Дейнека Оборона Петрограда

Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942) // Бизнес и дизайн ревю. Создание «Обороны Петрограда» (1928) явилось итогом всей предшествующей работы художника над собирательным образом рабочего класса, но и по времени совпадала с участием Дейнеки в «Обществе станковистов» — «Ост» (1925-1928), что во многом определило идею картины.

Александр Дейнека. Из Парижа художник отправился в Италию. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры.

Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально). В живописных работах Д. сохранил стилистику и тематику ранних графич. М-Л., 1985). Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции.

  1. Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
  2. Сочинение-описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  3. Описание картины «Оборона Петрограда»
  4. Дейнека Александр Александрович
  5. Где советский художник Дейнека почерпнул композицию своей картины
  6. Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  7. Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера исторической живописи
  8. Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда

1947). Художник вводит измерение времени, не указывая на него (как делает Рембрандт изображая падающий нож в «Жертвоприношении Авраама»), не заимствуя эффекты фотографии (как Джакомо Балла в работе «Динамизм собаки на поводке» или Наталья Гончарова в «Велосипедисте»), а вплетая чувство длительности в саму структуру картины. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

Крылова, 1922 кн. Действительный член Академии художеств СССР. Тема этих полотен организована при помощи взаимосвязанных сюжетов, получающих при пространственном развертывании на плоскости как бы временную протяженность.

  • Александр Александрович Дейнека
  • Краткое описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  • Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  • Александр Дейнека «Оборона Петрограда»

В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. «Я никогда не мучаюсь над картиной, потому, вероятно, что я не хочу давать зрителю ощущение муки» (Заметки к биографии.

Представление о человеческом теле как сгустке энергии отражено на картинах Кончаловского («Полотёр» и «Золотой век», обе 1946 г. ). В картине «На юге» 1966 года (Ил. 11) принцип плаката, «аппликации», выявлен едва ли не сильнее, чем в ранних работах Дейнеки. Произведение динамично по композиции.

  • Описание картины Александра Дейнека «Оборона Петрограда»
  • »Битва при Иссе (Битва Александра с персами), Альбрехт Альтдорфер, 1529
  • »Описание картины Письмо с фронта, 1947, Лактионов
  • »Демон сидящий – Михаил Александрович Врубель
  • »Девочка с персиками – Валентин Александрович Серов
  • »Автопортрет (Автопортрет в красном плаще) – Александр Осипович Орловский
  • Ударник, будь физкультурником, 1930
  • Отправить запрос на изготовление копии

Член-корреспондент Академии. СССР (1963), д. чл. Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре. Творчество Д. оказало значит.

Ленинская пр. М., 1923). Дейнека любил авиацию, считая ее одним из наиболее ярких проявлений современности. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий.

Александр Александрович 
Дейнеки (1899-1969)

Народный художник СССР. Пластика тела, в которой выражается вовне «диалог души с собою», становится одновременно знаком отзывчивости к пульсации космоса, способности чувствовать разлитую в нём жизненную силу и распространять собственную духовную силу в пространстве. Именно к этой работе относится точное замечание В. С. Его интересует мотив атаки в стремительном развитии и внезапной остановки, пластическое состояние модели в зависимости от различных ракурсов и резкого изменения темпа атакующего броска.

Возможно, книги Гаккеншмидта «Как жить» и «Путь к силе» вдохновили Петра Кончаловского и Илью Машкова на создание знаменитого «Двойного автопортрета». уч-ще (1915–17), во Вхутемасе в Москве (1920–25) у В. А. Оба художника часто, особенно в однофигурных композициях, уплощают фон, нанизывают планы один над другим, трактуя их по принципу декоративного панно, «в развернутом кверху, как на плоскости, виде» (Георгий Лукомский. павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938–39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все– смальта) Моск. 3).

Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. Меркулов и режиссер Довженко. Складки одежды проложены экспрессивными штрихами, подчеркивающие динамическую устремленность фигуры. Именно наличие этих качеств, обусловленных смысловым контекстом сюжета, делает процесс восприятия «Обороны Севастополя» столь увлекательным и творчески активным. Уже в 1919 году он представляет работу монументалиста как создание «храмов современности». В1970 имя Д. присвоено Курской КГ.

в ст. «Ходлер был глубже своих современников. Художник изгоняет с палитры все «земли» и смешивает только с белилами. В бою принимали участие и береговые батареи.

и живописных произведений. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Голубой цвет – это символ огромного пространства, наполненного светом. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение.

На первом плане идущие на фронт красноармейцы — мужчины и женщины- с винтовками на плечах, буднично одетые в свою рабочую одежду. Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. илл.

«Средства для создания монументальных образов – это советская геральдика, образная символика», – говорит художник (Дейнека А. Монументалисты, вперёд. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. И события исторические, в учебники вошедшие. (Манин В. Русская живопись XX века. СПб., 2007). Прыжок с колокольни». Кровь модерна нет-нет, да и проступает сквозь покров советской и современной живописи. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.

Есть убитые и раненые с обеих сторон. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. Привлекает Дейнеку и особая, присущая Ходлеру, работа с формой. Действительный член Академии художеств СССР. Разбелённая палитра 30-х годов (картина «Крымские пионеры» 1934 г), свидетельствует о том, что эволюция художественного метода Дейнеки проходила при глубоком изучении наследия Ходлера. М., 1984). Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства.

3, 4) «Я люблю писать людей, познавая их внутренний мир через их видимый зримый ритм» «важны не их лица, а сама лепка образа, внутренняя сила, напряжённость, чувствующаяся в фигурах» – говорит Дейнека (Заметки к биографии. (См. Отступив от внешнего правдоподобия, он как бы сгустил, спрессовал впечатление, выразил в немногом многое. музей Вооруж.

В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. «Спорт неотделим от пейзажа. В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства.

В докладе Ходлера звучит следующая мысль: «Цвет независимо от формы вызывает чрезвычайно сильные музыкальные раздражения. В своём идеалистическом конструктивизме художники ОСТа используют разные методы обобщения натуры на формирование творческого метода Дейнеки огромное воздействие оказали картины Фердинанда Ходлера (1853-1918). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Народный художник СССР.

Сюжетную фабулу «Обороны Севастополя» существенно дополняет и расширяет пейзажный фон картины. Преподавал в Москве– во Вхутеине (1928–30), Полиграфич. Но далеко не всегда эта идея окрашивается ассоциациями духовного единства и личной сопричастности человека творческой силе мира.

Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника. Вдали Нева с кораблями и часть набережной. Девственно-голубой и женственно-синий в картинах Ходлера вызывают ассоциации с «голубым цветком» Новалиса и «Синей птицей» Метерлинка. Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Манина о том, что «простор» в русском сознании всегда ассоциировался с полётом души (Манин В. С. Русская живопись XX века. Наследие ОСТа стало основой для формирования в 60-х годах так называемого «сурового стиля», отголоски которого до сих пор звучат в творчестве учеников Андрея Андреевича Мыльникова.

Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Отеч. Сын курского железнодорожника.

Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В статьях Якова Тугендхольда 1910-х годов сквозит тоска по здоровому телу, его природной «безгрешной» чувственности.

«ОБОРОНА ПЕТРОГРАДА», А. А. Дейнека. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. СПб., 2007). Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920).

Это трагический круг войны, вбирающий в себя все новые и новые жизни. Учился в Харьковском художественном училище. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.

Советские авторы прилагают все усилия, чтобы создать ту самую «симфонию какого-то блаженного Нагого Века», магией кисти вызвать к жизни «целую нацию гордых и сильных, безгрешных и кротких людей, не ведающих телесного стыда» (Я. «Если небо голубое, мы становимся радостнее и не только благодаря ясной погоде, но также и благодаря радостной игре разноцветных теней, которые из серых становятся фиолетовыми и голубыми» «какие приятные ощущения вызывает этот зелёно-голубой аккорд. », – восклицает Фердинанд Ходлер (Цит. Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины. Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. Дейнека утверждал, что любое новаторство, открытие только тогда, получит признание, когда будет насыщено полнокровным человеческим содержанием, выраженным в пластической форме: «Я желал найти пластический язык новому, красивому, большому.

ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Член-корреспондент Академии. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. Созвучны его идеям труды Георга Гаккеншмидта, чемпиона по французской борьбе. Такого эффекта авторы 20-30-х годов пытаются добиться, работая темперой. монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

Член-корреспондент Академии.

Со временем живописная манера художника претерпевает некоторые изменения. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро — например, «Маяковскую» и «Новокузнецкую». «Оборона Петрограда» одно из его эпических полотен. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.

В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. С этого времени началось его становление как художника. Так или иначе, «Дейнека знал и ценил Ходлера за незаурядное композиционное мастерство и любовь к динамическому сюжету» и упоминал его в качестве источника вдохновения, наряду с античным и древнеегипетским искусством (см. 1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы.

В годы Великой Отечественной войны художник создает военно-оборонные плакаты в мастерской «Окна-ТАСС». Своей «Обороной Севастополя» Дейнека вписал принципиально новую страницу в историю мировой батальной живописи. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Действительный член Академии художеств СССР. Лиризмом отмеченыего жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-хгг.

Краткий биографический очерк. («Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). Левая нога рабочего явно неправильна по своей анатомии, но она включена в единый ритм поступи коллектива, связана с фигурами рабочих общим силуэтом. Пантомима, танец, в котором выражены и приведены в гармоническое единство неосознанные движения души, – это основная тема творчества Фердинанда Ходлера. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Собственно именно так понимали его русские иконописцы, например, Дионисий. Это незримое собеседование возможно лишь при органической слитности человека с природой. Лауреат Ленинской премии.

1947 г. ). Вел. Человеческих фигур не так уж много, видны даже не все их лица.

Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Лауреат Ленинской премии. метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951–52) и др. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. Молодая девушка в спортивной форме прыгает в высоту.

М., 1989). Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. обязан прежде всего Фаворскому.

Всё «слишком человеческое», слишком конкретное отбрасывается, так как образец всегда лишён индивидуальности, нагляден, ясен, будто чертёж. Маяковского в моск.

На заднем плане видны только клубы дыма и огня исходящего от пылающего города. Можно предположить, какое время изображено на картине. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Осокин. «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи».

Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты. Его творческий путь неотделим от жизни страны. Он жертвует правдой индивидуального во имя общего. рис. Динамизация пространства и эффект закольцованности наблюдается и в картинах Ходлера (например, полотно «Эмоция» 1905 г).

Сын курского железнодорожника. Казалось бы, встреча с ранеными должна нарушить сомкнутый строй красноармейцев идущих на фронт сражаться с белыми. С этого времени началось его становление как художника. Тема спорта становится любимой, ведь это новое пластическое явление как нельзя лучше подходит для воплощения идеи «сверхчеловека».

А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. На холстах появляются открытые к зрителю, как бы обнажённые для него герои. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.

Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение». Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане.

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). Мужественный реализм Дейнеки скрывает нежность и поэтичность швейцарского духа: в образе «голубых комсомолочек» оживают колокольно-певучие девы Ходлера. Но все попытки врага взять город с ходу успехов не имели.

И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Но для русского поэта античный принцип калокагатии является, помимо всего прочего, следующим шагом на пути постижения «Души мира». В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость. Европейские выставки летом //Аполлон, 1 – 1909).

худож. Крупные человеческие фигуры, приближенные к зрителю, подчёркнуто лаконичный и выразительный силуэт, обобщение форм и монументальность образов заставляет вспомнить не только Александра Дейнеку, но и Фердинанда Ходлера. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.

Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях – в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Красота Рима поразила его. Член-корреспондент Академии. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.

Выйдя в 1928 году из общества, Дейнека пишет первый вариант «Обороны Петрограда». Сверхдинамичная композиция наполнена экспрессивными движениями самоотверженных людей. Рождённые из света, краски загораются на холсте, словно живопись подсвечена изнутри. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Дейнека сразу же дает ощутить контраст между движением двух планов: внизу идущих в бой слева направо бойцов, верху, на мосту, бредущих в обратном направлении раненых, построенных на выразительном силуэте в отличие от объемной трактовки фигур внизу. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем».

Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Дейнека знакомиться с путиловскими рабочими, яркие характеры которых помогли найти выразительный типаж. графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).

Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Хрупкая и вдохновенная девушка из картины «Погружение во Вселенную» (Ил. 9) и её исполненная достоинства товарка «Купальщица» (Ил. 10) одновременно и принадлежат природе и способны созерцать её. Фигуры матросов как бы освещены лучом прожектора с жесткими контрастами теней: светлые на темном фоне, — фигуры советских воинов, темные на светлом –фигуры фашистов.

Разграничение физического и духовного, при котором телесное может звучать лишь «под сурдинку» и желания становятся извращёнными, кажутся критику порождением стареющей цивилизации. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне – Верхнесадовое). Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину.

Но главный двигательный импульс заключен в самой ее конструкции. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Языческая полнокровность таитянок Гогена противопоставляется «цивилизованным» ню исковерканным жизнью города. — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Фаворского.

Народный художник СССР. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. В предвоенный 1938 год Дейнека пишет ставшее хрестоматийным полотно «Будущие летчики». Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету. М., 2012).

Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются. Вот почему такие широкоизвестные вещи, как античная мозаика из Неаполя «Битва Александра Македонского с Дарием», новгородская икона конца XV века «Битва новгородцев с суздальцами», панно тосканского мастера раннего Возрождения Паоло Уччелло «Битва при Сан Романо» историческая композиция В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Оборона Севастополя» Дейнеки, сохраняя общую типологическую основу композиции используя общие законы реального изображения, несут в себе различное образное содержание, соответствующее нравственным ценностям конкретного времени, эстетическому идеалу данного мастера. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с совершенно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема».

ДЕЙНЕКА Александр Александрович, рос. Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. Тугендхольд. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957).

называет страну «миллионолобой».

Свежесть холодных красок рождает чувство чистой, музыкальной гармонии. К этому примешивается гордость за родную страну и мужественная готовность защищать её, бороться ради её покоя, а значит, – «ради жизни на земле». Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. объединений ОСТ (1925–27, один из учредителей), «Октябрь» (1928–30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932).

Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Искусство Средних Веков и Возрождения.

Над ними, по металлической конструкции, в противоположную сторону идут раненые бойцы. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза.

После возвращения, под впечатлением от увиденной в газете фотографии разрушенного города, создает эпическое полотно «Оборона Севастополя» (титульное изображение). Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Пименовым), чл.

Сысоев В. Александр Дейнека.

Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. Сысоев В. А. Дейнека. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Цвет влияет на мораль. Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом.

Учился в Харьковском худож. Дейнека видит так же: «И, может быть, оттого, что так много я встречал несчастий, горя, я уразумел, что это всё скрашивает песня искусство и что есть в мире красота» (Заметки к биографии. Согласованность движений придаёт телам характер знаков, почти иероглифов. В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Можно проследить, как любимые швейцарским художником мотивы танца и шествия трансформируются у советского автора в образы спортивной игры и бега (плакат «Колхозник, будь физкультурником» 1930 г, «Бегуны» 1934 г). Здоровые, красивые и полные естественной чувственности герои были воплощением того идеала «спокойно-радостной» красоты, что вносила умиротворение в душу зрителя.

— Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Д. исполнил панно для сов. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Вдали виднеются руины некогда стоявших домов, кругом пылает огонь. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

АХ СССР (1947 вице-президент в 1962–1966). Около 1910 года Ходлер создал несколько вариантов композиции «Дровосек». Разве можно забыть мне вальс, Золотые деньки. Действительный член Академии художеств СССР.

Несколько манерные, экспрессивно заострённые движения искажённые и вытянутые фигуры, «распластанные» по плоскости холста, замкнутый силуэт, очерченный музыкальной тянутой линией, подчёркнутая выпуклость или вогнутость форм, объединённых так, чтобы восприниматься единым монолитом, – всё это элементы пластического языка, общего для обоих авторов. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. иск-ве.

Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году.

1947). Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героич. В статье анализируются два произведения художника А. А. В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Изобразительный язык художника графически условен. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке. И пейзаж я воспринимаю особо. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению.

Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога. Разноцветная игра красок внутри замкнутого силуэта рождает ощущение внутреннего движения формы, словно изнутри тела исходит энергия, разливаясь по поверхности всеми оттенками радуги (Ил. 9, 10).

Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Ил. Того же эффекта теми же приёмами достигает А. Дейнека. по Бекетова М. Александр Блок. Труда (1969).

успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. – «Оборона Петрограда». Подобный приём встречается у Ходлера и его последователей (например, Коломана Мозера) раньше, чем у фовистов и экспрессионистов. В военное и послевоенное время было создано множество произведений в честь победы над фашизмом, увековечивших память о погибших солдатах. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.

В изложении сюжета «Обороны Севастополя» Дейнека не связал своего воображения каким-то единичным эпизодом имевшим место при осаде города.

Напротив, раненые бредут устало и медленно. Работал также как сценограф («Баня» В. В. Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)Художник, график, скульптор, монументалист, плакатист. В 1924 году группа выпускников ВХУТЕМАСа организует Общество художников-станковистов (ОСТ, ОХСТ). Можно ли в этот раз согласиться со мнением В. С. Манина, что художник изобразил героя на фоне «сплошной стены», если тема картины – бьющая через край юность. Вдали Нева с кораблями и часть набережной.

Полноценная, здоровая физическая оболочка для него – манифест победы человеческой воли над телесной слабостью и душевной меланхолией. Художник безошибочно угадал пропорциональный склад фигуры. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии.

Зрительно картина делится на две части. Гончаровым и Ю. И. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение».

Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Член-корреспондент Академии. Лауреат Ленинской премии. Кругом огонь. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».

После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Уже в студенческие годы он задумывался над тем, как усовершенствовать структуру пространственно-временных связей, чтобы «расшевелить» изображение, передать с помощью внешне статических средств размах событий, динамику происходящего» (см. «Яркие порывы, титанические размахи пролетариата – солнце красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев Наши мысли должны быть чисты, ярки, солнечны, как свобода» (Дейнека А. С веком наравне. Лауреат Ленинской премии. В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Колонна солдат уходит на фронт, женщины с винтовками шагают наряду с мужчинами. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей.

В. Э. М., 2013). Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда.

М., 1963). Дейнека любил работать с пластикой атлетических фигур в движении, создав такие картины как «Футбол», «Бег», «Вратарь» и многие другие. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.

М., 1989). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. п. произведений. Палитра Ходлера, разбелённая и яркая, производит впечатление свежести и чистоты. Севастопольский вальсПомнят все моряки. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).

с 1940), Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945–52, директор в 1945–48), МАРХИ (1953–57). Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. Театре им. Действительный член Академии художеств СССР. Одинцов, Ю. К. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. Кажется, для Ходлера и Дейнеки «откровение» носит не только научный характер. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.

Внизу — здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. Ноябрь 1941года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др. В картинах Ходлера «Идущая женщина» (Ил. 7) и Дейнеки «Бегунья» (Ил. 8) женская фигура, взятая крупным планом и смещённая относительно центра, кажется, стремится выпасть за рамки холста земля с «опрокинутым» горизонтом как будто сама поднимается, чтобы служить обрамлением человеку.

Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Непосредственное и деятельное переживание течения жизни, участие в её материальном и духовном развитии придают мысли некий социально-политический оттенок. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон. М., 1947) То, что он формулирует в 1944 году, на рубеже веков было закреплено в понятии «эвритмии». Народный художник СССР.

В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе.

Лауреат Ленинской премии. Вслед за В. Осокиным можно назвать эту живопись «музыкальной поэмой», лейтмотив которой – тонкое, почти щемящее чувство красоты, лирическое раздумье, вглядывание в будущее (В. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). (1964). «Художник должен делать всё ещё красивее, проще, убедительнее» (Дейнека А. О чувстве нового// Искусство, 7. В течение двух недель была написана эта картина.

Но бойцы становятся ещё суровее и сильней их ненависть к врагу. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. влияние на формирование сурового стиля в сов. («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ).

Художники обращаются к образу незамутнённого, чистого человека, у которого жизненная сила и здоровая чувственность непосредственно проявляются вовне и не могут быть отделены от высоких душевных порывов. М., 1962) и в своих поисках языка иносказания опирается на опыт символизма.

С веком наравне. Это – суровая, честная прямолинейность. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). На первом плане картины изображен раненый матрос, кидающий связку гранат.

С 1920-х гг. «Оборона Петрограда». Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Композиция строится в трех планах. Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов.

Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Он не показывает непосредственно боя с противником.

При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. В слитности ровных рядов мы ощущаем единую волю защитников красного Питера. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Большое внимание Д. уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ).

Композиция Дейнеки «Раздолье» 1944 года выстроена по принципу фриза и планы параллельны плоскости холста, однако холодные тона и контрасты цвета сообщают ощущение широты и дали. Композиция, построенная как двухъярусный орнаментальный силуэт, посвящена недавним событиям Гражданской войны. В них соединилась историческая правда событий с истинной художественностью, с мужественной выразительностью формы, пластической законченностью. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями.

Их группа немногочисленна, разрозненные фигуры сгибаются под порывами зимнего ветра. наделяет своих героев типологическими характеристиками. художник, график, скульптор, нар. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Д. 1940-хгг. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом».

Отсюда – постоянное требование формы, моё – в частности форма – плоть идеи, в мировом оркестре искусства не последнее место занимает искусство «лёгкой атлетики» – пишет Блок (Цит. Лаконичнее стал пейзаж. Уже в зрелом возрасте, в 1961 году, художник создает полотно «Юность». Люди в движении – излюбленная тема для живописца. лаконичен.

В своих произведениях Дейнека стремился к утверждению общественных идей, к обобщению главного смысла эпохи. Яркие покраскам картины взволнованно рассказывали о боевых днях. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. худ.

Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». Уже тогда это была историческая картина. В нахождении выразительной конструкции движения центрального героя «Обороны Севастополя» Дейнека, несомненно, помнил о прежних разработках мотива, но при этом искал пластическую формулу, отвечающую идейному размаху поднятой исторической темы.

Дейнека воспроизводит фигуру дровосека в своей журнальной графике 1925 года изменяет – в работе «В шахте» 1925 года и, возможно, напряжённая динамика лесоруба отражается в мощном развороте матроса из «Обороны Севастополя». Народный художник СССР. Педагоги знакомят студентов с широким спектром направлений русского и западноевропейского искусства: «эта бурса художников увлекалась всеми «измами» и не верила ни одному» – вспоминает Дейнека (Мои разные современники.

Самым простым и наглядным доказательством влияния будут иконографические совпадения. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов.

Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Виталий Манин отмечает любовь советского художника к «рефлексивным оттенкам», которые «весьма часто не являлись отражениями натуры, а организовывались довольно произвольно, создавая собственную систему взаимодействия цвета, выразительную, гармоничную, нетрадиционную» (Манин В. Русская живопись XX века. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.

В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Герой Соц. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению. Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью.

Для ранних работ Д. характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центр. Общим в них является и гражданская позиция художника и социальная заостренность его тематических полотен. Новое свои живописные планы».

Мужество имеет свою динамику. Л., 1982). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.

11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. М., 2005). «Открытие импрессионистами в человеческом теле цветовой гармонии, претворяющей в своей зеркальности всю многоцветность мира, было великим и плодоносным откровением научного духа XIX века», – утверждает Яков Тугендхольд. Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла.

В своё время Фердинанд Ходлер разработал целую теорию о том, как сделать краски светоносными. СПб., 2007). Ритмика этих планов различна. успешно работал вжурнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Содержание картины «Оборона Севастополя», как и все ее композиционное построение, выводит восприятие зрителя за пределы, установленные рамой полотна, заставляет воспринимать изображение как часть большого мира. Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». «Бесконечное пространство подо мной играет бирюзой, лёгкими фиолетовыми далями, синью рек, серебром дорог Мир становится прекрасен и необъятен» – вторит ему Дейнека (Заметки к биографии.

Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. Оптимистичное, наполненное безмятежным счастьем отдыха и свободой небесных просторов произведение стало символом соцреализма обращенного в «светлое будущее». Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Образная интерпретация сюжетной фабулы «Обороны Севастополя» органично вытекает из существа изобразительной структуры и композиционной тектоники полотна, которая восходит к древнейшему типу построения многофигурного сюжета с помощью контрастного сопоставления противостоящих друг другу человеческих коллективов. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Но картина не была одинокой удачей.

тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». На рубеже веков синий чаще всего воспринимался как обозначение метафизической пустоты, откуда изъяли свет, тепло, порядок, смысл В «Закате Европы» Шпенглера, в воспоминаниях Ван Гога и Пикассо звучит страх перед цветом, в котором зримо воплощается отсутствие границ между явлениями, отрицание значений, невозможность познания и бесконечное одиночество западной души. Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого.

Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Герой Социалистического Труда (1969). «Особенно Дейнеку заинтересовала возможность «перспективного рассказа», принцип разновременной координации форм. М., 1989).

Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. На эти годы пришлась гражданская война. Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. В Крыму 25 декабря 1941 года началась Керченско-Феодосийская десантная операция.

О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. Самые поэтичные картины Дейнеки исполнены в прохладной гамме: «Будущие лётчики», «Пионер», «Парашютист над морем», «Раздолье». Нагота–во французском искусстве. //Аполлон, 11, 1910 г. ). Спортивная тематика была одной из основных в творчестве художника. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932–34, ГТГ и ГРМ). В 1928 г. в Москве была большая художественная выставка «10 лет рабоче-крестьянской Красной Армии».

Диорама (Севастополь) является одним из крупнейших мемориальных комплексов, посвященных событиям 1941-1945 годов. по Федоренко В. Некоторые закономерности масляной живописи. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ см. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

С другой стороны, Гёте характеризует этот цвет как нечто печальное и тёмное. С 1920-хгг. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». ин-те (1928–1934), МХИ (1934–46 и 1957–63 проф.