Автопортрет Виктора Михайловича Васнецова

Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. Виктор не стал, как хотел его отец, священником. Семья трудовая. ВАСНЕЦОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.

В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. Виктор Михайлович Васнецов (1848-19330 – замечательный русский художник. На Всемирной выставке в Лондоне в 1874 году получил бронзовую медаль за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина». Или мы видим, как действительно великие люди отстаивают великую Россию. Был членом «Товарищества передвижников».

  1. Виктор Михайлович Васнецов – биография и описание картин
  2. Описание картины Виктора Васнецова «Автопортрет»
  3. Васнецов Виктор Михайлович 1848 1926 Автопортрет 1873
  4. Великий Русский художник Виктор Васнецов

Это абсолютно другое. В 1876 году Виктор Васнецов по совету своих друзей уезжает за границу. Дабы прибавить выставке серьезности и научности, ее авторы попытались включить тему экспозиции в европейский контекст, а потому изложили на больших стендах информацию об Уильяме Моррисе и английском движении «Искусство и ремесла», о дармштадской колонии художников, а также об оставивших менее значительный след в истории мирового искусства европейских объединениях художников, на время припавших к народным истокам.

В 1877 году вернулся в Москву, где написал свои шедевры «Алёнушка» (1881), «Три царевны подземного царства» (1881) и «Витязь на распутье» (1882). Религиозная живопись: мадонны, архистратиги, святые-воители. Обличали священников, обличали купцов, обличали чиновников.

И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно. Среди этих живописных былин и сказок – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1881–1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее). Крестьянская девушка идущая по узкой тропинке с коромыслом, группа деревенской ребятни возле дерева, заядлые картежники, засидевшиеся до утра за преферансом, торговые ряды и лавки на новгородской площади, шум и гам толпы – все интересно и близко художнику, все привлекает его, во всем он видит поэзию «жизни действительной», бытия народного.

В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Далеко не всегда мастер, принявшись за работу, сразу доводит свое творение до конца. Отправился искать угол и хоть какую-то возможность заработать денег. Но, как сын священника, Васнецов должен был пойти по стопам отца.

  1. Виктор Михайлович Васнецов — биография
  2. Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
  3. Картины Виктора Васнецова – история Руси и ее культуры
  4. Варварская галерея / Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
  5. Васнецов Виктор МихайловичКартины и биография
  6. Презентация на тему: Васнецов Виктор Михайлович Портрет
  7. Васнецов Виктор Михайлович Портрет

Кстати, очень интересной картине. Разумеется, по национальным сюжетам. Да, диапазон творчества мастера столь широк, что он создал немало работ и в этом жанре.

Вот эта первая жизнь, а не вторая и стала предметом выставки. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» – рассказывал Васнецов. Трогательным памятником дружбы Васнецова с детьми Мамонтова стала построенная по его рисунку «Избушка на курьих ножках», которая, и до сих пор стоит в абрамцевском парке. «Не от мира сего», стоящий выше материальных соблазнов, борьбы за выгоды и привилегии, полностью отдавший себя на служение искусству и родине, Васнецов и в самом деле сродни этим личностям.

Почти все картины Виктора Васнецова обращены к седой старине. Что хотел сказать произведением своим художник – понятно без слов. Его отец Михаил Васильевич Васнецов был православным священником. Тонким лиризмом проникнуты васнецовские образы русских женщин. Словно какой-то глазок в другую жизнь. Васнецов жил среди народа и был частью этого народа. Картина изображает не саму битву, а её завершение.

В Вятке он помогал ссыльному польскому живописцу Михалу Андриолли (1836–1893) расписывать Александро-Невский православный собор. Они даже несколько похожи друг на друга—и Марья-краса («Иван-царевич на Сером волке») и Спящая царевна и Красна девица («Ковер-самолет»), Но ведь и в русском фольклоре одни и те же эпитеты характеризуют красавиц из самых разных песен и сказок. Поскольку известно: каталога нет, значит, выставка как бы и не состоялась. В ликах — скорбь, страдание и радость, экстаз.

  • Васнецов Виктор Михайлович 1848-1926
  • Виктор Васнецов: последние новости
  • Картины Васнецова и их описание
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Список работ Виктора Михайловича Васнецова
  • Великий русский художник Виктор Васнецов картины

На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И. Крамской сказал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Узоры. Было ему 79 лет.

Подобные примеры знает и живопись. В Вятке проявилось его страстное увлечение искусством и народным эпосом. Москва заснеженная.

  1. Известные произведения Васнецова Виктора Михайловича
  2. Напишите отзыв о статье Васнецов, Виктор Михайлович
  3. Отрывок, характеризующий Васнецов, Виктор Михайлович
  4. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПЕРЕКРЫТИЙ
  5. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПОКРЫТИЙ МНОГОЭТАЖНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ

Ну и, как обычно, в полной мере оценили все его творчество только после смерти. В Академии Васнецов подружился с такими художниками, как Репин, Антокольский, Крамский. Именно вот таким образом художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.

За эскиз «Христос и Понтий Пилат перед народом» получил Большую серебряную медаль Академии. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Об этом свидетельствуют картины Виктора Васнецова: «Бой Добрыни со Змеем», «Воины Апокалипсиса» и многие другие. Только чайки летают в белесом небе, да злобная собака оскаливает на путников зубы. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе.

Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины. Вот так – из будничной обстановки в бессмертие – шагнул он. Он ставит на лотерею две свои картины – «Жница» и «Молочница» (1867) – и на полученные деньги уезжает в Петербург, где сначала занимается в школе Общества поощрения художеств, затем поступает в Академию художеств.

Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Молодой человек на картине имеет очень грустный и задумчивый взгляд. О ее цели и смысле он сказал в письме к художнику В. Д. Поленову: «я крепко верю в силу идей своего дела в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа — с человеческим идеалом». Прежде чем приступить к работе, Виктор Михайлович в 1885 году едет на месяц в Италию, чтобы своими глазами увидеть древние византийские храмы, мозаики, а также искусство художников Возрождения.

Почему, когда Шаляпин создает образ Ивана Грозного, он обращается к картине Виктора Михайловича Васнецова. А он бы как раз и искупил изъяны выставки. И вот пройдена выставка. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.

Тёмная вода омута притягивает Алёнушку. Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. И в этом маленьком окошке – Москва. Картина Васнецова В. М. Васнецов воплотил этот свет, свет любви.

  1. Изобразительное искусство романтизма
  2. Изобразительное искусство живопись
  3. Изобразительное искусство Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков
  4. Изобразительное искусство Испании века
  5. Изобразительное искусство века

Передвижники во главе этого движения. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Он сам писал о том, что знал народ не «по-народнически», а изнутри. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере — в России.

Этот собор был взорван в 1937 году, вот таким образом росписи не сохранились. Эта душевная наполненность чувствуется на подсознательном уровне. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору. В самом изображении их художник шел от народных традиций, от народного понимания красоты: точеные, «писаные» лица, румянец.

Величие и простота, высокое и приземленное, торжественное и будничное, повседневное в равной степени захватывают художника. Правда, нет здесь никаких следов Валентина Серова, который, в отличие от Нестерова, был частым абрамцевским гостем и написал там одну из лучших своих работ. Под новый, 1883 год решено было поставить на домашней абрамцевской сцене силами домочадцев и друзей дома «Снегурочку» Островского. Учился в Вятском духовном училище (1858 – 1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой. Картина «Витязь на распутье» (1882). С 1868 года по 1875 год Виктор Васнецов учился в Академии.

На полотне «С квартиры на квартиру» мы видим уже немолодую семейную пару, вынужденную переезжать с насиженного места. Слава художника пришла к нему практически сразу.

Он останавливается возле Парижа, здесь он много работает. Александр Бенуа обвинял Васнецова во многом, говорил, что «Иван-Царевич на Сером Волке» – это костюм, купленный или взятый напрокат в каком-то театре, что это все театрализованное. Данный холст был написан, когда художнику было всего лишь двадцать пять лет от роду. В руках они держат узлы со своим бедным скарбом.

  1. КАКИЕ БЫВАЮТ ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
  2. Изобразительное искусство англии
  3. Изобразительное искусство 19 века
  4. Жизнь и творчество Виктора Михайловича Васнецова
  5. Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926

Этой гигантской работе Виктор Михайлович отдал десять лет жизни. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Взгляд человека очень твердый, полон благородства и изящества. Но он был таким, каким был. Как правило, он рисует жизнь рабочих, крестьян. во всю щеку, а в повадке — величавость и нежность.

Его первыми картинами были – «Чаепитие», «Нищие», «Старуха кормит кур», » Рабочий с тачкой», «Дети разоряют гнезда» – их показали на выставке в 1872-1874 годах Общество поощрения художеств. Тут он встречает брата своего вятского учителя Красовского. Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. У выхода меня останавливает эскиз картины «Страшный Суд». И даже легко заменил бы ее. Васнецова, а в 1900–1901 годах создал проект фасада здания Третьяковской галереи.

И «После побоища Игоря Святославовича с половцами» – это абсолютно не похоже на побоище, там нет ужасных тел, там красивая смерть, там стрела, которая аккуратненько как бы воткнута в тело, там красивые позы умерших. Тому первый пример знаменитые «Богатыри», тысячи раз воспроизведенные, всем известные, запечатленные и на чайных сервизах и на папиросных коробках. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Он происходил из большой семьи деревенского священника.

  • История русской армии и флота с Древней Руси до эпохи Александра

Четыре раз переделывал «Войну и мир» Толстой. Хотя все было как раз наоборот. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Виктор Михайлович Васнецов был рожден 15 мая 1848 года в маленьком селе Лопьял.

Виктор Михайлович 
Васнецов – биография 
и описание картин

Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. Родом из семьи священнослужителей. «Алёнушка» (1881). Да, может быть, это так.

Мы с удовольствием их опубликуем. Поговаривают, что у нынешней экспозиции есть подробный каталог. Но не устрашающие сцены, к слову, несколько театральные, задерживают внимание. Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее.

В древнюю, сказочную Русь идет художник за красотой и правдой. Выписано сладостно, но с академической выучкой по-флорентийски, но без небрежения к местным особенностям. Каким-то особым русским духом веяло от нее".

В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883–1885) исполненное художником для Исторического музея. Это «Преддверие Рая» или «Радость праведных о Господе» — сюжет, выражающий смысл христианского вероучения о Царстве Божием, мечту о вселенской гармонии, воплощенную художником в божественном символе — Свете. Крамской, а затем в Императорскую Академию художеств. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» – получил уже деньги, будучи в Петербурге.

Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. После этого достаточно громкой очередной его картиной стали«Богатыри». В картине «Витязь на распутье» мы видим глубокое раздумье художника над жизнью. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным.

На его полотнах оживает далекой прошлое Древней Руси. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. В 1881 году, когда Васнецов начал писать свою «Аленушку», Верочке было семь лет. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини. Ему не нужно было «идти в народ» и нести что-то «мужикам» – как, к сожалению и было часто у многих интеллигентов, которые действительно не знали народа.

Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Монументальный, как статуя Командора, человек нисходит по ступеням. Многие его картины знакомы вам еще с детства. В 1880 г. в Третьяковской галерее была выставлена его первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». На камне написано: – «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.

От них пошли и Ермак и Кузьма Минин и Степан Разин и Пугачев. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901–1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913–1918 обе работы – в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики.

В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в 1867–1868 его наставником был И. Н. Крамской) и Академии художеств (1868–1875). По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Отец – православный священник. Мало того, он становится частью русской культуры.

И вот этот Иван Грозный в царском облачении спускается по лестнице, – и вдруг этот затравленный, звериный какой-то взгляд. Другие надписи («Направу ехати – женату бытии налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки. Это всё висит по бокам выставки. В тысяче восемьсот семьдесят третьем году был написан самый первый автопортрет художника. На мрачном седом камне, поросшем мохом, зловещая надпись: «Как прямо ехати, живу не бывати, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».

Автор явно хотел, чтобы зрители сопереживали героине картины. Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни.

Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Даже такое размельчение образов не может лишить картину ее первозданного обаяния. С картины Васнецова Виктора Михайловича («Автопортрет», 1873 год) на нас смотрит уже немолодой человек с поразительно мудрыми и добрыми глазами.

Нет ему равных именно в русском орнаменте. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории. Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. Не издан: денег нет. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Многие картины художника Виктора Васнецова поднимают тему народного горя и страданий.

Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, – те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. Отсюда масса васнецовских эскизов к постановке «Снегурочки» в домашнем театре работ Елены Поленовой, художницы серьезной, но не то чтобы значительной, немного врубелевской майолики и несколько эффектно преподнесенных мебельных гарнитуров из абрамцевской мастерской, а также все то, что хоть как-то ассоциируется с Абрамцевым. Умно написанный, с массой сравнений, с кучей примечаний. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее).

В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. На выставке Васнецова много, но в основном в эскизах и проходных работах, ничего любимого народом нет — ни богатырей, всматривающихся вдаль, ни Ивана-царевича, везущего на сером волке свою златовласую зазнобу, правда, есть один из вариантов «Витязя на распутье», не слишком, впрочем, удачный. Другое дело, как она преподнесена. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность.

Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышёва. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед и прадед был священником.

Революцию художник Васнецов так и не принял. Вятская губерния имела много местных художников. Об этом свидетельствуют картины Виктора Васнецова из «передвижнического» периода. Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения.

Это гораздо более сложная характеристика. В 1878 году Васнецов возвращается на родину. Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же). Да, если это такой талантливый художник, как Репин, получается великолепно, гениально. Здесь была написана и "Аленушка", картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа.

И полюбили Аленушку – от души и всем сердцем. О героическом времени становления Киевского княжества, усобицах и борьбе с половцами рассказывают нам такие картины Виктора Васнецова, как «Витязь на распутье» и «После побоища князя Игоря». А каким был сам художник.

Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Узкая рама, длинная. Мифы и сказки, созданные яркой народной фантазией, подвигли художника на создание столь любимой нами «Аленушки» и «Ивана Царевича», скачущего сквозь лесную чащу на своем добром помощнике – Сером Волке. И пошли вереницы обличительных сюжетов. И еще – бабушка была у него, Ольга Александровна. Дело художника для него было тем же служением людям, поиском красоты, правды истины «Исторические грезы» тревожат воображение романтически настроенного юноши. Поэтапно работал над знаменитой своей «Аленушкой» Васнецов.

В принципе идея благая, правильная и плодотворная: нужно же как-то сопоставлять отечественное искусство с тогдашним и тамошним. Последующие работы«Цapeвнa-лягушкa», «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна», «Баян»уже не были такими сильными, это были последние работы. 23 июля 1926 года Васнецов скончался. Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Если менее талантливый художник, это получается просто как отклик на тему. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Тот устраивает его рисовальщиком.

Васнецов был мастер узоров, он великолепно знал эту русскую византийскую вязь и так умело это показывал. В Киеве Васнецов написал также свой шедевр «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889) и начал работу над своей наиболее известной картиной «Богатыри», которую завершил уже в Москве в 1898 году. Огромная птица – обязательный персонаж русского фольклора – распласталась на линии горизонта. На протяжение многих лет писал «Онегина» Пушкин. Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники».

Учился живописи в Петербурге – сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867 – 1868), затем в Академии художеств (1868 – 1873). В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В Париже Васнецов создал картину «Акробаты» (1877).

Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Третьяковская галерея торжественно открыла в своих залах на Крымском валу выставку с многозначительным названием «Стиль жизни — стиль искусства» и посвятила ее 150-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом.

Но преображенное фантазией художника, все это в то же время казалось по-настоящему сказочным. Особенно долго он промучился с лицом Аленушки.

Рафаэль и Микеланджело потрясают его своей художественной и творческой мощью. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое. Однако не менее значителен вклад мастера и в развитие бытописательства. Долго после Нового года дети вспоминали белобородого Деда Мороза, которого играл сам Васнецов, то и дело повторяя басом его реплику из пьесы: «Любо мне, любо» Через несколько лет опера Римского-Корсакова «Снегурочка» с декорациями Васнецова, поставленная на сцене Частной оперы Мамонтова, стала выдающимся событием театральной жизни России.

Но также можно заметить некое напряжение, которое передает этот автопортрет. Виктор Михайлович Васнецов (родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии, умер 23 июля 1926 года в Москве)– русский художник и иконописец, специализировавшийся на исторических и мифологических сюжетах. Где-то там люди. Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году.

Художник родился в небольшой деревушке в Вятской губернии. Естественно, с русским колоритом, вяловатым, но притягательным. Картины Васнецова — это сама русская культура, русский дух.

(Как известно, первые финансировал Мамонтов, вторые — княгиня Тенишева. ) Правда, есть и живопись и графика. Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество. Но знаменитая «Девочка с персиками» так далека от почвеннических исканий, представленных выставкой, что ее решили и не поминать.

Чтобы узнать это, давайте обратимся к его автопортрету. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского Снегурочка на домашней сцене С. И. Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885). Патриархальная семья, шестеро детей. Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи.

Затем вся семья переезжает в село Рябово, где и проходит детство будущего художника. — O. K. ) — все это мне нравилось, я всматривался во все это и говорил себе: «Вот как надо устроить свою жизнь. Но русские народные былины – приводят ли они какие-то натуралистические подробности. Это во многом объясняется его происхождением и его семьей. Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Всё это показывает умиротворённость картины.

Например, эскизы к картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», написанные в соседней деревне. Главный сюжет – обличение. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896) в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).

Декорации, расписанные Васнецовым, привели всех, особенно детей, в неописуемый восторг. Смерть пришла к нему вечером дома, разрыв сердца.