Васильев Федор Художник Википедия

Федор Васильев — художник трагической судьбы

Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. (1868). Однажды зимой в 1871 году, разгорячившись от катания на коньках, он по-мальчишески съедает несколько пригоршней снега, которые в дальнейшем сократили его жизнь на десятки лет. Шишкина в 1868 году.

«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». И кай он это все запоминает. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью».

Русские художники 
– Васильев Фёдор 
Александрович (83

Русские художники – Васильев Фёдор Александрович (83 работ)

Это потому, что их нет в картине совсем. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Благотворным для молодого художника было и знакомство с И. И. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Проселок» (все — начало 1870-х) «Мокрый луг» (1872).

В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. В мае 1872 получил звание классного художника 1-й степени с условием сдать экзамены по наукам. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека».

Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование – невозможно. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов».

  • Список картин Фёдора Александровича Васильева
  • Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты
  • Васильев Федор АлександровичКартины и биография
  • Васильев Федор Александрович (1850 – 1873)
  • Биографии великих и известных людей
  • Художник Васильев Федор Александрович

Почётный вольный общник Академии художеств (с 1873)3. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Барки» и «Волжские лагуны». Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года.

И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи. Думается, это было не так. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. Он создает картины «Заброшенная мельница», «Осень на болоте», много работает.

Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В ней есть что-то сказочное.

  • Художник Васильев Фёдор Александрович, 1850-1873
  • Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева
  • Картина, которая принесла знаменитость
  • Шедевры: картина Федора Васильева Мокрый луг
  • Репин прозревает, Васильев удивляет

Барки». Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.

К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Лето оказалось плодотворным: рисунок стал уверенней, точней. Репиным и художником Е. К. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. 2. Родители художника жили в невенчанном браке.

  1. Семья, детство и ранняя зрелость Федора Васильева
  2. Скоротечная «Оттепель» – в живописи и в жизни
  3. Федор Васильев: «Тоскую по России и не верю Крыму»
  4. Васильев Федор Александрович 1850-1873

Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Проселок" (1869, ГРМ). Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Лит. : Ф. Васильев. Но для художника природа – прежде всего обитель людей.

С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.

О положении художника говорят его письма к И. Н. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. И как он все это острым карандашом чеканит, чеканит, как гравер по медной доске. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

  1. Напишите отзыв о статье Васильев, Фёдор Александрович
  2. Отрывок, характеризующий Васильев, Фёдор Александрович
  3. Известные произведения Васильева Фёдора Александровича
  4. Фёдор Александрович Васильев, русский художник
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).

Ребенку приходилось сначала подрабатывать во время каникул, а затем, после смерти отца и вовсе заботиться о семье. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников., М., 1937 Федоров-А. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».

Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным». Васильев – частый посетитель организованной Крамским Петербургской артели художников. Реже встречаются городские виды: «Заря в Петербурге», «Иллюминация в Петербурге» (обе — 1869) и солнечные, умиротворенные пейзажи, проникнутые гармоничным мироощущением и равновесием: «Вид в Парголово» (1868) «Летний жаркий день», «Деревня» (обе — 1869). Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. В начале 1871 зачислен вольнослушателем в ИАХ, но занятий не посещал. Репиным, начавшим работу над "Бурлаками", его младшим братом В. Е.

  1. Васильев Федор Александрович (1850-1873)

Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника. Картина Вид на Волге. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.

Список картин Фёдора 
Александровича Васильева

Нас с Вами сам черт веревочкой связал. Прелестно у него выходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки. Художник (судя по переписке с его близким другом И. Н. Крамским) мечтал о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». В рисунке он показал себя талантливым мастером.

Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье.

Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Заброшенность видна в окружающей обстановке. 1867 год можно считать первым в самостоятельном творчестве и художественных поисках Васильева. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Васильев не получил высшего систематического художественного образования.

Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. С 1865 некоторое время состоял помощником реставратора П. К. Соколова в ИАХ.

В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».

Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля. На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Были в нем и болезненное самолюбие и желание скрыть свою бедность, а более всего – трепетная любовь к искусству. Какое время года отражено в полотне.

В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.

Множество первоклассных рисунков, вызвавших восхищение Репина, – результат этой поездки. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.

Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.

Kамни». Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. В 1872 представил на очередной конкурс ОПХ картину «Мокрый луг».

Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Федор Васильев — выдающийся русский художник, блестящий мастер лирического пейзажа. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Это увлечение в последствии определило его судьбу. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.

В этот период Васильев активно общается с И. Н. В этом же году исполнен и пейзаж "После дождя" (1867, ГТГ), живопись которого отмечена уже не просто технической грамотностью, но тонкостью и свежестью, стремлением художника к адекватной передаче эмоционального восприятия природы (Заброшенная мельница). Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. Тогда же начал принимать участие в выставках ОПХ, в 1868 за картину «Возвращение стада» получил первую премию по ландшафту на конкурсе Общества. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Барки». Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт.

Васильев много писал писем в Москву. Барки» и «Волжские лагуны». С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное от работы на почтамте время любимому занятию. Таково уже полотно Перед дождем (1869, Третьяковская галерея, Москва). Наибольшее количество картин Васильева принадлежит коллекциям Государственной Третьяковской галереи (39 картин, согласно каталогу ГТГ3) и Государственного Русского музея (27 картин, согласно каталогу ГРМ4). Третьяков.

Макаровым совершил путешествие по Волге (Ствол старого дуба). Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Даже ей стало скользко. в Лондоне.

Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Соколову. Оформились его основные эстетические воззрения.

Барки" (1870, ГРМ) – произведение, обобщающее впечатления художника от великой русской реки. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Они были выполнены тщательно, но поверхностно. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально.

«Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Там он знакомится с такими русскими художниками, как Шишкин и Крамской. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. он был для нас превосходным учителем.

В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. А Крамской сказал: «. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева.

По вечерам посещал Рисовальную школу. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Камни. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира.

Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Это видно из собственных его признаний: Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вамии. Родился в семье мелкого чиновника, в возрасте пятнадцати лет осиротел. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути.

Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Был близок с И. Н. Крамским. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Федор родился в Гатчине.

Ранней весной представил на конкурс ОПХ картину «Оттепель», которая снова была удостоена первой премии. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.

Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Жизнь талантливого художника оказалась короткой. В картине очевидны украинские черты. Да еще примите во внимание, сколько мы с ним отмахали веслами сейчас. Это было в конце мая.

Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла. В графике Васильева наиболее выразительны рисунки сепией. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Они наполнены то тревожным настроением, то легкой грустью или созерцательностью.

«Настоящая картина – ни на что уже не похожа, – писал Крамской, – никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.

При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.

Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Удостоенная второй премии, она стала предметом борьбы коллекционеров — великого князя Николая Константиновича и П. М. Третьякова, который в итоге стал покупателем работы. в Лондоне. В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. У меня прямо глаза слипаются, я засыпаю.

Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Время ее окончания естественно связывается с последними работами художника, поскольку круг произведений, выполненных им в конце 1872 года, достаточно хорошо известен по письмам. А потом ведь всегда он обобщает картину до грандиозного впечатления: Воложка видна уже в темном таежнике заброшенного леса, большей частью ольхи.

В мае 1871 для поправки здоровья отправился в Хотень. Здесь он познакомился и стал дружен с такими известными русскими художниками, как Иван Крамской и Иван Шишкин. Напряженно звучит цвет его зелени. Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. Барки (Русский музей) и другие работы, проникновенно передающие речную и воздушную влагу.

Картину купил для своей галереи П. М. Детство провел в Петербурге. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.

Крамскому. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным.

Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).

Шишкиным. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. В 1863–1867 посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников (ОПХ), где преподавали А. И. Корзухин, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, А. Г. Горавский. Привезенные с Валаама этюды говорили о зрелости и сложившемся собственном мировоззрении юного живописца.

Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Рисуя бок о бок с Шишкиным, Федор постигал много нового для себя. На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Ваша жизнь – отзывается в моей.

Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.

Отметим лишь, что в «Оттепели» художник опоэтизировал простоту сельской природы. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.

не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». К этому периоду относятся картины "Деревня" (ГРМ) – наиболее социальная по содержанию в творчестве Васильева этих лет – и "После дождя. Федор Александрович Васильев — великий русский художник, пейзажист. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Ради заработка подрабатывал на почтамте.

Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Федору удивительно везло на хороших людей. Его Оттепель (1871) и Мокрый луг (1872 обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воспринимаются как образы озарения сквозь меланхоличную мглу. Картина пронизана мыслью о единстве человека и природы, которая небезучастна к его горю. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием.

По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Жизнь в Крыму была трудной для художника не только из-за болезни и разлуки с русской природой, но и из-за редких встреч с друзьями и коллегами. Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая., М., 1977. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову.

Федор рисовал и писал без устали. Изучал природу. Таковы работы «После грозы», «Перед грозой» (обе — 1868) «После дождя», «Вечер», «Раннее утро» (все — 1869), «Перед дождем» (1870) «Закат на пруду», «Волжские лагуны», «После дождя. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Небо, занимающее больше половины изображения. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств.

Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.

Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Он работал много и вдумчиво. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871).

Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Летом 1870 года он вместе с И. Е.

Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Одна из последних работ художника – большая картина «В Крымских горах».

Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. Картина эта глубоко взволновала Крамского. В 1871 году Васильев создает знаменитую «Оттепель», которая стала своего рода рубежом перед завершающим периодом его творчества. Ее достоинства самому Васильеву казались сомнительными, весьма критично отзывался он и о живописи картины, потребовавшей от него таких усилий и поисков.

Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. В конце своей жизни Федор Александрович вновь вернулся к темам среднерусского пейзажа. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.

Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Шишкиным, ставшим его истинным учителем. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. В 1867 под руководством И. И. Шишкина работал на острове Валаам.

И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Большие кисти художник не признавал. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).

В 1867 году он заканчивает обучение. И снова мы видим тонкую работу художника со световым решением картины: свет постепенно сгущается волнообразно – по направлению от нижнего правого к верхнему левому углу полотна, выхватывая бликом отстающую влево арбу, в которую впряжены два быка.

В период подготовки к созданию Товарищества передвижных художественных выставок Васильев поставил свою подпись под письмом московских художников об организации первой передвижной выставки (1869). Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.

Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.

Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Такой родной всем нам пейзаж. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам.

«Если б вы знали, мой дорогой, как худо вашему другу», – жаловался Васильев в своем последнем письме к Крамскому 25 июля 1873 года. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».

Как он чувствует пластику всякого листка, стебля. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Лестница, приставленная к крыше, покосилась.

В том же году экспонировал свои работы на выставке Московского общества любителей художеств. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. я увидел, как надо писать». Васильев был признан профессиональным художником. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.

В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. Все картины с этой выставки были раскуплены. Летящий навстречу зрителю грач с расправленными крыльями, подтаявшая река как бы оживляют картину, подтверждая приближение долгожданной весны.

В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. На крыше еще лежит снег.

Создается ощущение движения светового поля и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор. Помимо наиболее проработанной картины Рассвет, в том же письме Васильева Третьякову от 29 июня 1872 года встречается упоминание об очень мало подвинутой картине Утро, размеры которой точно совпадают с находящимся ныне в Государственном Русском музее пейзажем под тем же названием. В этом пробуждении нет радости. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.

Весь свет носился с Фёдором Васильевым. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Излюбленными мотивами его картин становились «пограничные» состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы, закаты.

Деньги за картины и подчас немалые, вылетают у него сразу при получении: на дорогие игрушки и лакомства для братишек и матери, моднейшие костюмы, шикарные шляпы, перчатки и галстуки. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником.

Однако Васильев вскоре разглядел, насколько мало общего в их работах с истинной поэзией и искренним чувством и как много заученной манеры и внешних эффектов и пришел к выводу, что ни один из самых модных западных пейзажистов «перед натурой ни к черту не годится». Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник.

Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Как и в указанных каталогах, в настоящий список включены только живописные произведения Васильева (практически все они написаны маслом) и не включены карандашные рисунки, акварели и сепии. К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Особенно сильно его увлекли последние, снискавшие известность в кругах «высокопоставленной» русской публики, как пейзажисты изощренного поэтического чувства. Но серьезного, систематического образования так и не получил. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Тогда же у художника начал развиваться туберкулез.

Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). По валаамским впечатлениям написана, в частности, картина "В церковной ограде" (1867, ГРМ).

Шишкин был мужем сестры Васильева и он часто ходил с ним на этюды и многому у Шишкина научился. Соколова. У Федора рано проявилась способность рисовать. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.

всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». Произведения Фёдора Васильева есть в коллекциях многих музеев России и других государств, ранее входивших в состав СССР. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Но левый верхний угол слегка светлее. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Увидев это полотно, Крамской был потрясен.

Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева и именно это ощущение простора наполняет полотно. Требовалось срочное лечение и смена климата. Лето 1869 года он прожил в Тамбовской и Харьковской губерниях – в имениях П. С. Строганова Знаменское и Хотень.

«Кроме мерзостей, бед и болезни, на меня в Крыму не упало ни одного светлого луча, – сообщал он 29 мая 1873 года. Крамским, И. И. По какой причине, неизвестно. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом.

Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. "Вид на Волге. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.

– Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна.

.