Весна Боттичелли Композиция
на примере картины андро Боттичелли Весна, опишите как в композиции картины используется цвет, фактура, ритм
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Картина висела над софой, называемой летуччо. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Меркурий (слева) нарциссически красив. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Её окружает обязательная свита: амур с луком парит над её головой, три юные грации ведут хоровод из рощи бежит нимфа, преследуемая фавном. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Стоит упомянуть и влияниеАнтонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который собрался жениться на Семирамиде Аппиани. Читать полотно нужно справа налево: Зефир, Хлорида и Флора символизируют март (считается, что весна начинается с первого дуновения Зефира) Венера с Амуром и грациями – апрель Меркурий (чью мать зовут Майя) – май.
Какова композиция картины Весна Сандро Боттичелли: а) горизонтальная б) вертикальная в) диагональная
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий — проводник к разуму. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Но собранные Боттичелли в одном саду (где, кстати, ботаники насчитали более 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам) они транслируют и другие месседжы. Она показана простой, тихой и скромной. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
- История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
- «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
- Описание картины «Весна (Примавера)»
- Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
- Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
- Картина Весна, Сандро Боттичелли
- Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки. Это был не просто подарок, но наставление, призыв к гуманности как высшей добродетели.
- Весна картина Сандро Боттичелли
- История картины Боттичелли «Весна»
- Скрытая символика картины Сандро Боттичелли «Весна»
- «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
- «Весна» Сандро Боттичелли: стилизованная съемка
- Весна Ботичелли – математика и искусство
- Самое интересное в виде мозаики
- Другие картины Сандро Боттичелли
Стареющий гений из последних сил пытался образумить молодых художников. Но давайте попробуем.
Не исключено, что в образе Купидона Боттичелли изобразил себя. Сколь приятна для любования. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но и каждую деталь.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Это – гимн и природе и человечеству. Движение в картине устремлено справа налево. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
- Словари и энциклопедии на Академике
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
- «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
- «Гимн живому человеческому влечению»
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
- Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
- Весна (картина Боттичелли) Информацию О
- Архитектура и дизайн интерьера в стиле структурализм
- Профессиональный фотограф и и эстетика восприятия
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Ее лицо выражает грусть, скромность и застенчивость. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Медичи владели полотном вплоть до угасания рода в 1743-м. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Он отвлекал их от случайных обстоятельств реальности и свободно располагал эти первичные элементы движения, эти линейные формулы, повинуясь только своему внутреннему чувству ритма. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
- Профессиональный фотограф и мотив снимка
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Жест заботливый, опекающий. Ведь «боттичелли» — бочонок — это прозвище, которое перешло к художнику от старшего брата толстячка Джованни.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Его рука рядом сплодом, висящим надереве, — мотив, традиционно ассоциировавшийся сдревом познания. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
Месяц считался концом весны и началом лета. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. «Весна» — главная загадка Боттичелли На одном полотне Боттичелли соединил сюжетные линии, взятые у Овидия и Лукреция. Раскидистые композиции на каменных постаментах, увитых диким плющом – за абсолютной природной гармонией стоит тонкая и кропотливая работа.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Портрет Лоренцо Медици кисти Дж.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Изображая в своей композиции различные сорта растений, художник был предельно точен.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Каково же содержание картины.
Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». На беду в начале XVI века во Флоренцию приехал Леонардо да Винчи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
От его полета согнулись стволы деревьев. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею». Такие подарки были в то время обычным явлением. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Любовь, согласно ихпредставлениям, — это путь отземной природы чувства кбожественной. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи.
Правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — к богу. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
И, конечно, это породило особое искусство. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Она не просто богиня любви и красоты. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Худо-бедно художник дотянул до 65 лет и весной 1510 года почил с миром.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Худо-бедно художник дотянул до 65 лет и весной 1510 года почил с миром. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
Музыкальность каждого полотна, особый ритм и плавность – мимо такого не пройдешь. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Музыкальность каждого полотна, особый ритм и плавность — мимо такого не пройдешь. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Такие подарки были в то время обычным явлением. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Предполагалось, что полотно будет висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Вернулась она в Уффици в 1919. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
вы можете запросить все в системе с коробкой. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. От его полета согнулись стволы деревьев. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
«Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который собрался жениться на Семирамиде Аппиани. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. На самом деле это несколько противоречит истине. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Кстати, мы даже не подозреваем, как обижаем флорентийского мастера.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. На беду в начале XVI века во Флоренцию приехал Леонардо да Винчи. О том, как весной расцветает природа.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает или теми, к кому они обращены. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Выше: что вы искали. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. «Весна» заказана для внушения одному из Медичи идей гуманизма В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Но собранные Боттичелли в одном саду (где, кстати, ботаники насчитали более 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам) они транслируют и другие месседжы. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Фигуры расположены волнообразно.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. «Весна», Сандро Боттичелли (1482) Сюжет «Весну» называют самой загадочной работой Боттичелли.
Ведь «боттичелли» – бочонок – это прозвище, которое перешло к художнику от старшего брата толстячка Джованни. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Но, это неединственноеповторение в картине. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Боттичелли считал Да Винчи своим конкурентом и даже врагом Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, пока в 1537-м ее не перевезли в Кастелло. Всё изменила вечная весна. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Она стала богиней в пышном одеянии. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Движение в картине устремлено справа – налево. Казалось, что он не пишет, а поет. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Зефиром.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли.
Она стоит в платье, сшитом из тончайшей ткани золотыми нитями. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Стареющий гений из последних сил пытался образумить молодых художников. Его как художника заметили сразу. Предполагалось, что полотно будет висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Кстати, мы даже не подозреваем, как обижаем флорентийского мастера. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. У Лукреция же Боттичелли заимствовал композицию в целом: Вот и Весна и Венера идет и Венеры крылатый Вестник грядет впереди и, Зефиру вослед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким Читать полотно нужно справа налево: Зефир, Хлорида и Флора символизируют март (считается, что весна начинается с первого дуновения Зефира) Венера с Амуром и грациями — апрель Меркурий (чью мать зовут Майя) — май.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Лишь век спустя к картине пришли известность и слава. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним.
Фрагмент полотна «Поклонение волхвов» (около 1475), на котором Боттичелли изобразил себя Перелом в творчестве флорентийца произошел в конце XV века, когда он познакомился с монахом Джироламо Савонаролой. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Его как художника заметили сразу. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение. Так исследователи опознали в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы.
Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Композиционно полотно делится на три части. Но это не единственное повторение в картине.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Изящные грации являются воплощением женских добродетелей – Целомудрия, Красоты и Наслаждения.
Перелом в творчестве флорентийца произошел в конце XV века, когда он познакомился с монахом Джироламо Савонаролой. Именно так было принято делать на свадьбах. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Над богиней парит Амур. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Такие подарки были в то время обычным явлением. Голова богини, немного склоненная вправо, покрыта тончайшим газовым покрывалом. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Это был не просто подарок, но наставление, призыв к гуманности как высшей добродетели.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. В 1982 году картина подверглась реставрации. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Любовь, согласно их представлениям, — это путь от земной природы чувства к божественной. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли сгуманностью, культурой иобразованием) направлено отлюбви земной, олицетворяемой Флорой, клюбви небесной, которую символизирует Меркурий— проводник кразуму. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Не исключено, что в образе Купидона Боттичелли изобразил себя. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Казалось, что он не пишет, а поет. Исследователи предложили несколько толкований. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
Венера напоминает ее лицом. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Вней есть ирадость, полнота жизни ипечаль знания, страдание.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. А с правого края художник изобразил и себя.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Если ты женишься на ней и назовешь ее своею, будут твои годы сладостными, а ты сам – отец замечательных детей. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
И как поэтично показано превращение. Сейчас — это один из главных шедевров Уффици.