Художник Лосенко Картины

Лосенко Антон Павлович – великий русский художник

Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии но, ведь и «самый высокий художник не есть еще творец». Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором.

В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады».

"Ломоносов русской 
живописи": Антон 
Павлович Лосенко

"Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в

Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Родился в Глухове, на Украине. Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры.

А. П. Лосенко родился всемье украинского казака. В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место. Занимаясь под руководствомЖ. А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. В заметках невольно проскальзывает собственное отношение художника к работам мастеров, хотя Лосенко старается быть беспристрастным в своей экскурсии по собраниям картин и статуй. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие».

Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Ле-Лоррена, Ж. -Л. Между прочим, он поднял вопрос об упорядочении академической коллекции живописи, реставрации произведений и составлении каталога музея. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

В детстве был певчим придворной капеллы. Лосенко родился в городе Глухове бывшей Черниговской губернии, в купеческой семье. Рано осиротел исемилетним ребенком был отправлен вПетербург впридворный певческий хор. Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака.

Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)Рогнеда – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. Мальчиком взят в Санкт-Петербург певчим в придворный хор (1744), затем обучался живописи – в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в Академии художеств (1758-60) у Л. Ж. Ле-Лоррена, Ж. Л. Де Велли, Л. Ж. Ф. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Симон сказал Ему в ответ: Наставник.

Русские художники: 
Лосенко Антон Павлович

Русские художники: Лосенко Антон Павлович

Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить. В России к этому времени произошел государственный переворот, в результате которого в июне 1762 г. на престол взошла Екатерина II. Измученный духовно и физически, художник скончался на тридцать шестом году жизни.

Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Среди наиболее известных полотен мастера — «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768).

Русский художник 
Лосенко Антон Павлович

Русский художник Лосенко Антон Павлович

Одновременно начал преподавать в Академии. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным». В1773г. Лосенко начал, нонеуспел закончить вторую свою историческую картину— «Прощание Гектора сАндромахой» этим отчасти объясняется некоторая эскизность вживописной трактовке образов. А. Лосенко.

Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера.

Репродукции картин 
Лосенко Антон

Репродукции картин Лосенко Антон

Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768). Рету, Лосенко создал большую историческую картину наевангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). Создал первый постоянный русский театр.

В произведениях Лосенко 1760-х годов усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко («Чудесный улов рыбы», 1762 «Жертвоприношение Авраама», 1765 «Каин», 1768 все в Государственном Русском музее) сочетаются с тенденциями классицизма («Зевс и Фетида», 1769, там же). Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно.

280 лет назад родился 
художник Антон Павлович 
Лосенко

280 лет назад родился художник Антон Павлович Лосенко

Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Пенсионер Академии художеств в Париже (1760-1765 совершенствовался у Ж. Ресту и Ж. М. Вьена) и Риме (1766-69). История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века.

Вас. Произведение ясно выражало осуждение деспотического произвола. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию.

Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Это был Э. М. Фальконе. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета.

Антон Павлович Лосенко 
и его картины

Антон Павлович Лосенко и его картины

Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Происходил из купеческой семьи.

Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). Гармоничны приглушенные золотисто-коричневые тона ощутимо движение кисти художника (особенно там, где он пишет лицо и руку), выявляющей фактуру телесного и вещного. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. С помощью смеси темных коричневых, серых, оливковых и других цветов художник, то усугубляя, то высветлят ее, сообщает телам почти скульптурную осязаемость.

Антон Лосенко: картины, 
биография

Антон Лосенко: картины, биография

Злоба и обида слишком сильны в нём. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека».

В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762).

Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи. Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок.

Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией.

Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.

В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Тогда же трое бывших певчих попадают в открывшуюся в 1758 году Академию художеств и в должности подмастерьев помогают преподавателям. В 176669 гг. колера натуральны и кистью владено натурально». Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Он полностью отдает себя многогранной деятельности.

Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Образ Шумского как бы воплощает жажду просвещения и горечь познания, вольнодумство и глубокий скептицизм, отличающие восемнадцатый век. Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество.

Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. (1772). Ему удалось от имени российского двора добиться того, в чем прежде было отказано одному из европейских монархов. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи.

Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом» исполненным еще у Аргунова. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. Не я один воздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенко. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского.

Антон Павлович Лосенко 
– Биография художника, 
известные произведения,

Антон Павлович Лосенко – Биография художника известные произведения, выставки

По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. В176669 гг. Об искусстве Лосенко высказывались разные суждения в русской демократической критике.

Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Он полностью отдает себя многогранной деятельности.

  1. Антон Павлович Лосенко 1737–1773 К 275-летию со дня рождения
  2. Картины — Лосенко, Антон Павлович
  3. Творчество Лосенко Антона Павловича
  4. Музыкальный вечер «Все о любви»В Доме-музее Ваньковичей
  5. Фотообразы и материалы: японская гравюра 1970-х годов
  6. Игровое занятие – «Маленький эксперт»

Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера.

Следует перевод молодого Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И. П. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников.

  1. Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
  2. Карта гостя Национального художественного музея
  3. В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
  4. Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
  5. Литературный портфельчик Искуссницы
  6. Общееколичествопросмотровстраницы
  7. Коллекция Государственного Русского музея
  8. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Среди его учеников – П. И. Соколов и И. А. Акимов. «Владимир и Рогнеда» (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание). Талант и высокие человеческие качества способствовали тому, что после написания имевшей успех картины А. П. Аргунову.

Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. Отметим, что к исторической теме обращались и другие современники Лосенко (Г. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. С конца 1765 года Лосенко живет в Риме. Лосенко умирает. Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выписаны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины) и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами».

Государственный Русский музей (Петербург).

  1. Высокий Коммунитаризм как Русская идея
  2. Антон Павлович Лосенко биография
  3. Словари и энциклопедии на Академике

", ставший пособием для нескольких поколений художников. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков изучает искусство итальянского Возрождения.

Антон Павлович Лосенко 
1737–1773 К 275-летию 
со дня рождения

Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Занятия у Рету не прошли напрасно. Лосенко создает образ совсем иного звучания. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. «Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Плачет прислужница.

Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых. Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Портрет мужчины. Екатерина обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее. Каин – одно из самых ясных и лаконичных произведений художника.

В том же году произведен в адьюнкты. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог.

1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix» однако неудача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были заняты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую похвалу». Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам). Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным. Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание.

Результатом упорного труда явились, как их называл Лосенко, академические фигуры в величину натурального человека – Авель (1769, Харьковский художественный музей) и Каин (1768, ГРМ). Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753 – 1758) и в Академии художеств (1758 – 1760). У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Рисунков с этого античного памятника было несколько. Они явились ярким свидетельством успехов национальной живописи. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют.

У ног Каина – змей, который всегда там, где совершается зло. Неизвестный художник. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. В программе Владимир на Рогнеде женился против воли ее, когда же он на ней женился, то должно, чтоб он ее и любил. Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно. Спас Рогнеду ее маленький сын.

Как и его современников-скульпторов, Лосенко еще многое роднит с уходящей эпохой барокко. Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало. По приезде в Париж Лосенко определили в мастерскую директора Королевской академии Жана Рету — одного из последних преемников барочного искусства Лебрена. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель». Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Лосенко подробно перечислил все замечательные произведения, хранящиеся в храмах и монастырях Парижа, во дворцах и частных особняках, в Академии, библиотеках и пригородных дворцах. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера в них нет усталой, тонкой улыбки искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов.

Лишенные сюжетной привязки (название, очевидно, лишь повод для изображения великолепной натуры), эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко. Мы видим это и в портрете первого российского актера, основателя русского театра (1763): контрастное положение фигуры и головы, динамическое движение складок плаща и в повышенно декоративном звучании полотна Смерть Адониса. Вкартине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся веепокои иснею «неволею сочетался». Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р. денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы. Художник поместил своих героев перед воротами Трои. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.

И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Аргунову. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова.

В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса истинного размаха. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Напутствуемый новым президентом академии И. И. Бецким, Лосенко приехал в Париж, чтобы стать историческим живописцем.

Лосенко Антон Павлович, русский художник, рисовальщик, академик и профессор (с 1770), директор (1772-73) петербургской Академии художеств. С 1758 г. занимался в Академии художеств. Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, случайно сюда попавшие. Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770). Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. Это определяет их идеальную отвлеченность. Сын купца.

У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров» или «експрессии весьма натуральны» или «свет и тени хорошо расположены» или, наконец, «композиция величественна». Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе.

де Велли, Л. -Ж. -Ф. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. Вэтот период много внимания уделял онживописным этюдам обнаженного тела врезультате появились известные полотна «Авель» и«Каин» (оба 1768). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769).

Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка. И. Шувалов прекрасно понимал необходимость создания национальной художественной школы, воспитания российских художников вместо тех иностранных, которые, обогатись, уезжают. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Темы Священного Писания чередуются у художника с античной мифологией: Венера и Адонис или Смерть Адониса (1764). Это сказалось, как и в этюдах обнаженной натуры (Авель Каин), так и в завершенных живописных полотнах с их локальным цветом, выверенностью в передаче анатомии, преобладанием линеарно-пластического начала в моделировке: например, Зевс и Фетида (1769), в котором некоторые исследователи видят одно из лучших созданий художника, величественное, как гомеровский гекзаметр (Е. И.

На его произведениях учились поколения студентов Академии. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762). Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили», пишет Акимов в «Северном Вестнике».

Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски». В возрасте тридцати шести лет А. П. В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Остро схвачен характер и передан своеобразный облик актера. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем.

художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). И тридцатитрехлетний художник в расцвете дарования и сил, человек в высшей степени благородный, добросовестный и щепетильно честный, Лосенко отказался от собственных творческих планов, отложил назревшие замыслы и отдал себя без остатка образованию юношества.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (1765) – произведение, подводящее итог его обучения у Вьена. И здесь проявились его художественные способности. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Вот таким образом не случайно Э. М. Фальконе ходатайствовал перед Екатериной II о предоставлении художнику возможности полностью посвятить себя творчеству.

С 1772 и до конца жизни – директор Академии. И касания ее рук легки и трепетны. Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). Лосенко — «Чудесный улов», в котором художник изображает рыбаков и Христа, способствовавшего отменному улову. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. Еще пенсионерским периодом датиру-ется его вариация на тему картины Жувене Чудесный улов рыбы (1763), где он отказался от барочной патетики французского мастера и как можно проще и естественнее, жизненнее трактовал евангельскую сцену. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника.

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Но художник пытается найти оправдание поступку Владимира – для него он уже устойчивый национальный герой. И если в образной структуре картины, в ее содержании и характеристике действующих лиц художник далеко отошел от своего первоисточника, то в отдельных частностях, во внешних и бытовых деталях он стоит еще дальше от гомеровских описаний. Характерно, что в картине Лосенко Гектор, как европейский монарх, окружен оруженосцами и пажами, о которых нет и речи в поэме. Отечественная Академия откликнулась на просьбу своего пенсионера и разрешила ему пробыть в Италии три года. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Образы картины отличаются большой жизненной конкретностью: драматические переживания Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов.

Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма. В возрасте тридцати шести лет А. П. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года).

Римский цикл завершает картина Зевс и Фетида (1769, ГРМ), созданная художником втайне от Академии по заказу И. И. Шувалова для графа К. Г. Разумовского. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Преподавательская работа и директорская должность отнимали у Лосенко много сил. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники).

Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». Однако в1753г., как «спавший сголоса», нопроявлявший способности кискусству, был отдан кхудожнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». художник жил вИталии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину наантичный сюжет «Зевс иФетида» (1769).

Античный сюжет из«Илиады» Гомера воспевал героев ихпатриотические чувства, готовность принести себя вжертву служению родине. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. «Прощание» из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено привкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, холода и мертвенности.

25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его превосходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко». Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко.

Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя. Однако характер ее весьма интересен. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов».

Он был определен в живописную мастерскую И. П. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание». Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах, упражняется в колерах. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. Вслед за Владимиром и Рогнедой художник начал работать над полотном Прощание Гектора с Андромахой (1773).

К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Художник создает произведение на тему из русской истории – «Владимир и Рогнеда» (1770). Пocлe его смерти их осталось, судя по описям, более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии».

«Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Сумарокова, Я. Шуйского и др. В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре. Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко выставил свои работы в Академии художеств.

Гамма красок строже и лаконичнее. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена.

Успехи его были одобрены. В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим приобретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать». Зловеще выражение лица Каина. В России А. П.

От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Его последняя картина «Прощание Гектора с Андромахой», его чудесные портреты современников (особенно хорош «Портрет актера Федора Григорьевича Волкова») кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта.

Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. Лосенко умирает.

По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Причем, как и у скульпторов (за исключением разве Мартоса и Щедрина), хронологическая последовательность произведений совсем не означает поступательного движения от барокко к классицизму.

В картине Лосенко запечатлен момент, когда Владимир сообщает Рогнеде о совершенных в Полоцке злодеяниях и говорит, что она должна стать его женой. Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен втечение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в«Гекторовом прощании» (как называли картину современники). " Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого.

В 1758–1760 учился в ИАХ у Л. -Ж. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему).

В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Уже при жизни Лосенко снискал славу одного из лучших европейских рисовальщиков.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. По отзыву Э. Фальконе, талантливейший среди соотечественников художник. К заимствованию чужих сюжетов старые мастера прибегали для активизации творческой энергии и ассимиляции традиций. Лосенко предлагают написать картину на звание академика. Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию.

Сгущенность эмоций, неразрешимость нравственного конфликта выражены теснотой замкнутого пространства, отведенного персонажам картины их подчеркнуто компактной группировкой и тяжкой массой двух пилястров, нависающих над Владимиром. В конце 1750-х гг. Таинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» – нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров и с тем большим вниманием мы должны отнестись к художнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен. Антону Павловичу Лосенко (1737 – 1773) суждено было по праву стать первым русским историческим живописцем XVIII в. – в с силу одаренности и высокого профессионализма, позволивших ему с наибольшей полнотой выразить нравственные идеалы эпохи Просвещения.

Владимир в данный момент насильник и язычник, но в его лице совсем другие чувства, даже нечто вроде ужаса и сострадания. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно., ставший пособием для нескольких поколений художников.

Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Картина мастерски скомпонована.

Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски. Лагрене. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны».

Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). Владимир и Рогнеда (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание). Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Художник создает произведение на тему из русской истории – Владимир и Рогнеда (1770). Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии».

Весной 978 г. город был взят. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Творческое осмысление античности и активное восприятие новых эстетических идей, обусловили становление классицистических тенденций в произведениях Лосенко римского периода. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств.

Особенно примечательна последняя работа. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Исход ситуации уже предрешен. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой». Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба — 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба — 1763). И не его вина, что помощь опоздала.

Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Портрет актёра Ф. Волкова (1763).

В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. Лагрене. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. В 1760 году молодой художник пишет его портрет (ГРМ), а вслед за тем исполняет портреты поэта и драматурга А. П. Сумарокова (1760, ГРМ), а также актера Я. Д. Шумского (1760, ГРМ). На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко.

Им даны роли немых статистов. Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Вскоре за картину Владимир и Рогнеда (1770) – первое большое произведение исторического жанра в русском искусстве – Лосенко получил звание академика и адъюнкт-профессора. В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери». Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Аргунова. Шувалова, А. П. Его погубят несомненно. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц.

Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств.

Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси. Зато безусловную ценность представляли его портреты. Вторая историческая картина А. П.

Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. В раннем детстве осиротел. Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств.

Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Не менее интересен портрет Сумарокова. Примеры можно продолжить). Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. В 1769 году художник вернулся на родину.

Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины.

В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. Ротари. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры. В нем выразились ранние поиски образа героя.

Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет». Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы.

Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора.

Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Рисунок портретен.

В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизненный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le dsespoir dArmide» и «Le Faune enchan», театр «высоких трагедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Зачисленный воспитанником вАХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей иполучил должность подмастерья. В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них.

Ранние произведения Лосенко свидетельствуют о мастерстве художника, сумевшего в период своей работы за границей изучить лучшее, что было создано искусством Запада (Чудесный улов рыбы, 1762 Андрей Первозванный, 1764 Жертвоприношение Авраама, 1765 Зевс и Фетида, 1769 Каин и Авель, оба 1768). «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ. Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом».

Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. для пользы юношества.

Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса непосредственному характеру выходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Сюжетной основой для будущей работы Лосенко стала старинная легенда о Владимире и Рогнеде, рассказывающая, что новгородский князь Владимир попросил полоцкого князя Рогвольда выдать за него свою дочь Рогнеду. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей).

Человеческое тело изучал Лосенко и в своих рисунках, которые когда-то завоевали ему такую славу. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена. Но формы архитектуры, характер одежд и вооружения в картине Лосенко воспроизводят даже не древнегреческие, а случайные, большей частью позднеримские образцы и изобилуют самыми неожиданными анахронизмами. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И. И.

Так, более ранний Улов значительно классицистичнее более поздних Венеры и Адониса или Жертвоприношения Авраама (четкий треугольник композиции, локальные пятна цвета, более скульптурная моделировка формы). Правда, вторая поездка в Париж и, особенно в Италию, несомненно, усилила влияние античности, открывшейся в этот период глазам Лосенко особенно явственно и превратила художника в истинного представителя классицизма. Через пять лет его перевели от Аргунова в новоучрежденную Академию художеств, а позднее отправили для усовершенствования за границу.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763). Этой идее подчинено все решение картины. В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична.

В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Лосенко предлагают написать картину на звание академика. Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр. В 1760 – 1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Вьена (1760 – 1764), работал в Италии, в Риме (1765 – 1768).

Историзм картины условен и фантастичен. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями.

Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). он учился певческому искусству, служил в придворной капелле. Академическое собрание, признав достоинства рисунка, композиции и колорита картины, а также талант ее автора, ходатайствовало о возможности продления обучения Лосенко в иностранных академиях.

Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно. Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. Дело ограничилось разговорами. Лосенко — выдающийся русский художник и рисовальщик раннего классицизма.

В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – «Прощание Гектора с Андромахой» этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. Весь портрет полон тайной, запретной жизни. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики.

Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, всепокорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г». Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в МосквеФёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств.

Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею.

Художник создает произведение натему изрусской истории— «Владимир иРогнеда» (1770). События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». Художник. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее.

Можно усмотреть даже определенную русификацию лиц. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим.

С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной Владимир и Рогнеда (ГРМ). Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы.