Сикстинская Капелла Фрески Микеланджело

Сикстинская капелла Ватикана знаменита уникальными по красоте и производимому впечатлению фресками Микеланджело. Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. В любом случае, фрески Микеланджело, украсившие стены и потолок Сикстинской капеллы, остаются одним из главных шедевров эпохи Возрождения, над которым оказались не властны пролетевшие века.

Известность Сикстинской капеллы принесла, в основном, ее фресковая отделка и особенно работы Микеланджело, который упорно отказывлся выполнять порученную ему работу, доказывая Папе, что он скульптор, а не художник.

Сикстинская капелла, Ватикан, Рим

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. В 1994 году группа учёных и реставраторов завершили многолетнюю крупнейшую реставрацию Сикстинской капеллы, которая стала по-настоящему революционной и представила гений Микеланджело в новом свете. Длина изображения почти полтора метра. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы – согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.

К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке.

Сикстинская капелла 
Микеланджело в Ватикане

Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикане

История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем – «Книге пророка Иезекииля» – и занимающей 3-е место в ряду книг великих пророков (после «Исаии», «Иеремии» и перед «Даниилом»). Ему принадлежит описание тетраморфа – четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зоар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6.

Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Карафа был патологически жесток.

Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.

Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины. Только ответить своим искусством.

Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.

И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года.

Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Последние картины цикла не отмечаются большой детализацией, они более обобщённые, но смотрятся тоже эффектно. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный.

Полный обзор росписи 
на потолке Сикстинской 
капеллы

Полный обзор росписи на потолке Сикстинской капеллы

Бог для вызволения людей, указывает Моисею воздвигнуть столб с медным змием. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный.

Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Как то вопросы финансирования. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом.

Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.

Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело.

На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Иезекииль («Господь укрепит») – согласно христианскому учению один из четырёх ветхозаветных «великих пророков» жил в правление иудейского царя Иехонии. Пророчествовать начал в возрасте 30 лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года до н. э. ). здесь). Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов.

Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие.

Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди.

На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Проект серьезно повредил зрение художника. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку.

От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Сначала за проектирование лесов взялся Браманте. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483.

Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.

15 впечатляющих 
фактов о Сикстинской 
капелле

15 впечатляющих фактов о Сикстинской капелле

Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.

До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея.

Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Объяснение напрашивается само собой. 120 епископов и архиепископов запираются в стенах часовни и не покидают её, пока не готовы будут сообщить миру имя нового главы католической церкви.

Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. Но на первом плане не телесные муки проклятых, а их ужас и внутренние страдания. Но и это ещё не всё. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев.

Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. На знаменитой «Афинской школе», которая тоже находится в ватиканских музеях, Рафаэль придал Гераклиту образ своего великого учителя. В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда.

При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.

Кондиви и Вазари писали о плесени, появившейся на готовых фресках, дерево, которое использовали строители было заражено плесневым грибом, что и подтвердилось во время последней реставрации свода10. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Папа Юлий пожелал видеть роспись с гротесками, которые вошли в моду после обнаружения на Эсквилинском холме древнеримских гротов27. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.

По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.

Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.

Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет.

Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Эти же отверстия использовались при реставрационных работах 1980 – 1994 годов. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.

Фрески Сикстинской 
капеллы – самые 
известные росписи

Фрески Сикстинской капеллы – самые известные росписи в мире

И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога. Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура) – придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.

Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Он ненавидел живопись, но задолжал тогдашнему папе Юлию II и ему пришлось отрабатывать. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.

Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Однако, это неудивительно, ведь Микеланджело оказал огромное влияние на его творчество. Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Но против Папы не попрешь: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой.

Ватикан привык только к лучшему, вот таким образом папа Юлий II (племянник Сикста IV — автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело. Но, не тут-то было. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.

Сикстинская капелла 
— венец творения 
Микеладжело

Сикстинская капелла — венец творения Микеладжело

Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. 15. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.

Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда.

Сикстинская капелла: 
Микеланджело Рафаэль 
и Папы Римские

Сикстинская капелла: Микеланджело Рафаэль и Папы Римские

Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Капеллу покрывает почти плоский свод.

Имея возможность рассмотреть свод снизу, он заметил, что на таком расстоянии детали невыразительны, а панели переполнены фигурами. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире.

В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Микеланджело выбрал многофигурную композицию изображая толпу погибающих от укусов змей, отделённую от уверовавших и спасённых. Панель Наказание Амана повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Заделать их будет невозможно. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем».

Его современники признавали его необыкновенный талант и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Что мог Микеланджело. Некоторые считают, что слишком много воображения. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры.

Сикстинская Капелла имеет три этажа. Мировой известностью пользуется изображение перста Божьего, вдыхающего в Адама жизнь. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком».

Сикстинская капелла 
в Ватикане – удивительная 
роспись потолка

Сикстинская капелла в Ватикане – удивительная роспись потолка Микеланджело

Созданная Микеланджело фреска «Страшный суд» – самое впечатляющее и драматичное отображение этой темы в истории искусства. Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского.

Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим и не только в возрасте мастера. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Большие паруса поддерживают свод. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции.

Насыщенность цветов сохранилась благодаря гению Микеланджело, который использовал самые лучшие материалы для красок и расписывал капеллу в технике «буон фреско», то есть ещё по сырой штукатурке. Поначалу галерея караульни была открыта небу, ветрам и дождям, но затем над ней возвели крышу. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.

Ни в Европе, ни в восточных странах. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Это «Лоджии» Рафаэля, потолок которых повторяет большинство из библейских сюжетов, которые использовал Микеланджело. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы.

Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно.

Сикстинская капелла 
с фресками Микеланджело 
в Ватикане, Италия

Сикстинская капелла с фресками Микеланджело в Ватикане, Италия

Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.

У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд». Вот что значит гений.

Сикстинская капелла: 
драгоценная шкатулка 
Ватикана

Сикстинская капелла: драгоценная шкатулка Ватикана

Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого».

В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. И это можно понять по его последним фрескам. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.

Сикстинская капелла 
в Ватикане и фрески 
работы Микеланджело

Сикстинская капелла в Ватикане и фрески работы Микеланджело

На тот момент – Павел III. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Сохранилось письмо к Джованни да Пистойе, с юмористическим сонетом, описывающим мучения художника, где на полях он изобразил себя во время работы в капелле.

Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина.

Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.

Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»).

Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. 2. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.

20 поражающих секретов 
Сикстинской капеллы

20 поражающих секретов Сикстинской капеллы

Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Поза, мол, у них слишком неприличная. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.

Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Только при недавно законченной реставрации некоторые дополнения были удалены. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера.

Прим. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям – они повинуются его уверенным свободным жестам. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.

Сикстинская капелла 
в Ватикане: описание, 
история, архитектурные

Сикстинская капелла в Ватикане: описание история, архитектурные особенности

Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце.

На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Вероятно, при разработке иконографической программы было принято во внимание значение трансепта, который делит пространство на сакральное и мирское. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Потолочная фреска Сикстинской капеллы подвергалась реконструкции. В период между 1980 и 1999 эксперты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску Страшный суд, созданную в более поздних годах.

На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.

Шедевры итальянской 
живописи — роспись 
Сикстинской капеллы

Шедевры итальянской живописи — роспись Сикстинской капеллы

Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии.

Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.

Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства (Подробнее о резиденциях Пап в Риме см. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита.

Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. В миру его называли кардиналом смерти. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Место конклава. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.

Сикстинская капелла: история, фрески и место проведения конклава

Второй этаж – основной. История Христа как бы пересекается с историей Моисея. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску.

Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Да, незадача.

Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, вот таким образом Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка39. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей.

Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Главным был второй ярус. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря.

Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).

Сикстинская капелла, 
Микеланджело

Сикстинская капелла, Микеланджело

И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Пришлось начинать сначала. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру.

Высота капеллы— 20 метров. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.

Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием.

Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Такой настил позволял художнику вести работы сразу по всей ширине поверхности потолка. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».

А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Если бы не трещины на звездчатом потолке, мы знали бы Сикстинскую капеллу именно по их фрескам. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.

Сикстинская капелла: 
6 фактов о венце 
творения Микеланджело,

Сикстинская капелла: 6 фактов о венце творения Микеланджело, который он ненавидел всей душой

Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. В центре многофигурной композиции (примерно четыреста фигур) на троне восседает Высший Судия – Иисус Христос, рядом с ним – Мария и святые. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.

Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого».

Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). По его мнению, это обедняло роспись. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского).

Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. И для того были веские причины.

Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело.

Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Со временем он получил разрешение понтифика расширить иконографию по своему желанию избрав рассказ об истории мира. Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483).

Сикстинская капелла — поистине уникальное место с особой атмосферой. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах.

Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».

Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определёнными библейскими персонажами. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.

Роспись Сикстинской 
капеллы: тайны Микеланджело

Роспись Сикстинской капеллы: тайны Микеланджело

Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Итак, 1471 год. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.

1537—1541 гг. 10. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг.

Сикстинская капелла 
– духовное сокровище 
Ватикана

Сикстинская капелла – духовное сокровище Ватикана

Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Главной темой цикла стала необходимость Спасения, даруемого Богом человечеству через Иисуса.

Фрески на стенах длиной около 40 м появились одновременно с капеллой – при Сиксте IV. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя.

Вот так из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). Это Харон, который гонит грешников в ад. «Полагают, что мрачность этого творения отражают депрессивное состояние Микеланджело, на которого повлияли события того времени – особенно усиление протестантизма и разрушительное действие Реформации, Души, которые возносятся на небо, либо отправляются в ад, то изображены красочно и живо, то вызывают чувство омерзения.

Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника.

Сикстинская капелла 
– невероятное христианское 
искусство

Сикстинская капелла – невероятное христианское искусство

В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. По заказу папы Юлия II в 1508 г. Микеланджело начал новую роспись свода, продлившуюся до 1512 г. Вписанные в великолепные декоративные архитектурные росписи, окруженные пластично и выпукло написанными фигурами Сивилл и пророков, сияющие красками фрески Микеланджело повествуют об истории Сотворения мира и Грехопадения.

Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом.

Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Помилование мог даровать только Понтифик.

Фрески Микеланджело 
в Сикстинской капелле

Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо сзолотыми звездами и символизировал небесный свод.

Он велел прикрыть ее, написав поверх обнаженных фигур одежды. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Отмотаем еще немного времени назад — и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.

IX, ст. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.

Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании. В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. А вот сам мастер оказался не очень довольным. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. После сюжетов Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворение Евы, которые входят во второй тематический цикл изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней.

Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. И в ответ услышал: «Когда смогу».

После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. IV). Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi, отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами.

Взгляд изнутри на 
Сикстинскую капеллу

Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу

Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Варфоломея (На фреске Св. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.

Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов.

Роспись свода Сикстинской 
капеллы

Роспись свода Сикстинской капеллы

Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок.

Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.

Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Мастер разработал своеобразные подмостки-леса, на которых ему приходилось стоять, запрокидывая голову то вверх, то вниз, то в сторону. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом.

Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию.

По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Микеланджело пришлось оборудовать «летящие леса», крепления которых были установлены в отверстиях над окнами. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Однако позднее папа Павел IV увидел эту потрясающую картину по-иному и счел наготу фигур «сущим Вавилоном». Все это время с ним рядом находятся его помощники.

Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Микеланджело расписывал потолок в период с 1508 по 1512 года. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.

Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.

Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы.

Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Но заказ есть заказ.

Фрески Микеланджело 
Буонарроти в Сикстинской 
капелле

Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле

Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой11. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд».

Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Два ряда фресок Сикстинской капеллы связаны между собой. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.

Роспись свода Сикстинской 
капеллы работы Микеланджело

Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело

Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. И эти опасения не были беспочвенными. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.

В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов.

Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу.

Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.

Потолок Сикстинской 
капеллы: роспись 
и фрески Микеланджело

Потолок Сикстинской капеллы: роспись и фрески Микеланджело Буонарроти

Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.

Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. В них художник изобразил многочисленных предков Христа. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.

Фреска Сикстинской 
капеллы «Страшный 
суд»

Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»

Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Говорят, в одну реку не вступишь дважды.

Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Он больше похож на Геракла или Аполлона. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».

Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Они же являются авторами кафедры хоров. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.

«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Он предложил подвесить настил на тросе к потолку. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Так как настил опирался на балки, которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину13 и не препятствовало использованию часовни.

Виртуальный тур 
по Сикстинской капелле

Виртуальный тур по Сикстинской капелле