Врубель Фото Художника

История гениального художника Михаила Врубеля

Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Вся цветовая композиция приведена в единство.

Так и было поначалу. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Выдающееся дарование Врубеля было замечено и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в. ).

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд».

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Очаровательная публикация. Однако он не растерял связей с художниками и его дом в Киеве был почти таким же открытым для них, как дома Поленова и Мамонтова в Москве. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.

Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. Сквозь безумие проглянул гений». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).

Работы художника 
Михаила Врубеля 
/ (164 работ)

Работы художника Михаила Врубеля / (164 работ)

Мамонтова, Н. И. Весной 1905 года Врубель снова ощутил симптомы приближения недуга. В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий". «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.

Михаил Врубель: 
жизнь и творчество 
художника

Михаил Врубель: жизнь и творчество художника

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Последними его словами были: "Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Во время проживания в Петербурге, в 1864 и 1868-1869 годах отец водил мальчика на занятия в школу Общества поощрения художеств. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. («Надя все молчит», – с тоской говорил он. ) Минувший год был мучителен для Забелы: смерть отца, тяжелая болезнь матери, сумасшествие мужа и, наконец, внезапная смерть единственного ребенка. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81.

Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. Он сблизился с "мирискусниками" (хотя А. Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям), много выставлялся – на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона и пр. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.

В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).

И все же он нетерпеливо ждал возвращения. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Борьба света и тьмы — вот содержание большинства работ Врубеля. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Может быть, в закладе. Сон как будто бы стал продолжительнее.

И свою картину художник сначала назвал Сатир. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста.

Интересные факты 
из жизни художника

Интересные факты из жизни художника

Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Резковатый наклон головы изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей – мысли героя далеки от созерцательности. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. музей русского искусства, Киев). Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Круг жизни замыкался. Там произошло его последнее возвращение к жизни.

Врубель, Михаил 
Александрович фотографии

Врубель, Михаил Александрович фотографии

Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». На одном из рисунков, сделанных у Усольцева и подаренных ему на память, художник написал: «Дорогому и многоуважаемому Федору Арсеньевичу от воскресшего М. Врубеля».

В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Работа не привела к улучшению. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.

Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Ладно идите. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

  • Самые знаменитые картины Врубеля
  • Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
  • Врубель Михаил Александрович: биография
  • Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
  • Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • Михаил Александрович Врубель ( )

Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Рождается ощущение первозданности. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.

  1. Михаил Врубель: рисунки и наброски
  2. Краткая биография Михаила Врубеля, картины
  3. Немного биографии иособенности творчества
  4. «Действительный студент» Михаил Врубель
  5. «Дивная патетическая симфония» Врубеля
  6. Годы жизни Врубеля Михаила Александровича

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.

Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет.

  1. Картины Михаила Врубеля с названиями
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Декоративные панно и другие работы
  4. Михаил Врубель: картины с названиями

Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Карандашные рисунки 1904 года исключительно интересны.

Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». сказок и опер Н. А. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. – Но.

Самые знаменитые 
картины Врубеля

К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.

В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Это было последнее воспринятое его рассудком событие.

На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Но летом 1884 года художник остался в чужом городе без всяких средств.

Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой «санаторий». Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».

Они доехали до Киева и остановились в гостинице. Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.

В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.

Экспрессивно-драматичны и портреты (К. "Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

Синими искрами загораются стекла пенсне. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.

Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».

В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. А. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.

Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887).

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В эти годы он вновь писал демонов. Арцыбушева и С. И. Представители рода Врубелей (от польск.

К началу следующего года он почти умирал. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Федорова. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно.

Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. продолжение. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). "Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е. Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Сильное, грозное произведение. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Поразительна пластическая лепка лица и рук.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Отношения с мачехой у Михаила сложились неплохие – она оказалась доброй и любящей, детство мальчика было счастливым. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. У его апостолов были живые прототипы. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Через несколько дней он полностью ослеп155. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Его художественные способности проявились очень рано. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.

В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись.

Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота.

Эта большая акварель поразительна. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице.

Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В это время он мало «фантазировал». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. И впервые стал выставляться Врубель. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Это один из его несомненных шедевров.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».

В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Потом они стали появляться и на московских выставках. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. "Демон поверженный" был скорбной вехой в биографии Врубеля. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Там произошло его последнее возвращение к жизни.

Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. «. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Искусствовед Н. М.

Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий».

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений.

весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. В 1906 художник ослеп.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Причем "все, что ни сделал Врубель, было классически хорошо", – писал художник А. Головин. Через два дня его не стало.

Неожиданно заболел ребёнок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи.

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

Она поражает разнообразием этнического состава. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.

Это единственная в наследии Врубеля сохранившаяся большая серия натурных зарисовок. Сразу выражение его лица изменилось. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Лучшее из этих произведений — икона Богоматерь. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: "Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать". Мамонтова.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Забелу-Врубель. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Спустя 4 года его отец вновь женился – на Е. X.

Нет, не стоит писать. Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля.

На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

Он притворился спокойным, лёг в кровать, закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски, прежде чем прислуга заметила Сила физическая в нём очень большая— редкая для интеллигентного человека Вы спрашиваете, нужно ли ему писать. Она подлинно монументальна. "Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.

Пациенты жили как бы в гостях, в одном доме с доктором и его семьей. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.

Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Она была пианисткой, так будущий художник близко познакомился с классической музыкой. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.

Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Это вот, эти копны сена.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.

Кирилле», «Св. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Творчество художника было страстным протестом против зла. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Круг жизни замыкался. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.

Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника "вестником иных миров". Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Мамонтова (оба – 1897). Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Его тянуло на Украину и в мае 1903 года Врубели с сыном отправились в Киевскую губернию, в имение В. В. фон Мекка, одного из богатых поклонников Врубеля, который приобрел «Демона». Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.

Там Врубель начал писать портрет В. Брюсова (1906, ГРМ), но болезнь неотвратимо обострялась, в 1906 году художник ослеп, портрет остался незавершенным. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Собираясь опять вернуться в клинику, он, как вспоминала его сестра, «прощается с тем, что ему особенно близко и дорого». Его отец, Александр Михайлович, в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, был военным юристом, семья часто переезжала из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где прошли детские годы Врубеля.

Брюсова. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.

Произведение удалось. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Вы художник. Прежде чем написать свои ощущения, я познакомилась с жизнью автора и историей персонажа. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.

Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. (1906), необычайно выразительный. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело.

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки. Забелы и др. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».

А глаза были материнские – карие. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.

Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. У него был дар живого общения с людьми, способность целительно действовать на них. Афанасий» и «Христос Спаситель».

Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Весной 1905 года художник снова ощутил уже знакомые симптомы приближения недуга. Демон низринут в ущелье среди скал. Омск. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.

Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». мне было все это видеть.

В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. 8 Марта д. 1). Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.

Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Пришлось даже пойти в гувернеры. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. портреты С. И. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Да ведь до них несколько верст. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля.

Первое впечатление: сумасшедший. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).

Но и не только это. Род. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов.

Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Врубеля тут. Меня сильно поразила картина "Пан". Единственным утешением оставалась музыка. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом – после эйфорического подъема, которым сопровождалась работа над «Демоном», наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, подавленным, себя он считал теперь ни на что не годным.

В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Портретное сходство сохранилось и в самой иконе, но там оно приглушено более явно – в двух карандашных эскизах головы богоматери. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Общее руководство работами принадлежало Прахову. У будущего художника не было родного гнезда и связанных с ним воспоминаний. Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту.

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. В колорите картины – контрасты.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой "санаторий". На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.

Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в. ), связанных со средневековой традицией и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

К этому же времени относятся интересные автопортреты. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Прошение было удовлетворено157. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Он пригласил к себе перед отъездом друзей юности, а также своего любимого старого учителя Чистякова посетил выставку «Нового общества художников», которому симпатизировал отправился в сопровождении жены и вызванного из Москвы Усольцева в Панаевский театр, где девять лет тому назад впервые увидел Забелу.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Больно, горько до слез. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. – Ничего нельзя понять, – пожала плечами она. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта". Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Савву похоронили на Байковой горе.

Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. К началу 1904 года он почти умирал.

Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.

Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.

Врубель писал картины на темы pyc. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С. И. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».

С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.

Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Свадебное торжество проходило в Женеве. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Он же руководил внутренней отделкой нового храма – Владимирского, заложенного в 1860-х годах. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Это находит отражение и в станковом характере рисунков. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Вот таким образом, после очередного приезда семьи в Петербург, М. Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал". Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру.

Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Вессель. 17 марта 1856.

Учился в Академии Художеств. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Или это было самоубийство.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.

В состоянии Михаила Александровича перемен нет. (1884, ГРМ). Пророчества вскоре сбылись. Усольцева в окрестностях Москвы.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Конечно, Врубель писал не просто портрет.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». красиво. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Была здесь и несомненная заслуга доктора Усольцева. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Переселение было внезапным, почти случайным. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Как было его сохранить. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк.

Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь.

Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.

К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа и Демона. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Врубель провел в Венеции около полугода. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Через два дня его не стало. Вскоре у художника снова начались приступы болезни. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.

Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге.

В нем поднимался богоборческий бунт.

С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Неожиданно заболел ребенок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.

По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».

Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Тех миров, которые видели они, мы не видим".

Удивительна наследственность Врубеля. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост.

В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Кушает хорошо— и в своё время.

По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. В знаменитой картине "Демон сидящий" (1890, ГТГ) Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Вот таким образом, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. В.

М. А. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.