Барышня Морозова

Ведь сколько времени я его искал. Впрочем, чего гадать. Не смею, – отвечал стрелец. Ее везут в тюрьму на глазах у толпы людей. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.

Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Художник допустил ряд исторических неточностей. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве.

В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Расширение связей с Украиной (воссоединение с которой произошло в этот период, в 1654 году) и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности в православном мире. Да и Глеб Морозов владел к 1653 году немалым состоянием – 2110 дворами.

  1. История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
  2. 16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»
  3. Картина Боярыня Морозова, Суриков
  4. Боярыня Морозова картина Сурикова
  5. Боярыня Морозова в жизни и в живописи: история мятежной раскольницы

Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. И рече: «Не смею».

История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Нравилось им, что я казак и не курю. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни.

  • Женщины в истории: боярыня Морозова
  • Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
  • Роковая любовь боярыни Морозовой
  • Боярыня Морозова – несломленная русская женщина
  • БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА – ЖЕРТВА РАСКОЛА

На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. Женское их дело что они много смыслят. ».

1669 год — царица скончалась. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря.

  • Мельница мифов: загадки боярыни Морозовой
  • Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна
  • Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
  • Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
  • «Боярыня Морозова» Сурикова: где правда, а где художественный вымысел
  • Происхождение боярыни Морозовой

Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил.

Портретный этюд был написан всего за два часа. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. И глагола: «Не смею». Кто тот единственный, кого она по-настоящему любила.

  1. Сторонница старообрядческой веры
  2. Интерес Сурикова к судьбе боярыни
  3. Образы главных персонажей картины
  4. Боярыня Морозова: биография и интересные факты
  5. О знаменитости:боярыня, одна из трех ближайших сподвижниц духовного лидера раскольников протопопа Аввакума
  6. Василий Суриков картина Боярыня Морозова

Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.

Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру. И паки мученица: «Поне мало сухариков».

Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
  • Женщины в картине Боярыня Морозова
  • Юродивый в картине Боярыня Морозова
  • Стрелец в картине Боярыня Морозова
  • Странник в картине Боярыня Морозова

– Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества. Мученицы-сестры умирали медленной смертью. Люди потянулись к ней взорами.

Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. И глагола Феодора: «Не смееши ли. Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать.

  1. Детали в картине Боярыня Морозова
  2. Мальчишки в картине Боярыня Морозова
  3. Новый старообрядческий епископ Андрей Самарский и Саратовский
  4. Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
  5. Описание картины Боярыня Морозова
  6. Работа над картиной: центральный образ
  7. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

(1) Феодосия Морозова. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Несмотря на заступничество сестры царя царевны Ирины Михайловны, царь приказал отправить трех узниц в Боровск (Калужская область) в Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь в заточение. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Как видно, сказывалась печаль по безвременно ушедшей супруге, но больше всего остерегался государь возмущений старинных боярских родов, которые могли бы усмотреть в посягательстве на Феодосию Прокопьевну прецедент расправы с высокопоставленными семьями.

(Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Они настаивали на аресте Морозовой. Но этим не закончились пытки.

Однако Морозова была не рядовая ослушница.

При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.

  • Ностальгический клуб любителей кино
  • Стратегия скрепки для формирования привычек
  • Продукты содержащие эстроген — гормон женской молодости
  • Момент, с которого начинается настоящая жизнь
  • 40 пословиц монахов Святой горы Афон

За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Это был раскол из-за убеждений и веры.

Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Зимой 1673 г. инокиню Феодору, Евдокию Урусову и их соузницу инокиню Марью (Данилову) подвергли жестоким пыткам. Все лицо мелко было.

  1. Тибетский взгляд на воспитание детей
  2. Происхождение сударыни Морозовой
  3. Достояние и воздействие сударыни
  4. Энтузиазм Сурикова к судьбе сударыни
  5. Образы основных персонажей картины

Ее увозили в ссылку. Вот пять женщин в правой части картины. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства.

Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Потом боярыню Морозову написал.

Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. Сие святей рекши, умолче голова (житие). Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.

При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому. И как вставил ее в картину – она всех победила. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).

  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии

Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение.

Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. Царь разгневался. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Это была ссылка. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением.

  1. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  2. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  3. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  4. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. По лицу боярыни видно – она понимает, что обречена на муки. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество.

«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». ходила к храму, т. е. посещала никонианское богослужение.

  1. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  2. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  3. Самые красивые города в вечернем освещении
  4. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  5. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  6. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  7. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской

В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался. Основную роль и здесь сыграли пропорции.

В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.

Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Естественно, я говорю о староверах православных.

Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Третие: аще и утаится, приспе время сына браком сочетати и убо ту потреба быти многой молве и попечению и о свадебных чинех уряжение, а инокам таковая творити не в лепоту. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Здесь протопоп наставлял свою духовную дочь в древнем благочестии, читая ей по вечерам душеполезные книги. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. На ее лице глубокая скорбь. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.

Но се убо ведомо вам буди, яко никогда же сего, помощию Христовою сохраняема, не имам сотворити. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Царь не поверил отговорке и воспринял этот отказ как глубокое оскорбление царской фамилии.

Она не хотела изменять старой вере. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.

Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. С этого момента Морозова стала для него личным врагом.

  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Некоторые подробности работы над картиной

Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Она не хотела изменять старой вере. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. В толпе терялось.

Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). После допроса женщин заковали в кандалы, оставили под домашним арестом. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Приглядел для работы соседний переулок.

История одного шедевра: 
«Боярыня Морозова» 
Сурикова

Картина потрясающая. Молю тя, госпоже, по закону християнскому, — да не пребудем вне церковнаго предания, — отпой мне отходную и еже ты веси — изглаголи, госпоже, а еже аз свем, то аз сама проговорю». Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации1. Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею.

1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.

Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Биография боярыни Морозовой заинтересовала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился огромным количеством старообрядцев. Кроме соображений гуманности, в этом предложении была и доля политического умысла: заключение твердой в своей вере боярыни, ее сестры и их подруги Марии Даниловой производило сильное впечатление на русский люд и их освобождение скорей привлекало бы к новому обряду, чем устрашение. Спустя два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.

Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. Но в 1671 царь женился вторично. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.

К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече.

Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов.

Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение.

Королева Мария Ильинична длительное время сдерживала гнев царя, ну и высочайшее положение сударыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Это было совершенно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Видимо, царь их опасался — и не без оснований, как показали позднейшие события. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли боярыни, вот таким образом решил воскресить память о ней изобразив на огромном холсте эпизод, где Морозову везут в темницу. Озадаченный архимандрит поспешил к царю.

Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Почитается старообрядческой церковью как святая. Богатство ее было сказочно.

Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. И как вставил ее в картину- она всех победила. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Это – неслыханное по тем временам богатство. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.

1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». Готова сносить их ради веры, от которой не отступится. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие).

Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.

22 января 1671 г. тайная инокиня Феодора (боярыня Морозова) демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной, сказавшись больной. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова.

Я с нее написал этюд в садике в два часа. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле.

Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.

Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Но благодаря гордому духу и сильной воле не боится страданий. Это и отразил художник на картине.

Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Остались верны инокине Феодоре ее братья – Федор и Алексей Соковнины. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов.

Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).

Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев.

Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Картина ожила.

Все круто переменилось после ее тайного пострига – около 1670 г. Феодосия Морозова приняла иночество (тайное пострижение совершил игумен Досифей) с именем Феодора и уже не могла участвовать в придворных церемониях. Боярыню вернули под арест. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Сострадательный сторож исполнил эту просьбу.

Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Умилосердися, раб Христов.

В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». От царя Алексея Михайловича он получил придворную должность окольничего, относящуюся ко второму думному чину, после боярского. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. И глагола: «Не смею». Но ничто не сломило их твердости. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Однако никоновские реформы зашли так далеко, что возвращение к старому обряду было уже невозможно.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В ночь на 16 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована, всё ее состояние конфисковано, а она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.

Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Его лица не видно.

Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа. И вот эта молодая, богатая женщина, представительница самых видных московский родов, после встречи с протопопом Аввакумом становится духовной дочерью огнепального протопопа. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Но мы не знаем, что таилось в самой глубине сердца женщины. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками.

Судя по всему, он довольствовался малым лицемерием Морозовой, которая приличия ради. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. За малолетством сына всем этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, в ее власти было 8 тысяч крестьян, только домашних слуг в доме было триста человек. Это было ужасное зрелище. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться.

Древнее пение было мужским, одноголосным. Чего он ждал. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик.

Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда.

Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Ее глаза полны слез. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой.

Это и есть героиня картины – Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.

Когда в Новгород примчался гонец с царской просьбой занять место усопшего патриарха, Никон согласия не дал, но в Москву поехал. В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Здесь они не знали, когда день, когда ночь. Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672).

Критики было много. Женщины сочувствуют. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой.

На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. (Это было в конце 1674-го года). Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну.

Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. 1883–1884 — Путешествовал по Европе. «Персты твои тонкостны. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.

В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Стойкость Морозовой, прославившейся на всю Москву сначала своей щедрой милостыней, а теперь горячей преданностью старой вере, сильно смущала придворные круги и особенно – архиереев, среди которых не оказалось ни одного столь твердого в вере человека. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.

Феодосия Морозова не приняла обычного для боярынь участия в брачных обрядах, ссылаясь на свои больные ноги. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей.

Важно найти замок, чтобы все части соединить. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Ведь женщина не может не любить. Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.

И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Она почти не смотрит на боярыню. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.

В декабре скончалась и Марья Данилова. Называли себя староверами. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Новый патриарх Питирим Новгородский, сочувствовавший сторонникам Аввакума, обратился к самодержцу с просьбой отпустить Морозову и ее сестру. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их.

«Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». Борис Романов был одним из самых богатых бояр своего времени. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Морозова была ближайшей его последовательницей. А церковная музыка – это церковное пение.

Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны. 1877— Поселился в Москве.

Сурикову удалось оживить своих персонажей. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Так и моя бабушка говорила. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.

И глагола мученица: «И ты поне хлебца». Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.

Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом.

Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. К 1653 году он владел 7254 дворами. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).

Изменения в социально-экономическом и политическом развитии России второй половины XVII столетия затронули и русскую церковь. Ведь после ее кончины (1669 г. ) царь еще два с половиной года щадил Морозову. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества.

1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. Досталось и художнику за эту картину. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.

В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Правитель всячески пробовал повлиять на супротивную сударыню, подсылал к ней ее родственников, чтоб те надоумили даму и уверили принять новейшую веру, но все было напрасно: Морозова стояла на собственном. Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.

Каменный храм построили в 1703 году. Но боярыня отказалась. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Жизнь в таком заключении была немыслима. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама.

Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.

Сурикову удалось оживить своих персонажей. Реформы породили массовое недовольство в обществе. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения.

служил воеводой в Енисейске, потом принимал участие в Земском соборе, заведовал Каменным приказом в 1641-46 гг. Новообрядные архиереи ловко играли на этом.

Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Ездила к ним на колеснице, еже есть в корете драгой и устроенной мусиею и сребром и аргамаки многи. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

Накопление практических знаний вело к ослаблению религиозного мировоззрения. 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Впереди на коленях старая нищенка. Все на картине будто напряглось.

Почто ми поклоняешися много. В доме находилась и сестра боярыни княгиня Евдокия Урусова. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

Наконец терпение государя иссякло. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. На свадьбе царя он был посаженным отцом. Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. Все лицо мелко было. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом.

Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. Это и отразил художник на картине. Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве, ее отец – Соковнин Прокопий Федорович – был окольничим, состоял в родственных связях с первой женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной.

Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Обе были подвергнуты допросу. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях.

А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». (8) Церковь. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей.

Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). 1888— Овдовел и переживал депрессию. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Ино принеси поне яблоко или огурчик».

Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Морозова отвергает новые обряды. Портретный этюд был написан всего за два часа.

Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.

Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой.

В 1545 году барон Иоганн фон Икскюль выехал из Ливонии к царю Иоанну Васильевичу Грозному и принял крещение под именем Федора Ивановича. Очень трудно ее лицо было найти. В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.

Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Очень трудно ее лицо было найти. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».

В 1635-37 гг. На то время это была самая шикарная усадьба. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества.

Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.

В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована.

Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине».

Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908).

Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство. Не смею, - отвечал стрелец.

Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. В толпе терялось.

Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.

Там, в Преображенском, все меня знали. Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. Вечерком 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом.

Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.

Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. Но смеялись немногие. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.

Но нет. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Ведь сколько времени я его искал. Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню.

В картине Сурикова Боярыня Морозова возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу.

Одежда в темных тонах, головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, цепи, охватившие запястья рук, еще более усиливают это впечатление. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.

Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна.

Арест последовал скоро. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова.

Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой. На то время это была самая роскошная усадьба. Сударыня Морозова является одной из обширно узнаваемых российских личностей, оставивших след в истории собственного страны.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.