Весна Сандро Ботичелли
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. В этой прекрасной юности, в лёгком платье, в нежных распустившихся цветах, в робкой улыбке, в падающих глазах – скоротечность. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
- Описание картины «Весна (Примавера)»
- «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
- История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
- Картина Весна, Сандро Боттичелли
- Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Она показана простой, тихой и скромной. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Каково же содержание картины. Месяц считался концом весны и началом лета.
- «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
- Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
- Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
- История картины Боттичелли «Весна»
- Весна картина Сандро Боттичелли
- Скрытая символика картины Сандро Боттичелли «Весна»
- Картина Весна Сандро Боттичелли
Джулиано даже не успел вскрикнуть. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. 1476 – 1477 гг.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
- Сандро Боттичелли Весна Описание Картины
- ЗСандро Боттичелли Весна Описание Картины
- Самое интересное в виде мозаики
- Другие картины Сандро Боттичелли
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Все сочиняют, рисуют, философствуют.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
- «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
- «Гимн живому человеческому влечению»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
- Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. О том, как весной расцветает природа.
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
- Символизм сфинкса в Древнем Египте
- Профессиональный фотограф Наум Грановский
"Весна" Боттичелли – это горечь утраты. Ко времени написания картины уже нет в живых юной Симонетты Веспуччи. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Движение в картине устремлено справа – налево. В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Жест заботливый, опекающий.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Сколь приятна для любования. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
А с правого края художник изобразил и себя. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. И не казнить их надо было, а вознаградить. Миг. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Она стала богиней в пышном одеянии.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Фигуры расположены волнообразно. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. – воспылал любовью к искусствам. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. до н. э.
Движение в картине устремлено справа налево. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций явно другой. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
И как поэтично показано превращение. От его полета согнулись стволы деревьев. Это – гимн и природе и человечеству. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает или теми, к кому они обращены.
Зефиром. Меркурий (слева) нарциссически красив. От его полета согнулись стволы деревьев. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
На самом деле это несколько противоречит истине. Лувр. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
130 – 100 гг. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Она не просто богиня любви и красоты.
Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров.
обе выполнены с грацией и выразительностью». В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Стал необщителен и молчалив. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Уходящий безвозвратно.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Она, — отмечает Фичино, — есть нимфа красоты великой, рожденная небесами и более от всех отмеченная любовью Богом Всевышним. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Но это не единственное повторение в картине. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое.
Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Однако в то время имя Сандро Боттичелли было почти забыто и на картину не обратили внимания. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Джулиано увидел опасность первым.
Так как все влюблены. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. А к лету по Флоренции поползли слухи. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Уффици. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Но давайте попробуем. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.
Десятки кинжалов вонзились в его тело. Всё изменила вечная весна. Вот что значит выгодно жениться. По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение. Медичи даже забросили государственные дела. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Именно так было принято делать на свадьбах. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Флоренция. В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. На самом деле у Боттичелли Весна не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. Но эту дурочку не поймешь.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Философские версии связаны с неоплатонизмом. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. И, конечно, это породило особое искусство. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи.
Картина висела над софой, называемой летуччо. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи. Фрагмент. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
И вдруг осознаёшь – увядание. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Композиционно полотно делится на три части. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи). Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Но, это неединственноеповторение в картине. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Джулиано изменился до неузнаваемости. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. И это привело к трагедии.
Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Над богиней парит Амур. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.