Картина Ленина

Картина «Ленин в Смольном» написана в 1930 году. В конце 1920 — начале 1930-х годов картину «Ленин у прямого провода» создает Игорь Грабарь, Александр Моравов пишет полотно «Ленин в вагоне финляндской железной дороги», «поэтическим, взволнованным полотном» удивляет критиков той поры Аркадий Рылов — «Ленин в Разливе» (1934 года). Искусствоведы подобрали картины, написанные художниками по поводу смерти Ленина. «в. и. ленин в Смольном»— картина известного советского живописца И. И. Бродского исполненная художником в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти. В этом же направлении устремляются творческие искания Д. Налбандяна, начавшего освобождаться от внешней патетики, помпезности (свойственных ранее многим его работам), в таких картинах, как В. И. Ленин в 1919 году (1956), В. И. Ленин у А. М. Горького в 1919 году (1954 – 1956).

Благодаря своей точности и скромности картина «Ленин в Смольном» — одно из самых популярных и любимых народом изображений Владимира Ильича. В дальнейшем сотни картин, героем которых был Владимир Ленин, писались по фотографиям и канонических образам, созданным художниками под личным надзором вождя.

Владимир Ильич Ленин на картинах художников

Он на ходу записывает что-то в памятную книжку. Эту особенность художественного решения памятника зорко подметил А. М. Горький, писавший в одной из статей: Очень красиво построена мощная силовая станция ЗАГЭС, с ее монументом В. И. Ленину на скале среди Куры. Образ Ленина здесь – как бы воплощение творческих сил революции.

Сразу видно, что говорит он с другом, единомышленником. Исключительно популярен был в свое время силуэтный портрет В. И. Ленина исполненный С. Чехониным (1920) на основе своих зарисовок и тщательных наблюдений во время выступления Ленина на конгрессе Коминтерна, о чем художник позднее рассказывал: Внешность его (Ленина) производила впечатление огромной волевой сосредоточенности. В массе копий разошлись эти скульптуры Андреева по всей стране. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. В качестве символа берется профиль вождя.

Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы. 8), картину В. И. Ленин в вагоне финляндской железной дороги пишет А. Моравов. 11).

Описание картины 
Исаака Бродского 
«Владимир Ильич

Описание картины Исаака Бродского «Владимир Ильич Ленин в Смольном»

Но лучшие произведения Меркурова, посвященные Ленину (а к ним следует также отнести памятник Ленину в Ереване, статую 1939 года в зале заседания Верховного Совета СССР), – достойный и ценный вклад в Лениниану советского искусства. Образ вождя волнует своей правдивостью, внутренней силой. Другой распространенный мотив – Ленин за работой, пишущий.

13). Ленин изображен сидящим в кресле у небольшого круглого столика. Он прежде всего заботится о точности и простоте.

«Красный Ленин», 
Энди Уорхол — описание 
картины

«Красный Ленин», Энди Уорхол — описание картины

Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана. Труд скульптора к тому времени получил широкое общественное признание. Ильич стал каменным и неподвижным и мёртвым — не только физически, но и в сердцах миллионов граждан, уставших от однотипных портретов и затасканного имени вождя. Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году. Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И.

Но содержание образа здесь иное. К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. Но в таком решении несколько сниженным оказывалось историческое величие Ленина. Тема Ленин – глубоко интернациональная, Ленин близок и дорог не только советским людям.

Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя». Многочисленные альбомы быстро заполнялись то беглыми набросками, то более законченными рисунками изображающими Ленина в самые разнообразные моменты его напряженного трудового дня. Не случайно вот таким образом углубленная творческая работа над образом Ленина благотворно сказалась на развитии дарования многих мастеров советского искусства и ознаменовалась созданием художественно зрелых произведений. И Ленин сам охвачен радостным волнением. Но они не всегда смогли отрешиться от элемента ненужной схематизации. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать.

Я не знаю лица прекраснее, чем лицо Владимира Ильича. Образ Ленина широко тиражируется в плакатах. Они знаменовали собой крутой подъем художественного мастерства Андреева в работе над образом Ленина. В советском искусстве этого времени реалистическое направление решительно побеждало. К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно.

В этот период упрощенный, лишенный индивидуальных черт образ Ленина можно сравнить с торговой маркой, символизирующей советское государство. Три полуфигуры в размере больше натуры (Ленин готовится к выступлению, записывая тезисы на маленьком клочке бумаги Ленин стоящий, с руками, заложенными за края жилета Ленин слушающий), законченные в 1929 году, были высоко оценены комиссией Совнаркома.

Для советского искусства к началу 1930-х годов осталась уже во многом позади пора неуверенных приступов к новым темам. Ленин». В другом месте взгляд испытующий, резкий. Все налаживается, Пора и другие, созданные в 1959 году).

Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова. Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков. Ленин-оратор показан в единстве со своей аудиторией (илл.

Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова. Шесть явлений Ленина на рояле». На другом листе он изображен разговаривающим.

О картине Ленин 
в Кремле Николая 
Баскакова –

О картине Ленин в Кремле Николая Баскакова –

На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ». Естественно, органично единство оратора и слушателей. Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал». Они с революцией, с Лениным. Таинственная болезненная композиция с мрачноватой комнатой. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года.

Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. Обе они появились на Всесоюзной выставке 1950 года. Впрочем, В. И. Ленин в исполнении скульптора Исаака Абрамовича Менделевича, впоследствии лауреата Сталинской премии, простоял в уфимском сквере всего 15 лет. Среди них на первое место по праву следует поставить законченный, цельный в своем скульптурно-архитектурном решении памятник В. И. Ленину на родине Владимира Ильича – в Ульяновске (1940) работы М. Манизера.

О картине Ленин 
в Кремле Николая 
Баскакова

О картине Ленин в Кремле Николая Баскакова

Склоненная голова, крутой высокий лоб, перечеркнутая резкой складкой переносица. На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи этого единственного в своём роде жанра в искусстве — Ленинианы — стремились как можно точнее донести до потомков «необолганный», выражаясь языком Маяковского, образ вождя. Вот Ленин внимательно читает, держа перед собой какую-то бумагу.

В глазах широких народных масс Ильич – так по-товарищески ласково и просто как истинно родного, близкого человека называли его рабочие и крестьяне – являл собой высокий образец человека, безмерно привлекательного мудростью, силой и чистотой своего духовного и нравственного облика. Это продолжается в так называемом свободном западном мире по сей день. фронтиспис). На лице Ленина отпечаток глубокой мысли, волевой собранности.

Ленин изображен во весь рост. «Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ. При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого.

Культ Ленина, его 
образы в картинах 
художников

Культ Ленина, его образы в картинах художников

Мотив беседы повторен в рисунках много раз. 1). Большой силой обобщения отличаются два рисунка 1922 года.

Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. Это очень точно подмечено. Сам Владимир Ильич, будучи чрезвычайно скромным человеком, всегда решительно выступал против какого бы то ни было возвеличивания его личности и не любил позировать ни фотографам, ни художникам, но требование народа было настолько сильным, что он был вынужден согласиться на то, чтобы мастера фотографии (Оцуп и Наппельбаум) начали систематически работать над его фотопортретами, а несколько художников получило возможность наблюдать и зарисовывать его во время работы – в зале заседаний правительства и в рабочем кабинете.

19), созданы еще в 1924 году). Спокойная поза выдает, однако, большое внутреннее волнение, напряженность. Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Оригинальное решение монументального образа Ленина дал С. Меркуров, оформляя в 1937 году аванпорт канала Москва – Волга. Уже самый первый этюд 1920 года поражает остротой и силой образа.

Снова момент беседы, Ленин улыбается. 17), П. Митурич (илл. А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб.

Портрет этот является одним из самых больших произведений советского искусства, он волнует и сегодня глубиной и правдой образа великого вождя. В то же время здесь нет места чувству безысходности.

Вряд ли художник предполагал, что его модель в будущем станет Вождем Революции и символом целой эпохи. «Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. И. Бродский, создав картины Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году (1926) и Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт (1932), положил начало чрезвычайно плодотворной традиции советской тематической живописи: строить композицию картины с изображением выдающейся исторической личности при широком введении народного активного фона – условие, которое Маркс и Энгельс считали обязательным во всяком серьезном, правдивом, художественном образе исторического события. Отдельные случайные зарисовки и фотографии не могли его удовлетворить.

Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям. 3). Второй начался уже после смерти Владимира Ильича.

Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. Художник исключительно точно передал всю обстановку, окружающую работающего Ленина. 16). На основе этой многообразной, подробнейшей графической документации были созданы законченные портретные листы.

Азгура. Таким я старался показать его на моем полотне. Известен, например, выразительный рисунок Б. Кустодиева (1924), запечатлевший Ленина в гимназические годы, где создан образ пытливого, умного, живого подростка, в котором чувствуются незаурядные духовные силы.

О картине "Ленин 
в Кремле" Николая 
Баскакова

О картине "Ленин в Кремле" Николая Баскакова

Последующая работа шла в плане уточнения отдельных сторон образа. Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. Для Ильича же – и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, – нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и стенографических набросков, ему лишь понятных. Одной из наиболее удачных скульптур такого рода является та, где Ленин изображен слушающим доклад (1926). В этом направлении шла и творческая эволюция Н. Андреева в его работе над Ленинианой.

Но Уорхол никогда не связывал свои произведения с политикой или религией. Он весь – порыв, но порыв целеустремленный, направляемый ясным разумом и железной волей (цветная вклейка). Это выражено в художественном образе картины. Революционный народ хотел видеть образ своего великого вождя. Но как бы то ни было мы сейчас можем быть только благодарны таким скромным художникам, как Н. Аронсон, А. Магарам, которые в меру своих сил и возможностей запечатлели В. И. Ленина в дореволюционный период. 25).

  1. Владимир Ильич Ленин в живописи
  2. Разный Ленин: хрестоматийные портреты и неизвестные образы
  3. Ленин Владимир Ильич в живописи
  4. Ленины в Разливе: при параде и не очень
  5. Картина «Ленин вСмольном» художника Исаака Бродского

Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам. В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна». На выставке значительное число работ посвящено образу В. И. Ленина. Два выразительных наброска Ленина в его кабинете сделал в 1921 году художник И. Пархоменко. Не обошел своим вниманием советского Вождя и эпатажный сюрреалист Сальвадор Дали.

Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. Статуя великолепно объединена с постаментом, в простых архитектурных формах которого выражена идея энергичного роста, взлета, подъема (архитектор В. Витман).

22). Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день. Типаж на единственном дореволюционном портрете сильно отличается от привычного канонического образа Ильича не только образной структурой но и фактическим сходством.

  • Фото Ленина с большим разрешением (фотопортрет Владимира Ленина)
  • Образ великого Ленина в произведениях советского изобразительного искусства
  • Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе, 1910, другие портреты
  • История в фотографиях — города и страны, события и люди

Непременным атрибутом внешности вождя становится пиджак, появляется вошедшая в анекдоты кепка, застывает в знакомом жесте приподнятая правая рука. В большом дореволюционном искусстве его образ не отражен. 15), скульптурные портреты Ленина, принадлежащие руке белорусского мастера 3.

Образ Ленина – государственного деятеля мы видим и в монументе, созданном Н. Томским в 1940 году для Воронежа (после войны, во время которой монумент был разрушен фашистами, скульптор восстановил его в прежнем виде). Это стало проникать и в область монументального искусства. Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура.

  1. Коллекция Государственного Русского музея

Много и успешно работали в этом плане Д. Архангельский, И. Соколов (илл. В будущем, – писал он, – талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции и, хороший для тех, кто также не видел живого Владимира Ильича (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами. Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном. Отчетливая ясность замысла была немаловажным условием, обеспечившим творческую удачу.

Владимир Ильич Ленин 
в живописи

Ведь то были борцы против этого общества, против всех его основ и принципов. Благодаря такому упрощению, образ Ленина превращается в сюжет массового производства. Уловлен его ласковый и в то же время острый взгляд. Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя.

Спиной сидит ничего не выражающий человек, с белой повязкой на рукаве. Вот таким образом большинство эскизов обнаруживало стремление подчеркнуть ленинскую простоту, демократичность, дать образ Ленина в единстве с народом (проекты М. Аникушина, А. Кибальникова и П. Бондаренко и другие). В дореволюционном искусстве изредка появлялся мотив оратора, трибуна.

Так же достоверно и тщательно изображен кабинет. Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад. Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева. Одним из первых Ленина изобразил французский неоимпрессионист Эмиль Бернар.

Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина». Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь. Импульсивный художник раскрыл эту тему как противопоставление капитализма и коммунизма.

Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой». Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму. 4). Вперемежку идут штудии глаз, носа, уха.

Он пишет.

21) и другие (первые варианты которых были созданы в 1951 году, а значительно более глубокие и законченные – в 1959 году), многочисленные рисунки Н. Жукова, который стал в эти годы с большим творческим подъемом работать над образом Ленина, обращая особое внимание на живые черты Ленина-человека, разносторонне одаренного, чуткого к людям, простого и близкого всем трудящимся не только по образу мыслей, но и по всей скромной обстановке, естественному укладу своей жизни (Аппассионата (илл. Образ Ленина – трибуна революции – вдохновлял и скульптора В. Козлова при создании интересного монумента, установленного перед Смольным дворцом. Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. Недаром люди так крепко держат повитые крепом красные знамена.

В новой картине художник ставит перед собой задачу передать не только портретное сходство, но и донести до зрителя характерные черты облика Ленина в напряжении повседневной работы. Шелкографии «Черный Ленин» и «Красный Ленин» не несут в себе политических призывов. B. И. Ленина. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине».

Плодом напряженных творческих исканий явилась замечательная скульптура Ленин – вождь (1930 – 1932). 20).

Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил. Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр). Сосредоточенность, собранность – в лице и во всей его чуть согнутой фигуре. Произведение, созданное для Рокфеллер-центра в Нью-Йорке было названо «Человек на распутье». Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова».

Ни тени спешки, небрежности, – говорил он, приступая к работе. При этом важно, что особое внимание уделяется не портрету, а большой тематической картине, в которой образ вождя революции художественно воссоздается в различные моменты его многогранной деятельности в тесном общении с соратниками и единомышленниками, в единстве с народом.

Не все в этой работе скульптора может нас сегодня удовлетворить. В них была достигнута в значительно большей степени, чем во всех предыдущих произведениях Ленинианы, обобщенно-типическая трактовка образа, личность гениального вождя революции была воплощена значительно полнее и многограннее. И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии. 18) и другие мастера живописи и графики. Рисовал я его в профиль, который все время находился в движении (илл.

Образ этот очень жизнен, ярок и типичен. Кажется, будто этот человек никогда не знает отдыха и не нуждается в отдыхе. 6). Советское искусство уже в первые годы своего развития обращалось к образу Ленина-юноши.

Образ Ленина здесь овеян подлинной революционной романтикой (илл. К моменту написания картины Бродский уже имел большой опыт работы над образом Ленина, начиная от натурных зарисовок до создания таких полотен, как «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Ленин на трибуне» (1925), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и других, став признанным мастером этой темы в молодом советском искусстве. Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным. Он настойчиво ищет синтетический, обобщенный образ вождя.

Правая рука крепко держит перо, готовясь занести на бумагу мгновенно возникшие мысли. Ленина-оратора запечатлели рисунки Г. Верейского и Л. Пастернака (1920), сделанные ими в зале заседания II конгресса Коминтерна. Крупным творческим достижением мастера была серия небольших скульптур, выполненная в 1920 – 1924-х годах и изображающая Ленина в различные моменты работы.

Это была большая творческая удача всего творческого коллектива и удача его руководителя. Он изображен задушевно беседующим с делегатами.