Виктор Попков Художник Картины

Рабочая тема, отраженная и в других колоритных картинах художника, была не единственной, к которой обращался Попков Виктор Ефимович во время своего творческого вдохновения.

К 80-летию известного художника: вышла книга «Виктор Попков»

Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Наказ мужа она выполнила, никогда больше не выйдя замуж и полностью посвятив себя детям. Здесь единый образ— поэта иРоссии— земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой. Это не напрямую религиозные сюжеты, но вэтих темах Попков затрагивает что-то неизбежно важное, «сущее» во внутренней жизни каждого человека. В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. Но художник, как его ни уговаривали, все же отказался от роли «модного» портретиста, осознавая, как губителен для творчества такой конвейерный подход. В своем дневнике об этом дне художник писал так: «Защищался последним из графиков.

Другое детское потрясение вполне могло стоить мальчику жизни. «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. «НаСевере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иужесли появляется цветок или красное платье, тоони смотрятся значительно ивоздействие ихобостренно выразительное» (В.

В 1972 году закончена «Северная часовня». На защите были мать, Коля, Клара, Витька Барвенко. Худая старуха на переднем плане, кажется, сошла сиконной доски, воскрешая впамяти древние иконописные изображения святых мучениц. Чекист (1963), Звонок в дверь (1964), воссоздающие атмосферу годов репрессий, не оставили камня на камне от былой репутации певца соцреализма. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

«Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Работы Попкова интересны, уютны, талантливы, по своему самобытны и поэтичны. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы.

«Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти напринципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем».

После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Это было время оттепели, когда многие молодые творческие личности поверили в свободу творчества и надеялись, что так будет всегда. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость отсоветской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от«больших тем». Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками»— алым, малиновым, огневым.

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В. Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Например, полотно «Лето. Одной из лучших картин Попкова в «суровом стиле» считается работа «Строители Братской ГЭС», благодаря которой его относят к числу лучших представителей этого стиля. Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны. В 1975 году Виктору Попкову посмертно была присуждена Государственная премия.

Вторая половина 60-х отмечена тонким психологизмом картин живописца на тему разобщенности близких людей: «Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968), «Ссора» (1970). Приняв за такси инкассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Вы знаете, кого любила группа Коллективные действия или Мухоморы. Он был создателем «сурового стиля», в котором воплотились образы строителей «Строители Братска», женщин, лишившихся во время Великой Отечественной войны своих мужей и сыновей — полотно «Вдовы», потомков героев прошедшей войны, задумывающихся, а достойны ли они их славы — картина «Шинель отца». В любой картине он сам незримо присутствует как персонаж.

Возможно, эта особая близость сверующей матерью явилась истоком того, что втворчестве Попкова все полнее начинает звучать христианский подтекст, который, впрочем, скорее просвечивает, чем явственно проговаривается. Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего. Нацелине написал ряд картин изсерии «Люди целины». В. И. Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная".

Многое тогда навалилось— ссоры сженой из-за его запоев, бесконечные стеснения ипрепоны чиновников поотношению кего работам. Итолько я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Многие искусствоведы отмечали, что вобразе сына просвечивает ссылка киконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка свечной темой Богоматери смладенцем— темой жертвенной материнской любви имолитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. Получилось, написал реквием самому себе.

Морозов, В. С. Больше писем не было. В 1948 году Попков поступает в художественно-графическое педагогическое училище, незадолго до этого открывшееся в Москве. В середине 60-х Попков писал «в стол», его работы этого времени практически не выставлялись. «Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам он вто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе.

В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. В больницу Попкова привезли как банди та, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» уда лось прояснить благодаря случайным свидетелям. Пушкин бледный, опирающийся на колонну, стоящий спиной к зрителю, но лицом к вечности. Еле жив остался. Он умел учиться, а это верный признак таланта.

Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Июль», задуманное здесь, в Мытищах, где прошло его детство и юность. Через некоторое время Попков предложил всей компании поехать к нему домой.

Небо— «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих— этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории» иуже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичности, обыденности жанровой сцены ксмысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь скистью вруках». Попков писал, что ему хочется вкартинах «наряду сконкретным выразить нечто неясное, духовное неосязаемое». Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания.

На итоговой выставке студенческих работ Попков поразил всех и количеством и, главное, качеством своих произведений: это не были сырые ученические «пробы пера», как у многих его однокурсников, в картинах Виктора ощущался настоящий художественный потенциал и творческая энергия. Например по той картине что размещенна как заглавная. Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое по своему проявлению». Одна из самых знаковых картин живописца— «Осенние дожди. Попков не случайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти на принципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени. Здесь вечный земной круговорот увядания жизни иеенового зачатия, вкоторый включены иприрода ичеловек.

В конце 1960-х годов автопортреты стали появляться в числе работ художника все чаще. Художнику удалось уйти от однозначности «сурового стиля», во второй половине 1960-х годов он демонстрировал гораздо большую творческую свободу.

Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. И о них, мне думается, нужно создавать или большие тематические полотна или серии». Другая важная тема – размышления о месте художника в мире и о природе вдохновения: «Владимирские художники», «Художник в деревне» (1967), «Воскресенье» (1967) и «Мой день» (1968).

Ей хлопали за такого сына. В поэзии, живописи, вкинематографе не случайно вэто время рождаются похожие образы— впесне Высоцкого: «Образа вуглу ите перекошены», уПопкова вкартине «Тишина»— полуразрушенные церкви сдырявым куполом, уШукшина вфильме «Калина красная»— затопленный храм. Вэтих голосах эпохи— вся сложность внутреннего самоопределения поколения 1960–1970-х. Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да ктому же имели талант от Бога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей иот безбожного времени. Попков Виктор Ефимович (1932-1974), советский художник и график. Его вообще не должно было быть в этот день в Москве. Он сам не знал, какую линию выбрать— у него их было несколько. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Художник отмечал, что «Строители Братска» вдохновлены Кориным и Корнелиу Баба, «Бригада отдыхает» – русской иконой, «Двое» – Средневековьем и Боттичелли, «Мезенские вдовы» – графикой Гурия Захарова и живописью Эль Греко.

Он был единственным, кто сказал об этом открыто. — обижался Попков». Такая замечательная картина, аты молчишь. Да почему они одни.

Последнюю, как ни странно, он задумал, находясь впоездке, вГермании, азаканчивал уже вРоссии. Такси не останавливались. в творчестве Попкова усиливается интерес к глубоко психологичным, многоплановым образам, раздумьям о смысле бытия, утверждению нравственных идеалов простого человека: Северная песня (1968), цикл Размышления о жизни (в том числе Шинель отца, 1960-70-е гг. ), Хороший человек была бабка Анисья (1973).

Однако его высказывания об архитектуре и ее взаимосвязях с другими искусствами и техникой (частично известные только в записях искусствоведов Н. Н. Пунина и Я. Д. Тугендхольда) представляют принципиальный интерес. Е. Вучетич рекомендовал молодому художнику не зарываться и не проявлять своеволия в голосовании (Попков голосовал за присуждение). В своих картинах он мог донести до зрителя свои идеи и мысли. Замуж не выходи, четверо у тебя их.

Попков Виктор Ефимович 
– советский художник-художник 
и график

Попков Виктор Ефимович – советский художник-художник и график

Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «ВСоборе» (1974 год). Результатом этих поездок был ряд картин, в частности — «Братская ГЭС». Попков тогда взнак протеста толивсерьез, толи вшутку постригся наголо.

Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Внимание к персоне живописца не случайно. Конструктивизм (искусство). Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица».

Налицо был большой социальный успех. Стыдно, правда. За суровостью, строгостью этих образов диссонирующий красный звучит цветом жизни, выявляется сокрытая внутренняя сила этих женщин, не случайно вцентре композиции— прямая, словно внутренне несогбенная, не разуверившаяся старуха. И здесь Попков высказал что-то из «главного». Особой оригинальностью отличалось оформление пьесы «Капитан Костров», действие которой проходило на волжских берегах. Впереди – ее сотрудничество с различными издательствами и особенно плодотворное с издательством «Малыш», где она работала над оформлением книг Р. Киплинга, С. Маршака, Б. Житкова и многих других.

Советский художник 
Виктор Попков

Советский художник Виктор Попков

Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Это правда. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика.

Акимова, А. И. Работы были навеяны произведениями классиков русского авангарда (в частности, Кандинского): абстрактная «Композиция» (1965-1966) и «Вариация на тему Ороско», вдохновленная работами мексиканского монументалиста. Впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл «Мезенские вдовы» (1965-1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни.

Картина «Мой день» тому свидетельство. Начался отход назад. Это свидетельство той благодати, которую художник при жизни вложил в свои полотна.

«Суровый стиль» 
в картинах Виктора 
Попкова

«Суровый стиль» в картинах Виктора Попкова

Потребовалось множество этюдов изменение ракурсов, освещения, выбор вместе с Рейнером лучшего варианта композиции – пока, наконец, решение не было найдено и картина не обрела идеальную завершенность. Один из наиболее ярких представителей «сурового стиля» 1960-х гг. Учился в Московском государственном графическом училище (1948-1952), затем в МГХИ им.

Прощание проходило вДоме художника на Кузнецком мосту. Такси не останавливались. Все это станет в будущем чертой, отличающей Попкова от многих коллег-художников. А еще через некоторое время появился на свет младший сын Анатолий. Очевиден факт культизма, достаточно обратить внимание на фигуру в одежде не то куклуксклановца, не то жреца какой-итнибудь очередной мистической каббалы.

Сам «суровый стиль» с его надеждами на политическое обновление ощутимо распадается в попковской живописи – характерна не раз возникающая в его полотнах автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне – оцепенении («Работа окончена», 1972, ГРМ). Созданные им картины — «Двое», «Строители Братской ГЭС», «Сентябрь на Мезени», «Мой день», цикл полотен «Мезенские вдовы», «Работа окончена», «Шинель отца», «Осенние дожди. Прощание проходило вДоме художника наКузнецком мосту. На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова Осенние дожди (Пушкин).

Рекорды продаж, 
уходы, цена картин 
Попкова

Рекорды продаж, уходы, цена картин Попкова

Как-то очень жестоко. Но время и ее не пощадило. Серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и в итоге тоже попала в фонды Третьяковки. в 1914 он изобретает новую разновидность искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф» (среди сохранившихся работ такого рода – композиция из цинка, палисандра и ели, 1916 Третьяковская галерея, Москва) искусство здесь, прервав процесс пассивного отражения натуры, само выходит (буквально «выпирает») в мир, превратившись в конструирование реальных трехмерных вещей.

В искусстве появилось выражение личного отношения к миру и человеку. Нонескорбь ипамять обылом задают тональность всей картины. Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках. Попков неслучайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону. Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в «Северной часовне», 1972, Русский музей А. С. Пушкин в «Осенних дождях», 1974, Третьяковская галерея).

Экспертиза и продажа 
картин Попкова

Экспертиза и продажа картин Попкова

Для него родная земля не была пустым понятием. Но не уехал. Напереднем плане ребенок, который еще неможет вникнуть всуть происходящего, онстоит спиной кмогиле илицом кзрителю— жизнь продолжается. Ассоциативность, символизм этих и многих других произведений превращают их в философские живописные иносказания. Глубоким проникновением в духовную жизнь героев, обостренностью формы отличаются портреты Виктора Попкова. В последние годы жизни Виктор Попков работал над большим полотном Хороший человек была бабка Аксинья (1973), которую можно назвать философско-этическим трактатом на тему жизни и смерти.

Был героем дня. В последние годы жизни (Владимир Евграфович умер 31 мая 1953 года в Москве) Татлин работал главным образом в театре и в станковой живописи. В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на ули це Горького. Председательствующий говорит, что мыподходим коценке деятельности прошлого Правления.

  1. Надежды маленький оркестрик под управлением любви
  2. Художник Попков Виктор Ефимович
  3. Виктор Попков: Художник на вдовьей земле
  4. ПОПКОВ ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932-1974) – РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ И ГРАФИК
  5. Темы дня: Березовский – Китайская поэзия – «Юби» – Хармс – Балканы – Соковнин – Азадовский

Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Количество и расположение цветов на венке намёк на массонство. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Тогда в этом издательстве работали многие художники-нонконформисты (Оскар Рабин, Олег Васильев и др. ): работа с детской иллюстрацией была возможностью зарабатывать для художников, которым были закрыты пути для участия в официальных выставках.

Почему. »— «Дождь в душе», — ответил Попков. Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, кпостижению тайн человеческой души», — вспоминал художник Игорь Обросов. «Северную часовню» удалось отстоять. Приняв за такси ин кассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Требовательный к себе, прекрасно учившийся и всегда стремившийся получить максимум знаний и практического опыта (вплоть до того, что, будучи на втором курсе, ездил на практику вместе с четвертым), Попков не был оторванным от жизни, погруженным только в свою работу художником. О нем до сих пор пишут, снимают кино, делаются его персональные выставки. Виктор Попков был удостоен Государственной премии СССР за цикл произведений «Размышления о жизни», куда и входили перечисленные выше полотна.

  1. Виктор Попков: Я все равно буду живописцем
  2. Виктор Попков — рыцарь печального образа эпохи соцреализма
  3. Виктор Попков: Художник навдовьей земле
  4. Записки переводчика с Андреем Десницким

Попков. ) Вэтих портретах вождей запечатлелось противоречивое время, но весь уклад внутренней жизни этих деревенских баб уходит не кпартийным ленинским нормам, ак вековым русским религиозным истокам. Не помешала даже «двойка» за сочинение – Виктора все-таки принимают на курс, на котором вместе с ним оказались такие будущие мастера, как Купряшин, Калинычева, Насонов, Ткаченко. И в том, что Виктор посвятил себя творчеству, несомненная заслуга Степаниды Ивановны.

Он завороженно смотрит внутрь, словно «луч из рая» коснулся души иона замерла от настигшего ее чувства благоговения перед тайной икрасотой небесного пейзажа. Художники сурового стиля вцелом были вписаны всистему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма сего декларативной агитационностью. На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят вряд рабочие— сдержанные, мужественные, волевые. Каменский, Л. И. Президиум взамешательстве. «Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы идоверяться им».

Вот и они сами тоже не знали. Вспоминал отца, погибшего на фронте. Выступление Попкова на этом собрании принесло свои плоды – ситуация в институте изменилась к лучшему.

Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь еевенчается полнотой, она плодоносна. Виктор прошел с первого раза в 1952 году, Клара – со второго.

Однако здесь нет тяжеловесности и пафоса «большого стиля» предыдущих десятилетий. Художник и его жена и жили и работали в одной комнате, параметры которой некоторым образом вошли в историю искусства: размер знаменитой картины «Строители Братской ГЭС» точно соответствует размерам стены комнаты в Молочном, невольно заставляя вспомнить Александра Дейнеку, написавшего одну из лучших своих работ – «Будущие летчики» – в крошечной пятиметровой мастерской. ЖАЛЬ ЧЕЛОВЕКА. Свои работы он выставлял вместе с такими художественными объединениями, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Напредложение работать наКГБ «вежливо» уклонился: «Нурадбы служить, нопью. » Онбыл одним изнемногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына наЛенинскую премию, хотя голосовать занего втовремя требовало определенного мужества.

Картина «Воспоминания. В каждой картине – характер и судьба. Написанные в 1965-1968 годах картины Виктора Попкова "Сон", "Двое", "Развод", "Семья Болотовых", как и его портреты пожилых деревенских женщин, - это психологически точные, драматичные в своей сути слепки времени. Впрочем всё это я пишу в шукту.

  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Первые шаги на творческой стезе
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Попков Виктор Ефимович, художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Антикварный салон, Санкт-Петербург

Агде их мужья, дети. Искусство очень долго оглупляли, вместо искусствоведов плодили кураторов.

Тайшет (1959), на стройку Братской ГЭС (1960), на целину Казахстана (1961) и многие другие. Сохранившийся альбом набросков Попкова за 1947 – 1949 годы (преимущественно натюрморты и портреты) демонстрирует впечатляющую быстроту обретения навыков: поначалу это совсем беспомощные рисунки, но очень быстро их сменяют более техничные и грамотные работы. Прошло почти 38лет со дня гибели художника, но до сих пор к его памятнику в Тарасовке ложатся на снег алые гвоздики.

Надежды маленький 
оркестрик под управлением 
любви

Он изобразил себя в зимнем пейзаже за этюдником. Его отец, уходя в 1941 году на войну, просил жену в случае его гибели не выходить замуж (хороший тебя с четырьмя детьми не возьмет, а плохой тебе не нужен) и по возможности дать детям образование. В мире отныне существует герой Виктора Попкова, так же точно, как существует герой Петрова-Водкина (рабочий интеллигент) или герой Корина (смятенный священник), герой Фалька (городской безбытный интеллектуал) или герой Филонова (пролетарий-строитель мира). Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Так, впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл Мезенские вдовы (1965–1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Жил в Москве.

О нем писали самые авторитетные искусствоведы того времени: А. А. Герои «Весны», занятые тяжелым трудом, в будущем займут место на полотнах сурового стиля, который прославит мастера. В картине «Воскресенье» он аллегорически изобразил себя зажатым серостью и мечтающим о свободе. правда, он и этого не умел.

Вдовы» (1966), «Одна» (1966), «Северная песня» («Ой, как всех мужей побрали на войну», 1968), «Старость» (1969). Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение». «Шинель отца», «Вдовы», «Северная песня», «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает» и многие другие картины современны и сейчас и будут современны всегда. Перед этим кругом располагалась лодка, отражающаяся в жести, словно в воде. Художника Виктора Ефимовича Попкова относят к символам шестидесятых годов прошлого века.

Учился в МХИ (1952-58) у Е. А. Кибрика. Татлин почти не выступал в печати. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Но не скорбь ипамять обылом задают тональность всей картины. 30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Постепенно устраивавшуюся жизнь прервала война, на которую отца провожали всей семьей.

А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Читать ещё – ЭТО НЕ Я СКАЗАЛ. С 1927 года стал профессором ВХУТЕИНа в Москве. Но не уехал. Приятели прислонили раненого художника к дереву и разбежались. Однако главное место в творчестве художника заняла близкая ему военная тема.

Но главная задача была выполнена. А было бы забавно начать изобличать Попкова по той же схеме что и в случае с Васильевым. На свадьбу сестры, несмотря на протесты матери, отдал все деньги, выданные ему на натуру. Обнажен, так как открыт для всех и искренен в своем творчестве. К этому времени, расцвету художника, относится и знаменитый Мезенский цикл: «Воспоминания. Набольшом полотне изображены пять деревенских старух, вихобразе намеренно нет ничего отуютных, домовитых бабушек, где рядом внук-кудряш дакрынка молока настоле.

Эскизы и личные вещи художника — кисти, мольберты, сувениры, привезенные из командировок и поездок по России, были переданы в музей в 70-е годы XX века. Большое количество полотен, посвященных северным краям – это не стилизация под модные в то время этнографические и деревенские мотивы.

Повсюду в интеллигентных компаниях усталые юноши говорили, что живопись умерла. Полное здорового азарта и честолюбия желание художника быть первым, быть оцененным и признанным и отчасти связанная с этим желанием душевная уязвимость подкупают своей подлинностью. Ведь им, молодым актерам, писателям, художникам, доверили работу в Комитете по премиям. В том же 1958 году, когда состоялась защита, Виктор вместе с женой переехал из Подмосковья в коммунальную квартиру дома в Молочном переулке, на стене которого сейчас висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил и работал художник Виктор Ефимович Попков».

На сцене поставили картины «Осенние дожди.

Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться вэтой нише надолго. Есть предложение признать работу хорошей иесть предложение признать работу удовлетворительной. По сути, он всю жизнь бодался с властью. Осенние дожди (Пушкин 1974) – все в ГТГ. Понимая, как трудно приходится матери, дети во всем слушались ее, старались помогать. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братской ГЭС» (1961). Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека уми рать на мостовой.

Время не помогло этого художника разглядеть. Государственная премия СССР (1975). Последнее слово, которое нужно сказать в заключение, обошлось без всхлипываний. Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались втридцатые-сороковые годы, познакомиться ссовременными течениями западноевропейской живописи— словом, стало возможным прикоснуться ккультурной традиции, доступ ккоторой был перекрыт жестким идеологическим контролем вгоды сталинского правления. Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей идевушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм— это молодость мира иего возводить молодым». Защита прошла с блеском. В 1957м отпраздновали свадьбу, а еще через год родился сын Алексей.

В СССР, в стране «победившего пролетариата», рабоче-крестьянское происхождение будущего художника, как ни странно имело не только свои плюсы, но и минусы. На Всемирной биеннале молодых художников в Париже в 1961 г. получил ГранПри за картины «Двое» и «Бригада отдыхает». С 1925 года был профессором в Киевском Художественном Институте.

Власть, втом числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания». Дипломной работой Попкова в училище стал портрет писателя Николая Островского, работающего над романом «Как закалялась сталь». Попков вместе сдругими художниками тоже ездил наударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». Вот и они сами тоже не знали. Но самое главное произведение Попкова— его судьба.

Здесь обратное: силуэты фигур четко очерчены, фигуры словно вырезаны из дерева, складки одежд размечены крупно, линии прямые. Попков регулярно экспонировался на выставках в СССР и за рубежом. Программные произведения Вдовы (1966), Одна (1967), Северная песня (1968) и наконец, Шинель отца (1972) – это не просто память современников о войне. В то время большинство абитуриентов старались поступить «на живопись» и дирекция института сознательно решила перебросить часть сильных ребят «на графику». Художник Виктор Попков, яркий и самобытный художник «сурового стиля».

Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. Художника-трибуна все касалось: и радость и боль общества. В конце 60-х гг. Официоз сталинской эпохи, выражавший государственную идеологию, начал понемногу уходить. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране.

Она плакала, да и не только она». Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах «Шинель отца» (1972) и «Хороший человек была бабка Анисья» (1973 все – в Третьяковской галерее). Это было время «оттепели», время серьезных перемен. Все, что касается русской национальной культуры имеет огромный интерес.

В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его из петли. Он родился в Москве, в семье рабочего. Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания. Ряд листов посвятил строительству Абакан-Тайшетской трассы. Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах Шинель отца (1972) и Хороший человек была бабка Анисья (1973 все – в Третьяковской галерее).

Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас уменя перед глазами». Сурикова в мастерской Е. А. Защитил диплом на отлично.

Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в Северной часовне, 1972, Русский музей А. С. Пушкин в Осенних дождях, 1974, Третьяковская галерея). Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта ижизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется— отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». Виктор Попков много путешествовал, любил Русский Север. Что такое соцреализм.

В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его изпетли. Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего. Известность молодому Попкову принесли Строители Братской ГЭС (1961), один из изо-манифестов «сурового стиля» – с его острой, жесткой ритмикой в духе искусства А. А. Дейнеки. Безусловно, первые шаги молодого художника были на редкость успешными.

Тема осени традиционна вмировом искусстве— это нота грусти, элегии, предощущения расставания ивремя сбора урожая ивземном исимволически вдуховном смысле— время собирать сеянное. Попков вместе сдругими художниками тоже ездил на ударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». Испытания так и не состоялись по разным причинам. Была слышна трансляция. «Иногда казалось, что художник писал все, открывающееся глазу, не производил отбора», – отмечает В. Манин. Картина раскрывается перед зрителем постепенно.

Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков. » Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. На картине— фигура мальчика, застывшего впроеме дверей увхода вчасовню. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики.

Попков с удовольствием писал старух. Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества. В это время в творчестве Попкова можно выделить несколько линий.

Это правда, которая нам нужна». Взнаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению.

В Государственной Третьяковской галерее и Русском музее более 150работ мастера. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей повсей русской земле. И она его не щадила. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей.

В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на улице Горького. Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни. Сидел, то бледнел, то краснел, а в целом был зеленый. Для живописи Виктора Ефимовича характерна эта удивительная человечность шестидесятников, свой независимый от «линии коммунистической партии» взгляд на мир, на роль человека в обществе.

Смирнов и многие другие, но своим главным учителем Попков считал Евгения Адольфовича Кибрика, в мастерскую которого он попал на четвертом курсе. Показательна была его реакция наввод советских войск вЧехословакию в1968 году.

Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. Одну из вещей – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», сопроводив прекрасным отзывом. Долгое время на том месте стояла береза, которую Виктор принес в шапке из леса и посадил. Где счастье, на которое они имели полное право. Попков). Президиум взамешательстве.

Мыстояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. Одним из центральных произведений этого стиля считается полотно «Строители Братской ГЭС». Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли за грабителя ивыстрелили вупор. Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину «Строители Братской ГЭС» обласкан властями. Попкова поразил строительный размах Иркутской ГЭС, где приехавшие студенты оказались погруженными в самую гущу рабочей жизни: огромные котлованы, проносящиеся МАЗы, колеса которых превышали человеческий рост, небо, словно ватманский лист, расчерченное гигантскими строительными кранами. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую онуспел завершить перед смертью. Владимир Татлин родился в Москве, в дворянской семье. Рисуя ребенка, легко сделать вещь пошловатой и Попков часто срывался, – но продолжал рисовать иногда у него получались шедевры.

Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина. Алексич, Г. Б. Линия легко и свободно подчиняется ему. Когда мыэто услышали, Вити снами уже небыло.

Однако автопортреты художника нельзя назвать идиллическими – у него связаны руки (Сон, 1970), ощущение свободы появляется только на крыше многоэтажного дома (Воскресенье, 1967), его обезглавленное тело лежит на земле, а голова находится в руках архангела (Мне 40 лет, 1972). В каждой картине – характер и судьба. Однако наряды с продолжавшей производственную тему картиной Бригада отдыхает (1962-1965), полотна Попкова стали экспрессивно–лаконичными (Мост в Архангельске, Белая лошадь, 1961), тяготеющими к лубочной манере (Полдень, Студенты на практике, 1964), зазвенели драматическими нотами непонимания между людьми – Развод (1966), Ссора (1967). Так, например, родилась работа «Мой день», в которой художник изобразил себя по центру, слева от себя он представил образ пожилой женщины, символизирующей его картины о старости, а справа — молодой, как символ работ о молодости.

Учитывая стоимость его полотен, рекомендуем проводить оценку в экспертных центрах. Приступ отчаяния.

В обществе, которое, как декларировалось, поддерживало человека «из народа», художник с биографией Виктора Попкова должен был получить «зеленую улицу» для реализации своего таланта. Все его программные полотна об этом. В будущем эта кажущаяся «неудача» с поступлением на факультет живописи даст Попкову возможность не только стать прекрасным художником-графиком с узнаваемой сильной и уверенной манерой рисунка, но и во многом заложит основу его неповторимой индивидуальности живописца. Выучи детей, если сможешь».

Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Особое место в творчестве Виктора Попкова заняла историческая память. Это был настоящий успех.

Он мне объяснил смысл своего замысла так. Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли заграбителя ивыстрелили вупор. На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью. » Он был одним из немногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него вто время требовало определенного мужества.

В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны.

В 1966 году он едет втворческую поездку на Север, вМезень итам начинает знаменитый «Мезенский цикл». (Студенты сами оплачивали работу натурщиков и поездки на этюды). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). И в искусстве начались изменения. Вы знаете, кого любила группа "Коллективные действия" или "Мухоморы".

Но ксередине 1960-х «оттепель» сошла на нет. Кибрика (1948-1952). После окончания института много ездил по стране: на строительство Иркутской ГЭС (1956), на строительство железной дороги Абакан—Тайшет (1959), на строительство Братской ГЭС («Строители Братской ГЭС»), на целину, по русскому северу (цикл «Мезенские вдовы»). Работал в особом жанре драматической картины- метафоры. Пропустив год обучения из-за рождения сына, Клара окончила институт двумя годами позже, подготовив в качестве дипломной работы замечательную серию цветных литографий «Зоопарк». «Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, нослушать свои порывы идоверяться им». И давняя студенческая композиция с бетонщицей – хорошее тому подтверждение. Родная земля послужила образом для многих картин Виктора: «Двое», «Мать и сын», «Больной ребенок», «Река Клязьма», «Студенты на практике», «Ожидание».

Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. Иэтот красный цвет внарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа иначе звучит вся тема картины «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. В 1969 г. Попков принял участие в выставке «ГДР глазами советских художников» : была представлена его картина «В окрестностях Берлина». Манин, Г. А. Получилось, написал реквием самому себе.

Приступ отчаяния. Ранее мы выяснили, что произведения художника могут стоить более полумиллиона долларов. Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал вработу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». Он как Гагарин шпарит по красному ковру споднятым вверх мандатом.

Накакое-то время онобращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека. Попков). На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». Лауреат Государственной премии СССР 1975 г. за серию картин «Размышление о жизни».

Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы. «Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда онискренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам онвто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. Также был участником «Последней футуристической выставки 0. 10», которая стала легендарной. Рьяно боролись сформалистическим, как они называли искусством». Это было такое вопиюще немодное творчество, постыдно искреннее.

Председательствующий говорит, что мы подходим коценке деятельности прошлого Правления. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека умирать на мостовой.

Во всем какая-то «вывихнутая» жизнь, трагический слом вековых устоев, Богооставленность и отчаянная тоска по какой-то другой, нездешней Правде. Пускай вуглу вместо иконы портрет Карла Маркса— деталь достоверная: «рисунок смоей хозяйки, укоторой от мужа остались его убежденность, его чистота веры впартию, выраженная всвято оберегаемых идорогих портретах Маркса иЛенина вуглах избы» (В. Он из поколения, которое называют «шестидесятниками», пришедшими в искусство в конце 50-х годов XX века. А Творчество Попкова глубоко национально. Красный абажур, перекличка красного водежде ив вещах создают внутреннюю напряженность образа— здесь сосредоточенное постижение Смысла. Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь сматерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением— сочетанием белого икрасного вобразе матери исына. Впоследствии морские темы часто встречались в его творчестве — матросы, продавцы рыбы, рыбаки А известное полотно «Матрос» является автопортретом художника. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих региональных музеях. На какое-то время он обращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека.

Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Главным своим учителем Попков считал замечательного мастера Евгения Кибрика.

Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Узнав, что его работу опубликовали, Попков, по его собственному признанию, «плакал слезами радости» и в этой искренней, почти по-детски счастливой реакции на первую известность, есть какое-то чисто попковское обаяние: ни показного равнодушия к собственному успеху, ни сдержанного сознания своих достижений, вместо этого – переполняющая его трогательная чистосердечная радость, которую не смогло омрачить неизбежное самоедство художника. Попкова вцелом вте годы выставляли случайными, слабыми вещами, нехарактерными для него на республиканские ивсесоюзные выставки его почти не допускали. Виктор Попков родился в многодетной семье московских рабочих 9 марта 1932 года.

«На Севере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иуж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно ивоздействие их обостренно выразительное» (В. В его композициях много энергии, молодого задора. Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое посвоему проявлению».

Попков поднимает ноту скорби довысокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, совсеми его «соками»— алым, малиновым, огневым. Есть жизнь, которая будет счастливой, мечты, которые сбываются, несмотря на все трудности – так же как в депо (на переднем плане картины) прорастает деревце с нежными зелеными листьями, чья хрупкость подчеркнута мощью огромных колес паровоза. По словам самого i художника, замысел картины Двое, где немолодые влюбленные уходят подальше от людских глаз, возник у него после просмотра итальянского фильма Нищий. Мы стояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. Учеба в Суриковском стала важным этапом в формировании Попкова-художника. Онбыл единственным, кто сказал обэтом открыто. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы".

Была слышна трансляция. На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей истилистически итематически. Там он вырос, там состоялась свадьба со Степанидой Ивановной.

Наступало время последних шедевров: «Работа окончена» (1972), «Мне 40 лет» (1972), «Северная часовня» (1972), «Больной художник» (1972), автопортрет «Шинель отца» (1972), приобретенный Третьяковской галереей. Когда писал «Шинель отца»— плакал. В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать исын», где изображает себя исвою мать. И ВОСХИЩАТЬСЯ НЕЧЕМ.

Смотрел на мир свежим, зорким взглядом, в процессе труда улавливал четкие ритмы, строгую гармонию. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл Мезенские вдовы. А Попков именно об этом и говорил – и не стеснялся.

В больницу Попкова привезли как бандита, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» удалось прояснить благодаря случайным свидетелям. Художник обратился к трагизму русской деревни, воплотил её боль и лишения. Их стараниями – живопись объявили анахронизмом. Три из тринадцати его линогравюр приобрела Третьяковская галерея, серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и, наконец, тоже была приобретена Третьяковкой.

Одну из них – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», три линогравюры приобрела Третьяковская галерея. Картина «Весна в депо», созданная художником в 1958 году, на излете «оттепели», по своему оптимизму, ощущению радости жизни близка работам из серии «Транспорт», которые были приобретены Третьяковской галереей. Показательна была его реакция на ввод советских войск вЧехословакию в1968 году.

Пушкин»— Попков работал над этой абсолютно изумительной вещью вМихайловском икажется, будто он написал все как было, снатуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, вкотором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Показательно, что старший брат Николай советовал Виктору после школы идти в ремесленное училище на специальность маляра, вероятно, считая, что таким путем брат сможет реализовать свои художественные устремления, оставаясь в рамках привычной и комфортной социальной среды. Большая часть интеллигенции его поколения существовала поинерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, ноте, кто хоть как-то задумывались, дактомуже имели талант отБога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», неумея, незная, как сохраниться отсебя, своих страстей иотбезбожного времени. Попков попросил водителя подвезти их.

Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни наСевере. Несмотря на такую высокую оценку его творчества, Виктора Попкова трудно назвать «певцом социализма», для этого он слишком талантлив, слишком искренен и вот таким образом в его работах так много печали. Попков тогда взнак протеста то ли всерьез, то ли вшутку постригся наголо.

ВАЛЕРИЙ КОМАРОВ. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле. С отличным дипломом его поздравляли все – от уборщицы до директора.

Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. строго лапидарны по композиции, скупы по цветовому решению (Строители Братской ГЭС, 1961, ГТГ). Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Имя художника является знаковым в изобразительном искусстве России.

Он органически не принимал лжи и несправедливости. Он видел, как девушка выскочила из дома, поругавшись с матерью и бросила на снег ключ. Судьба этой картины была печальной – разрешения на ее экспозицию художнику не давали. Детство Попкова— заводская коммуналка вподмосковном городе Мытищи, недалеко отстанции Челюскинская Ярославской железной дороги. Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля напереднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение отжизни ксмерти.

Насцене поставили картины «Осенние дожди. Судьбу его матери, Степаниды Ивановны (1909 – 1986) во многом определили события, выстраивающиеся в длинный трагический ряд и фатально повторяющие друг друга: ранние смерти отца, мужа и четверых детей, ни один из которых не дожил до своего пятидесятилетия. Сурово возвышенные по эмоциональному строю картины Попкова начала 60-х гг. «Осенние дожди. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Страшно.

Персональные выставки художники проходили в 1976 г. в Москве и Ленинграде. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться додома.

Рука так и лезла почесать в голове или тронуть нос, надувал и без того надутые желваки. Он вошел вискусство вконце пятидесятых, вкороткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой исуровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ вполитике— либерализации режима, ав искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. Он собирался уезжать. А Виктор Попков остался.

После этой встречи уПопкова рождается тема для новой картины. Общественная жизнь стала оживать. Кажется, все происходящее происходило прямо перед ним, чему он был свидетель. В то же время, его творчеству присущ проникновенный лиризм. Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. Онкак Гагарин шпарит покрасному ковру споднятым вверх мандатом.

В 1972 году в картинах «Тишина» и «Майский праздник» символико-психологический язык Попкова обрел чистоту и законченность. Для матери это один из самых счастливых дней. Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе. Происходило осмысление недавней истории страны.

Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью. Фаворский говорил, что «Татлин любил материал и материал раскрывал ему свои тайны». Бытовые сцены превращались у него в бытийные.

В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого ибыл сам Виктор Попков. Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение от жизни ксмерти. Лестница вниз, летящие осенние листья, лужи дождя. В этом был «драйв», азарт настоящего художника: не надо брать подсмотренных готовых сюжетов – это слишком просто. Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «Наработу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни. Однако нерв, энергия Попкова непозволяли задержаться вэтой нише надолго.

Общеизвестны ее иллюстрации к «Усатому-полосатому», «Галке» и многим другим. Неожиданно выглядит в этом ряду немного хулиганская картина «Зимняя выпивка». Искусствовед Г. Анисимов как-то показал мне альбом, подаренный ему Виктором. Жил в Москве. Когда мы это услышали, Вити снами уже не было.

Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – русский художник и график. Пушкин». Именно за эти работы он был позже удостоен неофициального звания создателя и классика «сурового стиля».

Некоторые его вещи (Мезенские вдовы, После работы, Мать и сын, Шинель отца) являются несомненными шедеврами живописи – он сделал то, чего не может сделать заурядный талант, а именно: он создал своего героя. Виктор Ефимович Попков принадлежит к числу художников-шестидесятников. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере. Можно без преувеличения сказать, что символами жизни и творчества Попкова стали его известные натюрморты с лоскутными одеялами, где среди обрезков ткани (тогда еще не называвшейся элегантным словом пэтчворк) появляются фрагменты полотен старых мастеров и фотографии президента Кеннеди.

Его вообще не должно было быть в этот день в Мо скве. Он собирался уезжать. Слева старушка, справа молодая девушка. Приезжал из института и сразу садился рисовать. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать вэкспозицию выставки вМанеже на том основании, что Попков изобразил там себя вботинках импортного производства.

.