Николай Фешин Художник Картины

Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями

Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»64. Мощь природы индейская культура испанские поселения – все смешалось в особый коктейль. Следующий период творчества Фешина связан с США. Революция повлияла на смену тем.

Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей. Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. Иначе первоначальное художественное образование мальчику из бедной семьи (отец к этому времени разорился) получить бы не удалось. С 1916 г. – академик.

Тем не менее Фешин продолжал эксперименты. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет. В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»48. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным.

Более серьезен идраматичен вобразах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка иего жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Куинджи, однако многие критики посчитали еекарикатурой нарусскую жизнь.

Николай Фешин: художник 
двух континентов

Николай Фешин: художник двух континентов

Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. В 1923 году эмигрировал в США. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать».

Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью (Варя Адоратская, 1914 Отец художника, 1918 оба портрета – там же). Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, уехал в США (1923). Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. Строили его три лета ионобошёлся вдвадцать тысяч долларов.

Перипетии судьбы 
художника Николая 
Фешина – гения портретного

Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона

Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». В женских портретах 1917 года (Г.

Иван Александрович, отец художника, прекрасно владел ремеслами столяра и резчика по дереву. С 1923 г. жил в США, преподавал в Нью-Йоркской академии искусств. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Молодое поколение педагогов (К. По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». Николай Фешин (1881 – 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем.

Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно. Но все же главным местом в Америке для художника стал Тaoc. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)35. Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. Сб.

Русские художники 
– Фешин Николай 
Иванович

Русские художники – Фешин Николай Иванович

Фешина вновь спасло искусство. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Америка его сразу приняла. Но, как отмечалось ранее, Фешин придавал большое значение изображению рук своих персонажей, о чем свидетельствует и портрет Бурлюка, где жесты весьма красноречиво дают понять зрителю о самовлюбленности и самоуверенности персонажа, о значительности представленной личности.

До 1923 г. работал и преподавал в Казани. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе неподходят друг кдругу. В хаосе социальных и художественных революций Фешин никогда не терял собственного лица. Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски. Он писал портреты преимущественно лиц знакомых— жены и дочери, студентов и студенток художественной школы, друзей.

Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет». Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США.

Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С. П. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка». Интенсивнее работать просто невозможно. После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину Бойня (1919).

Николай Фешин картины 
с названиями

Николай Фешин картины с названиями

Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). Одни о нем говорят и пишут – талант, а другие – салонный портретист, его виртуозность пустопорожняя, русских крестьян не знал и не любил и вот таким образом акцентировал «звероподобные лица мужиков, тупость женских физиономий и до безобразия расплывшиеся фигуры». Это была работа Николая Ивановича Фешина.

Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным. Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта. Фешин не мог не экспериментировать, поскольку всегда стремился не к оригинальности как таковой, не следовал капризной и изменчивой моде, а искал свой особый стиль, собственную систему координат.

Биография художника 
Николая Ивановича 
Фешина

Биография художника Николая Ивановича Фешина

Не на что было жить. В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани.

О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали. «Люди, вдохновлённые идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, неимея нифизических сил, нинеобходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового», — писал онпозже всвоей биографии. Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался57.

Посещение Калифорнии не было случайностью: последствием потрясений предшествующих лет стал открывшийся туберкулёз, требовалось подыскать место с более подходящим климатом, чем Восточное побережье. Картина была удостоена премииим. Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.

Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк. Все опять нужно было начинать заново. После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене.

Картины художника 
Николая Ивановича 
Фешина

Картины художника Николая Ивановича Фешина

В конце 1930-х годов путешествовал по Мексике и Японии, побывал на о. Ява. Многие из дверей имеют кожаные фрагменты. Был членом Товарищества передвижников. Картины продавались, денег появилась куча.

Там же, в Казани, окончил художественную школу. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. Именно вот таким образом художника называют русско-американским или художником двух континентов. В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии.

  • Дом-музей Николая Фешина в Таосе
  • Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
  • Русский американец Николай Фешин
  • Художник Николай Иванович Фешин
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)

Фешина интересовал контраст утончённости формальных приёмов и антиэстетизма предмета, вот таким образом для него был важен яркий эффект разлившейся крови. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. Лиллиан Гиш заказала свой портрет Фешину после посещения выставки в галерее Милча на 5-й авеню, будучи под впечатлением от представленного там портрета Д. Бурлюка68. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья.

Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм. С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США). В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода.

В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. В Вашингтоне хотели предложить ему большой заказ на портреты действующих военачальников, но художник отказался91.

Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. С матерью отношения были сложные. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми. К периоду 1904—1906 годов относится ряд портретов родственников и знакомых, в них заметны технические приёмы, которые позднее развились у Фешина в индивидуальную стилевую систему— стремление к широкому, свободному письму16.

Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани. Когда же художник вернулся в Казань, тут его ждала чудесная встреча с Надеждой Михайловной Сапожниковой – не просто богатой, но редкостной по культуре, образованности, духовности женщиной, одаренной во всем имевшей музыкальное и художественное образование. Фешин также стал преподавателем нью-йоркской Академии искусств при Grand Central Galleries. Выставки на самых престижных площадках.

Имел сенсационный успех как светский портретист. Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. В женских портретах 1917 года (Т. В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку. Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул.

Обосновавшись в Казани, Фешин поселился прямо в своей мастерской в здании художественной школы34. Фешин уехал изТаоса, онтеперь вМексико-сити. Крупный мастер реалистического портрета (Портрет Вари Адоратской, 1914, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд.

Картины продавались, денег появилась куча. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Евреинова, В. П.

  • В поисках утраченного дома: Россия
  • В поисках утраченного дома: Америка
  • Художник Фешин Николай Иванович
  • Семейный альбом в красках семьи Фешина
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Словари и энциклопедии на Академике

В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г. П. ), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника. В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»25Прим 1. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, – портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание X. Уильямс, США).

В созданных в этот период выдающихся работах— портретах Нины Белькович (1910, галерея «Наши художники», Москва), Н. М. Сапожниковой (1916, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), м-lle Жирмонд (1917, частная коллекция, США)— проявилась индивидуальность художника, выразившая себя в переплетении живописного и графического, манерного и простого изящного и грубоватого. Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована. Он был очень успешен, обеспечен, признан. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Наконец, в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница».

С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку. долларов.

Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле).

  • Совместный пошив Одеяло для Деда Мороза
  • Биография НИ Фешина, портреты его кисти

Будто любимая дочка пришла к нему с подарком. О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. Он родился в Казани в семье владельца мастерской, в которой резали и золотили иконостасы. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса.

Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет9. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. В 1910 г. – пенсионер Академии художеств в Германии, Франции, Италии и Австрии.

В облике одного и другого есть особая демонстративность позирования, чувство подчеркнутого превосходства над окружающими, работы на публику. В тоже время было бы преувеличением считать, что сильные работы художника связаны исключительно с индейской и испанской культурой. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле75.

Дом-музей Николая 
Фешина в Таосе

Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США. Миссис Фешина осталась вТаосе одна. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. Фокиной и других. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году. В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня».

В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву. Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности. Впоздний период переселился врайон Лос-Анджелеса. Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова39. Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка.

Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. Фешина создавало и окружение. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)86— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. Неудивительно, что революция невызвала унего никаких положительных эмоций. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации.

Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца. Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова.

документов, где бы была обозначена национальность художника, нет. В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века. В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.

В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»5. Среди них – гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж.

Еще один знак судьбы – открытие в Казани художественной школы именно в год окончания Фешиным публичной школы (1895). Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). Художник, мастер многофигурной жанровой композиции, выдающийся портретист, он прекрасно раскрывался и в таких жанрах, как ню, пейзаж, натюрморт (последние два особенно расцвели в Америке).

Этому главным образом способствовал успех в делах. Жил в Нью-Йорке, а с 1927 – в Таосе (шт.

Нобольше кжанровой живописи онневозвращается. Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке. Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)97.

Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла56. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. В публикации В. Т. Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос.

Репина. Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»70. Ленина, А. В. Одной из особенных учениц Фешина была Надежда Сапожникова, происходившая из известной казанской купеческой семьи.

В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. Вэтот страшный год онсоздает картину «Бойня». С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию94 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений.

И он вырвался из этого удушья. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портретД. Д. Фешин – художник во многом парадоксальный. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе.

За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели. Поскольку намомент строительства дома Николай Фешин еще небыл гражданином США исобственность была записана нажену, дом достался Александре. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. Художник умер во сне 5 октября 1955 года.

А далее – Петербург, учеба в Академии, мастерская Репина. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов74. Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири. С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе. Выдвинулся как автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья (Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань). Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»65.

Собственный дом художника – самостоятельная тема в русском и европейском искусстве конца XIX – первой трети XX века. Около 170 его работ находятся в Казани.

Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника3. Однако главный круг моделей Фешина составляли жена и дочь, а также русские артисты, эмигрировавшие в США. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой».

(«Николай Фешин и Таос. Следующий период творчества Фешина связан с США. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Вэти годы зарождается своеобразная фешинская— широкая, свободная— манера письма, которая впервые вполной мере проявляется вкартине «Черемисская свадьба». Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя. Большей частью они утрачены43. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив.

Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы4. «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, сумыслом коверкает рисунок ивутрировке доходит досмешного», — говорилось водном изотзывов. Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским. Ейудалось опубликовать засобственный счёт в1937 году единственную книгу— «Шаги впрошлое»— два рассказа наанглийском языке обегстве белых изКазани исобственной жизни вВасильево.

Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. Автор бытовых картин, пейзажей, натюрмортов, театральных декораций. Картины продавались, денег появилась куча.

Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина. С 1912-го – экспонент, с 1916-го – член Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия. Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Порке (1926), были крайне важным этапом. На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов.

Начиная с 1909 г., Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его работы отличала динамичная, сочная фактура живописи. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. Художник путешествовал поЯпонии, побывал нао. Ява. Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Его рисунки индейцев Таоса – одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».

Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз.

В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). С матерью отношения были сложные. Макарова, В. С.

Построили себе дом, замечательный дом. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения97. Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния. Очень образованная, талантливая девушка.

Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. Работа сразу была куплена.

Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах. С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея63. «Зарубежная Россия 1917-1945»). Фешин тихо умер во сне.

В этом ряду опубликованных работ о нем особо отметим и очерк Софьи Каплановой в сборнике документов, писем и воспоминаний о художнике, напечатанном в Ленинграде в 1973 году. Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. Строили, строили, акогда дом был готов, — разошлись. Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина.

Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. Построили себе дом, замечательный дом. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Особое значение в жизни и творчестве Фешина занял его родной город Казань.

Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Еесюжет— увоз молодой изродительского дома, происходящий наглазах всей деревни. Ия была балериной.

Все кончилось, когда Александра попросила развод. Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Этому главным образом способствовал успех вделах.

Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913) интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914). Новые материалы». В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). Луначарского.

Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом8. В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: Портрет Вари Адоратской (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, Портрет Н. М. Сапожниковой (1916), Портрет отца (1918). Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей или 50 долларов за каждый». В 1953 или 1954 году он написал на русском языке свою автобиографию, которая публиковалась только по-английски в выдержках в основном она посвящена событиям жизни в России. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.

Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм.

Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина26Прим 2.

Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. У него образовался свой круг заказчиков и поклонников. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И. Е. Репина), которую окончил в 1909.

Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. И будет еще двадцать лет в Лос-Анжелесе, новые работы, поездки и увлечение Востоком. Отец для Ии был всем миром. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов».

На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им. Если в России его считают великим русским художником, то Американцы называют Николая Фешина национальным американским живописцем. Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы.

«Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал. Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было.

Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния). Фешин покидает Россию в 1923 году. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. Муж её— художник Фешин, довольно известный всвоё время унас.

Или «Женский портрет (Сидорченко)» – одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. Фешин — художник во многом парадоксальный. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития.

Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. Она говорила по-русски. «Она уехала вдвадцать третьем году изКазани. То, что Фешин стал художником, было предопределено.

Онрешил остаться здесь навсегда, невозвращаться вСоветский Союз. С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Процесс важнее результата, вот таким образом работы часто не закончены либо «как бы» не закончены создание произведения не останавливается во времени и свершается на глазах.

Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Уоттса».

Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Для себя он воспроизводил таосские мотивы или работал по фотографиям, привезённым из Мексики и с Бали.

Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. Надежда Михайловна заказала и свой портрет. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар80. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.

Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Фешин – художник разносторонний и универсальный. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая благодаря Мэйбл Додж превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес.

Ныне они гордость ГМИИ РТ. Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков. Отец был родом из Арзамаса, его родичи происходили из деревни Пушкарка, основанной сосланными из Москвы мятежными пушкарями ещё в XVI веке3. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились.

Все равно развелась с мужем.

Построили себе дом, замечательный дом. Ия была балериной. Как художник Николай Иванович Фешин (1881 – 1955) сформировался в России и прежде всего он – русский мастер.

Этому главным образом способствовал успех в делах. Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов». После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии90.

Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США) изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г. г. Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года. Из них понятно и его отношение к революции.

Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом84. Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной». Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Несмотря на то, что декоративно-прикладным искусством (резьбой по дереву, керамикой, металлом) Фешин занимался для себя, тем не менее, его работы в этой области являются развитием того направления в русском декоративно-прикладном искусстве, которое обозначили мастера Абрамцева и Талашкино. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери.

Рахматуллина). В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». Фокиной и других. Учился в Казанской художественной школе (1895-1901), Высшем художественном училище при Академии художеств (1901-1908) у И. Е. В России это Казанский художественный музей, где хранится около двухсот его работ.

Это место с конца XIX века облюбовано художниками. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей. Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration.

Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Русский художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской.

Евреинова, В. П. Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани. Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными95. Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств.

Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз. Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Новым жизненным импульсом стало увлечение Ии Фешиной современными танцами, а также предложение галериста Эрла Стендаля перебраться в Лос-Анджелес.

Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года53. Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну12.

Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). Средства к существованию давали ему эскизы для афиш, программ балов и маскарадов и даже пригласительных билетов, на изготовление которых объявлялся конкурс. И художник тут же начал работать. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США. С середины 1930-х годов Фешин много путешествует.

Бывшую жену он поддерживал финансово. Умерла Александра Фешина в1983году, доконца жизни нерасставшись сдомом вТаосе. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского пожал полный триумф». Фешин пробовал свои силы и в архитектуре. В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.

Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию.

И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется. Бёрнэма.

Фактура живописной поверхности отныне включалась Фешиным в арсенал художественных приёмов24. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды49), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские). Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. В 1976 году дочь— Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003)— перезахоронила прах отца в Казани. За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу».

В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Яркий представитель русского модерна и импрессионизма. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан) великолепные работы 1910- 1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИ РТ). В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д. Д.

Наверное, эта выставка была бы не вполне многогранным отражением таланта художника, не будь на ней блестяще написанных ню, обнаженных, при взгляде на которых у кого-то возникнут ассоциации с натурщицами Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Зинаиды Серебряковой. Работы покупали чуть ли не с мольберта. За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн. Отдушиной стало рисование. Художник много работает над созданием своей особой манеры письма.

Имел сенсационный успех как светский портретист. Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы.

Творчество Фешина воспринимается неоднозначно. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3, 3 млн долл. ) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. Декорации были выполнены в серо-оливковой гамме, художник активно пользовался приёмами станковой живописи54. Вместо того, чтобы выполнять непосредственные обязанности, люди проводили время на бесконечных митингах.

Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. Домой произведения чаще всего не возвращались, так как их покупали.

И если в работах рубежа 1890 – 1900-х годов и отдельных произведениях более позднего времени мы находим еще определенную связь с традициями и живописной стилистикой Сурикова и Репина – он пишет еще плотно, с напором и внутренней силой, – то уже с начала 1910-х поверхность его картин и сама изобразительная трактовка образной драматургии обретает новые, неповторимые качества. В1979 году дом был включен всписок национальных исторических памятников США. Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника. Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской.

Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены13. Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии из-за этого он, наверное и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы и был лишён пособия на следующий год. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел».

Отец для нее был всем миром вокруг. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех.

Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани. Здесь прошла жизнь Фешина до 1923 года, когда он навсегда покинул Россию. Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма. Станислава III степени34.

Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. Он принял предложение, предполагая, что после написания диплома уедет жить в Петербург, но впоследствии передумал и вернулся в Казань.

Дочь учится вГолливуде, вбалетной школе. В тоже время «облик дома предлагает нам абсолютно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве». На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина40.

Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне». Кроме того, большое количество картин художник забрал с собой при отъезде из России. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа.

Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Перенесенный в детстве менингит ограничил возможности общения с внешним миром, сделав мальчика замкнутым и одиноким. Американцы приобретали вещи Фешина не только со стен, но и отбирая по фотографиям. Денег унеё нет, нехватает даже нато, чтобы отапливать свой великолепный дом». Это случилось с Константином Сомовым, Константином Коровиным, Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Марком Шагалом, Юрием Анненковым, Давидом Бурлюком и сотнями других мастеров отечественного искусства, музыкантов, литераторов, актеров, философов.

В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места.

Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. 1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк59.