Живописец Федор Васильев

Васильев Фёдор Александрович – русский художник-художник, пейзажист

Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. В ней есть что-то сказочное.

Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями.

Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Там он знакомится с такими русскими художниками, как Шишкин и Крамской. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.

В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути.

В этом пробуждении нет радости. К моменту окончания учебы и сам Васильев получил большую известность. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.

Даже ей стало скользко. – воскликнул он. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Это увлечение в последствии определило его судьбу.

Это было в конце мая. Третьяков. Кроме множества рисунков, он написал две картины: Болото и Крымский вид, за которые ему в 1872 году была присуждена премия от Общества поощрения художеств. Буйная южная природа не произвела на него впечатления.

  • Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты
  • Фёдор Васильев: жизнь и творчество художника
  • Федор Васильев — художник трагической судьбы
  • Васильев Федор АлександровичКартины и биография
  • Художник-пейзажист Фёдор Васильев

в Лондоне. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Деньги за картины и подчас немалые, вылетают у него сразу при получении: на дорогие игрушки и лакомства для братишек и матери, моднейшие костюмы, шикарные шляпы, перчатки и галстукии Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор прогремевшей на всю страну картины Оттепель и тут же определил ее в Аничков дворец.

Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Федор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчине, что ныне находится в Ленинградской области, в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование – невозможно.

  • Федор Васильев – русский пейзажист
  • Художник Васильев Федор Александрович
  • Фёдор Александрович Васильев, 1850-1873-русский художник пейзажист
  • Биографии великих и известных людей
  • Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева
  • Картина, которая принесла знаменитость

Восхищаясь чувственной красотой природы, он стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому.

Картина эта глубоко взволновала Крамского. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). У Федора рано проявилась способность рисовать.

  • Шедевры: картина Федора Васильева Мокрый луг
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Васильев Федор Александрович 1850-1873
  • Репин прозревает, Васильев удивляет
  • Семья, детство и ранняя зрелость Федора Васильева
  • Скоротечная «Оттепель» – в живописи и в жизни
  • Федор Васильев: «Тоскую по России и не верю Крыму»

Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву.

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин.

Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Федор Александрович Васильев — великий русский художник, пейзажист.

В картине очевидны украинские черты. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Животные идут в горы медленно, через силу, татарин слез с повозки, чтобы облегчить их учесть. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. И по мотиву и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями.

Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).

Крамским, И. И. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др.

  • Васильев Федор Александрович (1850-1873)
  • О знаменитости:Русский художник
  • Напишите отзыв о статье Васильев, Фёдор Александрович
  • Отрывок, характеризующий Васильев, Фёдор Александрович
  • Известные произведения Васильева Фёдора Александровича

Барки» и «Волжские лагуны». Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Он работал много и вдумчиво. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.

Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Но для художника природа – прежде всего обитель людей.

Художник Федор Васильев: 
биография, творчество 
и интересные факты

Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.

При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Сравнение с графом, возможно, связано и с таинственным покровительством начинающему, но многообещающему дарованию графа Павла Сергеевича Строганова.

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Требовалось срочное лечение и смена климата. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.

И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. Васильев проявил себя как художник после Валаама, где проработал с И. И. Шишкиным несколько месяцев. Последние работы Васильева Утро, Болото в лесу.

Картину купил для своей галереи П. М. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. И снова мы видим тонкую работу художника со световым решением картины: свет постепенно сгущается волнообразно – по направлению от нижнего правого к верхнему левому углу полотна, выхватывая бликом отстающую влево арбу, в которую впряжены два быка.

в Лондоне. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником.

В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Вряд ли добрейший Иван Иванович тогда предполагал, что уже завтра Федор станет серьезнейшим его соперником. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык.

Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. в Лондоне. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.

Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.

он был для нас превосходным учителем. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Слава и известность достались художнику сразу, его любили и в аристократических кругах и среди петербургской богемы. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.

Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Такой родной всем нам пейзаж. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира.

Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.

Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». С ранних лет он проявил интерес к рисованию, однако нужда, в которой постоянно жила семья, не давала ему возможности всерьез заниматься творчеством. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте.

«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Барки» и «Волжские лагуны».

Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Получал 3 рубля и отдавал их матери. По какой причине, неизвестно. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.

Васильев постоянно находится в творческом поиске. Эта картина глубоко взволновала Крамского. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.

Но левый верхний угол слегка светлее. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».

Оформились его основные эстетические воззрения. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, переживаний художника.

Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Какое время года отражено в полотне. Картина «Вид на Волге. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.

Осень, Заброшенная мельница частично не закончены. Требовалось срочное лечение и смена климата. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова.

Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели. Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины. Заброшенность видна в окружающей обстановке. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт.

Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Камни. Васильев был признан профессиональным художником.

В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».

Чем бы тут особенно огорчаться. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Два альбома художника были приобретеныимператрицей Марией Александровной. Большие кисти художник не признавал. Барки».

Шишкиным. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.

Делая изза болезни вынужденные перерывы в работе исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы. Картину купил для своей галереи П. М. Атмосфера товарищества, споры, горячие обсуждения всех новых явлений искусства и жизни и, главное, повседневная напряженная работа – все это увлекло молодого художника. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.

Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Барки» и «Волжские лагуны». Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».

Соколову. В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Репин с удивлением отмечал, что этот юноша, не учившийся в Академии, манерой своей работы подсказывает ему такие ясные и верные композиционные и живописные решения, которые не приходили в голову ему, уже окончившему Академию художеств.

В картине мастера-колориста пламенеющая осенняя листва выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).

Картина Вид на Волге. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.

Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.

В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.

Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». С детства проявлял недюжинный художественный талант и способности к рисованию. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской.

Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. До Васильева и Саврасова русские пейзажисты изображали итальянские и швейцарские виды – родные места почитались серостью, недостойной воплощения.

Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников.

«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Барки». Жизнь талантливого художника оказалась короткой. На крыше еще лежит снег.

Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. Третьяков. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. шенная мельницаЗаброВесной 1873 года занятия живописью продолжались. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.

В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). В 1867 году он заканчивает обучение. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема».

Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых сероватокоричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».

Все картины с этой выставки были раскуплены. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Федору удивительно везло на хороших людей. Валаам. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.

Они поразили его одухотворенным восприятием природы изображенной в простых сюжетах. В ней есть что-то сказочное. Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.

Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита.

Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. В рисунке он показал себя талантливым мастером. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.

В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Кроме того, Фёдор Васильев дружил, совместно работал и выезжал различные регионы России для написания картин, с такими живописцами, как Илья Репин и Евгений Макаров.

Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.

Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам.

Несмотря на благоприятные условия жизни уСтроганова, его здоровье не поправилось. Бросив службу, Федор поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Уже в возрасте 12 лет пошел по стопам отца – поступил на службу в главный почтамт. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. По его замыслу картина должна была экспонироваться на выставке Общества поощрения художников, которое выделило средства на поездку Васильева в Крым.

Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. В сравнении с облаками склон кажется более материальным, живописная поверхность холста приобретает пластичность, в общих очертаниях склона выражено ощутимое движение вверх, в царство туманов и облаков, уже не подвластных законам земли. А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах.

Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Родители художника жили в невенчанном браке.

Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. (1868).

Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.

В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Федору удивительно везло на хороших людей. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения.

В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном художник мог самозабвенно отдаваться творчеству. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда. Эту картину Крамской признал гениальной. и эффектные моменты жизни природы.

Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Васильев много писал писем в Москву. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.

Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Эта картин сразу же поразила Крамского, который, несмотря на некоторые его замечания, считал ее гениальной. Барки». У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.

При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа.