Менины Картина

Самая известная и загадочная его работа — картина «Менины», предположительно написанная в 1656 году. Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел именуемый Портрет семьи Филлипа IV, впоследствии названного Менины, а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Есть произведения искусства, которые ставшие загадкой, сразу же после их возникновения. Таким произведением и является картина Менины. «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса.

Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. До сих пор исследователи спорят, что же изобрази Веласкес в своей картине «Менины». Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира.

«менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо.

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году49 и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна.

Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины. «менины» (исп. Las Meninas, фрейлины, 1656)— картина Диего Веласкеса. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции.

Для понимания образов следует рассматривать их последовательно, в контексте разворачивающегося действа, которое ещё не завершено и представляет собой, по сути, совокупность отдельных картин»30. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах».

В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Образы белого цвета олицетворяют невинность, непорочность, добро. Быть может, то, что вижу, — сон.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Всё остальное изображено в тёмных тонах. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне.

Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Карлики и собака похожи на шаржи, но их комизм не обладает легким характером чистого юмора. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Вся картина построена на парных противопоставлениях. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

Вытканные на коврах мифологические фигуры смешиваются с прогуливающимися перед коврами дамами, как бы выходят за пределы рамы, а амуры над Европой сливаются с солнечным лучом, словно резвятся в его золотой пыли. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.

Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса— самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных». Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса.

Все это важные и необходимые персоны свиты испанского королевского двора, которых очень правдиво изобразил Веласкес. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки». Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Персонажи У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время.

Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Однако это положение требует оговорок и поправок. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Может быть, мотив зеркала был навеян Веласкесом нидерандцами, которые очень ценились в Испании. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.

Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Но даже королевская чета не абсолютна. Хосе Ортега-и-Гассет делит пространство на три части: ближний и дальний планы, освещённые естественным светом и затемнённый между ними средний.

Каждый образ картины двойственен, но полон смысла, хоть и скрытого. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.

В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук», нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Его герои – это неустанная борьба добра и зла, жизни и смерти. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре».

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины», содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником.

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Высказывалось предположение, что эскиз может принадлежать кисти самого Веласкеса и был выполнен им для получения одобрения короля перед началом работы53. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Изопарафраз картины 
«Менины» Веласкеса

Изопарафраз картины «Менины» Веласкеса

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. светотенью, красками.

«Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Он здесь и объект наблюдения и его субъект.

О композиции картины 
Менины Веласкеса 
– Композиция – Каталог

О композиции картины Менины Веласкеса – Композиция – Каталог статей

Откинув тяжелую гардину, он заглядывает в дверь и поток солнечных лучей льется в полутемную залу. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд.

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения.

Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов», без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины».

Реферат Менины (картина 
Веласкес 1656)

Реферат Менины (картина Веласкес 1656)

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Здесь есть и большие монохромные и цветные интерпретации всего полотна и небольшие работы с изображением главных и второстепенных персонажей. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Нет в нём ярких красок. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Вся картина построена на парных противопоставлениях. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

В период обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Словари и энциклопедии на Академике

Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Итак, время действия – 1656 год.

В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

  1. «Мы не зрители, мы участники действия»
  2. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. Сравнение изобразительных средств
  4. «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  5. код для вставки на сайт или в блог

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Создатель пытается показать бесконечность человеческого восприятия, фантазии. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Картина «Менины» явным образом построена.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Оба произведения выполнены в разных манерах.

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Фигура художника вырастает в исполинскую конструкцию, образуя с холстом почти архитектурное сооружение. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса.

В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas). Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале.

Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Все зависит от точки зрения.

Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Инфанта являемся функцией короля. Среди этих соответствий бросается в глаза странное сходство маленькой инфанты и карлицы Барболы. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время.

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Художник отошёл от реалистического восприятия действительности. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение.

Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».

В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам.

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства». Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п.

Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Незримость королевской четы может означать, что она несоизмерима с тесным миром картины с другой стороны, она утрачивает эту несоизмеримость, превращаясь в мутное отражение в зеркале. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Но не это главное в полотне. За пределами холста или внутри него. А с другой – сам бросает вызов богам.

Нижняя половина картины занята фигурами. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве.

На первый взгляд картина выглядит незавершённой, но это лишь первое впечатление. Картина несёт в себе философский смысл. Прямоугольники картин, двери и отрезков стен звучат в его картине гармонией пифагорейских чисел. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Разумеется, нет. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. 1647—1651)— его единственной сохранившейся работой в жанре ню— отражённое лицо модели размыто без всякого реализма, а Купидон держит зеркало под углом, создающим у зрителя впечатление, будто Венера смотрит на него, а не на себя. В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.

Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

В «Венере с зеркалом» (ок. Нац. Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины – пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV – инфанта Маргарита. По мнению критиков Снайдера и Кона зеркало необходимо художнику для отражения не королевской пары как таковой, а искусства самого Веласкеса, превосходящего реальность и имеющего большую значимость, чем несовершенная человеческая природа27. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет). Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Он решил изобразить всё в другом свете, своими пластическими образами. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась).

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Но смотрит и художник. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской.

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Художник любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В целом картина вызывает неординарное впечатление. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

У его прилежного ученика Веласкеса изображение радикально выходит из рамы, как если бы само море поднималось выше уровня моря и не солнце заходило за горизонт, а горизонт за солнце. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Короля и королевы не видно.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). В этом можно видеть аналогию с испанским понятием о чести, как о чем-то основанном не только на личной доблести, но и на мнении других. Инфанта, напротив, ярко освещена. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Это сцены из жизни простых людей.

Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.

Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.

В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. На это указывает отражение в зеркале. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Весь мир чёрно-белый.

И творчество побеждает. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Ему 57 лет. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.

Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. С точки зрения каждой меняется значение целого. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины». Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса.

Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом.

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины.

Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.

Освоение наследия Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания.

Веласкес – настоящий волшебник света и композиции. Она и прекрасна, но в тоже время испугана и, возможно, даже взгляд её зловещий. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства.

Однако это положение требует оговорок и поправок. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства.

К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика.

Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Загадка заключается в другом. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён». А почему в мастерской находится инфанта. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Шедевр Пикассо в отличие от первоисточника монохромный. В его наследии – множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Дальше размышлять над бытием Пикассо доверил любителям живописи. В ней таинственно многое, начиная с названия. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Лондон. Глубина сцены создаётся с помощью линейной перспективы, частичного перекрытия разноудалённых слоёв и использования светотени, тщательное исполнение которой искусствовед Кеннет Кларк считает ключевым фактором для создания композиции. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.

В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон:Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Находится в музее Прадо в Мадриде. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен».

Инфанта, напротив, ярко освещена. Картина Пикассо наполнена теми же людьми и животными, но в манере Пикассо. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».

Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. В «Венере с зеркалом» (ок.

Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Так же и изображённая на полотне фрейлина, которая преподносит стакан. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены.

Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Кажется, что реальность искажена в зеркале, которое разбивается. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Короля и королевы не видно. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная.

Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Он намекал на то, что, растворяясь в пространстве и теряя свои очертания, она кажется сотканной из света и тени. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо.

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. При этом обе эти картины построены по золотому сечению и так гармоничны, что эта вторая тектоническая система ложится поверх первой и включает геометрические формы в соотношение фигур. Каждый воспринимает образы по-своему.

Быть может, то, что вижу, — сон. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.

Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Каждая обладает своей правомерностью. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.

Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Малоплодотворен также спор о том, какими бытовыми мотивами оправдано появление светских дам, что значат в нише виолы, какие из эскизно намеченных фигур стоят перед ковром в нише, какие вытканы на нем. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.