Картина Мученик

Ещё один одноимённый эскиз картины «Христианские мученики в Колизее» (бумага на холсте, масло, 43 61см, начало 1860-х) находится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике1920.

«Мученик» – жуткая картина, написанная кровью

Отмечалась связь композиции картины и ряда её деталей с полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Именно они ассоциируются у него со смертельным исходом.

Стоит отметить, что Сальвадор написал целую серию картин на религиозную тематику. Несколько лет жизни в Италии, куда Флавицкий отправляется, дабы совершенствовать свое искусство, знаменуются главным образом созданной им колоссальной картиной «Христианские мученики в Колизее» или «Последние минуты христиан, осужденных на съедение хищными зверями» (1862 г. ). Учась в Императорской академии художеств, талантливый художник выигрывает ежегодный конкурс с картиной «Суд Соломона» (1854 г. ) и получает Малую золотую медаль. Уже в этой работе, – одном из первых произведений юноши, – виден несомненный талант Константина. В результате на нее была возложена вина за пожар. В том же году за неё он получил звание почётного вольного общника Академии художеств13. После того, как она повесила акварель в своем доме, начали происходить странные события. Начинался закат великой Римской империи, а до полного ее краха оставалось всего 300 лет.

Критик Владимир Стасов писал в своей статье «Академическая выставка 1863 года»: «Кому угодно действовать в старобрюлловском роде (все-таки ещё у нас не сошедшем окончательно со сцены), поди и учись перед огневой разудалой картиной г. Флавицкого: Христианские мученики в Колизее. Когда она выпрыгнула из постели и собралась звонить в полицию, незнакомец исчез. Он создал холст в 1982 году. «Плачущий мальчик» кисти Бруно Амадио—не особенно дорогая картина, принадлежащая британской семейной паре, Рону и Мэй Холл.

Постановление Совета Академии гласило: «благодарить пенсионера Флавицкого за представленную им картину Последние минуты христиан перед казнью в Колизее, которая исполнена с особой любовью к искусству и признать его почётным вольным общником Академии»6. Рядом— две дочери, прижавшиеся к своей матери. В 1862 году Флавицкий возвратился в Россию, поселившись в Санкт-Петербурге13. Называя Флавицкого «талантливым подражателем Брюллова и страстным его поклонником», Крамской отмечал, что «найти новую дорогу помешало ему отчасти время, в которое он воспитывался и яркость славы Брюллова»23. Если приглядеться, можно увидеть безголового человека, стоящего слева от фургона. И там и там сюжет связан с трагическими событиями истории, у Брюллова обусловленными стихийным бедствием (извержением вулкана), а у Флавицкого— фанатизмом и жестокостью людей.

Страшная паранормальная 
картина «Мученик»

Страшная паранормальная картина «Мученик»

Она гласила: «белые медведи заставили меня это сделать». Картина Эдвина Генри Ландсира «Человек предполагает, а Бог располагает» (1864) находится в колледже Лондонского университета Royal Holloway. Евстафий, осуждённый со своей семьёй на растерзание диким зверям, не был ими тронут. В более зрелом возрасте отец художника увлекся католицизмом.

Дали стремился продолжать тему религии в живописном выражении. Жена Робинсона рассказала, что однажды она легла в супружескую постель (не в той комнате, где была картина) и с ужасом обнаружила вместо своего мужа другого человека, незнакомца. Мрачные мистические слухи окружают и реплику, подобно оригинальной картине. Рядом костыли, которые отличают автора от все остальных.

Вот таким образом центральный персонаж картины— мужчина, ведущий мальчика на арену, — по её мнению, мог нести в себе не положительно-героический смысл «проповедника с крестом в руках», а наоборот, отрицательный смысл грубого и безжалостного пособника палачей, который «торопит несчастных людей и, выхватив чей-то крест, размахивая им, вытаскивает приговорённых к смерти на арену»10. В письме к Н. А. Александрову, датированном августом 1877 года, он писал, что «Христианские мученики Флавицкого— картина трескучая и театральная, лишённая всякого самостоятельного отношения к действительности». Наблюдаются также аналогии в расположении и выразительности пластики фигур.

В эпоху ренессанс его часто изображали различные авторы. Пытки были разрешены самые различные, а некоторые из них отличались особой изощренностью.

В образе главного персонажа на холсте выступает Себастьян. Однако все художники позволяли себе изображать мученика погибающим от стрел. Римский Колизей был построен позже— в 72—80 годах.

Картина «Любовные письма» висит в отеле Driskill в городе Остин, штат Техас. Он старался избегать любых проявлений жестокости, во всем являл умеренность, сохранял душевное спокойствие и в радости и в печали и оценивал жизнь с философско-нравственной стороны. За христианами началась настоящая охота. За это он получил прозвище «философ на троне». В то же время она отмечала, что «зависимость от системы школьных навыков и, быть может, ещё более того, — преклонение перед авторитетом Брюллова, влияние которого Флавицкий испытал еще будучи учеником Академии, не позволили художнику найти новое самостоятельное решение»7.

Он представитель церковной литературы христиан. Своим его увидел и Сальвадор Дали, передав его образ в своей особенной манере написания. Он искренне считал, что христиане заблуждаются в своих представлениях о Боге, мире, человеке, а суть христианского учения пронизана ложью и суевериями. Художник Николай Ге, который подружился с Флавицким в Италии, впоследствии вспоминал: «Флавицкий, вернувшийся в Россию годом раньше меня, жаловался мне, что ему, привезшему картину Христианские мученики в Колизее, после, кажется, 20-летнего отсутствия значительных работ пенсионеров, не только не дали звания академика, как это всем давали просто за возвращение ему дали звание почётного вольного общника и никто не заикнулся о приобретении картины»1415.

Миф или проклятие: Истории самых жутких картин человечества

Только в своих творениях данный вопрос был реализован с его точки зрения и видения. Его предсмертная записка была обнаружена в ходе первичного медицинского осмотра. Тело персонажа обнажено и искажено от страданий.

Такое мягкосердечие не всегда было понятно подданным и это не удивительно. Известно множество вариантов изображенных страданий Себастьяна-мученика. За ним— в испуге прильнувшие друг к другу молодые супруги.

Описание картины 
Сальвадора Дали 
«Мученик»

Описание картины Сальвадора Дали «Мученик»

Это придало полотнам новые образы и наполнило их иным содержанием. Люди считали его достойнейшим из монархов, великодушным и мудрым правителем. Его картина «Христианские мученики в Колизее» экспонировалась на Академической выставке 1863 года5. Следующее полотно официально признано самым знаменитым шедевром Константина: его ответом на беспощадную критику явилась «Княжна Тараканова» (1864 г. ), которую можно лицезреть в Государственной Третьяковской галерее.

Серые тусклые краски как бы пронизывают весь холст, говоря о надвигающемся конце. Она считает, что в тот период симпатии Флавицкого были не на стороне Римской католической церкви, а на стороне Гарибальди и других современных ему представителей национально-освободительного движения. Казнили христианина только в том случае, если он, перенеся все истязания, продолжал упорствовать в своих убеждениях.

После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с уже упомянутой картиной Брюллова «Последний день Помпеи». «Мученик» относится к таким полотнам. Критики возмутились неким избытком театральности работы, назвали ее прямым подражанием Брюллову и заклеймили Константина «несамостоятельным по отношению к действительности».

9 холодящих кровь 
картин, которые 
считаются проклятыми

9 холодящих кровь картин, которые считаются проклятыми

Впрочем, реплика под названием «Исчезающий лед: альпийские и полярные ландшафты в искусстве», демонстрируется в настоящее время в музее Гленбоу в Калгари. «Я первый раз узнал, что быть похожим на Брюллова нехорошо», — писал Ге, но кто именно так думал, он так и не выяснил14. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге, «Осада Пскова» Брюллова и ещё две-три картины Айвазовского1617.

Искусствовед Софья Гольдштейн, обсуждая полотно Флавицкого «Христианские мученики в Колизее», писала, что «идея борьбы во имя убеждений, положенная в основу сюжета этого произведения интерес к выражению сильных эмоций, к передаче драматической коллизии говорили о задатках нового понимания исторической картины». Чрезмерно любознательные зрители, которые слишком долго смотрят на нее, в какой-то момент начинают чувствовать физическое недомогание или головокружение. Билл Стоунхэм создал свою картину «Руки сопротивляются ему» в 1972 году.

Основная идея работы Флавицкого— прославление героизма во имя веры. Правление Марка Аврелия пришлось на сложное, насыщенное событиями время. Тем самым он рассчитывал показать дочери, что ей нечего бояться. По преданию, Евстафий принял христианство вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в лике святых).

Именно в эти века мученичество приобрело огромные масштабы. Сын пошел по его пути. Автором картины является прославленный на весь мир сюрреалист Дали. В середине восьмидесятых годов их дом сгорел. Другие хозяева репродукций сообщали, что они практически довели их до нищеты.

Проклятые картины, 
скрывающие ужасные 
истории создания

Проклятые картины, скрывающие ужасные истории создания

В настоящее время картина «Христианские мученики в Колизее» выставлена в зале 21 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Семирадского и «Смерть Нерона» Смирнова18. Именно после этого у молодого художника (ему был всего 31 год) начинают появляться первые признаки смертельного заболевания. Позднее, в своём исследовании «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованном в 1882—1883 годах, Стасов отмечал, что в 1850-х, 1860-х и 1870-х годах «выходили от времени до времени на сцену художники прежнего направления» из которых «самый значительный, Флавицкий, в своей картине Христианские мученики в Колизее наиболее близко подошёл к Брюллову и его Помпее»22. Ему приписывают выражение: «Ничего на свете я так не желаю, как оживления многих мертвых, а не присуждения к смерти живых». Искусствовед Татьяна Горина исследовавшая творчество Флавицкого, пишет об определённой двойственности картины, которая, с одной стороны имеет «традиционный академический сюжет», а с другой— озвучивает «романтическую тему борьбы за свободу убеждений и чувств»12.

По некоторым источникам, такие казни происходили в Колизее во время правления императора Траяна (98—117 годы), начиная с казни Игнатия Антиохийского в 107 году8. В 1897 году картина была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Евстафий был военачальником при императорах Тите и Траяне. Картина была написана масляными красками.