропининых родился сын Арсений.

Образ Барышникова отмечен явными чертами своего времени. Истоки подобных портретов Тропинина восходят к изображению Н. А. Майкова. По сути это несколько доработанный натурный этюд. Портрете кн. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным. Постепенно она сделалась противоположностью чиновному бюрократическому Петербургу.

Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Прием этот противоположен такому принятому в романтическом портрете подходу, когда душевное благородство (и шире – духовное начало изображенного) передавалось через пренебрежительное отношение к условностям моды. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина.

С 1824 года и до конца жизни (год смерти 1857) Василий Тропинин жил и работал в Москве. С переходом портретного класса к Щукину подобные задания становятся основными.

Колорит выполнен в сближенных тонах. Не случайно именно на него ориентируется Тропинин в своих первых живописных опытах. К 1836 относится портрет Брюллова, написанный Тропининым. Сходство налицо. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии).

Портрет не сохранился в первоначальном виде. Этот призыв находил живой отклик, в частности, у учителя Тропинина Щукина. В данном случае очевидно решающее влияние общих характеристик творчества двух художников. 1831 годом датирован Портрет В. И. Ершовой с дочерью – один из лучших у художника.

«Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Портрет полно передает и внешность и духовную сущность поэта. Об одежде следует сказать особо. (В то же время Портрет А. А.

Встречается подобная композиция и у Рембрандта (Девочка у окна. Тропинин родился в 1776 году, крепостным графа Миниха. Затем он переходит к графу Моркову, оказавшись в составе приданого, полученного Морковым при женитьбе на дочери Миниха. Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста.

Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Следуя своей методе, он прежде всего сделал ряд карандашных набросков с Брюллова, реалистически зорко фиксируя характерные черты его внешности. В нем действительно так много «детски кроткого, мягкого и нежного». Мосолова со служащими конного завода (конец 1830-х) и Портрет Д. П. После окончания войны Тропинин пишет А. И. Лазарева (1810-е гг. ), П. И. Багратиона (1816). С 1821 постоянно жил в Москве.

Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Самые ранние, относящиеся к украинскому периоду творчества, связаны с кругом его семьи и родни. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни (Булаков, 1823 К. Г. Равич, 1823 оба портрета в Третьяковской галерее). Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. Свиньин, Н. А.

В Академию он пришел двадцати двух лет от роду. В тропининском портрете П. Н. Зубова (1830-1840-е гг. ) окно и занавес существуют абсолютно обособленно, а в 1840-1850-е годы художник все чаще изображает в интерьере широкий оконный проем. Таков Ямщик, опирающийся на кнутовище (1820-е гг. ) – образ, который проходит через русскую литературу, песенную лирику и фольклор. Тематический диапазон этого первого периода его творчества широк: многочисленные портреты (интимные, репрезентативные, групповые) перемежаются с религиозной живописью (убранство церкви в Кукавке), пейзажами, разработками жанровых сцен. Давида.

В Портрете писательницы В. И. Лизогуб (1847) богатый костюм и обилие драгоценных украшений уже не выдерживают пробу на чистоту национального стиля. Копия картины Ж. -Б. Тему развивает глубокий и как бы все более поглощаемый тенями цвет. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Каратыгина. Там же у мальчика проявилась и тяга к рисованию.

Урусова, Ф. И. В созданных одновременно с картиной этюдах Портрет графини Натальи Ираклиевны Морковой (1813) и Портрет Николая Ирклиевича и Ираклия Ираклиевича Морковых (1810-е) художник не ставил перед собой сложных композиционных задач. В отличие от этих приподнято героических холстов, варьирующих известную схему военного парадного портрета первой половины XIX века, большая жизненность присуща карандашным изображениям военачальников – А. С. Фигнера, А. П. Урусова, Ф. И. Талызина (все 1810-е гг. ).

Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Портрет М. А. Оболенского (. ), 1810-е гг. Каждый типический образ художника заключает повесть целой человеческой жизни.

Однако по академическому уставу крепостные в число учащихся не принимались. Пластическая моделировка форм усиливается, приближаясь к иллюзионистическому эффекту.

Таким образом, Тропинин мог досконально изучать манеру чтимого им художника. Пушкина (1827), композитора П. П. Обаятельную простоту и скромность замещает активное женское начало, выраженное чертами расцветшей красоты, скульптурной пластикой развитых форм (Портрет неизвестной в плаще, 1840-е гг. ). Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. В числе лиц, одобривших упомянутую работу, были люди очень влиятельные. 1813 г. ), где представлена все та же семья. Булахова (1827), художника К. П.

В 1855 году, после смерти жены художник переехал в Замоскворечье. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Содержание портрета Лизогуб соответствует наиболее распространенной тенденции в женских портретах Тропинина 1840-х годов – любованию расцветшей, демонстрирующей себя красотой. Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца.

Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Характером, а отчасти и композиционным решением, портрет Самарина напоминает брюлловское изображение Н. В. Кукольника (1836).

Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и старухи. Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. усиливаются жанровые черты, усложняется композиция, повышается роль деталей, что позволило Тропинину во многих работах создать типические острохарактерные образы современников (портрет В. А. Зубовой, 1834). Казалось, судьба улыбнулась Тропинину.

Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Брюллов изображен на фоне эффектной панорамы, завершаемой подножием Везувия.

Художник писал их в основном для себя. В 1804 году появляется на выставке его произведение «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке». Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Мочалова, актера петербургской Александринки В. А. Но особой популярностью пользуется Грез. Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах Украинская девушка с Подолья (1800-е), Мальчик с жалейкой (1810-е), Украинец с палкой, Пряха (обе 1820-е) и др.

Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Им присуща высокая степень обобщения. Брюллова.

При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. Француз Ж. -Б. Получив признание коллег и любителей искусства, Тропинин написал свой автопортрет. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург.

Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. В данном случае Тропинин создал самоценный образ, близкий Страннику с палкой (1847), написанному с того же натурщика и в том же ракурсе.

При этом пейзаж за окном решается довольно условно и носит символический характер. Тропининский портрет А. В. Каратыгина далеко отстоит от такого, например, прекрасного произведения, как портрет А. Ф. Кокоринова (1769-1770) Левицкого, хотя оба художника изображали лучших людей своего времени, творческих деятелей. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. В русской живописи, современной Тропинину, мотив окна в интерьере присутствует нечасто и, как правило, в работах романтически окрашенных (упомянутый выше Портрет А. А. Перовского К. П. Брюллова, Портрет О. В. Васиной П. В. Васина). Карзинкиной (после 1839) решен как парадный.

Когда же был организован музей А. С. По-прежнему сохраняются две основные линии: мужские и женские образы. Портрет воспринимается почти как гротеск, как развенчание романтического героя. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

Здесь он занимался у С. С. Щукина. Выразительные произведения подобного плана создал австриец Ф. -Г. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Говоря о романтических реминисценциях в творчестве Тропинина, надо указать на акварельный оплечный Портрет Боцигетти-дочери (1810-е гг. ). В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов.

Тропинин вновь занялся живописью. Своего рода отрицательный результат, к которому приходит Тропинин на пути развития нового реалистического образа в рамках портрета романтического типа, дает изображение А. А. Сапожникова (1852). Алексеева, А. П. Наконец, Академия располагала великолепным собранием рисунков Греза, составлявшим примерно треть его графического наследия (ныне – в Государственном Эрмитаже). Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников.

Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. Позднее творчество В. А. В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница». Портрет Е. И. Карзинкиной в русском костюме (1838) на первый взгляд можно связать с сентиментально-идеализированными представлениями о чистоте и цельности народных характеров, породившими в свое время в обществе моду на русский народный костюм. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Характером образа, выражающего прежде всего женское начало (это подчеркивает аллегорический плод в ее руке), казначейше наиболее близка Девушка с яблоком.

Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Это был тяжелый удар для художника, который только начал приобщаться к большому искусству. Генезис этой небольшой работы довольно сложен. Это произошло только в 1823 году. Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека.

Самый факт изображения человека в процессе работы является для того времени прогрессивным. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника.

Конечно, Кипренский показывает живого, реального Пушкина, но и его костюм и его поза, Тропинин, напротив, пишет Пушкина таким, «как он есть»: «в домашнем халате, растрепанным». Ему шел сорок восьмой год. Жизнь в сгоревшей Москве после изгнания Наполеона постепенно оживала. Однако, расценивая явления искусства прошлого, мы должны подходить к ним исторически. Боровиковский, которого высоко ценил Щукин, часто бывал в его доме и мастерской.

Отсюда повышенная пластически объемная моделировка крупной женской фигуры (уже знакомая изобразительная метафора, уподобляющая расцветшую красоту пышному букету) и возвращение к аксессуарам XVIII века: колоннаде, бархатному занавесу, глубокому креслу. Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции (семейные портреты Морковых, 1813 и 1815 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва). Другую группу составляют работы с более или менее развитым жанровым началом (портреты Н. И. Уткина, 1824 Л. С. Бороздны перед мольбертом, 1831 И. П. Витали, 183 (3). Вместе с тем трактовка образа сближает этот портрет с некоторыми ранними работами О. А. Кипренского (портреты И. В. Кусова, 1808 А. И. Кусова, В. Д. Давыдова, оба 1809 г. ).

Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Тучковым. Если, например, Нищий старик еще всецело отвечает сентименталистски-просветительской эстетике Н. М. Карамзина и его школы, то изображения слуги со штофом, странников, старых солдат (1840-е гг. ) сродни образам сложившейся тогда же натуральной школы – критического (или отрицательного) направления в русской литературе. Здесь отразилось увлечение высшего общества стилем la rus (псевдорусским), получившим официальную поддержку.

В конце 1830-х – начале 1840-х годов Тропинин написал групповые портреты: Ф. С. Мосолова со служащими коннозаводства (1830-е гг. ) и Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок (1842).

Уткина. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. Несколько иной поворот получила тема в работе Девушка с горшком роз. Но наиболее ярким примером является «Кружевница» (1823). В пределах данного жанра он обнаружил очень большую широту.

Портрет Л. К. Маковской дает интересный аналог брюлловскому портрету Е. И. Дурновой. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы.

Этим приемом (надо полагать, сознательно) Тропинин не только закрепляет социальную принадлежность изображенной, но и поэтизирует ее. Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась. За ученические рисунки Василий получал золотые и серебряные медали. Это довольно большое по размерам изображение в рост восходит к тому типу портрета-картины с хорошо разработанным фоном, который в русской живописи по преимуществу связан с именем Брюллова.

Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. Тщательно и с любовью написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Среди этих работ стоит выделить Мальчика с книгой (1825) и особенно Юного художника (1820-е гг. ), в котором также предполагается портрет Арсения. Типологическое начало в большей степени присуще женским образам художника, что отчетливо видно, например, в работе Головка девушки-украинки (1810-е – начало 1820-х гг. ), являющейся фрагментом некогда большого полотна. Художник изображал Ю. Ф. Самарина, Е. В. Киреевскую, И. В. (П. Теперь мы располагаем лишь единичными его пейзажами. Уже наметившееся в портрете 1844 года некоторое противоречие между общим романтическим состоянием и остросхваченной характеристикой портретируемого в данном случае углубляется.

Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни. Вот таким образом в модном духе выполнен «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» (1850, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск).

В 1820-1830-е годы мастерство Тропинина развилось в полной мере. Голицын. Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и старухи. В 1762 году в Париже был опубликован педагогический роман-трактат Ж. -Ж.

Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844).

Помимо портретов на заказ художник писал своих друзей, приятелей и хороших знакомых. Все здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает. Торжественно выглядят стоящие, поколенно срезанные фигуры (например, Портрет А. В. Каратыгина, 1842). Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям.

Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману. В портретах преобладает тот же настрой, что и в типических женских образах Тропинина. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Самостоятельную группу составляют мужские типические портреты.

Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это обстоятельство важно иметь в виду, говоря об общем живописном характере московской школы сравнительно с петербургской. В то же время у обоих живописцев романтическое решение не идет далее аксессуаров. Птицам, часто голубям, сообщался смысл идущий еще от трансформированной христианской символики, связывающей с голубем представление о невинной душе.

Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам изображенным в работе или в созерцании (И. П. Витали, ок. Композиция явно восходит к излюбленному Тропининым типу декоративных полуфигур.

Он пишет портреты героев Отечественной войны – генералов И. И. Картина сильно пострадала.

Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Василий Андреевич занял в московской культурной жизни ту нишу, которая до него пустовала и стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников и гармонию и противоречивость московской жизни. Так появляются изображения графини Салтыковой с семейством и князя Салтыкова с семейством, выполненные немцем И. -Ф. -А. Лучшим ранним портретом художника является изображение А. И. Тропининой (1809).

Лишь к середине столетия в образах Николеньки Иртеньева (Детство Л. Н. Толстого) и Сережи Багрова (Детские годы Багрова-внука С. Т. Аксакова) русская литература придет к такой глубине передачи внутреннего мира ребенка, какой достиг Тропинин в портрете сына. Облик Мосолова (мечтательное выражение лица, непринужденно-барственная поза, неторопливые жесты, домашний, свободного кроя костюм) к тому же обнаруживает скорее просвещенного вельможу екатериненских времен, чем энергичного, делового человека XIX столетия. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Подобных работ Тропинина не сохранилось. Василий Андреевич Тропинин родился (30)марта1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Автопортрет был написан по заказу Общества.

Майков. После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. В это время особенно отчетливо выступает чисто живописный характер построения изображаемых форм: впечатление объема достигается работой над цветовой стороной картины. Карамзин был привлечен Новиковым к участию в журнале Детское чтение для сердца и разума (1785-1789), носившем определенную просветительско-сентименталистскую окраску.

На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. Иными словами, Россия начала XIX века переживает некоторое сходство общественных отношений (выражение Г. В. Плеханова) с теми, что существовали в Голландии XVII столетия. Вибрирующий мазок рождает ощущение особой светоносной глубины пространства.

В 20-х – первой половине 30-х гг. Сравнительно, например, с более ранней работой А. Г. Венецианова Старая крестьянка с клюкой (1830-е гг. ), представляющей в сущности натурный этюд, тропининские образы воспринимаются типическим портретом старости. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. Вот таким образом Тропинин был определен «посторонним учеником», как сказали бы теперь «вольнослушателем». Будучи изображением конкретного лица (в ряде случаев известного), они тем не менее остаются девочками с куклой или птичкой, мальчиками с игрушкой, книгой и т. д. Такая мера соотношения индивидуального и общего характерна для искусства XVIII века, как и набор атрибутов – изображений животных и особенно птиц, распространенных у сентименталистов. В 1824 году за Портрет медальера К. А.

Искренняя задушевность присуща другой, более поздней работе — «Слуга со штофом». Этот прием часто использовал П. А. Федотов (Портрет Е. Г. Флуга, 1840 Офицер и денщик, 1850 (. ) Анкор, еще анкор. Нейтральный фон портрета по цвету почти сливается с фигурой. У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную».

В нем выдающийся русский портретист и скончался 3 мая 1857 года. Картина «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В. А. В некоторых случаях к столь обычной для Тропинина доброжелательности характеристики модели прибавляется очень хорошая искренняя поэтизация ее (например портрет Шереметьевской, 1841).

Он купил домик в Наливковском переулке. и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали. С. И. Гагарина, Портрет писательницы Л. Н. Кожиной, оба 1836 г. ). Популярность Тропинина как портретиста начинает расти.

Они разнятся не только творческим темпераментом, манерой письма (несомненно живописной у Тропинина и более жесткой, с преобладанием графического начала у Варнека), но самим отношением к людям, в конечном счете обусловливающим и принадлежность портрета к определенному художественному направлению. В Разбойнике. Мотив окна часто присутствует в голландской живописи XVII века, в частности, у Вермеера.

Любопытное развитие в творчестве Тропинина получили парные портреты. Самые ранние из них (не считая миниатюрных свадебных изображений самого художника и его жены) датированы 1826 годом – это портреты А. П. и П. И. Сапожниковых.

В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин – Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного и тот. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Портретист.

И действительно, «истинное понятие» об облике Пушкина мы имеем не на основе одного портрета, а двух. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Правда, это относится не ко всем подобным изображениям. Это было в 1798 году.

Таковы же и задуманные, но неосуществленные композиции, о которых можно судить на основании живописных этюдов, – Сплетница, Гадалка, Покупка яблок у разносчика, Сбитенщик (конец 1820-х – начало 1830-х г. ), Кройка, Сматывание шерсти (1840-е гг. ). После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Интерес любителей изящного к его личности вызвал лестные строки в Отечественных записках: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Н. И. Новиков и Н. М. Карамзин стоят и у истоков национальной литературы для детей. Очевидно влияние на эту работу написанного Брюлловым портрета А. А. Перовского (1836).

1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. До 1823 крепостной.

Тип двойного портрета, впервые появившийся в русской живописи в Автопортрете с женой А. Матвеева (1729), получает особенное распространение в искусстве сентиментализма, где наряду с двойными появляются также тройные и групповые изображения. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. отозвал Тропинина из Академии.

Строгий погрудный портрет написан с большой любовью. В доме Морковых художник занял место повара-кондитера одновременно личного лакея графа. В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. В Москве с ее консервативностью дольше сохранялись традиционные художественные формы. К. П. Брюллова, 1836). На особую высоту поднимают тему Пушкин и Гоголь. Трудно проследить, как окрепли в Тропинине подобные убеждения.

Вид с берега реки И. И. Подчаского, 1818 Михаиловское. Этот принцип контрастного, эмоционального освещения хорошо известен в живописи барокко и романтизма. Карташева, скульптора И. П. И в этом процессе Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) является настоящим художественным открытием.

Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. Щукина. Сходство налицо. Полнокровность натуры хорошо выявляет открытый красный цвет халата. В том же году Тропинин избирается академией в «назначенные а в следующем – академиком. В руке девушка держит коклюши. Витали, любителя-гитариста П. М. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Это очень скромные и правдивые изображения людей, лишенные каких-либо устремлений к внешним эффектам: таковы, например, портреты (1823) и К. Г. Равича (1825).

Тропинин писал парные портреты на протяжении всего московского периода творчества. Композиция парадного портрета в рост с низкой линией горизонта и разработанным дальним планом, примененная Тропининым, напоминает довольно распространенную схему военного портрета. Здесь всё в движении, жизнь кипит, а палитра, прежде скупая, разгорается многообразием ярких красок. Права А. М. Амшинская, считающая, что работа создана под влиянием О. А. Кипренского (его Портрета Е. П. Ростопчиной) и принадлежит новому, прогрессивному направлению в русской портретной живописи начала XIX века, которое отличали естественность и повышенное внимание к духовной сфере человеческого бытия. Уже оба изображенных старика, по сути дела, могут быть отнесены к этому типу произведений.

1809 г. ) О. А. Кипренского и испытать его влияние.

Начало ряду одноименных работ положил Гитарист в косоворотке. Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Краски положены прозрачными слоями так, что во многих местах просвечивает холст. Вальдмюллер (портреты Жозефины Шаумбург, 1834 графини Кинской, 1840). Однако образы Пушкина, созданные обоими знаменитыми художниками имеют много общего.

Но только в 1823 году, в возрасте сорока семи лет, художник получает освобождение от крепостной зависимости.

По внутреннему состоянию брюлловским портретам второй половины 1830-х годов ближе изображение Ю. Ф. Самарина (1844). Несколько особняком стоит в творчестве Тропинина Портрет супругов Н. И. и Н. М. Бер (1850). В пользу такого предположения свидетельствуют и преклонный возраст персонажа (известен интерес Рембрандта к изображению стариков) и примененная в работе система контрастной светотени, напоминающая систему великого голландца. Багратиона. Особенно выразителен Украинец средних лет – работа, неоднократно повторенная художником. Пронзительно-щемящее чувство рождает образ старухи с курицей (1856).

Сердечная тоска определяет эмоциональную доминанту образа, созданного Тропининым. Среди современных художнику работ свое классическое воплощение она получила в Портрете Бертена Старшего Энгра (1832). Точно найдены детали костюма девушки – охватившая шею нитка круглых крупных бусин, пестрая косынка, благонравно прикрывающая вырез платья.

Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. Сохранившиеся подготовительный карандашный набросок, натурный этюд и, наконец, чуть более позднее повторение портрета позволяют говорить о методе Тропинина. Портрет не удался Тропинину. Не просто бытовой мотив, но нечто гораздо большее звучит в этом произведении. Воронцовой. Именно эта работа Тропинина более других сродни идеалам бидермейера.

Это повести О. Сомова, И. Кулжинского, романы В. Нарежного, поэмы К. Рылеева и другие. Зато хорошо промоделированная голова освещена открытым сильным светом источник которого неясен, как это часто бывает у Тропинина.

Существует мнение, что и мальчик в серой курточке изображает маленького сына Тропинина. По свидетельству Николая Рамазанова, впервые изложившего биографию художника, Тропинин мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Характер занятий, безусловно, наблюдался художником в жизни, может быть, на знаменитых вечорницах.

Дмитриев. Она основана не просто на сходстве отдельных приемов или мотивов, но на органичном приятии и развитии Тропининым сентименталистской направленности искусства Боровиковского. Однако уже в повторениях Кружевницы (1824) и Золотошвейки (1826) цветовые отношения взяты более активно и определенно. Подобная традиция в 1820-е годы сохраняется и у А. Г. Венецианова (Старик с овцой, 1827).

Многократно варьирует он и свои автопортреты. Однако новое отношение к человеку, приближающее работу Мальчик в серой курточке скорее к направлению раннего реализма, чем сентиментализма, становится более очевидным, если сопоставить его с портретами А. А. Челищева О. А. Кипренского и мальчика М. Т. Дурновой, с одной стороны и Портретом П. А. Строганова в детстве Греза – с другой. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Грёз, П. -А.

Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762).

Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Бытует мнение, что Тропинин изобразив национального русского поэта в халате, тем самым подчеркнул независимость Пушкина, противопоставил свободный образ мыслей официальной идеологии, как халат противопоставлял мундиру. История сохранила нам образ художника как человека исключительной скромности.

В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью Портрет Ираклия Моркова (1810-е). Морков, у которого в крепостной собственности оставались жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве. Оно поступило от президента И. И. Бецкого. Индивидуальность подчиняет аксессуары, раскрываясь через них все новыми гранями.

Однако психологически его вполне объясняют обстоятельства жизни Тропинина. Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Для Тропинина не характерны двух-фигурные семейные и групповые портреты. Однако ряд более конкретных его положений находили в Тропинине своего сторонника (кроме любовного отношения к национальным традициям Тропинина, например, необычайно привлекало резкое неприятие славянофилами крепостного рабства).

Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Портреты 1820-х годов – Н. А. Булахов одет по-домашнему, в халате. Романтики полагали тьмо-свет одним из важнейших выразительных средств живописи. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, – говорил он.

Пушкина. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ.

Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. По глубине замысла, строгости и ясности идеи тропининская работа предвосхищает психологические образы передвижников, которые часто использовали композицию поколенного изображения: например, принадлежащие кисти И. Н. Крамского портреты И. И. Шишкина (1880) и А. С. Суворина (1881), написанный Н. Н. Ге портрет П. А. Костычева (1892). Этим работам принадлежит важное место в демократическом потоке русского искусства. Правдивость передачи облика художника подтверждает сохранившийся в воспоминаниях Т. А. Астраковой его словесный портрет: Передо мною стоял пожилой человек (так мне тогда казалось), среднего роста, с умною, открытою физиономией, в очках, с добродушною улыбкою, в халате, с палитрой в руке.

Кружевница (1823) – одно из самых популярных произведений Тропинина. Работа эта произвела чрезвычайно благоприятное впечатление на посетителей выставки. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. Реалистическое начало упрочивает и характер живописи большинства портретов: пластически-объемная моделировка форм (портреты Н. А. Майкова и К. Г. Равича), тщательная, тяготеющая к живописной системе XVIII века передача материальных фактур (Портрет молодого человека в зеленом халате). В данном случае эволюция еще ощутимее.

Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Пушкин после опубликования в 1829 году Полтавы задумал написать Историю Украины. К тому времени русскому читающему обществу было известно об Украине из Истории государства Российского Н. М. Карамзина и Истории Малой России Д. Н. Бантыш-Каменского (новое ее издание вышло в свет в 1830 году). Все это свидетельствует о подвижности изобразительной системы художника. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.

В 1827 году были созданы два портрета, посвящённые поэту, они как будто противопоставлены друг другу. Дворяне, следуя старинной моде, вновь возрождали в своих домах портретные галереи вместо сгоревших в московском пожаре полотен. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Брюллова (1836), автопортрет (1846), картины Кружевница, Золотошвейка, Гитарист. В этом нетрудно убедиться, посмотрев работы Боровиковского, Греза и других мастеров.

Многочисленные произведения выдающегося мастера украшают залы Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Они формируют эмоциональную атмосферу Гитаристки (1839), Женщины в окне (Казначейши) (1841) изображений девушек – с яблоком, с горшком роз, со свечой и кофейником (все 1850-е гг. )., 1850-1851 Игроки, 1852). Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль.

По времени ближе всех к Тропинину стоят В. Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий. С рассмотренными выше портретами Тропинина любопытно сопоставить детские портреты его товарища по петербургской Академии художеств А. Г. Варнека (Мальчик с болонкой, портреты Ф. А., Н. А. и А. А. Томиловых в детстве, все 1825 г. ).

К объемно-пластической трактовке тяготеют и некоторые полотна учителя Энгра Давида: парные портреты четы Пекуль (1784), портреты г-жи дОрвийе и г-жи Сорси-Телюссон (оба 1790 г. ), г-жи Вернинак (1799), Купера Пенроза (1802) и другие. Отсюда – определенное сходство палитр художников. Интересны также живописные портреты штабс-капитана артиллерии И. В. Алымова (1819), С. Г. Волконского (1824), Л. Я. Неклюдова (1825. ), по типу сходные с мемориальными портретами Галереи 1812 года в Зимнем дворце. Примером могут служить Кружевницы Тропинина и Я. Вермеера Дельфтского (в данном случае мы сознательно упрощаем вопрос, не принимая во внимание возможного символического значения живописи Вермеера).

Талызина, П. И. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности.

Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. Наиболее интересна гуашь Гроза над деревней. В картине «Кружевница» убедительно разрешены проблемы передачи иллюзии пространства, светотональной живописи. Достаточно посмотреть, как с помощью рефлексов приведен к цветовому единству костюм. Васильева, гравера Н. И. Оба портрета дополняют друг друга.

Тропинина и московских художников его времени, Москва) представляет собой жанровую сценку. После окончания школы юношу взяли в господский дом для выполнения мелких поручений — «на побегушки». В начале 1850-х годов небывалая популярность Василия Тропинина стала угасать. Переезд означал и возвращение в прежнее подневольное положение. В портрете Тропинина А. С. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах.

Но и здесь перед нами образы, проникнутые глубокой человечностью. Однако он оказал неоспоримое, стойкое влияние на формирование московской живописной школы. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина.

В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. Однако более позднее произведение выразительнее: образ Самарина лишен статики, передан живее, жизненнее.

Определенная идеализация этих образов объясняется не только эстетическими вкусами эпохи, но и особенностью дарования художника, воспринимавшего жизнь не критически, а поэтически, не обличавшего, а утверждавшего. Пряха дает классический для Тропинина тип жанровой полуфигуры. В 1804 году на академической выставке Тропинин впервые представил свою работу. Леберехта и был удостоен звания академика портретной живописи. По типу это разные произведения: скромные поясные на нейтральном или близком к нейтральному фону (портреты Е. О. Скотникова, 1821 П. Ф. Соколова, 1833 И. К. Айвазовского, 1853). Можно, конечно, указать и на такую работу, как Портрет петербургского почт-директора К. Я. Булгакова (1830) кисти обрусевшего итальянца В. И. Бриоски, где картинка за окном носит характер врезки изображающей почтовые тройки и дилижанс.

Раннее творчество Тропинина весьма неровно. относятся к «портрету-типу». М. А. Венецианова, жена художника, рубеж 1810-1820-х гг. ). Тропининский Портрет Ф. С. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Несомненно, художник стремился создать возвышенный образ поэта.

На первом плане – обломки какого-то античного сооружения. Караччи, с рисунков А. П. Лосенко, холстов А. Е. Егорова и неоклассициста Р. Менгса. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А. С. Миниха позднее был отправлен в распоряжение графа И. И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. Оба художника используют систему освещения, не связанную с рассеянным светом в природе. Здесь замечается та особо обостренная симпатия к «маленькому человеку», обездоленному и морально приниженному в условиях современной ему действительности, к «человеческому» в нем, которая так характерна для ранних произведений Достоевского.

Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. Известны два тропининских изображения гитаристок, относящиеся к рубежу 1830-1840-х годов. Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд. Уникален для Тропинина большой холст – Портрет А. И. Барышникова (1829), сохранился хорошо разработанный эскиз маслом. Г. Левицкий) и его последующие модификации (Н.

По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. Воздействие последнего представляется особенно вероятным и в силу повышенного интереса Тропинина к фламандской живописи и в силу того, что на портрете Н. А. Майкова изображен художник (так же, как в Автопортретах Ван Дейка и Брюллова). Колорит картины соответствует ее содержанию.

Рукодельницы свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. Греза, 1820-1830-е гг. ), птицами (Девочка с канарейкой, Девочка с попугаем, оба 1810-е гг. Тут нельзя не вспомнить о пушкинской прозе.

Девочка с куклой, 1840), книгами (Мальчик с книгой, 1810-е гг. ), а также костюмированные портреты. Щукин. Здесь преемственность прямая и непосредственная.

Во многом это достигается живописным решением. Один из которых – подарок Е. К.

В портретах 30-40-х гг. Этим и ограничилось «систематическое» образование Тропинина.